ЭТНОГЕНЕЗ ТУРКМЕН

Согласно различным вариантам туркменской родословной, происхождение туркмен связано с огузами, одним из древнейших тюркских народов, родоначальником которых был герой-прародитель Огуз-хан. Согласно мнению Абу-ль-Гази, Огуз-хан мог жить за четыре тысячи лет до времени пророка Мухаммеда, а советский историк О.Туманович относит период жизни Огуз-хана к VII в. до н.э.

 

В этногенезе туркмен начиная с древнейших времен принимали участие родо-племенные группы, жившие на просторах Евразии, от Алтая до Черного моря, античными авторами названные в целом скифами. Основное ядро современного туркменского народа составили местные племена и народности, проживавшие на территории современного Туркменистана и остальной Центральной Азии.


Прямыми предками центральноазиатских туркмен являлись жители древних государств территории современного Туркменистана и сопредельных стран, в древности на этих землях находились такие государства как МаргианаПарфия и Хорезм, в пользу этого свидетельствуют данные этнографических и антропологических исследований. Накопленные к настоящему времени археологические, антропологические, письменные и фольклорно-этнографические материалы дают возможность провести прямые аналогии между древними, античными, средневековыми и современными жителями Туркменистана и установить этническую взаимосвязь и культурную преемственность между ними. На ранних этапах этногенеза туркмен большую роль играли оседлые и полукочевые племена современного Туркменистана и близлежащих стран, входившие в скифский ареал, а именно маргианцы, парфяне, гирканцы, хорасанцы, дахо-массагетские племена аугасиипарны, имиргийцы, аланы, эфталиты и другие. В частности, советский историк и археолог академик С.П.Толстов пишет:


«Если мы учтем, что массагетский этнический пласт наиболее крупную роль сыграл именно в туркменском этногенезе, а в теке мы можем видеть почти прямых потомков дахов, то это сохранение хеттского комплекса одежды у туркмен рядом с отмеченными нами хетто-фракийскими параллелями древнего хорезмийского костюма может существенно подкрепить наш тезис».


О роли в этногенезе туркмен гуннов, проникших в западную часть Центральной Азии из восточной, пишет советский археолог и востоковед А. Н. Бернштам:

 

«Все это вместе взятое свидетельствует о том, что в дотюркский период (VI—VIII вв.), то есть до господства государства огузов, на территории Средней Азии складывались огузские племена, генезис которых связан с экспансией центральноазиатских гуннов на запад. Эти гунно-огузские племена заложили основу тюркского этногенеза среди массагето-аланских племен — далеких предков туркменского народа

 

С. П. Толстов и А. С. Кесь сообщают, что хиониты, зарегистрированные историками в IV в. в юго-западной части Центральной Азии, также были прямыми предками туркмен:

«…Тип кангакалийцев больше всего напоминает современных туркменов. Тот же антропологический тип, сопровождаемый тем же погребальным обрядом, зарегистрирован также в синхронном городище Куня-Уаз. По всем данным эти погребения принадлежали кочевникам-хионитам, именно в IV в. появляющимся на северо-восточных границах сасанидско-иранского государства.

 

О том, что часть аланских племен вошла в состав туркмен пишут также такие известные ученые как российский историк-востоковед и этнограф Н. А. АристовС. П. Толстов, академик А. А. Росляков, В. В. Бартольд со ссылкой на немецко-американского историка и синолога Ф.Хирта. Потомки аланов проживают в Туркменистане и сопредельных территориях. Среди туркмен сохранилось племя олам, проживающее в Ахалском велаяте, племя улам — в Лебапском велаяте, а также род алам в составе племен салыр и йомут, имеющие древнее аланское происхождение и говорящие на туркменском языке. Предки туркмен-аланов из Лебапского велаята переселились туда с полуострова Мангышлак, где у них имелось укрепление Алан-гала, а южнее реки Атрек сохранился вал под названием Гызыл-Алан, на месте которого в древности была крепость, построенная аланами.

 

Известный советский и российский историк и этнолог Л. Н. Гумилев указывает на парфянский слой в этногенезе туркмен:

 

«Особое происхождение у туркменов. Они в древности были известны как парфяне, которые в 250 г. до н. э. выгнали македонцев из Ирана, захватили его целиком, но с персами не слились, составили слой, близкий к феодальным аристократам. А персы были дехканами и составляли пехоту.»

 

В X веке туркмены начинают играть ведущую этническую роль в Хорезме и становятся основным тюркским этносом государства в течение последующих нескольких веков, при этом Хорезм является одним из главных центров формирования всего туркменского народа:

 

«Территория Древнего Хорезма со столицей в Кёнеургенче может быть отнесена к одному из центров становления туркменского этноса. В домонгольское время предки туркмен составляли основной этнический пласт этого региона».

 

Туркмены составляли основный этнический пласт Хорезма вплоть до второй половины XIX века.

 

Такие виды туркменского национального декоративного искусства и домашних промыслов как ковровые изделия, вышивки, ювелирные изделия и другие имеют древние традиции. На керамике и керамических изделиях (больших сосудах, найденных в погребениях и жилых помещениях) Южного Туркменистана V—III тысячелетий до н. э. имеются изображения центральных гёлей-орнаментов и периферийных орнаментов салырскихтекинскихйомудских ковров, причем они как и современные туркменские ковры оказались совершенно уникальными, так как встречаются только на территории современного Туркменистана.

 

При изучении туркменских женских украшений, известный советский этнограф, доктор исторических наук Г.Васильева пришла к заключению, что общие черты таких украшений большинства туркменских племенных групп, манера их ношения свидетельствуют о единой этнической традиции туркменского народа. При исследовании находок археологов на территории Южного Туркменистана и смежных с ним областей V—VII вв. и IX—XIV вв., выявляется их большое сходство с украшениями современных туркмен. Основываясь на этих данных, становится очевидным этническая преемственность и культурная непрерывность туркмен нынешнего времени с древним населением западной части Центральной Азии гуннского (IV—V вв. н. э.) и даже парфяно-кангюйского (более 2 тыс. лет назад) периодов. На эту тему, известный туркменский историк М.Дурдыев пишет:

 

«Говоря о тысячелетних традициях туркменского национального костюма, следует сказать, что в пользу этого указывает значительный комплекс материалов разных эпох. Так, при раскопках на городищах Старая и Новая Ниса была обнаружена масса небольших бляшек из золота и бронзы, нашивавшихся на женскую и мужскую одежду парфян. Их датировка третий век до нашей эры — третий век нашей эры. При обследовании городища Старый Кишман в Мургабском оазисе в слоях шестого—седьмого веков была обнаружена скульптурка женщины в платье с нашивными круглыми бляшками. Эта традиция не нарушается и в более позднем времени и находит подтверждение в средневековом археологическом материале Туркменистана. Нашивные бляшки были встречены при раскопках городища Шехр-Ислам к северу от современного Бахардена. Исследовавший их член-корреспондент АН Туркменистана Еген Атагаррыев находит им прямые аналогии в современном женском туркменском костюме.»

 

Монгольское владычество в XIII в. оставило сравнительно незначительный след в этногенезе и облике туркмен. На их дальнейшее формирование огромное влияние оказали этнокультурные связи с соседями. Так, например, туркменские племена човдур, эрсары, сарык, салыр и другие, жившие по соседству с народами кыпчакской группы тюркских народов на севере и на востоке, по антропологическому типу оказывались с определенной примесью монголоидной расы, а племена, жившие долго по соседству с иранскими народами, имели очень незначительную примесь монгольской расы.

 

Дахо-массагеты, древние тюрки, средневековые огузы-туркмены делились на племена и роды, объединенные в племенные федерации, а также имели общую родословную своего происхождения. На основе ее Рашид-ад-Дин (XIV в.), а в XVII в. Абу-ль-Гази написали свои знаменитые труды, «Джами ат-таварих» и «Родословная туркмен» соответственно. Сохранились также многочисленные варианты родословных (шеджере) и народных преданий о происхождении туркмен.


В VIII—X вв. шел процесс объединения огузо-туркменских племен, расселенных на огромной территории Центральной Азии. Их борьба с отделившимися от основной массы огузов-туркмен племенем печенегов в X в. на Волге, закрепление за ними определенной территории, единство языка, вера в единого Бога — Тангры, утверждение среди них самоназвания «туркмен» привели в X в. к еще большей их консолидации. Это обстоятельство создало благоприятные условия для передвижения огузо-туркменских племен на юго-запад, в результате чего различные туркменские племена основали целый ряд средневековых государств, таких как Сельджукская империя и Османская империя:

 

«Туркмены жили в это время в том же состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории; характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной государственности.»

 

 

Источник: Wikipedia

 

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

КЮЗЕЛИГЫР – ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА