ЯЗЫРСКОЕ ВЛАДЕНИЕ




Глава из книги С.Агаджанов «Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX—ХIII вв.»

 В XII в. политическая гегемония в теперешнем Северо-Западном Туркменистане переходит в руки ханов из огузского племени языр. Наиболее ценные сведения по истории языров содержатся в труде Мухаммада ибн Наджиб Бекрана (294, л. 349). "Языр, — пишет Бекран, — племя из тюрок, которое попало в пределы Балхана и его гор. К ним присоединилось одно племя из Мангышлака, а другое — из Хорасана. После того они стали многочисленными и сделались сильными. Оттуда они снялись и пришли в Шахристан и Фераву. После этого они поселились в крепости под названием Так. Сейчас они делятся на три племени: настоящие языры, мангышлаки и барси" {В "Материалах по истории туркмен и Туркмении" переведено "собственно языры, языры мангышлакские и языры фарсские" (265, с. 349)}.

Данный отрывок из "Джахан-наме" был в свое время комментирован русскими востоковедами. Одним из первых на него обратил внимание А. Туманский, который сопоставил данные Бекрана с известием Абу-л-Гази. Согласно "Родословной туркмен", племя языр "пошло в Хорасан, где около Дуруна жило много лет, по этой причине Дурун называют Языровым юртом. Часть племени языр поселилась в горах близ Дуруна, где занялась земледелием. В настоящее время их (языров) называют карадашлы" (212, с. 68).

Приведенные данные в сочетании с другими историческими фактами позволяют судить о путях формирования язырской группировки. Становится очевидным, что языры сложились из двух главных компонентов: местного субстрата и пришлых элементов. Первый этап истории язырского объединения был непосредственно связан с районом Балханских гор. В эту группировку вошли затем кочевые племена, ушедшие в Прибалханье из Мангышлака и Хорасана. Мухаммад Бекран не говорит о времени этой миграции, но скорее всего она имела место в XI в.

Крупной вехой в истории язырского объединения явилась пора сельджукского движения в Хорасане. В первой трети XI в. в Прибалханье ведущую роль начали играть сельджукские племена. Балханские горы стали прибежищем для кизыли и ягмурн {Бейхаки именует их туркменами, а Ибн ал-Асир называет огузами (769, с. 71, 648; 613, IX, с. 159)}, которые ушли сюда из Хорасана после восстания 1027 г. В это же время в Прибалханье упоминаются балхан-кухи, которые, возможно, являлись потомками старого огузского населения, жившего на Балханах. После гибели державы сырдарьинских ябгу сюда ушли новые группы огузов и туркмен, среди которых были оклы, гоклы, агары и султанлы (212, с. 68).

В пору сельджукского движения завершается первый этап формирования рассматриваемой группировки в районе Балханских гор. Консолидировавшиеся в это объединение кочевые племена назывались общим именем "языр" {Возможно, в этом названии преломилось более древнее наименование степных племен, обитавших в Прибалханье еще в эпоху раннего средневековья. В этом районе в V—VI вв. упоминается народ или племя под названием "сул", что означает "степь, песок" (66, с. 556). Примечательно, что в средневековых тюркских языках и диалектах слово "язи" также имело значение "степь, равнина", а также — "вольные люди" (495; 521, 570; 344; 578; 585). Отсюда можно предположить, что название "йазыр" ("языр") происходит от "йази" +"эр" (буквально: "человек, мужчина"). В широком смысле данный термин, вероятно, означал "степные люди", что вполне согласуется с географической средой Прибалханья. Название "балхан-кухи", возможно, прилагалось к части языров, обитавших в Балханских горах}.

Характерно, что именно в период сельджуко-газневидской борьбы в Хорасане впервые в источниках упоминается область Языр (692, с.31). Обращает на себя внимание и другой факт, дающий некоторое представление о судьбах языров в XI в. В 1065 г. султан Алп-Арслан, как отмечалось выше, совершил поход из Хорезма против Кыфшата и Джази. Скорее всего здесь мы имеем дело не с именами собственными, а своеобразной этнонимической персонификацией. В пользу такого мнения указывает то обстоятельство, что в труде Сибита ибн ал-Джаузи в рассказе о походе 1065 г. упоминаются "кыфшак и туркмен" (773, с. 190). Привлекает внимание и само название "джази", закономерным эквивалентом которого является "йази". Чередование согласной "дж" с гласной "йа", как известно, составляет отличительную черту средневековых тюркских диалектов и языков (180; 184; 345).

Необходимо также отметить, что в самой родоплеменной номенклатуре огузов XI в. имеется ряд названий с исходной согласной "дж". В то же время мы видим здесь и такие наименования, которые начинаются с гласной "йа" (266, I, с. 56). Отсюда можно предположить, что "джази" (с утраченным этническим суффиксом ар-эр) соответствует племенному названию "йазыр" ("языр"). Поэтому мы имеем основание думать, что в начале второй половины XI в. часть языров Прибалханья и кыпчаков Мангышлака оказалась в зависимости от сельджукидов Хорасана. В таком случае поход Алп-Арслана в Прибалханье можно рассматривать как логическое завершение враждебных отношений между потомками Микаила и составлявшими часть язырского объединения кизыли и ягмури.

Хотя часть языров и кыпчаков оказалась в XI в. в зависимости от сельджукидов, но их власть над Прибалханьем и Мангышлаком не была достаточно прочной. Обстановка в этом районе была тревожной и характеризовалась вторжениями местных степных племен в Дехистан, Гурган и Хорезм. В 1096 г. тюркоязычные племена, обитавшие на Мангышлаке и восточном побережье Каспия, напали на Хорезм.

Йбн ал-Асир сообщает, что во главе этих тюрок стоял могущественный "царь". Поэтому нападение было не кратковременным грабительским набегом, а организованным нашествием. В нападении участвовал Тогрул-Тегин, сын Акинжи ибн Кочкара, бежавший от сельджукидов из Хорасана. Мухаммад ибн Ануштегин, наместник Хорезма, вынужден был обратиться за помощью к Санджару, который двинулся на выручку из Нишапура. Когда сельджукское войско приблизилось к Хорезму, эти "тюрки бежали на Мангышлак, а Тогрул-Тегин также ушел к Хондхану" {В тексте ***. Скорее всего здесь подразумевается не местность, а личность = Хонд-хан}.

Рассказ Ибн ал-Асира свидетельствует о том, что в конце XI в. на Мангышлаке обитали племена тюрок, имевшие своего властителя. Они были настолько сильны, что пытались даже овладеть соседним Хорезмом (165, X, с. ПО, 111; 613, X, с. 183). Очевидно, под тюрками, населявшими в конце XI в. Мангышлак, имеются в виду племена кыпчакского объединения. В пользу такого мнения говорит карта Махмуда Кашгарского, на которой в Прикаспии отмечены жилища кыпчаков. На это же указывают и приведенные выше исторические свидетельства о походе султана Алп-Арслана из Гурганджа на Мангышлак.

Археологические исследования последних лет позволяют дополнить свидетельства письменных источников о племенах язырского объединения Прибалханья. В этом районе обнаружена принадлежавшая им крепость под названием Дуйнеш-Кала, расположенная на северных отрогах Больших Балхан. Крепость имеет в плане неправильный четырехугольник, вытянутый с юга на север. Стены Дуйнеш-Калы сложены из необработанного камня и достигают в толщину трех метров. Обнаружены фрагменты неполивной и поливной керамики, составляющей единый археологический комплекс. Керамика имеет преимущественно коричневую и темно-зеленую поливу и датируется XI—XII вв. Дуйнеш-Кала служила одним из опорных пунктов язырской группировки и просуществовала вплоть до монгольского нашествия (472, с. 212— 217).

Второй этап истории язырской группировки был связан с их расселением в Хорасане. Основным центром языров стала крепость Так соответствующая городищу Шехр-Ислам (256; 236). В средневековых источниках нет сведений о времени переселения языров в район Шахристана, Така и Фёравы. Исторические предания туркмен указывают, что это событие произошло вслед за распадом огузской державы в XI в. (212, с. 68). Отдельные группы языров, наряду с другими огузскими племенами, могли оказаться в Хорасане в самом ходе сельджукского движения. Однако главная масса языров ушла сюда из Прибалханья во второй половине XII в. (236, с. 317).

Передвижение языров в пределы Шахристана, Така и Феравы было вызвано рядом причин. В XII в. Прибалханье и Мангышлак снова оказались в руках сельджукидов Хорасана. Однако местные степные племена длительное время оказывали сопротивление "великим сельджукидам". В одном из ферманов Санджара, как говорилось выше, наместнику Гургана предписывается вести решительную борьбу с "язычниками", обитавшими в пределах Дехистана и Мангышлака (281, с. 19). Более поздние грамоты указывают на то, что эти племена были уже в подчинении шихне Гургана и Дехистана (281, с. 85). Отсюда становится понятным, что они были покорены и обращены в раийатов, обязанных уплачивать налоги сельджукидским властям. Злоупотребления султанских чиновников, о которых мы знаем по грамотам XII в., несомненно, затронули также языров Прибалханья. Поэтому не исключена возможность, что восстание огузов в 1153 г. в Балхской области и захват ими Хорасана всколыхнули племена язырской группировки. Воспользовавшись "гузской смутой", они двинулись к пределам Шахристана, Така и Феравы и захватили Шехр-Ислам.

Продвижение языров вглубь оседлых районов Хорасана явилось также следствием дальнейшего процесса феодализации в среде огузских степных племен. Богатая кочевая знать, имевшая большие поголовья скота, нуждалась не только в расширении пастбищных угодий, но и рынках для сбыта растущей скотоводческой продукции. Обедневшая часть кочевников искала в культурной полосе места для оседания и перехода к земледельческому хозяйству. Довольно примечательно, что языры после захвата Така стали оседать и заниматься в основном земледелием (236, с. 292).

Расселение в Шехр-Исламе и Дуруне завершает собой процесс формирования язырского объединения. В пределах культурной земледельческой полосы языры начали смешиваться с другими огузскими племенами, а также с местным городским населением. Результатом этих важных перемен явилась инкорпорация языров в состав интенсивно складывавшейся туркменской народности. Любопытно отметить, что в конце XI—начале второй половины XII в. языры причислялись к огузам (266, с. 56; 165, X, с. 111). Однако позднее (в конце первой четверти XIII в.) они считались уже туркменами (768, с. 71, 72). Значительная часть языров, которая осела на землю в Таке и Дуруне, стала называться карадашлы (236, с. 292). С течением времени это наименование постепенно вытеснило старое племенное имя языров. Исчезновение этого названия было вызвано коренными изменениями в хозяйственной жизни и этническом составе былой язырской группировки.

Передвижение в Хорасан имело и другое важное последствие в исторических судьбах племен язырского объединения. Расселение в Шехр-Исламе и Дуруне усилило процесс развития патриархально-феодальных отношений и способствовало образованию независимого язырского владения. Однако точное время основания этого ханства остается для нас не вполне ясным. Известно лишь, что в конце XII в. во главе языров стоял предводитель по имени Ягмур-хан. Сами языры, как отметил В. В. Бартольд, рассматривались в эту пору как самостоятельный народ (66, с. 585). Очевидно, усилившиеся язырские вожди не признали власти хорезмшахов, захвативших после событий 1153 г. в свои руки значительную часть Хорасана. Поэтому Иль-Арслан сделал в 1160 г. попытку завоевать область Языр. Ибн ал-Асир пишет, что в этом году хорезмшах выступил к Уджина {В издании Торнберга ***, а в каирском ***. Вероятно, в данном случае речь идет о сторожевом пункте языров. Такие пограничные крепости обычно назывались по-огузски "удж" (120, с. 22)}, напал на тюрок-языров {В публикации Торнберга (613, XI, с. 171) ошибочно ***, а в каирском издании (165, XI, с. 110) вместо *** стоит ***}, во главе которых стоял Ягмур-хан.


Хорезмийское войско произвело среди языров сильный погром и убило множество народа. Ягмур-хан бежал к хорасанским огузам и обратился к ним за подмогой как к своим родственникам. Он просил у огузов помощи для борьбы с эмиром Айтаком, которого заподозрил в подстрекательстве Иль-Арслана к нападению на Языр.

Ихтияр ад-Дин Айтак был одним из крупных военачальников-эмиров султана Санджара. Воспользовавшись феодальной анархией, наступившей во второй половине XII в. в Хорасане, он захватил часть Хаверанской области (382, с. 5). В 1157 г. Айтак обосновался в районе Нисы и Абиверда, собрав вокруг себя "толпу любителей грабежа" (613, XI, с. 149). Однако вскоре он оказался в Дехистане, а оттуда перебрался в Гурган. Айтак получил в управление область Гурган от исфахбада Табаристана (168, с. 95) после того, как огузы ушли из Нишапура в Дехистан {Садр ад-Дин Хусейни свидетельствует, что огузы пришли в Гурган в 1157 г., в год кончины Санджара (727, с. 94)}.

Спустя некоторое время огузские вожди снова двинулись в Гурган и Дехистан. Против них выступил правитель Табаристана со своим войском, на правом фланге которого находился эмир Айтак. Началась битва, в которой огузы сражались, выстроившись в развернутом боевом порядке — выставив центр и оба крыла. Айтак и Кабудджаме, командовавшие правым флангом войска правителя Табаристана, в самый разгар битвы внезапно бежали. Тогда огузы смяли войско табаристанцев и обратили его в бегство. Огузы преследовали врага, убив при этом несколько тысяч человек. Исфахбад ушел в Табаристан, где собрал новую армию и опять двинулся на огузов. Однако войско огузов после взятия Бистама и Дамгана ушло в Мавераннахр (168, с. 96).

Очевидно, до этих событий правитель Хорезма, подстрекаемый эмиром Айтаком, напал на Ягмур-хана. Последний бежал к хорасанским огузам и обратился к ним за помощью. Огузы через Нису и Абиверд двинулись на Айтака, обратившегося за подмогой к шаху Мазандерана {Имеется в виду Рустам ибн Али ибн Шахрияр ибн Карун (1139—1164), представитель династии бавендидов, из ветви мулюк ал-джибал}. Рустам ибн Али с огромной армией из курдов, дейлемитов и туркмен, живших в районе Абескуна, двинулся на помощь Айтаку (669, с. 52). В начавшейся вскоре битве огузы атаковали правое крыло войска противника. Айтак бежал с поля брани, а за ним последовало и остальное войско мазандеранцев.

После этого события Айтак ушел в Хорезм, а огузы направились в Дехистан, который был поблизости от места сражения. Огузы пробили брешь в стене Дехистана и ограбили его в начале 1161 г. Разрушив Гурган и рассеяв его жителей, они ушли в Хорасан. Эмир Айтак после ухода огузов из Гургана и Дехистана возвратился обратно в свои владения. Вскоре Айтак завоевал округ Джувейн и разгромил эмира Богра-Тегина Бузгуша ал-Джаракани (613, XI, с. 117, 118). В дальнейшем Айтак вынужден был признать себя вассалом хорезмшахов. В хутбе Гургана и Дехистана сначала упоминалось имя Иль-Арслана, а затем Айтака. Тяготясь своей зависимостью от правителя Хорезма, Айтак в 1165 г. сделал попытку сбросить его власть. Однако это имело для него роковые последствия, так как он потерял Дехистан, перешедший в руки Иль-Арслана (613, XI, с. 141).

Судя по приведенным данным, владения Ягмур-хана, правителя языров, находились между Хорезмом и Гурганом. Однако неизвестно, когда и при каких обстоятельствах Ягмур-хан стал правителем "язырских тюрок" {Ибн ал-Асир свидетельствует, что Ягмур-хан был сыном Одака, или Озака (165, XI, с. 116)}. Известно лишь, что в 1160 г, между Ягмур-ханом и Иль-Арсланом произошла кровопролитная битва. Хорезмшах нанес поражение язырам, которые обратились за подмогой к огузам Хорасана. В нападении Иль-Арслана на область Языр был замешан эмир Айтак, находившийся в союзнических отношениях с исфахбадом Табаристана. В 1161 г. огузы направились из Хорасана в Гургаи и нанесли поражение Рустаму ибн Али и его союзнику Айтаку. Победа объединенных сил хорасанских огузов и языров, видимо, привела к расширению владений Ягмур-хана. Однако о дальнейших судьбах язырского юрта в средневековых источниках не сохранилось никаких сведений. Язырское владение начинает снова фигурировать на страницах истории лишь в первой четверти XIII в.

Средневековые источники не содержат также никаких сведений о политическом и социально-экономическом строе язырского владения. Этот пробел можно лишь отчасти восполнить на основе археологического материала, добытого на городище Шехр-Ислам. Развалины былого политического центра язырских ханов лежат в 22 км к северу от поселка Бахарден. Площадь Така-Языра составляет около 30 га, что свидетельствует о довольно крупном по тогдашним масштабам городе (236). Шехр-Ислам состоит из рабада и шахристана с двумя цитаделями. Стены шахристана были защищены шестьюдесятью сторожевыми башнями. Так Язырский возник в IX—начале X в. и постепенно стал значительным городским центром. Пора наибольшего расцвета Шехр-Ислама относится к концу XII—началу XIII в. Вокруг разросшегося города в это время были возведены толстые стены из сырцового кирпича. Столица языров была одним из крупных центров торговли и ремесла (45, с. 127, 128). В городе имелись целые кварталы мастеров, изготовлявших посуду и другие предметы домашней утвари (46, с. 33—36). Шехр-Ислам вел караванную торговлю с Хорасаном, Ираном, Китаем, Индией (45, с. 128). Раскопки последних лет позволяют говорить о наличии в городе богатой знати и бедных слоев населения. Стены некоторых жилищ Шехр-Ислама имеют роспись, имитирующую деревянную решетку кибитки (44). Очевидно, эти жилища принадлежали язырам, перешедшим к оседлому образу жизни.

Язырское объединение первоначально состояло главным образом из кочевых племен. Среди племен язырской группировки упоминаются мангышлаки, являвшиеся типичными степняками. Однако после расселения в Таке и Дуруне языры стали постепенно оседать на землю. Захват язырами пригодной для возделывания культурной полосы в Юго-Западном Туркменистане оказал большое влияние на их дальнейшую хозяйственную жизнь. Местные природные условия вполне благоприятствовали занятию отгонным скотоводством и земледелием {Память о язырах-земледельцах сохранилась не только в письменных источниках, но и туркменских народных легендах. Одно из преданий рассказывает о хане Языра, который наделил землей предка туркмен-шихов. Язырский правитель, согласно этой легенде, отдал "святому" Фахр ад-Дину селение Бендесен (47, с. 76)}. Языры, поселившиеся в горах близ Дуруна {Развалины Дуруна лежат в 5—6 км к востоку от станции Бахарден (236, с. 294)}, стали обрабатывать землю (212, с. 68). Отдельные группы языров, вероятно, осели в долине Нохура (99, с. 93).

Язырское владение, судя по данным средневековых источников, просуществовало до 1213 г. Несеви рассказывает, что Туркан-хатун {Более правильным, вероятно, является чтение "Теркен-хатун" (762, II,с . 465)}, мать Ала ад-Дина Мухаммада, последнего хорезмшаха, овладела Языром после смерти Хинду-хана. Она воспользовалась междоусобной борьбой правителя языров Хинду-хана с его братом Омар-ханом. Несеви свидетельствует, что Хинду-хан, придя к власти, приказал ослепить своего брата. Палач, которому было поручено ослепление, сжалился над Омар-ханом. В течение 11 лет Омар-хан прикидывался слепым, пока не умер Хинду-хан. "Туркан-хатун, — пишет Несеви, — овладела (после этого) областью Языр, основываясь на том, что Хинду-хан был женат на женщине из ее племени и из ее родственников. Тогда Омар-хан открыл свои глаза и отправился ко двору султана (Ала ад-Дина Мухаммада), надеясь на утверждение в качестве правителя (области Языр). Однако ему не удалось то, на что он уповал, и он получил лишь прозвище Сабыр-хан" (265, с. 471).

В рассказе Несеви останавливает внимание интересная деталь о родственных связях Хинду-хана с султаншей Туркан-хатун. Последняя была дочерью крупного хана (748, с. 254) и происходила из племени баяут или урани (762, II, с. 465; 601, с. 80). Баяуты и урани входили в состав племен канглы-кыпчакской группировки и находились в родстве с династией хорезмшахов. Согласно установившейся традиции, правители Хорезма брали жен из ханских родов канглы и кыпчаков. Хорезмшах Текеш был женат на дочери Икрана — одного из влиятельных кыпчакских ханов (748, I, с. 290). В начале XIII в. крупную роль при дворе хорезмшахов играл предводитель канглы Амин-Малик, на дочери которого был женат Ала ад-Дин Мухаммад (748, II, с. 460). Кыпчаки и канглы, населявшие Каракумы (762, II, с. 370), наряду с играками и другими тюркоязычными племенами, составляли главную военную опору хорезмшахов {В армии хорезмшахов служили и таджики, составлявшие отдельные военные отряды (762, I, с. 116. 121; 601, с. 75; 748. с. 980)}. Все эти факты проясняют свидетельство Несеви о династических связях вождей канглы и кыпчаков с правителями языров. Племена канглы-кыпчакского объединения представляли в XII—XIII вв. большую политическую силу. Хинду-хан именно поэтому вступил в брак со знатной женщиной из племени урани или баяут.

Туркан-хатун, ликвидировавшая политическую самостоятельность Языра, вероятно, присоединила эту область к своему личному домену (762, II, с. 466). Омар-хан фактически был почетным узником при дворе хорезмшахов. Будучи последним из известных нам язырских вождей, он погиб в начале XIII в. Весной 1219 г. Туркан-хатун бежала из Ургенча, надеясь укрыться от монголов в крепости Илал. Путь султанши лежал через Языр, и поэтому она взяла с собой Омар-хана. Когда Туркан-хатун приблизилась к Языру, то, опасаясь бегства Омар-хана, приказала его умертвить.

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ