ТЮРКСКОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИОД ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

Предисловие к одноименной книге Ю. Дроздова

Предельно ретроспективная историческая память человечества фиксирует на территории Европы уже сложившиеся этнотерритории. Самой западной этнотерриторией была Галлия или Кельтика. Восточнее Галлии до самой Вислы простиралась Германия. От Вислы и до Уральских гор существовала этнотерритория, которая у одних античных авторов называлась Скифией, у других Сарматией, у третьих она делилась на Сарматию и Скифию. Обособленными этнотерриториями были Британия, Скандинавия и Апеннинский полуостров. К последним можно отнести и Пиренейский полуостров. При этом, огромное пространство Скифии-Сарматии изначально делилось ещё на ряд довольно значительных этнотерриторий. Название этнотерриторий определялось по этнониму доминирующего народа или племени, обитавшем на этой территории. Но на этих же территориях обитало большое количество и других племён и народов со своими собственными этнонимами. Все античные и большинство раннесредневековых письменных источников, касающихся европейской истории, написаны только на двух языках – на древнегреческом и на латинском. При этом оба эти языка в качестве разговорных в античное время на территории Европы использовались довольно ограниченно, а после позднеантичного времени они вообще вышли из разговорного употребления.

Согласно данным соответствующих исторических письменных источников на территории Европы со времён античности и до раннего средневековья насчитывалось более 2250 названий племён и народов. При этом ни одно из этих названий не выводится ни из древнегреческого, ни из латинского, ни из какого либо другого европейского языка. Но ведь этнонимы – это слова, отражающие название определённой общности людей. Они, конечно же, были составной частью разговорной лексики тех языков, на которых говорили европейские народы в то время. И, судя по массиву упомянутой античной этнонимии и другой терминологии, эти языки принципиально отличались от тех, на которых разговаривает ныне европейское население. Отсюда возникают естественные вопросы – что это были за языки, кто были их носители, какое отношение они имели к современным европейским народам, почему и когда произошла смена языков у европейских народов? Самый ранний европейский этноним, который появился на страницах античных письменных источников – это ‘киммерийцы’. Семантико-этимологический анализ этого этнотермина показал, что это было типичное тюркскоязычное племенное название. В античных источниках есть чёткое сообщение о том, что киммерийцы принадлежали к скифским народам, которых позднее стали называть гуннами. Вообще, скифами древние греки изначально называли европейские племена, религиозной приверженностью которых, судя по семантике этого названия, было огнепоклонничество. Сами себя эти народы называли асами. По современным представлениям в Европе скифы обитали на обширной территории от Урала и до Вислы. Ещё их называли сарматами или савроматами. Анализ этнонимии скифских племён показал, что вся она была тюркскоязычной. Ряд современных учёных и специалистов в своих работах убедительно доказали, что скифы были тюркскоязычным народом. И это прямо подтверждается данными средневековых западноевропейских письменных источников. При этом антропологически скифы были народом, в основном, европеоидного типа. Территорией первоначального обитания скифских племён в Европе, в том числе гуннов, аваров, булгаров и других, было Среднее Поволжье и Прикамье. Здесь они появились, вероятно, не позднее III тысячелетия до н.э. Далее, часть этих племён расселились на обширном пространстве от Волги до Дона. Эта территория по их самоназванию стала называться Асией (Азией). Начиная, видимо, где-то с конца III тысячелетия до н.э. эти племена из Среднего Поволжья мигрировали в Центральную, Западную, и Северную Европу. Их миграционный путь проходил через Верхнюю Волгу и Прибалтику.


Вероятно, именно эти племена и были носителями культуры боевых ладьевидных топоров. Позднее с территории Прикамья и из Среднего Поволжья через Приазовско-Причероморский регион началась миграция этих же тюркскоязычных народов на территорию Южной, Центральной и Западной Европы. Таким образом, со времён глубокой античности на территории Европы доминирующими народами были тюркскоязычные племена. Судя по всему, на большей части европейской территории, куда мигрировали тюркскоязычные племена из Поволжья и Прикамья, уже обитали автохтонные, в основном, флективноязычные народы. О том, что такие племена и народы могли там уже обитать, можно судить по соответствующим, крайне редким и скупым репликам, которые встречаются иногда в письменных источниках античных авторов. Что касается флективноязычности этих древнейших автохтонных племён Европы, то это предположение основывается на следующих соображениях.

Как уже отмечалось, на территории Европы с периода античности обнаруживаются письменные источники только на древнегреческом и латинском языках, хотя, судя по этнонимии, ономастике и другой специфической терминологии, значительная часть европейского населения в то время была уже тюркскоязычной. Но с X – XII вв. н.э. на этой территории вдруг стали появляться письменные источники на различных флективных языках, которые стали затем основой всех современных европейских языков. Точнее, письменные источники на флективных языках, дошедшие до настоящего времени, фиксируются только с X – XII вв. При этом несколько ранее исчезли источники на древнегреческом языке, потом стали исчезать источники на латинском. Далее исчезает тюркскоязычная ономастика и специфическая терминология в латиноязычных источниках. Сохраняется лишь часть тюркскоязычной этнонимии, которая в несколько искажённом виде переходит в распространяющиеся флективные языки. Судя по письменным источникам и археологическим данным, в этот период времени не было притока заметной массы иноязычного населения в Европу. Всё это даёт основание предполагать, что тюркскоязычное население Европы где-то накануне X – XII перешло с тюркского на флективные языки. А это может означать, что флективные языки уже существовали там с очень отдалённых времён, точнее их носители обитали на этой территории с отдаленных времён, но по какой-то причине о них ничего не сообщалось в греко-латинских письменных источниках. Такой причиной могло быть их общественно-социальное положение. Вероятно, это было население, завоёванное в древности мигрировавшими на их территорию тюркскоязычными племенами, которые затем превратили их в самое низшее, бесправное, исторически инертное сословие. Это было население, которое называлось простым народом или чернью и с которым мигрировавшее сюда тюркскоязычное население, в основном, не смешивалось. Но в определённый исторический момент, вероятно, под влиянием каких-то значимых внешних факторов, доминирующая веками в Европе тюркскоязычная часть населения была вынуждена перейти на флективные языки подвластного им автохтонного населения. Причиной такого перехода мог быть религиозный фактор. Дело в том, что с конца IV века христианство в Европе оказалось расколотым на две части. На территории Римской империи господствующим было католичество, а на остальной части Западной и Центральной Европы, заселённой в значительной части тюркскоязычными скифскими народами, господствовало арианство. Где-то примерно с VIII века римская католическая церковь начинает активно проникать на территорию Западной, Центральной, а затем и Северной Европы. При этом арианство, которое там проповедовалось на тюркском языке, повсюду запрещалось и объявлялось еретическим учением. Еретиков жестоко преследовали и репрессировали. Поскольку тюркский язык ассоциировался с арианством, то, вероятно из-за боязни репрессий со стороны всесильного католичества, тюркскоязычное население стало переходить на языки автохтонного простонародья. Вот это и могло быть основной причиной перехода тюркскоязычной части европейского населения на флективные языки. В этот же период, вероятно, были уничтожены, как еретические, все без исключения книги и другие письменные источники на тюркском языке. При этом основным инструментом католической церкви во всей этой деятельности, видимо, была инквизиция, которая, вероятно, и была создана для этого.

А вот в Восточной Европе этническая ситуация складывалась несколько иначе. В районе Среднего Поволжья, Прикамья, Волго-Окского междуречья и севернее Восточной Прибалтики древнейшим автохтонным населением были, вероятно, финноязычные племена. В какой-то, достаточно отдалённый период времени, сюда мигрировали тюркскоязычные народы, которые с местным, финноязычным населением, в основном, этнически не смешивались, хотя и обитали с ним чересполосно. Исключение составляли племена, обитавшие севернее Восточной Прибалтики – они довольно быстро ассимилировали тюркскоязычных мигрантов. Об этнической принадлежности древнейшего населения Среднего и Верхнего Приднепровья что либо сказать пока трудно. Славянские племена в Восточную Европу мигрировали где-то в V веке н.э. Это были южные славяне. Их исходной территорией была Далмация. Оттуда они прошли по территории Богемии, Польши, Северной Белоруссии и расселились в Волго-Клязьминском междуречьи. Другая группа славянских племён вышла, вероятно, несколько позже из Среднего Подунавья и расселилась в Центральной Европе, в Среднем Приднепровье и в бассейне Оки.

Тюркскоязычные русы первоначально обитали в Среднем Поволжье и в Прикамье, а затем в общем миграционном потоке племён одна часть из них мигрировала северным путём в Восточную Прибалтику, а другая – в Восточное Приазовье. В середине IX века прибалтийские русы проникли в Приильменье, а затем расселились в Среднем Приднепровье, подчинив своему влиянию окрестные племена славян. К XI веку они продвинулись уже в Волго-Окское междуречье. Там же письменные источники фиксируют и народ москов, который создал мощное средневековое государство под названием ‘Московия’. Вот на таком этническом фоне, вероятно, происходил процесс этногенеза всех европейских народов и складывалась их история.

  
Следует заметить, что выводы и предположения, изложенные в предлагаемой работе, основаны, главным образом, на анализе этнонимии и другой терминологии и, üастично, на анализе фактических исторических данных, не находящихся в центре внимания современной исторической науки. Конечно, для достоверного понимания всех процессов этногенеза европейских народов данные, полученные в этой работе, необходимо сопоставить с соответствующими данными археологии, bсточниковедения, лингвистики, тюркологии, этнологии и других смежных наук. Но тем не менее, тот довольно значительный объём данных, полученных на основе анализа этнонимии и другой терминологии, даёт основание полагать, что на протяжении достаточно длительного времени в древней истории Европы существовал тюркскоязычный период, то есть доминирующая часть древнеевропейского населения разговаривала на тюркском языке.

Ранее уже предпринималась попытка выявить на основе первоисточников этническую принадлежность основных древнеевропейских племён и народов, расшифровать их этнонимию и понять, почему древние европейцы разговаривали на других языках по сравнению с нынешними. Результаты этой предварительной работы были изложены в книге «Тюркская этнонимия древнеевропейских народов».2 Предлагаемая работа представляет собой вторую, исправленную, дополненную и частично переработанную редакцию этой книги. Исправления, основанные на дополнительных исследованиях, касаются, в основном, семантики ряда этнонимов и терминов. Дополнение и частичная переработка обусловлены попыткой переосмысления ряда вопросов этногенеза европейских народов с учётом их этнической принадлежности и внутриевропейских миграционных процессов. Указанная доработка предопределила и уточнение названия второй редакции этой книги.

В подготовке материалов к изданию этой книги принимали участие Г. Ю. Завгородняя, А. М. Завгородний, Э.Филлипс и Г. М. Шуке, которым автор выражает свою глубокую благодарность.

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ