МЕРВ-МОРАВИЯ ИЛИ ТУРКМЕНО-ЧЕШСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ


Интересную работу опубликовал в 2006 г. чешский археолог Зденек Кланица - исследователь столицы первого государства в Че­хии (ныне городище у современного села Микульчице). Он обнару­жил там в 1983 г.обломок костяной накладки лука с таинственной письменностью, причем буквы не имеют отношения к распростра­ненным тогда латинскому письму или скандинавским рунам, но, по мнению исследователя, - это древнетюркские руны, широко рас­пространенный в средние века алфавит на землях от Центральной Европы до границ Китая.

Начнем с того, что в 833 г. моравский князь Моймир I изгнал нитранского князя Прибину, а Нитранское княжество присоеди­нил к Моравии. Так, в 30-х годах IX в. севернее от Дуная возникло первое на территории Чехии государство, возглавляемое династией Моймировичей, получившее название Великая Моравия. В корот­кое время Великоморавское государство распространило свое влияние на большую часть Центральной Европы, включая в себя всю Чехию, Словакию, часть современной Польши и Венгрии.

Великая Моравия распалась в начале X в., но оставила «зна­чительный след в истории и культуре романо-германо-славянского мира раннего средневековья. Она была первым в ряду славянских государств, возникших на огромном пространстве от Эльбы до Волги. В IX в. Великая Моравия была мощным форпостом на пути восточной экспансии франков, и в тяжелой борьбе на протяжении почти столетия сумела сохранить свое суверенное положение сре­ди раннефеодальных государств Европы. Великоморавские князья Моймир, Ростислав, Святополк проявили себя как энергичные го­сударственные деятели и дипломаты, уверенно вступавшие в слож­ную политическую борьбу, развернувшуюся в Европе».

Как указывают археологические данные, мораване появились на территории Чехии в конце VII - начале VIII в. Известный чешский историк Л.Гавлик отмечает, что это были опытные воины, которые отличались от славян своим совершенным военным искусством, а их тип жилищ, породы лошадей и домашнего скота, вид одежды и ювелирные изделия находят аналогии в Центральной Азии.

Письменные источники впервые фиксируют мораванов в 822 г. Анналы королевства Франков свидетельствуют, что в том году ко двору императора Людовика Верующего во Франкфурте на Май­не прибыли послы всех славян, среди которых были мораваны (латин. marvanorum), которые через 10 лет приняли христианство. З.Кланица считает, что мораване прибыли к горам Хрибы и Пав­ловским вершинам из территории Туркменистана, а именно из Мервского оазиса, где находился великий Мерв (Маргав, Мары) и одноименная река Мургаб, почему выходцы из Мерва и сохранили далеко от родины свое имя, т.е. мораване - это мерване, мервцы. Интересно, что в Моравии протекала одноименная река, и чешские исследователи расшифровывают ее название так - «Марус» (гер- манск. «стоячая вода, болото») + «ахава» (герм. «вода»). Впослед­ствии вторая часть названия преобразовалась в «ава» (вода).


Однако если, по мнению З.Кланицы, мораване прибыли из Мер­ва и назвали реку своей новой родины также, не проще ли обратить­ся к туркменским источникам? Примечательно, что расшифровка название реки Моравы практически совпадает с расшифровкой на­звания древнейшей реки Мерва. Некоторые исследователи возводят слово «Марв» (Март, Мерв, Мары) как «болотистое место, зарос­шее травой», а «аб» в туркменском и персидском языках означает «воду», «реку». И в самом деле, почему моравское «ава» нужно выводить из германского «ахава», когда есть древнетуркменское слово (с тем же значением), сохранившееся до наших дней - «ав», «аб», «яб». Например, Мургаб, Секизяб, Салыряб и т.д.

Интересно, что 3. Кланица в своей трактовке имени моравов, к обнаружению древнетюркских рун в моравском погребении, а также к свидетельству Л.Гавлика о появлении с приходом моравов пород домашних животных азиатского типа и т.д., приводит еще не­сколько аргументов в пользу центральноазиатского происхождения моравов. В 1947-48 гг. в деревне Дунайовице было вскрыто 7 могил VIII в., в одной из которых обнаружены одиннадцать целых коло­кольчиков, бывшими неотделимыми принадлежностями тюркских шаманов. А в 1983 г. в Микульчицах найден обломок костяной об­лицовки лука тюркского типа. 3.Кланица пишет: «В Южной Мора­вии воины с луками среднеазиатского происхождения известны с конца VII в. Подобные дружины были сформированы еще в эпоху хуннов и аваров. В конце VII в. происходят большие перемещения целых этнических групп и их ответвлений из территорий, приле­гающих к северным границам Ирана, до Восточной и Центральной Европы. Пока еще не выявлены исторические причины, вызвав­шие эти события. Но эти передвижения привели к падению царства Само. Политическая гегемония в Моравии переходит в другие руки; приходят в упадок поселки с керамикой так называемого пражского типа, а на смену им приходят укрепленные островные селения на реке Мораве - Оломоуц, Угерское Городище и Микульчице».

Далее 3.Кланица отмечает: «Спрашивая себя, откуда происте­кает чрезвычайный престиж мораван... мы должны перенестись в область, откуда исходят в VII в. военные дружины, вооруженные особыми луками, то есть, к северным границам Ирана в Туркме­нию, город Мерв».

Прекрасно! Однако нас смущает тот факт, что З.Кланица по­стоянно говорит о персиянах и об их обычаях, когда сравнивает с ними мораван. Но Мерв испокон веков был населен древнейшими тюркоязычными этносами (саками, эфталитами, огузами) и нахо­дится на территории Туркменистана. Кроме того, история не знает фактов, когда персидские племена мигрировали столь далеко от ро­дины. На такое способны только тюркские и монгольские племена, на что указывают столь многочисленные источники, что о них даже и не стоит говорить.

Приведем еще один пример. З.Кланица указывает на большую роль птиц в религиозных представлениях мораван - корона из птичьих перьев моравских правителей, украшения с изображени­ем птиц и т.д. А ведь имя основателя династии Моймировичей и первого государя Моравии Моймира I можно расшифровать только опираясь на тюркские языки - Моймир (в тюрк, mamyr) означает «молодая птица».

Для нас интересен и следующий, на первый взгляд, несуще­ственный факт. Недалеко от Угерского Городища был обнаружен серебряный медальон, на котором изображен всадник с соколом в руке. В настоящее время неоспоримо доказательство, что тради­ции охоты с ловчими птицами впервые появляются у древних ази­атских кочевников, которые в эпоху раннего средневековья занесли их в Европу. Но стоит специально отметить, что монголы, русские, казахи, кыргызы, т.е народы, в этногенезе которых участвовали, в основном, кыпчакские племена, носят ловчих птиц на правой руке. И только туркмены и народы Западной и Центральной Европы носят соколов на левой руке. Это всегда являлось этнографической осо­бенностью, вызванной разными традициями приручения и исполь­зования хищных птиц. Заметим, сокольник на угерском медальоне держит птицу на левой руке, совсем как у туркмен, что служит еще одним доказательством в пользу гипотезы З.Кланицы о миграции мораван с территории Туркменистана.


В Старом городе у Угерского Городища было обнаружено укра­шение, состоящее из трех соединенных между собой медальонов с вычеканенными фантастическими птицами. По словам З.Кланицы, именно в Центральной Азии встречаются подобные изображения птиц. Действительно, павлин, держащий ожерелье в клюве, по­добно «угерским» павлинам, довольно распространенный сюжет тканей и настенных росписей Центральной Азии VII—VIII вв. (за­метим, века совпадают со временем появления мораван в Европе).

На мой взгляд, речь идет, все-таки, не о павлине в прямом смысле слова, а о широко распространенном центральноазиатском представлении о птице Сымруг, образ которой берет начало в зороастрийской религии. Эта птица приносит живительную влагу людям с райской горы. В туркменских сказках Сымруг почти всегда во­зил героев на сказочную гору, наполненную золотом. А вот в сказке «Касым оглан» Сымруг приносит живую воду с горы Каф (почти полный аналог зороастрийской Сымруг). У туркмен сохранились и представления о Буркут баба («Орел - отец») - покровителе дождя, которому в засушливые годы приносят в жертву козленка. Интерес­но, что до принятия огузами ислама их правители являлись одно­временно верховными шаманами, атрибуты которых соответство­вали частям тела птицы и ее оперению (отсюда головной убор из перьев у первых моравских правителей). Во время камлания шама­ны подражали крикам птиц и животных. Все эти обычаи сохрани­лись и сегодня только у тюркских и финских народов.

Поселения пришельцев-мораван значительным образом отли­чались от местных славянских поселков. Например, укрепления государя в столичном Микульчице состояли из вала высотой 10 м с выложенным с внешней стороны камнем, подступы к нему были защищены несколькими рядами частокола, рвом и руслом реки Мо­равы. К замку правителя примыкали укрепления дружины и дворов родовитых людей, окруженные каменными стенами и частоколом. Для Европы IX в. это была мощная крепость, вызвавшая удивле­ние у противников мораван, т.е. баварских феодалов. Но для Цент­ральной Азии, откуда пришли мораване, подобное укрепление счи­талось бы рядовой крепостью. Мораване лишь воспроизвели цен­тральноазиатские традиции градостроительства на своей новой ро­дине.

Авторы «Краткой истории Чехословакии» признают, что ран­ние мораване использовали тюркские традиции и в кузнечном деле, производстве оружия, гончарном и ювелирном деле, которые исче­зают к середине IX в.

Для нас интересно, что именно в Великой Моравии была созда­на в 60-х гг. IX в. первая славянская азбука миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием, посланными византийским императо­ром. Но кого послал император в Моравию? Не коренных жителей Византии, а представителей тюрко-болгарского народа. Этот народ активно смешивался со славянами Балкан, приняв христианство. Но болгары пришли в Европу со всей древнетюркской рунической письменностью, а у славян в то время бытовало примитивное ри­сунчатое письмо. Миссионеры-болгары прибыли к своим родствен­никам тюркам-моравам. В Великой Моравии создались предпосыл­ки для объединения под одним знаменем тюрков и славян (как и в Киевской Руси), могущего противостоять германской гегемонии в Европе. Непонятно, откуда взялось укоренившееся мнение, что братья-миссионеры изобрели кириллическое письмо? Особенно это мнение распространено в российских исследованиях. Кирилл - изо­бретатель глаголицы!


Немецкий историк письма И.Фридрих отмечает, что Кириллова глаголица представляет из себя необычные по форме знаки, вызвав­шие многочисленные гипотезы. Сам он думает, что эта азбука воз­никла на основе переработанных греческих букв, но признает, что некоторые детали требуют выяснения.

Однако средневековые европейские авторы, хорошо знакомые с греческим письмом, отмечали, что глаголица не похожа ни на одно европейское письмо. Например, богемец Добнер писал: «Истинная Кириллова азбука есть Глагольская. Буквы Глагольские грубые и нескладные, имеют все признаки древности и не сходны ни с каки­ми другими. Кирилловские же суть не что иное, как Греческие и не могли бы в IX веке прослыть новым изобретением. Между ними ви­дим только семь не Греческих букв, которые взяты из Глагольской азбуки».

Дагестанский историк М.Аджи не сомневается, что именно на основе тюркского рунического письма создали глаголицу Кирилл и Мефодий, причем, в азбуке были, по его мнению, буквы, которые свойственны только тюркским языкам - «мягкое г», носовые звуки, йота - звуки и т.д.

Видимо, мораване владели руническим письмом (например, обна­ружение обломка центральноазиатского лука с рунами в древней мо­равской столице), но они уже объединили вокруг своего престола ев­ропейские народы, им нужно было создать более совершенное письмо, которое бы мог понять любой гражданин нового государства.

Первые берестяные грамоты в Древней Руси тоже были напи­саны тюркскими рунами, но когда в это государство вошло большое множество, кроме славян и тюрков, других народов, они с удоволь­ствием восприняли глагольскую азбуку, созданную в Великой Мо­равии. Позже, когда тюркские этносы растворились в славянской среде, славяне перешли на более простые греческий, латинский и кириллический алфавиты.

После нашей публикации о туркмено-чешских связях на мой адрес в самом начале 2008 г. пришло письмо от чешского учено­го Вита Михалика, который пишет: «Уважаемый профессор Овез Гундогдыев, прочитав ваше сообщение, я еще больше убедился, что наши народы связывает очень интересная совместная история. На­деюсь, что мы продолжим вместе работу над нашими исследова­ниями».

Вслед за этим я получил письмо и от самого исследователя мо­равских древностей З.Кланицы. Приведем выдержки из него: «Глу­бокоуважаемый господин профессор Овез Гундогдыев, очень рад получить Вашу статью «Туркменистан и Чехия». Поздравляю Вас как автора и благодарю. У меня впечатления очень сильные. Боль­шое Вам спасибо! В настоящее время у меня есть новые аргументы в пользу гипотезы о восточных, тюркских истоках верхушки мо­раван. Собираюсь опубликовать эти интересные факты. Мне очень понравилась Ваша гипотеза о происхождении славянского алфави­та. Монах Храбр в X в. писал, что славяне раньше книг не имели, ни письмен, читали они и гадали «чертами и резами», на русском язы­ке - зарубками, засечками! Но это же - руны! В Южной Моравии существует очень много разных археологических находок - свиде­тельства контактов со Средней Азией: разные украшения, поков­ки, ременные бляхи. Мне кажется, что Ваш очень инспиративный доклад хорошо начал совместную работу, спасибо Вам! 19 января, 2008 г. Брно».

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ