ЭТНОГЕНЕЗ ТУРКМЕН
Согласно различным вариантам туркменской
родословной, происхождение туркмен связано с огузами, одним из древнейших тюркских народов, родоначальником которых был герой-прародитель Огуз-хан. Согласно мнению Абу-ль-Гази, Огуз-хан мог жить за четыре тысячи лет
до времени пророка Мухаммеда, а советский историк О.Туманович
относит период жизни Огуз-хана к VII в. до н.э.
В этногенезе туркмен начиная с древнейших времен принимали участие родо-племенные группы, жившие на просторах Евразии, от Алтая до Черного моря, античными авторами названные в целом скифами. Основное ядро современного туркменского народа составили местные племена и народности, проживавшие на территории современного Туркменистана и остальной Центральной Азии.
Прямыми предками центральноазиатских туркмен являлись жители древних государств территории современного Туркменистана и сопредельных стран, в древности на этих землях находились такие государства как Маргиана, Парфия и Хорезм, в пользу этого свидетельствуют данные этнографических и антропологических исследований. Накопленные к настоящему времени археологические, антропологические, письменные и фольклорно-этнографические материалы дают возможность провести прямые аналогии между древними, античными, средневековыми и современными жителями Туркменистана и установить этническую взаимосвязь и культурную преемственность между ними. На ранних этапах этногенеза туркмен большую роль играли оседлые и полукочевые племена современного Туркменистана и близлежащих стран, входившие в скифский ареал, а именно маргианцы, парфяне, гирканцы, хорасанцы, дахо-массагетские племена аугасии, парны, имиргийцы, аланы, эфталиты и другие. В частности, советский историк и археолог академик С.П.Толстов пишет:
«Если мы учтем, что массагетский этнический пласт наиболее крупную роль сыграл именно в туркменском этногенезе, а в теке мы можем видеть почти прямых потомков дахов, то это сохранение хеттского комплекса одежды у туркмен рядом с отмеченными нами хетто-фракийскими параллелями древнего хорезмийского костюма может существенно подкрепить наш тезис».
О роли в этногенезе туркмен гуннов, проникших в западную часть Центральной Азии из восточной, пишет советский археолог и востоковед А. Н. Бернштам:
«Все это вместе взятое
свидетельствует о том, что в дотюркский период (VI—VIII вв.), то есть до
господства государства огузов, на территории Средней Азии складывались огузские
племена, генезис которых связан с экспансией центральноазиатских гуннов на
запад. Эти гунно-огузские племена заложили основу тюркского этногенеза среди
массагето-аланских племен — далеких предков туркменского народа.»
С. П. Толстов и А. С. Кесь сообщают,
что хиониты, зарегистрированные историками в IV в. в
юго-западной части Центральной Азии, также были прямыми предками туркмен:
«…Тип кангакалийцев больше всего
напоминает современных туркменов. Тот же антропологический тип, сопровождаемый
тем же погребальным обрядом, зарегистрирован также в синхронном городище
Куня-Уаз. По всем данным эти погребения принадлежали кочевникам-хионитам,
именно в IV в. появляющимся на северо-восточных границах
сасанидско-иранского государства..»
О том, что часть аланских племен вошла в
состав туркмен пишут также такие известные ученые как российский историк-востоковед и
этнограф Н. А. Аристов, С. П. Толстов, академик
А. А. Росляков, В. В. Бартольд со ссылкой на
немецко-американского историка и синолога Ф.Хирта. Потомки аланов проживают в Туркменистане и сопредельных территориях. Среди
туркмен сохранилось племя олам, проживающее в Ахалском велаяте, племя улам — в Лебапском велаяте, а также род алам в составе
племен салыр и йомут, имеющие древнее аланское происхождение и говорящие
на туркменском языке. Предки туркмен-аланов из Лебапского
велаята переселились туда с полуострова Мангышлак, где у них имелось укрепление Алан-гала,
а южнее реки Атрек сохранился вал под названием Гызыл-Алан, на месте
которого в древности была крепость, построенная аланами.
Известный советский и российский историк и этнолог Л. Н. Гумилев указывает на парфянский слой в
этногенезе туркмен:
«Особое происхождение у туркменов.
Они в древности были известны как парфяне, которые в 250 г.
до н. э. выгнали македонцев из Ирана, захватили его целиком, но с
персами не слились, составили слой, близкий к феодальным аристократам. А персы
были дехканами и составляли пехоту.»
В X веке туркмены начинают играть
ведущую этническую роль в Хорезме и становятся основным тюркским
этносом государства в течение последующих нескольких веков, при этом Хорезм
является одним из главных центров формирования всего туркменского народа:
«Территория Древнего Хорезма со
столицей в Кёнеургенче может быть отнесена к одному из центров
становления туркменского этноса. В домонгольское время предки туркмен
составляли основной этнический пласт этого региона».
Туркмены составляли основный этнический
пласт Хорезма вплоть до второй половины XIX века.
Такие виды туркменского
национального декоративного искусства и
домашних промыслов как ковровые изделия, вышивки, ювелирные изделия и другие
имеют древние традиции. На керамике и керамических изделиях (больших
сосудах, найденных в погребениях и жилых помещениях) Южного Туркменистана V—III
тысячелетий до н. э. имеются изображения центральных гёлей-орнаментов и периферийных орнаментов салырских, текинских, йомудских ковров, причем они как и современные туркменские ковры оказались совершенно уникальными,
так как встречаются только на территории современного Туркменистана.
При изучении туркменских женских
украшений, известный советский этнограф, доктор исторических наук Г.Васильева
пришла к заключению, что общие черты таких украшений большинства туркменских
племенных групп, манера их ношения свидетельствуют о единой этнической традиции
туркменского народа. При исследовании находок археологов на территории Южного
Туркменистана и смежных с ним областей V—VII вв. и IX—XIV вв.,
выявляется их большое сходство с украшениями современных туркмен. Основываясь
на этих данных, становится очевидным этническая преемственность и культурная
непрерывность туркмен нынешнего времени с древним населением западной
части Центральной Азии гуннского (IV—V вв. н. э.) и
даже парфяно-кангюйского (более 2 тыс. лет назад) периодов.
На эту тему, известный туркменский историк М.Дурдыев пишет:
«Говоря о тысячелетних традициях
туркменского национального костюма, следует сказать, что в пользу этого
указывает значительный комплекс материалов разных эпох. Так, при раскопках на
городищах Старая и Новая Ниса была
обнаружена масса небольших бляшек из золота и бронзы, нашивавшихся на женскую и
мужскую одежду парфян. Их датировка третий век до нашей эры — третий век
нашей эры. При обследовании городища Старый Кишман в Мургабском оазисе в слоях шестого—седьмого
веков была обнаружена скульптурка женщины в платье с нашивными круглыми
бляшками. Эта традиция не нарушается и в более позднем времени и находит
подтверждение в средневековом археологическом материале Туркменистана. Нашивные
бляшки были встречены при раскопках городища Шехр-Ислам к северу от
современного Бахардена. Исследовавший их член-корреспондент АН Туркменистана Еген Атагаррыев находит им прямые
аналогии в современном женском туркменском костюме.»
Монгольское владычество в XIII в.
оставило сравнительно незначительный след в этногенезе и облике туркмен. На их
дальнейшее формирование огромное влияние оказали этнокультурные связи с
соседями. Так, например, туркменские племена човдур, эрсары, сарык, салыр и другие, жившие по соседству с народами кыпчакской группы тюркских народов на севере
и на востоке, по антропологическому типу оказывались с определенной примесью
монголоидной расы, а племена, жившие долго по соседству с иранскими народами, имели очень незначительную примесь
монгольской расы.
Дахо-массагеты, древние тюрки, средневековые огузы-туркмены
делились на племена и роды, объединенные в племенные федерации, а также имели
общую родословную своего происхождения. На основе ее Рашид-ад-Дин (XIV в.), а в
XVII в. Абу-ль-Гази написали свои знаменитые труды, «Джами ат-таварих» и «Родословная туркмен» соответственно. Сохранились также
многочисленные варианты родословных (шеджере) и народных преданий о
происхождении туркмен.
В VIII—X вв. шел процесс
объединения огузо-туркменских племен, расселенных на огромной территории Центральной
Азии. Их борьба с отделившимися от основной массы огузов-туркмен племенем печенегов в X в. на Волге, закрепление за ними определенной
территории, единство языка, вера в единого Бога — Тангры, утверждение среди них самоназвания «туркмен» привели в
X в. к еще большей их консолидации. Это обстоятельство создало
благоприятные условия для передвижения огузо-туркменских племен на юго-запад, в
результате чего различные туркменские племена основали целый ряд средневековых
государств, таких как Сельджукская империя и Османская империя:
«Туркмены жили в это время в том же
состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории;
характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных
турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной
государственности.»
Источник:
Wikipedia
Comments
Post a Comment