ЗНАМЕНА ТУРКМЕНО-ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ


В XIV в. на мировую арену вышло государство, сыгравшее выдающуюся роль не только в судьбах народов Среднего и Ближнего Востока, но и Северной Африки и всей Европы. Это государство туркмен-османов. 

Начало будущей величайшей империи положили Эртогрул бек и его сын Осман Газы, которые переселились со своими соплеменниками в XIII веке из Мерва в Малую Азию. 

Говоря о государственной символике Туркмено-Османской империи, нужно отметить, что она чрезвычайно разнообразна. Видимо, на это повлияли многочисленные тотемические воззрения разных туркменских племен, объединенных османидами. Мы сейчас затрудняемся точно сказать, какая символика присутствовала на знаменах первых туркмен-османов. Ведь начальный период этого государства до сих пор окутан легендами. 

Как отмечает историк И.Аманлыев, у первых османов существовал зеленый стяг, а позднее, когда небольшое туркменское княжество (бекство) превратилось в империю, стали использоваться флаги белого и красного цвета. В то же время исследователь А.Витол приводит легенду, согласно которой Осман Газы оставил после себя лишь чашку, ложку, солонку, несколько лошадей и знамена из красной материи. 

Вероятно, противоречия вызваны тем, что испокон веков в туркменских государствах использовались все эти цвета флагов. Еще ранее, в средневековье у туркмен было популярно сочетание красного и зеленого цветов, а с принятием туркменами ислама стали популярны и знамена черного цвета, которые символизировали борьбу за истинную веру. 

Нет и единого мнения о символике османов. На наш взгляд, она также была разнообразной. Но из всех изображений (орел, лев, дракон и т.д.) в Туркмено-Османском государстве отдавали предпочтение полумесяцу и звезде. 

Часто приходится слышать о том, что туркмены заимствовали эти символы из традиционно исламских стран. Однако ортодоксальный ислам не признавал никаких символов, да и полотнища знамен халифатов были чисто черного цвета без всякой символики. Полумесяц и звезда - символические атрибуты древнейших предков туркмен. Они известны на территории Туркменистана еще с эпохи бронзы. 

Гаммированные и простые кресты (прообразы звезды) широко представлены на многих памятниках древнего Туркменистана (Маргуш, Алтын-депе и т.д.) и обозначали солярный символ - наложение друг на друга двух крестов. Эта восьмилучевая звезда схематично передавала образ древнетюркского божества Танры. 

Однако в Туркменистане был распространен и лунарный символ, что говорит о культе Луны. Храм Луны был обнаружен на городище Алтын-депе, где найдена золотая головка быка с бирюзовой вставкой - полумесяцем на лбу. С усложнением представлений о мире Солнце и Луна сливаются воедино. Скорее всего, это было связано с формированием новой религии на территории нашей страны - зороастризма, который оказал большое влияние на все последующие мировые религии - иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Исследования ученых подтверждают, что именно Южный Туркменистан является родиной этой первой мировой религии. Новый символ (луна-полумесяц и солнце-звезда) олицетворял собой не только день и ночь, светлое и темное начала, но и понятия - левый (солнце) и правый (луна). 

На Алтын-депе обнаружена каменная плакетка, на которой изображены солнце-крест и луна-серп. По прошествии двух тысяч лет те же символы мы встречаем на той же территории Южного Туркменистана - они были излюбленными в Парфянской империи. На многих монетах парфянских царей присутствует эмблема в виде полумесяца и восьмилучевой звезды. 

Основываясь на этих данных, мы можем говорить о том, что эти знаки являются древнейшими символами туркмен. Еще в 1913 году исследователь Я.Смирнов высказал предположение, что полумесяц является династическим знаком малоазиатских туркмен. Профессор В.Томсен также считал, что полумесяц существовал у туркмен еще до ислама. Академик В.Бартольд, указывая на знамя Туркмено-Османской империи, на котором был вышит полумесяц, писал: "Во всяком случае, полумесяц как религиозный символ, имевший для мечетей то же значение, как крест для христианских храмов, был характерен не для ислама вообще, но специально для турецко-османского ислама". 

Туркмены сыграли в средние века большую роль в спасении мусульманской религии, объединив исламские страны и остановив кровопролитные войны между различными течениями ислама, а также устранили угрозу вторжения на Восток европейских рыцарей-крестоносцев. К османским султанам перешли функции не только светских правителей, но и духовных властителей ислама. Они стали обладателями всех исламских святынь и в походах на европейские страны вместе с государственными флагами несли священное знамя пророка Мухаммеда. Не удивительно, что символы туркмен (полумесяц и звезда) стали ассоциироваться с символикой ислама и распространились по всему Ближнему и Среднему Востоку. 

Необходимо отметить, что кроме знамени султана существовали многочисленные знамена-штандарты визирей, правителей областей, крупных и средних военачальников. 

Особым отличием знаменитых людей Туркмено-Османской империи являлось наличие на штандарте бунчуков (бунчук - конский хвост, повязанный на древко). Эта традиция пришла к туркменам из глубины веков. 

Великий визирь империи, одновременно носящий почетный титул "паша", имел от султана разрешение демонстрировать пятибунчуковый штандарт, в то время как три других визиря государства, подчиненных ему, имели на штандартах по три бунчука. 

Туркмено-Османская империя была в пик своего могущества поделена на две половины (Анатолию и Румелию), каждой из которых управлял бейлербей (генерал-губернатор), имеющий двухбунчуковое знамя. В свою очередь, эти области делились на округа (санджаки), контролируемые санджак-беями (военными губернаторами), которым султан вручал однобунчуковые штандарты (санджак). К XVI веку в Туркмено-Османской империи насчитывалось 48 санджаков (20 - в азиатской части и 28 - в Европе). 

Существовали и знамена воинских подразделений - дворцовой гвардии, отрядов янычар, пехотных и конных соединений. Даже сотники и десятники имели свои военные значки. 

Прекрасное зрелище представляло огромное знамя султана с вышитыми золотом звездой и полумесяцем на красном полотнище, с флагштоками и многочисленными бунчаками. Оно выносилось по большим праздникам, во время военных кампаний, когда в них принимал участие лично султан. Это знамя охраняли прославленные воины из специального отряда. 

...Прошли столетия, и на Государственном флаге независимого нейтрального Туркменистана вновь засияли звезды и полумесяц. Таким образом, несмотря на то, что современная символика наполнена новым смыслом и содержанием, она, несомненно, основана на древнейших традициях туркменского народа. 

Овез ГУНДОГДЫЕВ

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ