БОЛЬШАЯ ИМПЕРСКАЯ ТРИАДА В ИСТОРИИ ТУРКМЕНИСТАНА

Личности, а не общества создают историю, и эти личности – больше, чем просто люди

Публикация многотомного «Постижения истории» британского историка Арнольда Тойнби так сильно встряхнула научное сообщество, что американский журнал «Тайм», традиционно публикующий победителей номинации «Человек года», украсил обложку одного из своих номеров 1947 года портретом историка с подзаголовком: «Самая дерзкая историческая теория». Как рассказал корреспонденту «ZehinliNews» старший научный сотрудник Института истории АН Туркменистана Джума Оразклычев:

Главный тезис А.Тойнби заключался в том, что личность приводит общество к новой цивилизации, гравитационное поле которой втягивает в её орбиту остальные народы. В III тысячелетии появляются первые ростки будущих торговых магистралей, расходящихся во все стороны света, словно лучи восходящего Солнца, от центра цивилизации бронзового века Алтын-депе, ставшего сердцевиной культурного взаимодействия, в которое уже тогда были вовлечены египетский, месопотамский, китайский и индийский цивилизационные пласты. Но история ждала, когда появится личность – парфянский император Митридат II (123-88/87 гг. до н.э.) установил монопольный контроль над межконтинентальными торговыми путями и, используя выгодное геостратегическое положение своей империи, не допускал непосредственных контактов между Римом и Китаем. Митридат II поставил под свой контроль сообщение на материке, и с этого момента жизни народов двух континентов – Европы и Азии – зависели от Парфии. Митридат II стал первым государем в истории, отправлявшим посольства и на крайний Восток, и на крайний Запад, в Китай и в Римскую империю. Сеть торговых путей, постепенно превращаясь в яркий калейдоскоп межкультурного общения народов, разрасталась до ментального вихря планетарного уровня, расширяя сознание. Парфяне в истории древнего мира играли роль первого плана и значительно способствовали распространению искусств, развитию торговли и продвижению евразийского проекта – знаменитого «Шёлкового пути».


Эстафета контроля над континентами была подхвачена в VI веке созданной огузами империей, получившей в историографии название Тюркского каганата, поскольку племени докуз-огузы удалось не просто объединить под своей властью множество тюркских народов, но и править так, что все подданные империи чувствовали себя такими же равноправными, как и её основатели – огузы. Во внешней политике для огузов, так же как и для парфян, приоритетом был мир, о чём говорят орхонские надписи, в частности, Кюль тегина: «Живущие по четырём сторонам света народы я принудил к миру, сделал всех мирными, невраждебными». Об интенсивности отношений между Огузской империей и Византией говорит тот факт, что после огузского посольства в Константинополь в 567 г., которое завершилось заключением соглашения, за 8 последующих лет к докуз-огузам прибыло 7 византийских посольств. Профессор Сорбонны Леон Каюн, сравнивая огузских императоров с другими монархами, писал, что если египетский фараон, персидский или ассирийский царь угнетал толпы людей ради своей собственной славы или ради возвеличивания своих богов, то огузский император «думает только о славе своей нации». Так же, как и парфяне, огузы не просто контролировали межконтинентальную совместную культурную работу, но и продолжали развивать свою собственную культуру, уже имевшую древние традиции, и ни в чём не уступавшую культурам Китая, Ирана, Византии и Индии.

Как бы комфортно не чувствовали себя огузы на Востоке, они постепенно начинают концентрировать свои силы в Передней Азии, где в XI в. произойдёт самое настоящее извержение вулкана – рождение Великой Сельджукской империи, слово которой станет законом на трёх континентах – в Азии, Европе и Африке. Военной экспансии привёл к экспансии культурной, и по миру начал своё шествие особый сельджукский стиль в искусстве, покоряя без боя страны и континенты. Сельджуки щедрой рукой рассыпали шедевры архитектуры, сразу становившиеся украшением быстро преображающихся городов, и общественные здания – мечети, караван-сараи, медресе и т.д., воздвигнутые от избытка средств, пережили века, поддерживая славу сельджукского искусства. Благосостояние подданных империи было так велико, что, например, в Сивасе было построено роскошное медресе обычным горожанином. А о богатстве купцов можно судить по тому, что некий Рамешт из города Сираф на свои личные средства заменил в Каабе серебряный бассейн для омовения золотым. Сельджуки оставили свой вклад не только в искусстве, но и в финансах. Весь мир пользуется сельджукским термином «чек», значение которого за тысячелетие нисколько не изменилось: так сельджуки называли ассигнацию, которую можно было обналичить по первому требованию в любом городе империи.


Парфяне, огузы и сельджуки были главными действующими лицами мировой истории на протяжении полутора тысяч лет. Человечество ещё не знало такого масштабного эксперимента, когда магнитный полюс планеты переместился на туркменскую землю. Ритм жизни объекта Вселенной с названием Земля начал биться синхронно с пульсом большой имперской триады – Парфянской, Огузской и Великой Сельджукской империй, каждая из которых в своё время была самой могущественной державой.

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ