ДРЕВНЯЯ ТУРКМЕНСКАЯ КОННАЯ ИГРА «ЧОВГАН»

Чрезвычайно увлекательное и интересное конное ристалище - неотъемлемый атрибут национальной традиции массовых праздников туркмен.

В различных уголках нашей страны до сих пор бережно хранятся древнейшие образцы народно-спортивных игр, свидетельствующие о глубоких исторических корнях данного сегмента национальной духовной культуры. Их тщательное, всестороннее изучение способствует выявлению новых, неизвестных доселе страниц спортивного наследия туркменского народа.

Следует отметить значительное число общих черт различных конных игр, существующих на всей территории Туркменистана, что, безусловно, свидетельствует о единстве историко-культурных и ментальных истоков и открывает широкий простор для научно обоснованного изучения уникальной многовековой истории спорта туркмен.

Туркменскую национальную конную игру «човган» по популярности можно сравнить со скачками. По мнению учёных, название игры происходит от древне-туркменского слова «урмак-човмек». Более того, главный атрибут игры - небольшая кривая дубинка с естественным набалдашником в верхнем конце также называлась «човган». Туркменские всадники, будучи от природы непревзойденными джигитами, в этом виде конного спорта демонстрировали прекрасные результаты. Подробное описание национальной туркменской игры «човган» находим в книге Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Ахалтекинский скакун - наша гордость и слава»: «Човган» - конное состязание двух противоборствующих конных команд. Она получила широкое распространение в среде средневековых туркмен. Позднее игра распространилась и в Европе, получив название конного поло. Игра проводится на ровном, прямоугольном поле размерами 200 х 150 метров. Ширина ворот составляет 3 метра. В игре участвуют две команды, по шесть человек в каждой».

В книге «Уложение правил», служившей основным военным уставом государства Сасанидов, описываются красочные сцены этой старинной, захватывающей игры в эпоху наивысшего расцвета империи: «Две противоборствующие команды конников с дубинками в руках выстраиваются на ровной площадке друг против друга. По знаку судьи игроки стремятся забросить круглый деревянный мяч в ворота, отмеченные в дальнем конце поля двумя установленными вертикально брёвнами. Одна команда стремится забросить мяч в ворота, другая же - предотвратить это».

Бессмертное творение Фирдоуси - поэма «Шахнаме» - отражает славные страницы средневековой истории. В поэме мы встречаем красочные картины захватывающей игры «човган». В своей поэме великий художник слова называет её «игрой отважных». Подобные игры служили украшением не только праздничных торжеств, её активно использовали для тактической подготовки молодых воинов и рыцарей.

Известный средневековый учёный Унсур аль-Маалини в своей книге «Ковуснама», написанной им в виде назидания своему сыну Гиланша, выделяет отдельную главу «Об игре човган». В ней автор приводит беседу воеводы Хорасана Азхара с правителем Лейсом о пользе игры «човган», равно как и о возможных травмах различных частей тела, получаемых в момент проведения игры: «Ежели ты ограничишься двумя играми човган в год, то у меня нет никаких претензий. Однако помни: игрища верхом на разгорячённом скакуне весьма опасны и чреваты. Число конников не должно превышать восьми человек. Тебе следует расположиться с одного края игрового поля, на другом же его конце пусть встанет ещё один игрок, остальные шесть игроков останутся в центре поля, дабы бороться за мяч и, по мере своих сил, забивать его в ворота. Отбивай мяч лишь тогда, когда он подкатится к тебе. Лошадью управляй очень осторожно, избегай скоплений и скученности игроков на поле. Только таким образом ты сможешь уберечься от травм и достичь победы. Именно так играют в «човган» отважные и истинно благородные», этой игры и её полезности в достойной подготовке искусных воинов рассказывает и туркменский учёный периода правления Газневидов Шараф Муха-мед Мубарк-шах в своём произведении «Правила ведения боя и доблести»: «Игра «човган» прекрасно развивает глазомер: если человек способен без труда уследить за мячом на поле игры, то он без труда сможет определить траекторию полёта каменного снаряда, выпущенного из пращи, его массу и дальность полёта и уберечься от его разящей силы. Чрезвычайно полезны и навыки владения дубинкой, используемой при игре: длительные тренировки закаляют мышцы, тело становится гибким, рука - прямой и меткой в стрельбе».

В средние века игра широко распространяется на территории Индии, Китая, Малой и Передней Азии, Закавказья и арабских государств. В научных источниках подчёркивается, что именно на основе игры «човган» в 1850 году возникает классическое английское конное поло.
Средневековый учёный-историк Месуд в своих записях отмечает, что при халифе Аббасидов Гаруне-ар-Рашиде в «човган» играли, на естественно ровном поле. Позже по велению сына могущественного халифа аль-Мумина и халифа аль-Муатасима в центре Багдада была выстроена специальная площадка для игры в «човган». Чрезвычайно популярной эта игра оставалась и в эпоху туркмен-мамлюков, отмечавших национальные праздники широко и весело. Исконно национальная игра «човган» закаляет волю к победе, отвагу и смелость, воспитывает быстроту мышления и сметливость.

Самобытные национальные конные игры, органично согласуясь с требованиями времени, трансформировались в нашем спортивном наследии в каноны, определяющие преемственность в исконном её понимании. Эти созидательные принципы заложены в основу политической стратегии, осуществляемой государством в сфере физической культуры и спорта. Они во всём богатстве и многообразии отражают систему непреходящих национальных ценностей, наполняющих особым смыслом жизнь общества и главного его достояния - человека.

А.БАЛТАЕВ,
заведующий отделом Института археологии и этнографии
Академии наук Туркменистана.

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ