МЕРВ-МОРАВИЯ ИЛИ ТУРКМЕНО-ЧЕШСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Выдержки из книги О.Гундогдыева "Туркмены и народы мира"
Интересную
работу опубликовал в 2006 г. чешский археолог Зденек Кланица - исследователь
столицы первого государства в Чехии (ныне городище у современного села
Микульчице). Он обнаружил там в 1983 г.обломок костяной накладки лука с
таинственной письменностью, причем буквы не имеют отношения к распространенным
тогда латинскому письму или скандинавским рунам, но, по мнению исследователя, -
это древнетюркские руны, широко распространенный в средние века алфавит на
землях от Центральной Европы до границ Китая.
Начнем
с того, что в 833 г. моравский князь Моймир I изгнал нитранского князя Прибину,
а Нитранское княжество присоединил к Моравии. Так, в 30-х годах IX в. севернее
от Дуная возникло первое на территории Чехии государство, возглавляемое
династией Моймировичей, получившее название Великая Моравия. В короткое время
Великоморавское государство распространило свое влияние на большую часть
Центральной Европы, включая в себя всю Чехию, Словакию, часть современной Польши
и Венгрии.
Великая
Моравия распалась в начале X в., но оставила «значительный след в истории и
культуре романо-германо-славянского мира раннего средневековья. Она была первым
в ряду славянских государств, возникших на огромном пространстве от Эльбы до
Волги. В IX в. Великая Моравия была мощным форпостом на пути восточной
экспансии франков, и в тяжелой борьбе на протяжении почти столетия сумела
сохранить свое суверенное положение среди раннефеодальных государств Европы.
Великоморавские князья Моймир, Ростислав, Святополк проявили себя как
энергичные государственные деятели и дипломаты, уверенно вступавшие в сложную
политическую борьбу, развернувшуюся в Европе».
Как
указывают археологические данные, мораване появились на территории Чехии в
конце VII - начале VIII в. Известный чешский историк Л.Гавлик отмечает, что это
были опытные воины, которые отличались от славян своим совершенным военным
искусством, а их тип жилищ, породы лошадей и домашнего скота, вид одежды и
ювелирные изделия находят аналогии в Центральной Азии.
Письменные
источники впервые фиксируют мораванов в 822 г. Анналы королевства Франков
свидетельствуют, что в том году ко двору императора Людовика Верующего во
Франкфурте на Майне прибыли послы всех славян, среди которых были мораваны
(латин. marvanorum),
которые через 10 лет приняли христианство. З.Кланица считает, что мораване
прибыли к горам Хрибы и Павловским вершинам из территории Туркменистана, а
именно из Мервского оазиса, где находился великий Мерв (Маргав, Мары) и
одноименная река Мургаб, почему выходцы из Мерва и сохранили далеко от родины
свое имя, т.е. мораване - это мерване, мервцы. Интересно, что в Моравии
протекала одноименная река, и чешские исследователи расшифровывают ее название
так - «Марус» (гер- манск. «стоячая вода, болото») + «ахава» (герм. «вода»).
Впоследствии вторая часть названия преобразовалась в «ава» (вода).
Однако
если, по мнению З.Кланицы, мораване прибыли из Мерва и назвали реку своей
новой родины также, не проще ли обратиться к туркменским источникам?
Примечательно, что расшифровка название реки Моравы практически совпадает с
расшифровкой названия древнейшей реки Мерва. Некоторые исследователи возводят
слово «Марв» (Март, Мерв, Мары) как «болотистое место, заросшее травой», а
«аб» в туркменском и персидском языках означает «воду», «реку». И в самом деле,
почему моравское «ава» нужно выводить из германского «ахава», когда есть
древнетуркменское слово (с тем же значением), сохранившееся до наших дней -
«ав», «аб», «яб». Например, Мургаб, Секизяб, Салыряб и т.д.
Интересно,
что 3. Кланица в своей трактовке имени моравов, к обнаружению древнетюркских
рун в моравском погребении, а также к свидетельству Л.Гавлика о появлении с
приходом моравов пород домашних животных азиатского типа и т.д., приводит еще
несколько аргументов в пользу центральноазиатского происхождения моравов. В
1947-48 гг. в деревне Дунайовице было вскрыто 7 могил VIII в., в одной из
которых обнаружены одиннадцать целых колокольчиков, бывшими неотделимыми
принадлежностями тюркских шаманов. А в 1983 г. в Микульчицах найден обломок
костяной облицовки лука тюркского типа. 3.Кланица пишет: «В Южной Моравии
воины с луками среднеазиатского происхождения известны с конца VII в. Подобные
дружины были сформированы еще в эпоху хуннов и аваров. В конце VII в.
происходят большие перемещения целых этнических групп и их ответвлений из
территорий, прилегающих к северным границам Ирана, до Восточной и Центральной
Европы. Пока еще не выявлены исторические причины, вызвавшие эти события. Но
эти передвижения привели к падению царства Само. Политическая гегемония в
Моравии переходит в другие руки; приходят в упадок поселки с керамикой так
называемого пражского типа, а на смену им приходят укрепленные островные
селения на реке Мораве - Оломоуц, Угерское Городище и Микульчице».
Далее
3.Кланица отмечает: «Спрашивая себя, откуда проистекает чрезвычайный престиж
мораван... мы должны перенестись в область, откуда исходят в VII в. военные
дружины, вооруженные особыми луками, то есть, к северным границам Ирана в
Туркмению, город Мерв».
Прекрасно!
Однако нас смущает тот факт, что З.Кланица постоянно говорит о персиянах и об
их обычаях, когда сравнивает с ними мораван. Но Мерв испокон веков был населен
древнейшими тюркоязычными этносами (саками, эфталитами, огузами) и находится
на территории Туркменистана. Кроме того, история не знает фактов, когда
персидские племена мигрировали столь далеко от родины. На такое способны
только тюркские и монгольские племена, на что указывают столь многочисленные
источники, что о них даже и не стоит говорить.
Приведем
еще один пример. З.Кланица указывает на большую роль птиц в религиозных
представлениях мораван - корона из птичьих перьев моравских правителей,
украшения с изображением птиц и т.д. А ведь имя основателя династии
Моймировичей и первого государя Моравии Моймира I можно расшифровать только
опираясь на тюркские языки - Моймир (в тюрк, mamyr) означает «молодая птица».
Для нас
интересен и следующий, на первый взгляд, несущественный факт. Недалеко от
Угерского Городища был обнаружен серебряный медальон, на котором изображен
всадник с соколом в руке. В настоящее время неоспоримо доказательство, что
традиции охоты с ловчими птицами впервые появляются у древних азиатских
кочевников, которые в эпоху раннего средневековья занесли их в Европу. Но стоит
специально отметить, что монголы, русские, казахи, кыргызы, т.е народы, в
этногенезе которых участвовали, в основном, кыпчакские племена, носят ловчих
птиц на правой руке. И только туркмены и народы Западной и Центральной Европы
носят соколов на левой руке. Это всегда являлось этнографической особенностью,
вызванной разными традициями приручения и использования хищных птиц. Заметим,
сокольник на угерском медальоне держит птицу на левой руке, совсем как у
туркмен, что служит еще одним доказательством в пользу гипотезы З.Кланицы о
миграции мораван с территории Туркменистана.
В
Старом городе у Угерского Городища было обнаружено украшение, состоящее из
трех соединенных между собой медальонов с вычеканенными фантастическими
птицами. По словам З.Кланицы, именно в Центральной Азии встречаются подобные
изображения птиц. Действительно, павлин, держащий ожерелье в клюве, подобно
«угерским» павлинам, довольно распространенный сюжет тканей и настенных
росписей Центральной Азии VII—VIII вв. (заметим, века совпадают со временем
появления мораван в Европе).
На мой
взгляд, речь идет, все-таки, не о павлине в прямом смысле слова, а о широко
распространенном центральноазиатском представлении о птице Сымруг, образ
которой берет начало в зороастрийской религии. Эта птица приносит живительную
влагу людям с райской горы. В туркменских сказках Сымруг почти всегда возил
героев на сказочную гору, наполненную золотом. А вот в сказке «Касым оглан»
Сымруг приносит живую воду с горы Каф (почти полный аналог зороастрийской
Сымруг). У туркмен сохранились и представления о Буркут баба («Орел - отец») -
покровителе дождя, которому в засушливые годы приносят в жертву козленка.
Интересно, что до принятия огузами ислама их правители являлись одновременно
верховными шаманами, атрибуты которых соответствовали частям тела птицы и ее
оперению (отсюда головной убор из перьев у первых моравских правителей). Во
время камлания шаманы подражали крикам птиц и животных. Все эти обычаи сохранились
и сегодня только у тюркских и финских народов.
Поселения
пришельцев-мораван значительным образом отличались от местных славянских
поселков. Например, укрепления государя в столичном Микульчице состояли из вала
высотой 10 м с выложенным с внешней стороны камнем, подступы к нему были
защищены несколькими рядами частокола, рвом и руслом реки Моравы. К замку
правителя примыкали укрепления дружины и дворов родовитых людей, окруженные
каменными стенами и частоколом. Для Европы IX в. это была мощная крепость,
вызвавшая удивление у противников мораван, т.е. баварских феодалов. Но для
Центральной Азии, откуда пришли мораване, подобное укрепление считалось бы
рядовой крепостью. Мораване лишь воспроизвели центральноазиатские традиции
градостроительства на своей новой родине.
Авторы
«Краткой истории Чехословакии» признают, что ранние мораване использовали
тюркские традиции и в кузнечном деле, производстве оружия, гончарном и
ювелирном деле, которые исчезают к середине IX в.
Для нас
интересно, что именно в Великой Моравии была создана в 60-х гг. IX в. первая
славянская азбука миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием, посланными
византийским императором. Но кого послал император в Моравию? Не коренных
жителей Византии, а представителей тюрко-болгарского народа. Этот народ активно
смешивался со славянами Балкан, приняв христианство. Но болгары пришли в Европу
со всей древнетюркской рунической письменностью, а у славян в то время бытовало
примитивное рисунчатое письмо. Миссионеры-болгары прибыли к своим родственникам
тюркам-моравам. В Великой Моравии создались предпосылки для объединения под
одним знаменем тюрков и славян (как и в Киевской Руси), могущего противостоять
германской гегемонии в Европе. Непонятно, откуда взялось укоренившееся мнение,
что братья-миссионеры изобрели кириллическое письмо? Особенно это мнение
распространено в российских исследованиях. Кирилл - изобретатель глаголицы!
Немецкий
историк письма И.Фридрих отмечает, что Кириллова глаголица представляет из себя
необычные по форме знаки, вызвавшие многочисленные гипотезы. Сам он думает,
что эта азбука возникла на основе переработанных греческих букв, но признает,
что некоторые детали требуют выяснения.
Однако
средневековые европейские авторы, хорошо знакомые с греческим письмом,
отмечали, что глаголица не похожа ни на одно европейское письмо. Например,
богемец Добнер писал: «Истинная Кириллова азбука есть Глагольская. Буквы
Глагольские грубые и нескладные, имеют все признаки древности и не сходны ни с
какими другими. Кирилловские же суть не что иное, как Греческие и не могли бы
в IX веке прослыть новым изобретением. Между ними видим только семь не
Греческих букв, которые взяты из Глагольской азбуки».
Дагестанский
историк М.Аджи не сомневается, что именно на основе тюркского рунического
письма создали глаголицу Кирилл и Мефодий, причем, в азбуке были, по его
мнению, буквы, которые свойственны только тюркским языкам - «мягкое г», носовые
звуки, йота - звуки и т.д.
Видимо,
мораване владели руническим письмом (например, обнаружение обломка
центральноазиатского лука с рунами в древней моравской столице), но они уже
объединили вокруг своего престола европейские народы, им нужно было создать
более совершенное письмо, которое бы мог понять любой гражданин нового
государства.
Первые
берестяные грамоты в Древней Руси тоже были написаны тюркскими рунами, но
когда в это государство вошло большое множество, кроме славян и тюрков, других
народов, они с удовольствием восприняли глагольскую азбуку, созданную в
Великой Моравии. Позже, когда тюркские этносы растворились в славянской среде,
славяне перешли на более простые греческий, латинский и кириллический алфавиты.
После
нашей публикации о туркмено-чешских связях на мой адрес в самом начале 2008 г.
пришло письмо от чешского ученого Вита Михалика, который пишет: «Уважаемый
профессор Овез Гундогдыев, прочитав ваше сообщение, я еще больше убедился, что
наши народы связывает очень интересная совместная история. Надеюсь, что мы
продолжим вместе работу над нашими исследованиями».
Вслед
за этим я получил письмо и от самого исследователя моравских древностей
З.Кланицы. Приведем выдержки из него: «Глубокоуважаемый господин профессор
Овез Гундогдыев, очень рад получить Вашу статью «Туркменистан и Чехия».
Поздравляю Вас как автора и благодарю. У меня впечатления очень сильные. Большое
Вам спасибо! В настоящее время у меня есть новые аргументы в пользу гипотезы о
восточных, тюркских истоках верхушки мораван. Собираюсь опубликовать эти
интересные факты. Мне очень понравилась Ваша гипотеза о происхождении
славянского алфавита. Монах Храбр в X в. писал, что славяне раньше книг не
имели, ни письмен,
читали они и гадали «чертами и резами», на русском языке - зарубками,
засечками! Но это же - руны! В Южной Моравии существует очень много разных
археологических находок - свидетельства контактов со Средней Азией: разные
украшения, поковки, ременные бляхи. Мне кажется, что Ваш очень инспиративный
доклад хорошо начал совместную работу, спасибо Вам! 19 января, 2008 г. Брно».
Comments
Post a Comment