ТУРКМЕНИСТАН – ЦЕНТР ДРЕВНЕЙШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Туркменистан обладает большой историей и на её территории находился очаг мировой цивилизации–Маргуш (Гоңур-Депе), которая сформировалась на основе более ранних энеолитических земледельческих культур, возникших на территории нашей страны.

Учёные предполагают, что в доисторические времена территория Туркменистана была населена неандертальцами, поскольку обнаружены следы их пребывания близ города Магданлы и на склонах горы Большой Балхан.

На территории Туркменистана обнаружены мезолитические стоянки Кайлю и пещерная стоянка Джебел (близ Балканабата), носители которой   уже владели техникой изготовления примитивной керамики и по-прежнему пользовались каменными орудиями. Учёные считают, что антропологически они принадлежали древнеуральской расе, а ряд показателей сближают стоянку Джебел с кельтиминарской культурой, которую обычно ассоциируют с предкамифинно-угров.

Классический неолит в Туркменистане представлен культурой Джейтун (VI тысячелетие до н.э.).


В конце VI—начале V тысячелетия до нашей эры джейтунскую культуру сменила культура Аннау. Носители  которой  уже освоили меднолитейное дело. Синхронно с культурой Аннау в V тысячелетии до н. э. зарождается протогородская цивилизация (Алтын-Депе, Намазга-Депе и Улуг-Депе), на основе которого формируется в III тысячелетии до нашей эры Маргианская цивилизация (Маргуш, Гонур-Депе).

Во II тысячелетии до н. э. территорию Туркменистана заселяют арийские племена, причём первой волной завоевателей считаются носители дардских языков. Исследователи предполагают, что в IX-VII веках до н. э. здесь (а также на сопредельной территории северногоАфганистана) сложился описанный в Авесте протоиранский союз Арьйошайана, который был отчасти разгромлен, отчасти оттеснён к югу турано-массагетскими кочевниками.

Давайте, теперь посмотрим, как же археологи и историки приступали к изучению исторических памятников, имевшихся или предполагавшихся, что могут находиться на территории Туркменистана. В результате многолетних поисков были обнаружены артефакты, которые создали научную базу для того, чтобы сделать вышеуказанные научные выводы об истории нашей страны.

Как мы знаем, современная археология сыграла огромную роль в изучении древнейшей истории всего человечества. Её открытия в разное время становились научной сенсацией и стимулировали развитие не только истории, но и различных других наук.

Уже в начале ХХ столетия были проведены первые археологические раскопки и на территории современного Туркменистана (в предгорьях Копетдага).  

Археологические раскопки здесь начались  в 1904 году Американской археологической экспедицией во главе с Рафаэлем Пампелли. Тогда были произведены первые раскопки на юге Туркменистана, вблизи города Ашхабада. Уже эта экспедиция сделала сенсационное открытие: было обнаружено поселение эпохи энеолита (позже классифицированная как археологическая земледельческая культура), которая получило название города Аннау (тогда ещё селение), так как было обнаружено в непосредственной близи него.


Аннау - это археологическая земледельческая культура эпохи энеолита на юге Туркменистана, названная так по многослойным поселениям, датируемым V-IV тысячелетиями до н.э.

Дома в Аннау были из сырцового кирпича. Здесь были обнаружены расписные сосуды, медные украшения, орудия труда и др. Первая экспедиция обнаружила и обуглившиеся зёрна пшеницы и ячменя, что подтвердило, что Туркменистан является одним из первых очагов земледелия и родиной «ак бугдая» - белой пшеницы.

Точнее, в Аннау были изучены три основных культурных слоя. Слой Аннау I относится, приблизительно, 3500 г. до н.э.; Аннау II представляет период около 2500 г. до н.э.; Аннау III может датироваться 2000 г. до н.э.

Даже в первый период люди Аннау были не только охотниками, но и крестьянами. Ячмень и пшеница являлись основными культурами. Бык и овца были приручены задолго до периода Аннау II, в то время как свинья, коза, собака и верблюд появились лишь в Аннау II. Жилища делались из глиняных кирпичей. Инвентарь каменных инструментов, найденных в Аннау не богат: в основном резцы и терки. Посуда, с другой стороны, довольно интересна. Горшки—ручной работы и хорошо обожжены. Многие из них окрашены в красный и черный цвет; орнамент в основном коричневый. Веретена (пряслицы), найденные во всех слоях, являются свидетельством раннего искусства прядения и ткачества.

Однако самой древней земледельческой культурой, обнаруженной на территории Туркменистана (южная окраина каракумских песков, в 40 км от Ашхабада, на бугре Чакмадаш-Бейик), является культура Джейтун, датируемая VI тысячелетием до нашей эры. Она является и одним из древнейших культур, когда-либо обнаруженных на земле.

Поселение Джейтун является одним из самых замечательных памятников, показывающих, как из мезолитической культуры охотников и собирателей на юге Туркменистана зарождается неолитическая культура первых земледельцев. Толща культурных отложений Джейтуна, образовавшихся вследствие длительного обитания человека, достигает здесь 2 м. В ней оказалось не менее пяти залегающих друг над другом глинобитных полов. Найдено было также значительное количество мелких кремнёвых изделий, в том числе пластинок с ретушью, скребков, проколок и миниатюрных трапеций. Имеются также подвески из морских раковин, доставленные из районов, прилегавших к Каспийскому морю, где обитали племена охотников и рыболовов, оставившие следы своего пребывания в ранненеолитических слоях пещер Кайлю, Джебел и Дам-Дам-Чешме.

Вместе с каменными изделиями ранненеолитического типа в Джейтуне обнаружены столь же многочисленные обломки плоскодонных сосудов, вылепленных без гончарного круга и покрытых простейшим расписным узором в виде параллельных линий. Это—древнейшая в Центральной Азии расписная керамика, резко отличная по форме и орнаментации от остродонных и круглодонных сосудов племён охотников и рыболовов.

Вместе с черепками расписных сосудов в Джейтуне найдены обломки зернотёрок, свидетельствующие о том, что земледелие, несомненно, сочетавшееся со скотоводством, было уже важным занятием обитателей этого поселения. Прямым доказательством наличия земледельческой культуры, и при этом достаточно высокого уровня развития, являются обнаруженные в черепках сосудов отпечатки ячменя и мягкой среднеазиатской пшеницы. Следы культуры Джейтун обнаружены были также и при раскопках в Новой Нисе и в Чопан-Депе, где найдена аналогичная джейтунской керамика, залегавшая вместе с такими же архаическими по технике изготовления кремнёвыми изделиями.

Ещё одним знаменитым археологическим памятником является так называемые «столицы песков» - огромные городища, занесенные песчаными холмами в пустыне Каракумы на юге Туркмении: Улуг-Депе, Намазга-Депе и Алтын-Депе.

Ученые определили время, когда эти поселения появились—около пятидесяти веков назад, примерно тогда же, когда возникли и древнейшие государства мира – Шумер и Хараппа.

Тогда учёные задавались вопросами: что же сокрыто под тысячелетними песками Каракумов? Остатки городских цивилизаций или поселения племен, еще не перешагнувших порога первобытнообщинного строя? 

Первые раскопки начались на Намазга-Депе. Лишь невзрачные жилища земледельцев и мастерские ремесленников появились на дне раскопов. Не было ни дворцов, ни храмов, ни крепостных стен —ничего, что свидетельствовало бы о высоком уровне развития, когда на месте поселения возникают города.

Находки, сделанные Улуг-депе, принадлежали к более позднему времени, к первому тысячелетию до нашей эры - так и не смогли ученые «пробиться» к тем векам, когда это городище возникло, увидеть Улуг-депе III тысячелетия.

Вначале третья «столица песков»—Алтын-Депе тоже ничего нового не «показала». Но неожиданно на северной окраине городища один раскоп уткнулся в остатки мощной стены, сложенной из сырцовых кирпичей. Исследователи определили, что стена построена именно в III тысячелетии до нашей эры, когда возникли «столицы песков». Размеры стены оказались настолько большими, что для того, чтобы выявить внешние очертания сохранившейся ее части, понадобилось несколько лет интенсивных работ. Создавалось впечатление, что найдены остатки единой  городской системы укреплений, возведенной вокруг Алтын-Депе пять тысяч лет назад.


Уже свыше четырех тысяч лет назад высились в слепящем мареве Каракумов величественные стены с зубчатыми парапетами и высокие башни - зиккураты, на вершинах которых горел священный огонь. Жрецы в богатых одеждах произносили над ним заклинания, и теснились где-то там, внизу, жалкие лачуги скотоводов, земледельцев, ремесленников.

Это уже было начало новой, до сих пор скрытой в песках главы истории: появились первые факты, позволяющие предположить, что народ, живший на Алтын-Депе, в III-II тысячелетии до нашей эры начал развиваться уже по законам классового общества. И появилось предположение, что это протогородская цивилизация.

Археологи довольно часто встречали при раскопках в Каракумах глиняные женские статуэтки. Нередко на них находили изображения деревьев или колосьев, процарапанные по сырой глине. В этих статуэтках не было ничего необычного - подобные скульптуры уже давно известны археологам, ведущим раскопки на древних земледельческих поселениях мира.

Но вот в 1966 году на Алтын-Депе была найдена глиняная женская фигурка, на которой были процарапаны изображения восьмиконечных  звезд. Такой знак обозначал понятия «божество», «небо» в шумерской письменности - одной из древнейших письменностей на Земле. Восьмиконечная звезда в качестве символа присутствует во многих странах Востока, а также в Восточной Европе. В Туркменистане, восьмиконечная звезда называется звездой Огуз-хана, которая ведет свою историю с родоначальника туркменской нации Огуз-хана Туркмена, жившего, по преданиям более пяти тысяч лет назад. Согласно «Огуз-наме» Рашид ад-Дина, а также «Родословной туркмены» Абул-Гази Хана Хивинского, в глубокой древности Огуз-хан вместе с древнейшими туркменскими (огузскими) племенами завоевал большое количество стран на Западе, Юге и Севере. По-видимому, восьмиконечная звезда Огуз-хана распространилась на все завоеванные им страны и стала одним из главных символов государственности.


Через руки археологов заново прошли все статуэтки, когда-либо найденные в Южной Туркмении. И на некоторых были обнаружены треугольнички, кресты, знаки, похожие на букву «К», уже знакомые восьми лучевые звезды - более 20 различных знаков. И некоторые из них имело прямые аналогии с шумерскими письменами.

Правда, все обнаруженные статуэтки были созданы во II тысячелетии до нашей эры, но в мае 1967 года археологи подняли на Улуг-Депе обломок статуэтки с процарапанными иероглифами из слоев III тысячелетия.

Знаки эти были процарапаны в то же время, когда создавалась и шумерская письменность.

Так в один узел связались находки последних лет - богатое погребение жрицы, позволяющее предположить наличие социального расслоения общества в Алтын-Депе уже четыре-пять тысяч лет назад; остатки храма, свидетельствующие о том, что это расслоение не только произошло, но и что жрецы уже заняли обособленное—если так можно выразиться, «храмовое»  - положение в этом обществе и следы письменности, обычно сопутствующей развитому храмовому хозяйству. Такое немыслимо в условиях первобытнообщинного строя. Такое трудно предположить и в обществе, уже подошедшем к порогу классового расслоения. Такое наиболее вероятно тогда, когда это расслоение уже произошло, когда в обществе уже выделилась царская  и жреческая знать. Когда поселения становятся городами. Вот так и была открыта одна из древнейших городских цивилизаций мира, скорее всего уже имевшая свою письменность.

Культурные слои Намазга-Депе делятся на следующие периоды:
1.Намазга-Депе I (слой 2-й половины 5-го—начала 4-го тыс. до н.э.) характерны дома из сырцового кирпича, одиночные скорченные погребения, лепная расписная посуда, медные изделия, глиняные женские статуэтки. Жизнь была сосредоточена в северной части поселения.

2.Намазга-Депе II (середина 4-го тыс. до н.э.) появляется посуда с двухцветной росписью.

3.Намазга-Депе III (конец 4-го— начало 3-го тыс. до н.э.) характерна посуда с изображениями животных. 

4.Намазга-Депе IV (середине 3-го тыс. до н. э.) поселение увеличивается, занимая всю территорию, входит в употребление гончарный круг, распространяются плоские терракотовые фигурки женщин.

5.Намазга-Депе V (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.) — наивысший расцвет местной культуры: формируется городская  Маргианская цивилизация, главными центрами которой были Намазга-Депе и Алтын-Депе и Улуг-Депе. Данному периоду характерна нерасписная гончарная посуда, двухъярусные гончарные горны, медные и бронзовые литые изделия (ножи, кинжалы, зеркала), глиняные модели повозок. Открыты остатки многокомнатных домов, разделённых узкими улочками. Намазга-Депе этого времени наряду с Мундигаком и Шахри-Сохте в Восточном Иране — один из важных центров городских цивилизаций, располагавшихся между Шумером и Индией.

6.Намазга-тепе VI (середина и 2-я половина 2-го тыс. до н. э.) наблюдается упадок культуры: площадь поселения сокращается, глиняные изделия грубеют. 

Алтын-Депе — городище бронзового века (2300—1900 годы до н. э.), обнаруженное на юго-западе Туркмении. Город возник на основе местной земледельческой общины. Он был обнесен крепостной стеной из кирпича-сырца. В центре поселения находился храм-зиккурат шумерского вида с изображением головы быка. Артефакты (изделия из слоновой кости, печати, фаянсовые бусы) свидетельствуют о тесных связях поселенцев с носителями  Хараппской цивилизации (Индия). Глиняные статуэтки повозок свидетельствуют о существовании колесного транспорта. При раскопках Алтын-Депе обнаружены знаки, напоминающие протоэламскую и протошумерскую пиктографию, а также хараппскую письменность. Культура поселения приходила в упадок без следов внешнего воздействия.

Кроме указанных памятников имеются ещё десятки других, не менее интересных неолетических поселений, городищ. Ак-Депе, Кара-Депе, Гёксюр (Göksüýri), Пархай, Моллалы-Депе, Монджуклы-Депе… - вот неполный их список.

В годы независимости учёные открыли и столицу Маргуша – Гонурдепе. Это стало подлинной научной сенсацией.


Археологические раскопки ведутся постоянно. В Туркменистане работают рука об руку с туркменскими учёными и  археологи России, США, Италии, Франции и других стран.

В течение прошлого столетия крупнейшие учёные-археологи бывшего Союза участвовали в археологических раскопках, производившихся на территории Туркменистана. Среди них были  М.Е.Массон (отец),  В.М.Массон (сын), В.И.Сарианиди, В.Н.Пилипко, А.А.Марущенко, И.Н.Хлопин, Б.А.Куфтин, Г.Н.Лисицына, С.Л.Ершов и многие другие учёные. Наш народ чтит,  и  будет чтить их имена с огромной благодарностью. Так как они проделали огромную научную работу, которая открыла миру историческую правду о древнейших исторических и культурных корнях нашего народа. 

Результатом   археологических раскопок и научных изысканий стал тот факт, что Туркменистан признан пятым центром цивилизации, наряду с Месопотамией, Египтом, Китаем и Индией. Единственным спорным вопросом в этом плане является вопрос о наличия самостоятельной письменности.

Мы глубоко верим в то, что учёные сумеют найти неопровержимые доказательства и по этому вопросу. И первые признаки, указывающие на это, уже есть: археолог Фредрик Хиберт из университета Пенсильвании, проводя раскопки на древнем поселении Аннау, обнаружил камень четырехтысячелетней давности с письменами неизвестного доселе типа. Предполагается, что камень использовался как печать. 

Эти письмена, похожи на  древнекитайские, но появились они гораздо раньше, чем в Китае. Если же приглядеться к ним внимательно, то видно, что это – древние огузские тамги, на основе которых, по всей видимости, и появилась древняя туркменская письменность.


Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ