ТУРКМЕНЫ И КИТАЙ
«Постигайте
науку, находясь даже в Китае»
Из хадиса Пророка Мухаммеда
Шелк и бумага,
книгопечатание и порох, компас и фарфор - эти феноменальные изобретения были, в
свое время, подарены человечеству трудолюбивыми китайцами. Но китайская
цивилизация не развивалась изолированно. На всем протяжении становления единой
китайской империи она неизменно находилась в теснейшем контакте с древними
предками туркмен - хуннами, массагетами, парфянами, хорезмийцами, гёк-тюрками,
огузами, кыпчаками, карлуками, канглы и др. Две крупнейшие цивилизации Азии
(тюркская и китайская) не всегда находились в противостоянии друг с другом, но
заключали династийные браки и союзные договоры, торговали и обменивались
военными и культурными достижениями.
Примечательно,
что Китай впервые был объединен в 231 г. до н.э. княжеством Цинь, опиравшимся
на мощь многочисленного древнетюркского воинства. В сознании же предков
туркмен, несмотря на то, что китайские династии сменялись одна за другой, так
и осталось самое древнее название Китая: «Чин» или «Мачин» («Великая Цинь»).
Исследователь В.А.Шишкин считает, что слово «чын», распространенное у
тюркоязычных народов и обозначающее все красивое, изящное, настоящее, есть ни
что иное, как синоним слова «Китай» или «китайский». У туркмен и сейчас бытует
это слово (туркм. чын - настоящий; чынлакай - по-настоящему и т.д.).
Известный
синолог Ю.А.Зуев специально обращает внимание на влияние тюркского фактора в
истории Китая. Так, династия Хань (Ранняя Чжао, 304-328 гг.) была основана
хуннами, династия Поздняя Чжао (319-325 гг.) - племенем канглы (в «Родословной
туркмен» автора XVII в. Абулгази канглы причислены к огузам-туркменам),
династия Западная Цинь (388-431 гг.) - ранними тюрками, династия Поздняя Тан
(923-956 гг.) - огузским племенем шато. Немаловажным был вклад в развитие
Китая других народов - аваров, манчжуров, тунгусов, киданей, монголов.
Вот
как описывает восхождение на императорский трон основателя династии Хань Лю
Юаня автор «Хэу-Хань-Шу» («История Младшего Дома Хань») Фань Хуа (V в. н.э.):
«Лю Юань, по проименованию Юань-хай, был сын Восточного Чжуки - князя Лю Бао.
Еще в детстве обнаружились в нем необыкновенные дарования. Воспитываясь при
китайском Дворе, он приобрел большие успехи в китайской словесности; как
военный, обучался и тактике, имел большую силу, исполинский рост. В 279 году,
по смерти отца, поставлен начальником восточного аймака, а в 290 году
определен главнокомандующим всех пяти хуннуских аймаков, размещенных внутри
Северного Китая. С 290 года в царствующем Доме Цзинь начались семейные раздоры и
смятение разлилось по всему Китаю. В сие время начальники пяти аймаков
предприняли оружием возвратить утраченные права, и на общем собрании в 304
году объявили князя Лю Юань-хай Великим Шаньюем (титул верховных ханов
Хуннского государства. - О.Г.). Лю Юань-хай в сем же году объявил себя
государем с титулом Ван, и дал своей династии название Хань... В следующем
году перенес столицу в Пьхин-ян-фу и объявил себя императором».
Ю.А.Зуев
упомянул лишь династию Поздняя Тан, хотя сохранились материалы и о Ранней Тан.
Например, при помощи огузов и кыпчаков взошел в 618 г. на китайский престол
«окитаенный» тюрк Ли Юань - основатель Ранней Тан. Во время дворцовых церемоний
огузские послы сидели рядом с императором. При Ли Юане был составлен
китайско-тюркский словарь, который, к сожалению, не сохранился до наших дней. В
Чаньань переселилось свыше 10 тысяч огузских семей. Под влиянием огузов и
кыпчаков в Китае возникла в VIII в. мода на все тюркское - музыку, одежду,
вооружение и т.д."
Особенно
поражало китайцев переносное жилище тюрков. Великий китайский поэт
Средневековья Бо Цзюй-и посвятил юрте целое стихотворение.
Шерсть
собрали с тысячи овец,
Сотни
две сковали мне колец,
Круглый
остов из прибрежных ив
Прочен,
свеж, удобен и красив.
В
северной прозрачной синеве
Воин
юрту ставил на траве,
А
теперь, как голубая мгла,
Вместе
с ним она на юг пришла.
Юрту
вихрь не может покачнуть,
От
дождя ее твердеет грудь.
Нет
в ней ни застенков, ни углов,
Но
внутри уютно и тепло.
Удалившись
от степей и гор,
Юрта
прибрела ко мне на двор.
Тень
ее прекрасна под луной,
А
зимой она всегда со мной.
Войлок
против инея - стена,
Не
страшна и снега пелена,
Там
меха атласные лежат,
Прикрывая
струн певучих ряд.
Там
певец садится в стороне,
Там
плясунья пляшет при огне.
В
юрту мне милей войти, чем в дом,
Пьяный
- сплю на войлоке сухом.
Очага
багряные огни
Весело
сплетаются в тени,
Угольки
таят в себе жару,
Точно
орхидеи поутру;
Медленно
над сумраком пустым
Тянется
ночной священный дым,
Тает
тушь замерзшая, и вот
Стих,
как водопад весной, течет.
Даже
к пологу из орхидей
Не
увлечь из этих юрт людей.
Тем,
кто в шалашах из тростника,
Мягкая
зима и то горька.
Юрте
позавидует монах и школяр, запутанный в долгах.
В
юрте я приму моих гостей.
Юрту
сберегу я для детей.
Князь
свои дворцы покрыл резьбой –
Что
они пред юртой голубой!
Я
вельможным княжеским родам
Юрту
за дворцы их не отдам.
Востоковед
И.Ф.Попова отмечает: «Правление династии Тан (618-907) явилось периодом
экономического расцвета, политического могущества и блеска культуры
императорского Китая и оказало огромное многостороннее влияние на весь
последующий ход истории целого ряда государств Азии. Именно в этот период китайская
империя сумела в наибольшей степени реализовать свои геополитические
возможности и распространить политическое влияние на огромную территорию от
Кореи до Персии и от Вьетнама до Тянь-Шаня».
Синтез
политических культур в эпоху Тан стал основой стабилизации китайского
общества, где многие черты управления империей, как считают китаеведы
И.Ф.Попова, Т.Барфилд, Д.Твитчетт, С.Чэнь, А.Айзенберг и др., сформировались
под влиянием политической практики центральноазиатских этносов.
Выдержки из книги О.Гундогдыева «Туркмены и
народы мира»
Comments
Post a Comment