ПОГРАНИЧНАЯ СТРАЖА В ИСТОРИИ ТУРКМЕН

Выдержки из книги О.Гундогдыева «Рыцари Азии»


Известно, что границы возникли одновременно с образованием древних общин. Уже в эпоху бронзы границы между разнородными племенами различались по географическим признакам. Если таковых не имелось или же все они были нечетко обозначены, то ставились камни или деревянные пограничные столбы с изображением тамги — своеобразного герба племени.

С возникновением первых государств, границы между ними приобретают не только определенные линии, но и появляется необходимость в их охране. Например, скифы, ушедшие из Средней Азии в Восточную Европу, предупреждали босфорских царей, чтобы их пастухи не смоли пасти скот в пределах Скифского царства (VII-III вв. до н.э.).

Мы имеем также точные свидетельства о наличии пограничной стражи у гуннов. Для ее обозначения имелся и специальный термин — «орда». Это слово включало в себя несколько понятий и на протяжении столетий не раз меняло свой смысл — от понятия «юрты», «ставка правителя» до «союз беков и народ». Но в I тыс. до и.э. слово «орда» (кит. оуто), согласно комментаторам китайских текстов, означало «военное поселение на границе, место охраны (границы)», там, где гунны «делают земляные дома, чтобы наблюдать за китайцами», или же — «помещение на границе для наблюдения и сигнализации являются оуто».

В 129 г. до и.э. император Китая назначил полководцев «...каждого с десятью тысячами конницы, напасть на пограничные рынки хуннов». Если первый отряд застал гуннов врасплох и захватил в плен 700 человек, то второй отряд встретил сильный отпор и вынужден был отступить. Третий же отряд, имевший в своем составе 10 тысяч воинов, потерял в битве 7 тысяч человек и бежал. А четвертый отряд был разбит полностью, его командир взят в плен. Впоследствии он бежал в Китай, где вместе с начальником третьего отряда, был предан суду. Судя по тому, что довольно крупные отряды китайских войск получили сильнейший отпор, можно сделать вывод, что пограничные отряды гуннов имели достаточное количество воинов в своих рядах. Например, в 79 г. до н.э. верховный хан гуннов отправил девятитысячный отряд конницы «под Шеу-сян- чен стать караулом».

То, что «ордой» у гуннов назывался пограничный военный лагерь, подтверждает и ряд исторических свидетельств. В 80 г. до н.э. гунны, готовясь к активной обороне против китайской армии, «...отправили людей стать военным лагерем в оуто».

В 66 г. до н.э. племя силу, насчитывающее несколько тысяч человек, решило уйти в Китай, однако вынуждено было вести бой с пограничной ордой.

В 8 г. до н.э, правительство Хань просило спрямить линию границы между Китаем и Гуннским государством, т.к. часть земли, принадлежавшая гуннам, глубоко врезалась в область в Чжан-йе, Правитель гуннов ответил послу отказом, сославшись на то, что в тех землях живет начальник орды: «…Упомянутый тобою угол земли принадлежит караульному Вынь-князю… Отцы и братья уже пять раз передали престол, и Двор не требовал этой земли, а ныне, узнав о ней, начал требовать. По сведениям, доставленным мне от караульного Вынь-князя, удельные владетели западных хуннских земель единственно с сих гор пользуются лесом для юрт и телег. Сверх сего я не смею отдавать земель, оставленных мне предками».

Таким образом орда, впервые упоминаемая при хане Модэ, являлась местом расквартирования территориального пограничного центра, откуда координировалась служба пограничных караулов, курсирующих вдоль ничейных полос. Когда правитель народа дунху потребовал от гуннов передать ему кусок пустынной пограничной земли, а старейшины гуннов захотели отдать эту непригодную ни на что землю, то Модэ хан велел отрубить им головы, мотивируя свои действия следующим образом: «Земля есть основание государства; как можно отдавать её?».

С образованием в средние века многочисленных туркменских империй и княжеств (бегликов), а также с движением туркмен-огузов на запад и юг, границы старых государств постоянно менялись. На новых границах образовывались военные поселения. Среди туркмен в Закавказье в IX — начале XI в. известно было пограничное войско под названием джунд (араб.), которое делилось на сменные отряды (араб, наубатийа) для охраны рубежей, гарнизоны (араб, хафиз) и конные части для рейдов (араб. сарийа). Предводители пограничных отрядов назывались канарангами (перс.).

В Туркмено-Сельджукском государстве в системе охраны границ произошли изменения. Был создан институт уджей (туркм, край, конец), т.е. поселены, в приграничных зонах туркмено-огузские племена наделялись землями в обмен за службу. Кроме того, им была обещана часть военной добычи. Во главе легковооруженного конного отряда уджей стоял удж-бей (удж-эмир), подчинявшийся удж-бейлербею.

Уджи состояли из гази (борцов за веру) и акынджи, куда входила наиболее боеспособная часть племенных ополчений. Грузинский анонимный автор XVII в. в сочинении «Жизнь царицы Тамар» отмечал, что уджи «...в бою мужественны, а по количеству многочисленны».

Пограничные уджи постепенно становились уделами вождей. Беки уджей самостоятельно совершали походы, проводили боевые операции.

Например, эмир уджей Тугтегин шел в авангарде войска Алп Арслана (1063—1072) — второго туркмено- -сельджукского султана, ибо, по словам Ибн ал-Асира, он привык вести священную войну, и все его воины «хорошо знали ту страну (т.е. Закавказье. — О.Г.)». Газии из пограничных уджей осваивали новые страны, создавая поселения и расширяя, тем самым, границы туркменских государств. Но следует, однако думать, что бойцам уджей легко доставались победы. В Малой Азии, например, на границе с Византией, они вели кровопролитные бои с пограничными войсками этой величественной империи. Как пишет Л.Кинросс, газиям «противостояли группы греческих воинов-акритов — жителей пограничных местностей, также занимавшихся набегами и столь похожих на турок в своих традициях ведения войны и изоляции от любой центральной власти».

Со временем уджи превращались в пограничные крепости, куда в мирное время стекались торговцы из- за кордона и местные купцы, а это, в свою очередь, создавало предпосылки для возникновения новых городов.

О появлении пограничных крепостей указывается в грамоте последнего туркмено-сельджукского султана Санджара: «В этом вилайете (имеется в виду Дехистан. — О.Г.) имеются крепости (гала) и укрепления (хусун): равнинные, горные, пустынные, морские. В этих крепостях имеются свои кутвалы - коменданты». Дислоцированные в Дехистане туркменские войска несли охрану рубежей Горгана и Хорасана со стороны Мангышлака.

В XVII—XVIII вв. туркмены несли основную службу в пограничных войсках Туркмено-Сефевидского государства. Во главе этих войск стоял беглербег; которому подчинялись эмиры пограничий (сархад). Отдельные отряды возглавляли ханы, вали, хякимы. Все они получали за военную службу плату (маваджиб): регулярное вознаграждение (карар и маваджиб) и фиксированный оклад (мадахил). Известно также, что в империи Надир шаха Афшара во главе пограничников Мервского велаята, которому шах придавал особое стратегическое значение, стоял караул-баши.

Известно, что основные воинские обязанности брали на себя неженатые воины. Вплоть до начала XX в. они составляли специальную касту — ак-ойли (ak öýli – досл. белый дом, владеющие белыми шатрами), которой вменялась в обязанность охрана государственных границ. Пограничники — ак ойли селились далеко на границах племенной территории, иногда совершая рейды. Они не имели своего хозяйства, права на землю, скот и воду, содержались за счет общества и занимали в нем особое положение, составляя ядро войска. Историк М.Б.Дурдыев считал, что ак-ойли — это постоянные пограничные отряды, существовавшие у текинцев Ахала в XIX — начале XX вв. В частности, поселения ак-ойли находились в аулах Янги-гала и Дешт, располагающихся в непосредственной близости от границ Ирана.

Институт ак-ойли длительное время существовал и у туркмен-йомудов. Согласно полевым материалам этнографа Ю.М.Ботякова, у йомудов были известны три ак-ойли: один на севере (на границе с казахами) и два на юге (на границе с персами). В ак-ойли выделялся один воин от каждых десяти хозяйств. Причем, это мог быть и женатый всадник, уходящий в лагерь со своей женой. Сам лагерь ничем не отличался от обычного поселения и, по словам Ю.М.Ботякова, скорее был базой, чем укрепленным пунктом. В мирное время жизнь там проходила как обычно. Лишь каждые два-три дня конные джигиты уходили на смену караульным разъездам, которые тщательно следили за вверенной им территорией, изучая следы, наблюдая за проезжающими и т.д. Если в назначенное время караул не возвращался, то из ак-ойли выезжал конный отряд до 40 человек для выяснения обстоятельств. Аул — база — состоял из 500— 600 юрт, а иногда численность погранотрядов доходила до 5—6 тысяч воинов, которые проводили боевые операции, переходя границу Ирана.

Как мы видим, у туркмен существовали ак-ойли двух видов: 1) состав пограничников ограничивался неженатой молодежью, возглавляемой сердаром. Кстати, видимо о таком ак-ойли идет речь в анонимном персидском сочинении «Чудеса мира» (XIII в.), где сообщалось, что туркмены «...сыновей (своих), когда те достигают зрелого возраста, прогоняют от себя, и те живут в степях, едят мясо и растения»; 2) в состав ак-ойли входили и взрослые воины, селившиеся в приграничье со своими семьями, причем, это были довольно многочисленные отряды. Вероятно. ак-ойли второго типа создавались в те годы, когда появлялась очевидная угроза вражеского вторжения.

Задача охраны племенных территорий порождала некоторую оторванность ак-ойли от общины. Однако, формирования молодых туркмен весь основной удар при вторжении иноземных войск принимали на себя, давая время всему народу собрать войска, укрыть женщин и детей, увести скот в глубь степей.

Ак-ойли отлично знали местность, расположение колодцев, у них хорошо была налажена система сигнализации и разведка. В книге «Деде Коркут» Анар пишет: «У огузского племени был обычай... если загорались два костра (на вершине горы. — О.Г.), все знали, что над племенем нависла опасность, грозит нашествие — и тогда джигиты вооружались, собирались вместе».

Справедливости ради надо отметить, что термином «ак-ойли» называли иногда и целые племена. Например, в средневековом туркменском эпосе «Огузнама» среди племен правого крыла упоминается племя ак-ойли (ак эвли). Дело в том, что если какое-нибудь племя прибывало к более сильным соплеменникам, спасаясь от преследований врага, то его селили на границе и ему вменялась охрана территории. К такому племени применяли иногда название «ак-ойли».

Туркмены были прекрасными пограничниками. В этом им помогал боевой опыт, накопленный в течение тысячелетий. В частности, начиная с 1771 г. вплоть до реформ 1827 г. ставропольские туркмены, ушедшие на территорию России с Мангышлака, несли пограничную службу на границах с казахами и Северным Кавказом.

Во время проведения царскими войсками боевых операций в Туркменистане, туркменские пограничники и первыми вступали в бой, доводили до основных войск все сведения о передвижениях противника. В.А.Туган-Мирза-Барановский в 1881 г. писал, что туркмены в войне с царской армией выставляли пешие и конные пикеты: «Лишь только появится враг, пикет подает сигнал, зажигая на ближайшей возвышенности, видимой из оазиса, огромный, заранее приготовленный костер. Путем этих сигналов текинцы знают о всех передвижениях врага: остановится ли он на ночлег, тотчас появляются на возвышениях ночью огни, днем - столбики дыма; выступает ли — опять то же. У них существует целая система сигналов, при которой они узнают все, что им нужно относительно неприятеля.»


У туркмен во все времена была надежная пограничная стража, которая набиралась из самых доблестных и отважных воинов, первыми принимавших на себя удар противника.
 
 

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ