ТИПЫ СКОТОВОДЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОГУЗОВ И ТУРКМЕН


В равнинных степях Азии издавна существовало три основных типа кочевого хозяйства. Первый из них характеризуется беспрерывными перекочевками всего рода или племени со скотом по сезонным пастбищам. Отличительной чертой этой фор­мы скотоводства является большой радиус кочевания и отсутствие длительных стоянок. Наряду с этим типом, существовало также полукочевое и отгонное скотоводство. Полукочевые роды и пле­мена имели свои весенние, летние, осенние пастбища и зимовали в поселениях и становищах временного типа. Отгонное скотовод­ство было основано на постоянной оседлости и сезонных откочев­ках на сравнительно небольшое расстояние.

Кочевым огузам и туркменам были присущи все эти типы скотоводства, но преобладающими, вероятно, являлись две последние формы. В средневековых источниках чаще всего говорится о пере­движении огузов весной, летом и осенью. Масуди, как отмечалось ранее, упоминает о летовках огузов на Черном и Белом Иртыше. Побережья этих рек служили также зимними паст­бищами для огузов. Идриси пишет о летовках и зимовках огузов, кочевавших на территории нынешнего Западного Казахстана. Согласно Марвази, огузы кочевали в пустынях и сте­пях, граничивших с оазисами Мавераннахра и Хорезма. Бируни сообщает о передвижениях крупных групп огузов поздней осенью к границам Хорезма. Очевидно, это были огузы, шедшие на свои зимовки в низовья Сыр-Дарьи. В исторических преданиях говорится, что огузы зимовали и летовали по обеим сторонам этой реки. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в Янгикенте лишь зимой жил «царь» огузов. Значительного внимания в этом отношении заслуживает также известие Фахр ад-Дина Мерверуди о хозяйстве тюркоязычных племен XII в., среди кото­рых упоминаются огузы и кара-огузы. Рассказывая о Туркестане и его обитателях, он пишет, что тюрки населяют горы, леса, пустыни и степи. Одна часть из них ведет городской, оседлый образ жизни, а другая живет в степях и разводит стада лошадей, вер­блюдов, баранов, коров и быков. Пропитание скотоводческих пле­мен составляет пресное и кислое молоко, мясо и пахтанье (дуг). Зимой им местом жительства служат пустыни, где выпадает мало снега, а летом — жаркие степи. Кочевники, живущие в пустынях и степях в переносных юртах, не остаются на одном месте, кроме зимы, когда степи покрываются снегом.

Все эти факты позволяют думать, что среди огузов доминировали роды и племена, занимавшиеся полукочевым и отгонным ско­товодством. Данное предположение можно подкрепить и материа­лами языка огузов и туркмен XI в., в которых существовали поня­тия, связанные с длительными остановками и пребыванием на од­ном месте. Среди подобных терминов следует отметить «тураси йер», что означало «стоянка». В языке огузов и туркмен XI—XIII вв. употреблялось также понятие «юрт», означавшее «место рождения», «стоянка», «местопребыва­ние», «жилище.

В качестве сравнительных данных о полукочевом хозяйстве огузов Средней Азии можно привести археологические материалы о торко-печенежских племенах Восточной Европы. Оставленные ими курганы и могильники свидетельствуют о посезонных перекочевках по строго определенным маршрутам. Торки и печенеги имели зимние поселения, состоявшие из юрт и постоянных жилищ. Такие поселения с течением времени становились центрами земле­делия, сочетавшегося с отгонным скотоводством. Весной здесь сея­ли просо и другие культуры, а затем уходили со скотом до осени на близлежащие и более отдаленные пастбища. Бедняки, не имев­шие достаточного количества скота, особенно вьючных животных, оставались в этих поселениях круглогодично.

Среди огузских племен X—XIII вв. имелись также довольно значительные группы типичных кочевников, регулярно совершав­ших длительные переходи. В источниках X в, отмечается, что огу­зы «бродят по пастбищам и выгонам летом и зимой», Масуди описывает передвижения огузов зимой со своими конскими табунами в придонские степи. Бируни упоминает о группах огузов, кочевавших близ озера Манкур, в стране кимаков. Очевидно, здесь подразумевается часть огузов, уходивших на лето кочевать на тучные пастбища верховьев Сарысу и предгорий Улутау. Кочевые группы, со­вершавшие длительные перекочевки в самые отдаленные края пустынь и степей, были также среди туркмен. Большого внимания заслуживает и тот факт, что у огузов были повозки с установленными на них кибитками. Такие пере­носные жилища характерны для типичных кочевников, передви­гавшихся на большие расстояния по степным просторам.

Существование у огузов и туркмен отмеченных выше типов скотоводческого хозяйства было обусловлено многими причинами. Главными из них являлись экономические и географические фак­торы, определившие состав разводившихся стад домашних живот­ных. Огузские племена кочевали главным образом по обширному пространству и предгорьям степной полосы Средней Азии. Местные климатические условия отличаются резкими колебаниями годовой температуры и сравнительно небольшим количеством осадков. От­сутствие летом в степи достаточного количества питьевой воды создавало большие затруднения для выпаса скота. Воду в пусты­не можно было добыть лишь из глубоких колодцев и дождевых ям, наполнявшихся при выпадении атмосферных осадков. Расти­тельный покров пустынь и степей довольно скуден и не отличается большим разнообразием. В барханных пустынях основным кор­мом для скота была солянка, а в степях — различные виды тип­чака. Наличие соответствующих типов пастбища определяло ви­довой состав и хозяйственное направление стад. Равнинные выго­ны, как известно, являются более приспособленными для разведе­ния верблюдов и овец, чем для лошадей и крупного рогатого скота. Особую ценность представляют высокогорные пастбища, пригодные для выпаса почти всех пород домашних животных. Кочевые племена, занимавшиеся главным образом коневодством и верблюдоводством, нуждались в обширных пастбищах и угодьях, а разводившие баранов и особенно быков и коров обходились за счет яйлажных и отгонных пастбищных выгонов.

Средневековые авторы отмечают, что огузы и туркмены имели большие стада овец, лошадей и верблюдов. В ряде источников упоминается также о разведении ими коров и быков. Вероятно, крупный рогатый скот в основном содержали полуоседлые группы, хотя быки использовались и кочевниками для упряжек. В нарративных источниках не содержится никаких дан­ных о породах огузских коров и быков. Изучение остелогических материалов с поселений средневекового Хорезма позволило уста­новить, что местные коровы мало чем отличались от хорасанского зебувидного скота. Современный крупный рогатый скот туркмен сочетает в себе признаки туранской и зебувидной порол. Отсюда можно предположить, что туркменские племе­на скрестили центральноазиатскую с аборигенной породой круп­ного рогатого скота.

Огузские и туркменские кочевники разводили в основном ста­да баранов, лошадей и верблюдов. Наиболее важное значение в их скотоводческом хозяйстве имело мясо-молочное направление. Ибн Фадлан указывает, что огузские бараны и овцы отличались боль­шой жирностью (204, с. 66; 208, с. 128). В X в. баранина, достав­лявшаяся из страны огузов в Хорасан и Мавераннахр, считалась одной из лучших. Очевидно, это было мясо курдючных пород овец. В источниках IX—XII вв. эта порода овец называется обычно тюркской. Ибн ал-Факих пишет, что тюркские бараны «очень крупные и у них большие хвосты, волочащиеся по земле». Овцы тюркской породы в XII в. отмечаются у огузских племен, обитавших в Балхской об­ласти. В более позднее время говорится о наличии у туркменского племени ак-коюнлу баранов, имевших округлые и жирные хвосты. Приведенные факты дают возмож­ность утверждать, что огузы и туркмены разводили курдючных овец.

Огузы и туркмены X—XIII вв., вероятно, разводили также стада каракульской породы овец. Ибн Хаукал пишет, что в Тур­кестане имеются бараны, от которых получают красивые смушки. Особо ценились шкурки ягнят черного, красного и темно-красного цветов. В X в. большое количество смушек вывози­лось также из Кердера, лежавшего на периферии Хорезма. Археологическое изучение показало, что население этой области находилось в X—XI вв. в тесных этно-культурных связях с огузскими племенами. Отсюда можно предположить, что выво­зившиеся из Кердера смушки поступали от кочевых огузов.

В кочевом хозяйстве огузов и туркмен важное место занимало также коневодство. Ибн Фадлан сообщает о громадных стадах лошадей, разводившихся огузами в X в. (208, с. 128). Бейхаки указывает на большие конские табуны, имевшиеся у туркмен в XI в.. Основная масса конского поголовья кочевых огузов, вероятно, состояла из низкорослых степных пород. Такая лошадь хорошо известна из тюркских курганных погребений и могильни­ков Средней Азии. В степях Казахстана начиная с VII в. отмеча­ются кони с массивной головой, невысоким ростом в холке, тол­стой и короткой шеей. Тюркские лошади были хорошо приспособлены к местным природным условиям и круглогодич­ному пастбищному содержанию. Степной тюркской лошади была присуща обильная молочность и хорошие мясо-сальные качества. Поэтому кочевые тюрки предпочитали конину мясу быков и овец. Тюркские кони отличались непри­хотливостью и выносливостью в беге рысью на дальние расстоя­ния. Лошадей тюрки содержали под открытым небом, не укрывали от жары и холода. Такие кони использовались для набегов, войн и применялись для охоты на диких животных. Очевидно, такими же были и степные породы огузских лошадей.

Огузы и туркмены исследуемого периода разводили и строй­ную породу скаковых лошадей. Рослые верховые кони с небольшой головой и тонкими ногами известны нам из раннетюркских курга­нов. Обращает на себя внимание, что скелеты таких лошадей най­дены в богатых погребениях тюркоязычной знати. В исторических хрониках имеются сведения о том, что у туркмен в. имелись кони хуттальской породы; эти лошади от­личались красивым экстерьером, стройностью и легкостью в беге. В исторических легендах говорится, что хуттальские кони ведут свой род от дикой «морской» лошади. Отголоски этих ста­ринных преданий сохранились в туркменских эпических сказаниях и народном творчестве.

Описание верховых коней, имевшихся у сельджукских пле­мен, содержится в ряде источников XI—XIII вв. Боевые лошади сельджуков имели твердые копыта и были стремительны и быст­ры, как орлы в полете. Такие кони именовались по-огузски и туркменски «югрук-ат» и «чапар». Туркменские лошади отличались статностью, породистостью и по­этому ценились высоко. В сельджукской придворной литературе имеется немало похвал в адрес этих замечательных скакунов. Поэты XII в. образно сравнивают их бег с «быстротой ветра» и «взволновавшимся морем».

Большую группу среди кочевых огузов и туркмен составляли верблюдоводы. Обращает на себя внимание, что в историческом труде Бейхаки туркмены именуются верблюжатниками. Огузы и туркмены, судя по источникам X—XII вв., разводили крупных двугорбых бактрианов. Ибн Фадлан, путешествовавший на таких верблюдах, именует их тюркскими; Огузские верблюды отличались от хазарских, имевших сравнительно не­большой рост. Двугорбые сельджукские верблюды называются в арабоязычных источниках «бухту». В XII в. эта порода бактрианов разводилась и в Серахской области.

Разведение верблюдов в отличие от коневодства и овцевод­ства ограничено зоной сухих пустынь и степей. Верблюд размно­жается медленнее других пород домашних животных. Одним из непременных условий для воспроизводства стад верблюдов явля­ется жаркий сухой климат. Молодняк верблюжьего поголовья нуждается в содержании на пастбищах, защищенных от холода и сырости. Средневековые туркмены-верблюдоводы совершали поэтому длительные перекочевки в глубь пустынь.

Наряду с овцеводством, коневодством и верблюдоводством, огузы и туркмены занимались также разведением коз. Стада коз отмечаются у них Абу Дулафом и Махмудом Каш­гарским. Однако эта порода домашнего скота, веро­ятно, не играла большой роли в их скотоводческом хозяйстве. В средневековых источниках о стадах коз огузов и туркмен упомина­ется весьма редко.

Данные средневековых источников позволяют говорить о ведущей роли скотоводства в хозяйстве огузов и туркмен X—XIII вв. Скотоводческое хозяйство огузов и туркмен в основном носило полукочевой, отгонный и кочевой экстенсивный характер. В ис­точниках X в. сообщается о пастбищном содержании огузами сво­их животных и зимней тебеневке их скота. Однако полукочевые огузы и туркмены XI—XIII вв. практиковали также загонное содержание отдельных пород животных. В словаре Мах­муда Кашгарского упоминается овечий загон, называвшийся по-огузски «гоюн агул». Очевидно, позднее термином «агыл» или «агул» стала обозначаться стоянка полукочевого ти­па. В глоссарии XIII в. приведено туркменское слово «агулдаш», которое истолковывается уже в значении «односельчанин». Это лишний раз указывает на тесную связь загонного содержания скота с полукочевым бытом.

Кочевые огузы и туркмены разводили главным образом стада курдючных и каракульских овец, степных и породистых лошадей, а также двугорбых верблюдов. Группы огузов и туркмен, занимав­шиеся полукочевым и отгонным скотоводством, имели также бы­ков, коров и коз. Основой скотоводческого хозяйства кочевых огу­зов и туркмен было мясо-молочное направление и заготовка шер­сти и пуха. Шерсть употреблялась для изготовления войлоков, шерстяной одежду, ковров й других изделий. Животноводческая продукция шла не только на собственные нужды, но и продажу в соседние земледельческие области. Свидетельство источников X в. о вывозе в большом количестве баранины из страны огузов указывает на развитие товарности их скотоводческого хозяйства.


Из книги С.Агаджанова «Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии в IX-XIII вв.»

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ