ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЙ ЖИВОТНЫЙ ЦИКЛ (МЮЧЕ) У ТУРКМЕН

О.Гундогдыев, туркменский историк

С самой глубокой древности люди обращали взоры к небу. Они наблю- дали как двигаются небесные светила, и прежде всего -Солнце, от которо- го зависело практически все в жизни первых людей. Тогда же, в древнос- ти, было замечено, что дни бывают короткими и длинными, Луна может быть “старой” и совсем “молодой”, а в определенное время на ночном небе появлялись новые звезды. Иногда, изменения в звездном небе совпадали с какими-то изменениями в природе. Все это фиксировалось и откладывалось в общую копилку человеческих знаний. Так появились зачатки астрономии.

“Без истории астрономии мы не можем ничего оценить в истории человечества. - писал в 1885 г. французский астроном К.Фламмарион. - Астрономию можно отнести к той же древности, что и сотворение человека. Научимся же читать историю неба по этим каменным и бронзовым обломкам, оставленным предками”.

Сегодня, когда человек освоил космические просторы, нам кажется смешной та модель мироздания, которую конструировали древние люди. Да, Земля действительно не покоится на спинах трех слонов. Но разве могли бы мы сейчас знать это, не будь того опыта, тех наблюдений и знаний, передаваемых от отца к сыну?!

Как отмечает известный исследователь В.В.Цыбульский, у кочевников Азии “... каждая юрта являлась своеобразным семейным “планетарием”, благодаря чему накапливались и передавались из поколения в поколение наблюдения за светилами”.

Недаром идея создания так называемого двенадцатилетнего животного цикла принадлежала именно кочевым народам Средней Азии (а точнее - древним скифам), откуда он распространился по всему Востоку - от Японии до Поволжья и от Кавказа до Индо-Китая.

Испокон веков туркмены, как и все другие народы мира, проявляли большой интерес к астрономическим наблюдениям. Кто из нас не видел в степи ясного ночного неба, усыпанного мириадами звезд! Через купол юрты наш предок видел звезды и Луну, загадывал желание, увидев комету. А сколько прекрасных стихов и песен рождалось при виде этого бесконечно- го пространства, куда так стремится душой человек.

Азиатские астрономы очень давно составили календарь 12-летнего животного цикла. Он основывается на таких естественных показателях как: месячное обращение Луны вокруг Земли, годичное обращение Земли вокруг Солнца и период полного обращения Юпитера вокруг Солнца. Поэтому В.В.Цыбульский и назвал этот календарь “лунно-солнечно-юпитерным”.

Несмотря на господство геоцентрической теории, периоды обращения Луны и Юпитера были определены точно. Древние астрономы установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 (точно установлено ныне - 11, 862 года) лет. Этот “круг Юпитера” был разделен на 12 равных частей по 30 градусов, и каждая часть получила наименование животного:

Новый 12-летний круг шел в том же порядке. Так родился календарь 12-летнего животного цикла.

В полном смысле слова, он и является самым настоящим зодиакальным кругом (от греч. госйакоз кук1оз - “звериный круг”). А известный в наши дни зодиакальный круг из 12 созвездий: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы - может считаться зодиакальным с большой натяжкой, ибо Весы, Близнецы, Дева, Стрелец, Водолей не связаны с именами животных.

В науке давно уже идут споры о возможной родине происхождения 12- летнего звериного цикла. Называются четыре возможных родины цикла: Индия, Китай, Передняя Азия, Центральная Азия (сюда входит и понятие “Средняя Азия”). При тщательном анализе выяснилось, что версии переднеазиатского, индийского и китайского происхождения цикла являются неубедительными. В Передней Азии существовал животный цикл, однако он был иным по составу и употреблялся лишь для счета часов. Кроме того, он не был широко распространен. В отношении же Индии, по словам И.В.Захаровой, “... можно пытаться доказывать ее приоритет в изобретении 12-годичной системы, так как там нет никакого животного цикла”.

В 1906 г. западный исследователь Е.Шаванн, разбирая работы двух китайских историков Ван Инлиня (XII в.) и Чжао Иня, пришел к выводу, что китайцы унаследовали 12-летний животный цикл у тюркоязычных народов, у которых он был основой хронологии. Например, в летописях династии Тан (VII в.) говорится, что “... Киргизы... отмечают годы посредством 12 животных. Таким образом, когда год находится под знаком инь, они его называют годом тигра”. Из этого отрывка ясно, что для китайцев такой отсчет времени принимается в то время за нечто необыкновенное.

Сторонников тюркского происхождения цикла было немало. Среди них такие известные авторы, как А.Ремюза, Ф.Хирт, В.Ф.Шахматов, И.В.Захарова, В.В.Цыбульский и др.

В частности, В.В.Цыбульский пишет: “Кочевники Центральной Азии издревле довольно широко проводили астрономические наблюдения и накопили немало знаний в этой области. Идея создания календаря, условно называемого нами “юпитерным”, с небесной символикой двенадцатилетнего животного цикла была, вероятно, воспринята от кочевых народов Центральной Азии народами Восточной Азии, которые с появлением у них письменности и измерительных инструментов начали не просто наблюдать, но и научно обосновывать астрономические явления”.


Уже в VII в. н.э. в орхонских надгробных надписях появляются даты событий по годам 12-летнего цикла. Например: “В год Змеи в 10-й месяц” (“Иылан йыл онунч”). К этому же времени относится первое упоминание о цикле в китайских летописях, которые сообщают о тюркском животном календаре.

Появляются описания зодиакального цикла и в сочинениях мусульманских авторов: Махмуда Кашгари (XI в.), Абу Рейхана ал-Бируни (XI в.), ибн-Муканны (XIV в.), Улугбека (XV в.), Абулгази (XVII в.) и др.

Ко времени развитого средневековья тюркский зодиакальный календарь распространился далеко на восток и запад. В Китае он слился с существовавшими там 10-, 12- и 60 -численными системами счета времени и образовал параллельную систему из 12 животных и пяти элементов. Через тюрков двенадцатилетний цикл распространился и во всем Хорасане.

Туркмено-огузские племена до X в. пользовались только своим календарем зодиакального цикла. Но с принятием ими ислама, к ним стали проникать системы летоисчисления солнечной и лунной хиджры. Несмотря на то, что в официальных документах, книгах и среди духовенства широко использовался календарь лунной хиджры, животный цикл не был окончательно вытеснен. Свидетельством тому является сочинение Абулгази-хана “Родословное древо тюрок” (XVII в.), где наряду с мусульманским летоисчислением указываются года 12-летнего цикла.
В персидском календаре 1896 г. также отмечается: “И все это по убеждениям туркестанских мудрецов... Знай, что у туркестанских мудрецов (“хаким”) из кыпчаков и уйгуров имеется 12-летний цикл (“девр”), каждый год его именуют по какому-нибудь животному и каковы будут обстоятельства каждого года выводят из природы и характера соответствующего животного”.

Среди населения Средней Азии животный цикл был чрезвычайно популярен. И.В. Захарова специально отмечает: “В повседневной жизни тюркоязычных народностей 12-летний цикл до XX века играл роль единственного способа летоисчисления. Его преимуществом являлась легкость счета, в частности, то, что по циклу счет ведется на солнечные годы, в то время как по хиджре - на лунные годы, что гораздо сложнее и было доступно только ученым людям и духовенству”.
Каждый человек помнил свой год рождения по циклу и без особого труда вычислял свой возраст. В 1903 г. Ф.Михайлов писал, что при всеобщей переписи 1896 г. в Закаспийской области, статистиков снабжали специальным руководством к вычислению годов по зодиакальному циклу, т.к. многие туркмены знали свой год рождения только по циклу.

По тому или иному году цикла определяли в древности состояние скота и урожая, предсказывали разные события. При этом чаще всего исходили из характера животного. Махмуд Кашгари (XI в.) отмечал, что тюрки считали год быка годом войны, “ибо быки бодаются”. В некоторых старых рукописях также отмечается, что в год быка “среди беков будет много битв и схваток”, “тот год пройдет в смутах”.
Считалось, что животное определяет и характер человека. Например, уйгуры считали человека, родившегося в год коровы - ленивым, барса - бесстрашным, лошади - умным и благонравным, обезьяны - плутом.

Туркмены, как и все тюркские народы, употреблявшие 12-летний зодиакальный цикл, имели свои приметы для каждого года цикла. Академик А.Джикиев пишет: “ По преданиям туркмен, начальный год цикла - год Мыши считался недобрым, следовавший за ним год Коровы (или Быка) обилен травой, в год Барса выпадает мало осадков, годы Зайца и Рыбы - урожайные, обильны осадками, год Змеи - недобрый. Год Лошади и Овцы считались благоприятными, годы Обезьяны и Курицы - несчастливыми. Год Собаки считался среднеурожайным, а последний год цикла - год Свиньи - дождливым и урожайным, с мягкой зимой. Бытовало выражение: “Засевай (имеются в виду озимые зерновые. - А.Д.) в год Собаки и убирай богатый урожай в год Свиньи” (“Ит йылы эк, Донуз йылы ор”). Или, например, другое выражение: “Не хвались, что у тебя много богатства, у тебя впереди год Обезьяны” (“Буйсанмагын байлыгына, бижин бардыр онунде”). Эти традиционные приметы, основанные в большинстве случаев на многовековых наблюдениях в целом соответствовали действительности”.


Интересно, что для названий животных в цикле у туркмен употреблялись также древнетюркские имена. Гак, лошадь называется йылкы (вместо общеупотребительного - “ат”), баран -”кой”(вместо - “гоюн”). Показа- тельно в этом отношении двустишие:

Йыл баши сычан, сыгыр, барс, товшан, лув, йылан,
Иылкы, кой, бижин, такык, ит, донуз болды тамам.

Само общее название 12-летнего зодиакального цикла встречается у немногих народов. У кыргызов и уйгуров 12-летний цикл называется “мючал”, у казахов - “мюшел”, у узбеков и таджиков -”мульджар”, “мульчар”, “муджал”, “мучал”, “мурча”. Махмуд Кашгари и персидский календарь 1896 г. обозначает цикл словом “девр”(“жизнь”). туркмены же, называют цикл “муче” (“минче”). По мнению А.К.Писарчика, это название (“муче”) происходит от тюркского слова “мульджар” (“бульджар”), что означает “условное время”, “место”. В большинстве случаев цикл именуется просто словом “год” (“йыл”, “джыль”).

Великий тюркский филолог Махмуд Кашгари приводит интересную легенду о происхождении животного цикла. Как-то, одному тюркскому царю захотелось узнать точную дату сражения, которое произошло очень давно. Но ему сообщили год ошибочно.

“Тогда царь, - пишет Махмуд Кашгари, - предложил своему народу во избежание в будущем ошибок, при определении хронологических дат установить счет по циклам “девр”, наметив цикл в 12 лет, по числу месяцев и по числу знаков зодиака, и дав годам наименования. Народ предоставил это на его усмотрение. Выехали на охоту, и приказал царь сгонять диких животных к долине Или - а это великая река. И согнали диких животных в воду, и перешли реку двенадцать пород их. И назвал царь годы цикла по именам, переходивших, по порядку. Первой перешла мышь (“сычкан”) и возглавила цикл...”.

Сам 12-летний цикл возник, очевидно, еще задолго до нашей эры. Профессор С.Боголюбский подчеркивал, что его придумали “скифские” племена. “Скифы” - это очень широкое определение для обозначения многочисленных народов Центральной Азии тюркского и ираноязычного происхождения. Они ходили походами в Индию и Переднюю Азию, Китай и Европу. Нелепо было бы думать, что все эти кочевые и полукочевые племена не подвергались взаимному культурному обмену. Поэтому и появилось в цикле такое экзотическое животное, как обезьяна. “Скифы” передали своим потомкам - древним тюркам свой зодиакальный календарь.

Число же 12 (24) у тюрков испокон веков имело особое значение. Это - 24 старейшины гуннов, 24 огузских рода по 12 в каждой фратрии, 12 родов уйгуров, 24 рода мервских текинцев, мукры и нуратинских туркмен.

Судя по анализу названий туркменских родов, сделанного известным этнографом С.П.Толстовым, в состав родовых имен туркмен вошли 24 названия животных, которые делились на две фратрии:

верблюд
барс.
змея
медведь
собака
коза
муравей
жаворонок
черепаха
лиса
курица
осел
волк
бык
лев
заяц
овца
шакал
тигр
ястреб
куропатка
гусь
кулан
лошадь


Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ