ТИПЫ СКОТОВОДЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОГУЗОВ И ТУРКМЕН
В
равнинных степях Азии издавна существовало три основных типа кочевого
хозяйства. Первый из них характеризуется беспрерывными перекочевками всего рода
или племени со скотом по сезонным пастбищам. Отличительной чертой этой формы
скотоводства является большой радиус кочевания и отсутствие длительных стоянок.
Наряду с этим типом, существовало также полукочевое и отгонное скотоводство.
Полукочевые роды и племена имели свои весенние, летние, осенние пастбища и
зимовали в поселениях и становищах временного типа. Отгонное скотоводство было
основано на постоянной оседлости и сезонных откочевках на сравнительно
небольшое расстояние.
Кочевым
огузам и туркменам были присущи все эти типы скотоводства, но преобладающими,
вероятно, являлись две последние формы. В средневековых источниках чаще всего
говорится о передвижении огузов весной, летом и осенью. Масуди, как отмечалось
ранее, упоминает о летовках огузов на Черном и Белом Иртыше. Побережья этих рек
служили также зимними пастбищами для огузов. Идриси пишет о летовках и зимовках
огузов, кочевавших на территории нынешнего Западного Казахстана. Согласно
Марвази, огузы кочевали в пустынях и степях, граничивших с оазисами
Мавераннахра и Хорезма. Бируни сообщает о передвижениях крупных групп огузов
поздней осенью к границам Хорезма. Очевидно, это были огузы, шедшие на свои
зимовки в низовья Сыр-Дарьи. В исторических преданиях говорится, что огузы
зимовали и летовали по обеим сторонам этой реки. Обращает на себя внимание и то
обстоятельство, что в Янгикенте лишь зимой жил «царь» огузов. Значительного
внимания в этом отношении заслуживает также известие Фахр ад-Дина Мерверуди о
хозяйстве тюркоязычных племен XII в., среди которых упоминаются огузы и
кара-огузы. Рассказывая о Туркестане и его обитателях, он пишет, что тюрки
населяют горы, леса, пустыни и степи. Одна часть из них ведет городской,
оседлый образ жизни, а другая живет в степях и разводит стада лошадей, верблюдов,
баранов, коров и быков. Пропитание скотоводческих племен составляет пресное и
кислое молоко, мясо и пахтанье (дуг). Зимой им местом жительства служат
пустыни, где выпадает мало снега, а летом — жаркие степи. Кочевники, живущие в
пустынях и степях в переносных юртах, не остаются на одном месте, кроме зимы,
когда степи покрываются снегом.
Все
эти факты позволяют думать, что среди огузов доминировали роды и племена,
занимавшиеся полукочевым и отгонным скотоводством. Данное предположение можно
подкрепить и материалами языка огузов и туркмен XI в., в которых существовали
понятия, связанные с длительными остановками и пребыванием на одном месте.
Среди подобных терминов следует отметить «тураси йер», что означало «стоянка».
В языке огузов и туркмен XI—XIII вв. употреблялось также понятие «юрт»,
означавшее «место рождения», «стоянка», «местопребывание», «жилище.
В
качестве сравнительных данных о полукочевом хозяйстве огузов Средней Азии можно
привести археологические материалы о торко-печенежских племенах Восточной
Европы. Оставленные ими курганы и могильники свидетельствуют о посезонных
перекочевках по строго определенным маршрутам. Торки и печенеги имели зимние
поселения, состоявшие из юрт и постоянных жилищ. Такие поселения с течением
времени становились центрами земледелия, сочетавшегося с отгонным
скотоводством. Весной здесь сеяли просо и другие культуры, а затем уходили со
скотом до осени на близлежащие и более отдаленные пастбища. Бедняки, не имевшие
достаточного количества скота, особенно вьючных животных, оставались в этих
поселениях круглогодично.
Среди
огузских племен X—XIII вв. имелись также довольно значительные группы типичных
кочевников, регулярно совершавших длительные переходи. В источниках X в,
отмечается, что огузы «бродят по пастбищам и выгонам летом и зимой», Масуди
описывает передвижения огузов зимой со своими конскими табунами в придонские
степи. Бируни упоминает о группах огузов, кочевавших близ озера Манкур, в
стране кимаков. Очевидно, здесь подразумевается часть огузов, уходивших на лето
кочевать на тучные пастбища верховьев Сарысу и предгорий Улутау. Кочевые
группы, совершавшие длительные перекочевки в самые отдаленные края пустынь и
степей, были также среди туркмен. Большого внимания заслуживает и тот факт, что
у огузов были повозки с установленными на них кибитками. Такие переносные
жилища характерны для типичных кочевников, передвигавшихся на большие
расстояния по степным просторам.
Существование
у огузов и туркмен отмеченных выше типов скотоводческого хозяйства было
обусловлено многими причинами. Главными из них являлись экономические и
географические факторы, определившие состав разводившихся стад домашних животных.
Огузские племена кочевали главным образом по обширному пространству и
предгорьям степной полосы Средней Азии. Местные климатические условия
отличаются резкими колебаниями годовой температуры и сравнительно небольшим
количеством осадков. Отсутствие летом в степи достаточного количества питьевой
воды создавало большие затруднения для выпаса скота. Воду в пустыне можно было
добыть лишь из глубоких колодцев и дождевых ям, наполнявшихся при выпадении
атмосферных осадков. Растительный покров пустынь и степей довольно скуден и не
отличается большим разнообразием. В барханных пустынях основным кормом для
скота была солянка, а в степях — различные виды типчака. Наличие соответствующих
типов пастбища определяло видовой состав и хозяйственное направление стад.
Равнинные выгоны, как известно, являются более приспособленными для разведения
верблюдов и овец, чем для лошадей и крупного рогатого скота. Особую ценность
представляют высокогорные пастбища, пригодные для выпаса почти всех пород
домашних животных. Кочевые племена, занимавшиеся главным образом коневодством и
верблюдоводством, нуждались в обширных пастбищах и угодьях, а разводившие
баранов и особенно быков и коров обходились за счет яйлажных и отгонных
пастбищных выгонов.
Средневековые
авторы отмечают, что огузы и туркмены имели большие стада овец, лошадей и
верблюдов. В ряде источников упоминается также о разведении ими коров и быков.
Вероятно, крупный рогатый скот в основном содержали полуоседлые группы, хотя
быки использовались и кочевниками для упряжек. В нарративных источниках не
содержится никаких данных о породах огузских коров и быков. Изучение
остелогических материалов с поселений средневекового Хорезма позволило установить,
что местные коровы мало чем отличались от хорасанского зебувидного скота.
Современный крупный рогатый скот туркмен сочетает в себе признаки туранской и
зебувидной порол. Отсюда можно предположить, что туркменские племена скрестили
центральноазиатскую с аборигенной породой крупного рогатого скота.
Огузские
и туркменские кочевники разводили в основном стада баранов, лошадей и
верблюдов. Наиболее важное значение в их скотоводческом хозяйстве имело
мясо-молочное направление. Ибн Фадлан указывает, что огузские бараны и овцы
отличались большой жирностью (204, с. 66; 208, с. 128). В X в. баранина,
доставлявшаяся из страны огузов в Хорасан и Мавераннахр, считалась одной из
лучших. Очевидно, это было мясо курдючных пород овец. В источниках IX—XII вв.
эта порода овец называется обычно тюркской. Ибн ал-Факих пишет, что тюркские
бараны «очень крупные и у них большие хвосты, волочащиеся по земле». Овцы
тюркской породы в XII
в. отмечаются у огузских
племен, обитавших в Балхской области. В более позднее время говорится о
наличии у туркменского племени ак-коюнлу баранов, имевших округлые и жирные
хвосты. Приведенные факты дают возможность утверждать, что огузы и туркмены
разводили курдючных овец.
Огузы
и туркмены X—XIII вв., вероятно, разводили также стада каракульской породы
овец. Ибн Хаукал пишет, что в Туркестане имеются бараны, от которых получают
красивые смушки. Особо ценились шкурки ягнят черного, красного и темно-красного
цветов. В X в. большое количество смушек вывозилось также из Кердера,
лежавшего на периферии Хорезма. Археологическое изучение показало, что
население этой области находилось в X—XI вв. в тесных этно-культурных связях с
огузскими племенами. Отсюда можно предположить, что вывозившиеся из Кердера
смушки поступали от кочевых огузов.
В
кочевом хозяйстве огузов и туркмен важное место занимало также коневодство. Ибн
Фадлан сообщает о громадных стадах лошадей, разводившихся огузами в X в. (208,
с. 128). Бейхаки указывает на большие конские табуны, имевшиеся у туркмен в XI
в.. Основная масса конского поголовья кочевых огузов, вероятно, состояла из
низкорослых степных пород. Такая лошадь хорошо известна из тюркских курганных
погребений и могильников Средней Азии. В степях Казахстана начиная с VII в.
отмечаются кони с массивной головой, невысоким ростом в холке, толстой и
короткой шеей. Тюркские лошади были хорошо приспособлены к местным природным
условиям и круглогодичному пастбищному содержанию. Степной тюркской лошади
была присуща обильная молочность и хорошие мясо-сальные качества. Поэтому
кочевые тюрки предпочитали конину мясу быков и овец. Тюркские кони отличались
неприхотливостью и выносливостью в беге рысью на дальние расстояния. Лошадей
тюрки содержали под открытым небом, не укрывали от жары и холода. Такие кони
использовались для набегов, войн и применялись для охоты на диких животных.
Очевидно, такими же были и степные породы огузских лошадей.
Огузы
и туркмены исследуемого периода разводили и стройную породу скаковых лошадей.
Рослые верховые кони с небольшой головой и тонкими ногами известны нам из
раннетюркских курганов. Обращает на себя внимание, что скелеты таких лошадей
найдены в богатых погребениях тюркоязычной знати. В исторических хрониках
имеются сведения о том, что у туркмен в.
имелись кони хуттальской породы; эти лошади отличались красивым экстерьером,
стройностью и легкостью в беге. В исторических легендах говорится, что
хуттальские кони ведут свой род от дикой «морской» лошади. Отголоски этих старинных
преданий сохранились в туркменских эпических сказаниях и народном творчестве.
Описание
верховых коней, имевшихся у сельджукских племен, содержится в ряде источников
XI—XIII вв. Боевые лошади сельджуков имели твердые копыта и были стремительны и
быстры, как орлы в полете. Такие кони именовались по-огузски и туркменски
«югрук-ат» и «чапар». Туркменские лошади отличались статностью, породистостью и
поэтому ценились высоко. В сельджукской придворной литературе имеется немало
похвал в адрес этих замечательных скакунов. Поэты XII в. образно сравнивают их
бег с «быстротой ветра» и «взволновавшимся морем».
Большую
группу среди кочевых огузов и туркмен составляли верблюдоводы. Обращает на себя
внимание, что в историческом труде Бейхаки туркмены именуются верблюжатниками.
Огузы и туркмены, судя по источникам X—XII вв., разводили крупных двугорбых
бактрианов. Ибн Фадлан, путешествовавший на таких верблюдах, именует их
тюркскими; Огузские верблюды отличались от хазарских, имевших сравнительно небольшой
рост. Двугорбые сельджукские верблюды называются в арабоязычных источниках
«бухту». В XII в. эта порода бактрианов разводилась и в Серахской области.
Разведение
верблюдов в отличие от коневодства и овцеводства ограничено зоной сухих
пустынь и степей. Верблюд размножается медленнее других пород домашних
животных. Одним из непременных условий для воспроизводства стад верблюдов является
жаркий сухой климат. Молодняк верблюжьего поголовья нуждается в содержании на
пастбищах, защищенных от холода и сырости. Средневековые туркмены-верблюдоводы
совершали поэтому длительные перекочевки в глубь пустынь.
Наряду
с овцеводством, коневодством и верблюдоводством, огузы и туркмены занимались
также разведением коз. Стада коз отмечаются у них Абу Дулафом и Махмудом Кашгарским.
Однако эта порода домашнего скота, вероятно, не играла большой роли в их
скотоводческом хозяйстве. В средневековых источниках о стадах коз огузов и
туркмен упоминается весьма редко.
Данные
средневековых источников позволяют говорить о ведущей роли скотоводства в
хозяйстве огузов и туркмен X—XIII вв. Скотоводческое хозяйство огузов и туркмен
в основном носило полукочевой, отгонный и кочевой экстенсивный характер. В источниках
X в. сообщается о пастбищном содержании огузами своих животных и зимней тебеневке
их скота. Однако полукочевые огузы и туркмены XI—XIII вв. практиковали также
загонное содержание отдельных пород животных. В словаре Махмуда Кашгарского
упоминается овечий загон, называвшийся по-огузски «гоюн агул». Очевидно,
позднее термином «агыл» или «агул» стала обозначаться стоянка полукочевого типа.
В глоссарии XIII в. приведено туркменское слово «агулдаш», которое
истолковывается уже в значении «односельчанин». Это лишний раз указывает на
тесную связь загонного содержания скота с полукочевым бытом.
Кочевые
огузы и туркмены разводили главным образом стада курдючных и каракульских овец,
степных и породистых лошадей, а также двугорбых верблюдов. Группы огузов и
туркмен, занимавшиеся полукочевым и отгонным скотоводством, имели также быков,
коров и коз. Основой скотоводческого хозяйства кочевых огузов и туркмен было мясо-молочное
направление и заготовка шерсти и пуха. Шерсть употреблялась для изготовления
войлоков, шерстяной одежду, ковров й других изделий. Животноводческая продукция
шла не только на собственные нужды, но и продажу в соседние
земледельческие области. Свидетельство источников X в. о вывозе в большом
количестве баранины из страны огузов указывает на развитие товарности их
скотоводческого хозяйства.
Из
книги С.Агаджанова «Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии в IX-XIII вв.»
Comments
Post a Comment