ИСТОРИЧЕСКИЕ ТУРКМЕНСКИЕ ГОРОДА: КРЕПОСТИ ХОРЕЗМА

АК-КАЛА - крепость на юго-восточной окраине городища Куняeргенча. Воздвигнута на развалинах разрушенного Тимуром золотоордынского города. Сохранились остатки стен протяженностью более километра, полукруглых башен и предвратных сооружений из мелкого сырцового кирпича. Система бойниц, несомненно, была рассчитана на применение огнестрельного оружия. 

АК-КАЛА (Бентендаг) – крепость более чем в 100 км от Куняургенча в направлении Сарыкамышского озера. Сложенные из пахсы стены с многочисленными полукруглыми бастионами охватывают прямоугольник городища (270 х 227 м) и пригород (167 х 285 м). Среди полуразрушенных построек этого района выделяется сыр­цовая сигнальная башня (Гаравул дин) — вероятно, бо­лее позднего времени.



АКСАРАЙ-ДИНГ, архитектурный памятник XI-XII вв. в 20 км к востоку от Тахта (Дашогузский велаят). Это уникальное башнеобразное сооружение из жженного кирпича в пахсовом ступенчатом футляре представляло с собой в плане квадрат 6,60 х 6,60 м. В нем был сделан сквозной проход шириной 1,90 м, перекрытый стрельчатым сводом. Второй ярус имеет вид стройного павильона размером 3,88 х 3,67 м с четырьмя арочными проемами по осям. Он увенчан двойным куполом на высоком цлинидрическим барабане, однако внешний, конической формы купол почти разрушен. Внутренний овальный купол опирается на восьмигранник арочных нишек с консольно-ячеистыми парусами. Аксарай-динг по всей видимости оформлял парадный вход в богатую усадьбу или чью-то загородную резиденцию. В ходе реконструкции в 2006 г. убран ступенчатный футляр и изменен оригинальный облик памятника.

Ворота караван-сарая – пештак неизвестного мо­нументального здания ХIV(?)в. в Куняургенче, на территории Таш-кала, с мощными пилонами, стрельчатым сводом над почти квадратной в плане пор­тальной нишей. Стены покрыты декором из фигурных резных кирпичиков и гирихом, выложенным тесанным кирпичом со вставками узорной майолики сине-бело-би­рюзовой гаммы (этот декор хорошо сохранился в плафо­не свода). Большинство исследователей сходятся во мне­нии, что этот пештак слишком роскошен для для кара­ван-сарая и, скорее всего, принадлежал дворцу Хорезмшахов или круп­ному медресе. Поэтому. Хотя памятник традиционно относят к XIV в., зыбкость такой датировки и ряд особенностей, присущих этому порталу (прежде всего, его декор), позволяют удревнить его возраст примерно до рубежа XII-XIII вв.

ГУРГАНДЖ (Ургенч) – городище с южной стороны современного города Куняургенча, возникшее около V в. до н.э. и существовавшее вплоть до XVII в. Время основания Гурганджа не установлено. На территории городища археологами обнаружен очаг древних поселении. Раскопки холма, известного под названием Кыркмолла, выявили контуры мощной античной крепости, возведенной на более ранней культурной толще с керамикой V-II веков до н.э. Несомненно, что здесь находится первоначальное ядро города с мощной фортификацией. Это лишь подтверждает предположение академика С.П.Толстова, что именно Ургенч в транскрипции Урва (или Урга) упоминается в Авесте. О том, что люди обживали эту территорию в I тысячелетии до н.э., свидетельствует и Бехистунская надпись царя Дария I, в котрой фигурирует Хорезм как одна из двадцати трех стран, подвластных Ахеменидам. В китайских хрониках эпохи Хань (I в. н.э.) также есть сообщение об Ургенче в транскрипции Юе-гань. Следующее упоминание, опять же в китайских источниках, относится к VII в. В этот период началось возрождение Хорезма, вернувшее жизнь в города, где она замерла еще в IV в.: это левобережные Куняуаз, Измыкшир, Диярбекир, Шахсенем и др.

В 712 г. весь Хорезм завоевали арабы, после чего Гургандж стал называться на арабский лад Джурджанийа. Он быстро рос, так как занимал выгодное положение на перекрестке торговых путей с юга на северо-запад — к реке Волге, и на восток — в Монголию и Китай. При Саманидах столицей области был правобережный город Кят, где правила местная династия хорезмшахов на правах вассальства. В левобережной части Хорезма с главным городом Гурганджем правили наместники, поставленные Саманидами. Со временем они объявили свое владение независимым от Кята, что привело к отделению севера от юга. В 995 г. эмиру Гурганджа ал-Мамуну ибн-Мухаммеду удалось завоевать Кят, свергнуть домусульманскую династию, снова объединить Хорезм и перенести титул хорезмшаха на свой род.

В начале ХI в. наполненное грозными, кровавыми военными событиями, дальними походами, сложными политическими интригами царствование Мамуна I, после кратковременного правления его старшего сына Али ибн-Мамуна сменяется блестящим периодом правления другого его сына Мамуна ибн-Мамуна. Именно при нем в Гургандже, затмившем славу Бухары — столицы поверженных Саманидов, сложился уникальный круг ученых придворной «Академии» Мамуна. Ее украшением были великий энциклопедист Абу Рейхан Мухаммед ибн-Ахмед ал-Бируни (973-1050) и гениальный естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн Сина (980-1037), известный на Западе как Авиценна. Этот благополучный период в истории города продолжался недолго: просвещенный монарх Мамун II погиб в 1017 г., когда Хорезм завоевал султан Махмуд Газневи, а еще через четверть века победоносные Сельджуки захватывают власть над всеми владениями Газневидов. С 1044 г. Хорезм — всего лишь провинция государства Великих Сельджуков.

В 1097 г. произошло событие, положившее начало последней (и самой яркой) династии Хорезмшахов-Ануштегинидов, происходившей из туркменского племени бегдили. Владетелем Хорезма сельджукиды назначили Кутб ад-дина Мухаммеда I. Он правил 30 лет и до самой смерти был верноподданным султана Санджара, который затем, не колеблясь, своим указом утвердил на престоле хорезмшахов его сына Атсыза. Однако последний со временем стал проявлять независимость, неоднократно вступая в военную конфронтацию с Санджаром. Атсыз упорно и настойчиво осуществлял политику «собирания земель», издревле экономически тяготеющих к Хорезму, и постепенно подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн Иль-Арслан в 1194 г. окончательно освободил Хорезм от сельджуков и расширил свои владения до размеров средневековой империи. Сын Текеша Ала-ад-дин Мухаммед II завершил оформление государства великих хорезмшахов, которое при нем достигло наибольшего могущества: оно простиралось от северных районов Прикаспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. Весь этот блестящий период Гургандж был имперским центром, в котором процветали искусства, ремёсла и торговля.

Яркие следы хорезмшахской эпохи остались на городище Куня-Ургенча в виде археологических и архитектурных памятников, среди которых прежде всего следует назвать уникальные шатровые мавзолеи Иль-Арслана и Текеша. Домонгольская часть города (Таш-кала) занимала южную половину городища. Установлено местоположение трех из четырех городских ворот. Средневековые авторы пишут о множестве кварталов и двух правительственных дворцах, об увеселительных садах в окрестностях и о большом канале, пересекавшем Гургандж. Почти никаких следов от них не осталось, лишь местами на высоту до 5 м возвышаются сильно оплывшие стены Таш-калы.

В 1221 г. после полугодовой осады город был взят и разрушен монголами. Однако благодаря своему удобному местоположению Гургандж, который монголы и тюрки стали называть Ургенчем, сравнительно быстро смог возродиться и сохранить значение торгово-ремесленного и административного центра. Войдя в состав улуча Джучи, а затем став почти независимым в системе золотордынского ханства, Хорезм вступил в благополучную фазу, продолжавшуюся вплоть до походов Тимура. Об этом свидетельствует Ибн-Баттута, прибывший в Ургенч в 1333 г. и назвавший его самым большим и процветающим тюркским городом. Город был в это время столицей огромной восточной провинции Золотой Орды, и переживал самый блестящий период своей истории. Особую роль в его развитии в первой половине XIV в. сыграли Кутлуг-Тимури его жена Тюрабек-ханым. Под их эгидой была проведена реставрация уцелевших памятников домонгольского времени, закончен (или подвергнут ремонту) минарет XI в. при мечети-намазга, ставший одним из самых высоких в мире (около 60 м), и застроена значительная площадь в пределах городской стены, сохранившаяся в виде вала протяженностью до 10 км, но теперь частично стертого с лица земли. Она тянется на север от крепости Ак-гала, огибает всю территорию нынешнего заповедника и поворачивает на юг к крепости Хорезм-баг. У южной стены протекали воды Амударьи (канал Дарьялык).

После 1360 г. в Ургенче обосновалась независимая от Золотой Орды династия Суфии к этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 г. случилась новая катастрофа — Тимур подверг Ургенч опустошению, разгромив большинство построек и угнав оставшееся население в Самарканд. После этого события город уже не оправился, хотя попытки его восстановления имели место и в 1391 г., и много позже. Но с XV века начались процессы глобального характера, не способствовавшие возрождению города. Во-первых, изменилось русло Амударьи и река отошла от города почти на 40 км. Во-вторых, политический и экономический центр региона переместился из Хорезма в Мавераннахр (область Самарканда и Бухары). Наконец, развитие морских путей между Европой, Индией и Китаем, а также открытие Америки привело к постепенному исчезновению трансконтинентальной караванной торговли и вызвало общий упадок экономики Средней Азии, оказавшейся с тех пор на периферии мировой цивилизации.

Спустя еще почти столетие общий упадок усугубился полным обезвоживанием окрестностей и населению Ургенча пришлось покинуть родные места. В 1646 г. хивин ский хан Абулгазипозволил им поселиться в 190 км к юго-востоку, между Хивой и основным руслом Амударьи. Там и был основан одноименный город (до 1929 г. — Янги-Ургенч, т.е. Новый Ургенч), ныне административный центр Хорезмской области Узбекистана. От некогда великого Гурганджа после этого почти ничего не осталось, а его руины с тех пор стали называться Старым Ургенчем (туркм. Köneurgenç). Жизнь стала возвращаться cюда после того, как в 1831 г. был прорыт обводнительный канал Хан-яб (севернее мавзолея Наджм ад-дина ал-Кубра). У его берегов сложился небольшой поселок сельского типа, ставший основой нынешнего города. В середине XIX в. хивинский хан Мухаммед Эмин попытался перенести сюда столицу своего государства из Хивы и даже возвел мощные стены своего укрепления (Хорезм-баг) на месте пригородной цитадели предположительно золотоордынского времени. Вскоре он погиб в бою с туркменами, а его идея была оставлена. Куняургенч начал развиваться лишь после исчезновения Хивинского ханства и вхождения левобережного Хорезма в состав Туркменской ССР в 1924 г. В 1986 г. Куняургенч, считавшийся поселком, получил статус города. Теперь он является административным центром Куняургенчского этрапа Дашогузского велаята.


ГЯУР-КАЛА 1  – археологический памятник позднеантичного времени, один из самых живописных в левобережном Хорезме. Расположен на перекрываемой большими барханными грядами возвышенности, на самой окраине Присарыкамышской дельты Амударьи, на границе с Зангузскими Каракумами (ок. 120 км юго-западнее Дашогуза). Это сложное по структуре и планировке городище, состоящее из «замка» с прямоугольным планом (60 х 65 м). Он построен на верхней площадке мыса, откуда открывается обзор всей округи. Ниже, по склону на юго-восток находится укрепленная пристройка (450 х 150 м) каплевидной формы, стены ее имели часто поставленные башни. Перепад высот превышает здесь 16 м. Внизу, на равнине — огорженный валом участок (250х200 м) со следами садово-парковой планировки. Памятник датируется первыми веками н.э.

ГЯУР-КАЛА 2 – укрепленное поселение позднеантичного времени, расположенное недалеко от Гяур-кала 1 (к северо-западу), у подножия западного мыса той же возвышенности. В плане прямоугольник 185х224 м, отчетливо виден обводной коридор во крепостной стене со следами башен. К нему примыкает обширный район с гончарными печами в усадьбах, протянувшийся до окрестностей Гяур-кала 1. Памятник датируется по керамике первыми веками н.э., к нему был протянут канал, выведенный из Чермен-яба, недалеко от его основного русла.

ДАУДАН-КАЛА – крепость вблизи русла средневекового канала Чермен-яб (или древнего Южного Даудана в Присарыкамышской дельте Амударьи). датируется домоногольским временем, хотя нельзя исключить наличие разновременных построек. Вытянута в меридианальном направлении (255 х 127 м), контур стен имеет ряд изломов под прямым углом. В восточной стене, севернее ее излома различим вход. Стоящая здесь многогранная башня прикрывала ворота. Все углы крепости также усилены многогранными башнями разных размеров, дополнительно такие же башни поставлены на изломах. В юго-западном углу выделяется пространство, напоминающее цитадель. Крепостные стены местами сохранили декоративную отделку в виде вертикальных желобков и резной орнамент по глине.

ДАШ-КАЛА – городище домонгольского Гурганджа, продолжавшее функционировать в монгольский и посттимуридский периоды. Представояет собой неправильный. Окруженный глубоким рвом и высоким валом многоугольник (600 х 800 м), в основе которого лежит разрушенная стена из жженного кирпича. На территории Даш-кала находятся развалины. Изваестные как «Ворота караван-сарая» и остаки Джума-мечтаи с минаретом Мамуна. В начае 50-х гг. ХХ в. на городище проводились раскопки под руководоством С.П.Толстова, позволившие выявить характер фортификации и структуру жилых кварталов XV-XVII вв.

ДИЯРБЕКИР (Ярбекир-кала), античное и средневековое городище примерно в 90 км западнее Дашогуза. В плане прямоугольник 250 х 200 м, хорошо сохранились средневековые крепостные стены с внутренним стрелковым коридором и полуовальные башни, в восточной стене — остатки привратного сооружения. Имеется множество остатков построек внутри крепости и вокруг нее. Возникновение и первый период функционирования крепости относится к IV в. до н.э.-III в. н.э. После длительного запустения городище вновь стало использоваться в хорезмшахское (X-XIII вв.) и золотордынское время (XIV в.), а к XV в. население навсегда покинуло это место. К юго-востоку от крепости — руины крупного объекта эпохи Хорезмшахов — вероятно, караван-сарай нестандартной планировки. В окрестностях существовало много ирригационных сооружений, гончарных мастерских и жилых усадеб.

ДЭВКЕСЕН (туркм. Döwkesen, средневековый Вазир), городище в 60 км к западу от Куняургенча. Один из наиболее живописных памятников Северного Туркменистана. Он возвышается над 30-метровым обрывом Устюрта, увенчанным великолепными очертаниями могучей сырцовой цитадели с гофрированными стенами — это следы запустевшего античного и раннесредневекового города. Древние, хорошо сохранившиеся укрепления использовались как основа для новой оборонительной системы, созданной в XVI-XVII вв. В плане она представляет собой огромный прямоугольник стен из камня с многочисленными башнями и сложным предвратным сооружением. Вокруг крепости в склоне каменистого плато высечен ров. У подножия «верхнего города» расположен второй прямоугольник «нижнего города», вплотную примыкающий к скале. Он также обнесен позднесредневековой стеной. К юго-западу от этих крепостей лежит третий прямоугольник стен, огораживавших позднесредневековый парк.


В позднем средневековье в Девкесене сложился культово-мемориальный ансамбль, от которого остались 3 безымянных мавзолея и мечеть. Основной мавзолей, квадратный в плане, со срезами углов, где устроены восьмигранные ниши, перекрыт куполом, имеет высокий портал на главном фасаде и сводчатые ниши на остальных. Купол основан на восьмиграннике парусов, с переходными консольными напусками кирпича.

Два других мавзолея прямоугольные в плане и с теми же конструктивными и композиционными приемами; все три построены на одной линии, параллельной крепостной стене. Мечеть, почти разрушенная, имела внутренний двор, окруженный арочными галереями на столбах, причем стены и столбы были сложены из камня, а купола и арки из жженного кирпича. Декор на этих памятниках также отсутствует.

ЕРБУРУНКАЛА – вал длиной 320 м, сооруженный в хорезмшахское время (XII-начало XIII вв.) на расстоянии ок.130 км северо-западнее Дашогуза. Этот вал отделяет конец мыса от основного массива плато Устюрт. У его подножия — глубокий, высеченный в скале ров, сама же стена шириной 4,5 м сложена из больших плит хорошо отесанного камня. В северо-восточном углу крепости находится укрепленное привратное сооружение. На городище позади вала прослеживаются остатки построек, в которых был размещен гарнизон и цистерны-хаузы с подводящими к ним каналами для сбора и хранения дождевой воды.

ИБН ХАДЖИБ – архитектурный комплекс XIV-XVI вв. в Куняургенче, включающий двухкамерный мавзолей ибн Хаджиба с пристроенными позже летней мечетью и худжрами мед­ресе. Мавзолей представляет собой упрощенный тип портально-купольной усыпальницы, распространенный и в других хорезмийских городах. В частности, пештак мавзолея Ибн Хаджиба обнаруживает сходство с ком­позицией фасада мавзолея Сейида Алауддина в Хиве и мавзолея Дарган-ата в средневековом городе Даргане (Тахирия).

ИЗМЫКШИР (Замахшар) – развалины средневекового города примерно в 30 км к юго-западу от Дашогуза. В плане крепостные стены охватывают овал с ломанным контуром (около 500 х 650 м), снаружи был, вероятно, пригород. На юге и на севере четко видны двое ворот, фланкированными круглыми башнями. Между ними проходила центральная улица, разделенная несколькими поперечными переулками. Городские постройки превратились в оплывшие холмы, а крепостные стены сильно разрушены, но в них остались многочисленные башни: овальные, круглые, выносные, отдельностоящие, но соединенные со стеной перемычками, предвратные сооружения. Выделены два периода существования города — с древности до IX-XI вв. и в золотоордынское время (XIII-XIV вв.). Это был типичный торгово-ремесленный центр Хорезма, сведения о котором содержатся в ряде средневековых арабских и персидских письменных источниках.


ИСМАМУТ-АТА (туркм. Isma­myt-ata) – позднесредневековый архитектурный комплекс в 12 км южнее Тахта (Дашогузский велаят). Построен на развалинах селения или крепости Эшреткала (X-XI вв.), превращенной в огромное кладбище. Отдельные постройки комплекса разновременны и заложены на разных уровнях. Наиболее древним является длинный коридор, перекрытый семью куполами — это Дашкёче (каменная улица). К нему под острым углом пристроен другой коридор, в северо-западной стене которого имеются заложенные кирпичем ниши. Считается, что за ними скрыты погребения духовных лиц. Из этого же коридора сделан вход в зимнюю мечеть с купольным залом и помещением для паломников. С запада к ней прилегают: летняя мечеть с двумя деревянными колоннами, украшенными великолепной резьбой хивинской школы, столовая (ашхана) и гостиница (ханака-михманхана) с внутренним двориком. У западного торца Дашкёче возведен двухкамерный мавзолей Исыма — главный объект паломничества в этом комплексе.

КАЛАЛЫГЫР 1 (Айрытам) – городище V-IV вв. до н.э. в 40 км юго-западнее Дашогуза, на возвышенности у южного берега древнего русла Даудана, почти рядом с городищем Куняуаз. Самый крупный по территории памятник в древнехорезмийском оазисе (700х1000 м). Его прямоугольная площадь сейчас сильно перекрыта песками. В стенах крепости, усиленных башнями, имелось четверо ворот, защищенных сложными предвратными лабиринтами и бастионами. Жизнь обитателей городища была сосредоточена в длинных, опоясывающих всю его территорию узких сводчатых коридорообразных помещениях, скрытых в толще мощных крепостных стен. У западной стены, с внутренней стороны, располагалось грандиозное дворцовое здание (размер плана 80х80 м) с двумя внутренними и двумя внешними двориками. По периметру дворов располагалось около 30 различных помещений. Залы дворца имели плоское перекрытие, поддерживаемое колоннами, от которых частично сохранились базы. Это здание, также как и «жилые» стены, осталось недостроенным, так как городище было покинуто жителями. Крепость, возникшая в период господства в Хорезме Ахеменидов, была нужна им для обеспечения своего контроля над крупными оросительными системами Южного Даудана. Попытка ее возведения могла входить в систему мероприятий, отраженных в рассказе Геродота об ирригационной политике ахеменидских царей.

КАЛАЛЫГЫР 2 – античное городище Хорезма в 10 км западнее Калалыгыр 1, у левого берега древнего русла Южного Даудана. В плане представляет собой почти правильный равнобедренный треугольник (длина боковых стен 195 м) с дугообразным основанием, идущим по краю возвышенности, к которому с северной стороны примыкает спускающийся по склону прямоугольный в плане входной комплекс. Крепостные стены сохранились на этой участке до отметки 4,5-5 м, внутри них — стрелковый коридор. Наиболее монументальное сооружение внтури крепости — т.н. круглый храм диаметром 24 м, возведенный, как и наружняя фортификация, на двухметровой искусственной платформе. Стены храма имели стреловидные бойницы, с севера к нему примыкает массивная входная башня, овальная в плане. Этот культовый центр был заброшен после тотального разгрома крепости, сопровождавшегося большим пожаром, следы которого заметны не только на стенах, но и на всем археологическом инвентаре. Памятник датируется серединой IV-началом II вв. до н.э.

КАНГА-КАЛА – античная крепость в непосредственном соседстве с Cарыкамышским озером, на склоне мыса Кангагыр, примерно в 150 км юго-западнее Дашогуза. Рядом пролегает русло северного протока Кангадарьи, входящей в нижнюю часть дельты Южного Даудана. Крепость существовала на протяжении почти тысячи лет: между V в. до н.э. и IV в. н.э. В плане прямоугольник (233 х 200 м). На территории зафиксирована плотная жилая застройка. Стены возведены из сырцового кирпича, в них был внутристенный коридор (стрелковая галерея), а с внешней стороны примыкали прямоугольные башни. В юго-западной стене находилось сложное предвратное сооружение. Местами видны остатки рва шириной до 35 м. Крепость погибла в результате военных действий: верхний слой повсюду содержит следы пожара, а близ восточного угла со стороны Кангадарьи заметен огромный пролом в стене, через который, видимо, неприятель ворвался внутрь. Исследователи связывают это событие с периодом сасанидо-хионитских войн.

КАНГА 2 – наиболее старый археологический памятник раннего железного века в левобережном Хорезме (IX-V вв. до н.э.), находится в 150 км юго-западнее Дашогуза. До сих пор сохранился крепостной вал шириной до 9 м в основании с заплывшим рвом. Он представляет собой земляную насыпь, облицованную плитами ракушечного известняка. На территории крепости (ок. 4 га) найдена керамика, костяные и каменные орудия руболовства. Горелый кроющий слой с углем, содержащий керамику VI-V вв., указывает на какую-то катастрофу, после которой Канга 2 больше не возродилась.

КЫРКМОЛЛА – холм высотой до 12 м и площадью около 3 га в 200 м северо-восточнее мавзолея Текеша на городище Куняургенча. Раскопки западного склона холма выявили крепостную стену из крупноформатного сырцового кирпича и три почти квадратные в плане башни. Наиболее ранняя керамика , найденная здесь. дает дату V в. до н.э. Особенности фортификации также свидетельствуют, что это сооружение античного времени.

КУНЯ-УАЗ (Kёневас) – городище в 40 км западнее совр. Акдепе (Дашогузский велаят). В плане квадрат площадью около 9,5 га, обнесенный мощной стеной высотой 10 м из сырцового кирпича. Наиболее ранний слой (с цитаделью) относится к IV-II вв. до н.э. — периоду расцвета древнехорезмийской культуры, когда Хорезм занимал ведущее место в Средней Азии. В V в. начинается запустение городища, на короткое время жизнь возрождается здесь лишь в IX в.

КУЮСАЙ 2 – археологический памятник раннего железного века в Хорезме (VII-VI вв. до н.э.) в 13 км к северо-востоку от крепости Шасенем. Расположено у развилки двух древних русел, как бы на мысе. Занимает площадь 12 га. Своеобразие кераимческих материалов, в обилии имеющихся на городище, позволило исследователям выделить особую куюсайскую культуру в левобережном Хорезме.

КУЮСАЙКАЛА (туркм.: Guý­saý­gala) – античное городище Хорезма в 80 км северо-западнее Дашогуза, на на краю склона возвышенности Сакарчага (Куюсайгыр). В плане прямоугольник 175 х 122 м, стены сохранились в виде вала высотой ок. 5 м, в их основании — кладка из каменных плит. В центральной части крепости различимы следы планировки сырцового здания. Датируется памятник позднекангюйским и кушанским временем (II в. до н.э. – II в. н.э.).

КЮЗЕЛИГЫР (Етимгыр) – археологический памятник VII-V вв. до н.э. в 60 км западнее Дашогуза, на территории Акдепинского этрапа. Представляет собой остатки укрепленного «протогорода» площадью свыше 25 га, который первоначально занимал лишь наиболее приподнятую юго-западную часть возвышенности. Позднее крепостной стеной с севера и востока от раннего поселения было охвачено еще почти 13 га. Городище окружали две параллельные стены, между которыми тянулся коридор шириной ок. 2,5 м. Стены, сложенные из пахсы и сырцового кирпича, достигали толщины 1-1,5 м. На внешней оборонительной стене с интервалом 2 м имелись многочисленные узкие бойницы, а через каждые 35 м — башни овальной или прямоугольной формы. Установлены места трех ворот. Главное место в верхней крепости занимал несколько хаотичный архитектурный комплекс, который исследователи считают дворцом, сохранявшим черты хозяйственного и культового центра местного племенного объединения. Керамическая посуда Кюзелигыра изготавливалась с помощью ручного и ножного гончарного круга, высокого развития достигла обраьотка металла. Из бронзы отливались наконечники стрел, детали конской упряжки, женские украшения и др. Жители занимались земледелием, однако их основным видом деятельности все же было отгонное и домашнее скотоводство. Археологические материалы Кюзелигыра наряду с комплексами Согда, Маргианы и Южной Бактрии бесспорно представляют собой варианты одного культурного пласта, одной большой этнокультурной области.

КЮНЕРЛИ-КАЛА – памятник кангюйского времени (IV в. до н.э. — I в. н.э.) Представляет собой массив (в плане 55 х 55 м) при высоте 8 м, в центральной части еще на 3 м возвышается башнеобразный останец. На юго-востоке был, очевидно, укрепленный вход, в середине остальных сторон — небольшие полукруглые башни с бойницами. Здание опоясывал сводчатый коридор, внутри постройки различались следы стен, деливших его набольшие помещения.

ЛАЛАЗЕМ-АТА – архитектурный памятник XVII в. в местности Бедиркент (Тахтинский этрап, Дашогузский велаят). Состоит из двух смежных построек. Основная представляет собой квадратную в плане мечеть с очень глубокими сводчатыми нишами и купольным перекрытием (диаметр основания 6 м). Главный фасад выделен порталом с арочной нишей. По углам центрального зала рассположены 4 помещения, одно из которых превращено в мавзолей. С северной стороны к мечети вплотную пристроен другой купольный мавзолей, обращенный входом в сторону, прямо противоположную входу в мечеть. Декора на памятнике нет, а по облику он родственен расположенному в этой же местности комплексу Исмамут-ата.

МАВЗОЛЕЙ ГУЛГЕРДАНА – руины здания в 20 м восточнее мавзолея Тюрабек-ханым. Это была портально-купольная двухкамерная построй­ка 13х19 м. Она полностью разрушена после 1910 г., раскопка­ми установлены лишь контуры былого сооружения, извлечены фрагменты целиком упавших стеновых блоков, в том чис­ле с декоративной отделкой четырех сталактитовых пару­сов, обеспечивавших переход от четверика к окружности купола, многочисленные обломки декора. Все эти эле­менты свидетельствуют, что "Гулгердан" с редким типом ребристых куполов имел столь же богатое изразцовое убранство, как и соседний мавзолей Тюрабек-ханым.

Мавзолей Иль-АрсланА (или Фахреддина Рази) – памятник архитектуры середины XII в. в Куняургенче, расположенный непосредственно перед въездом на территорию Таш-калы (городского шахристана). Это старейшее из уцелевших зданий столицы Хорезмшахов и. по общему признанию. Специалистов, «одна из самых выдающихся построек домонгольской Средней Азии, сочетающая в себе уникальные особенности, технические и худоржественные, с идеями и образами будущей, еще не воплощенной архитектуры». Форм мавзолея отличается почти критсаллической четкостью и простотой композиции: куб, на нем двенадцатигранная призма барабана и внешний купол в виде двенадцатигранного шатра – это самое древнее из уцелевших в этом регионе покрытий пирамидальной формы. Мавзолей не имеет ярко выраженного портала, но в отличие от центрических усыпальниц особо акцентируется глав­ный вход. Он разбит на три глубокие арочные ниши и оформлен плитами резной терракоты растительного орнамента. Завершает всю композицию фасада рельефная керамическая надпись.


МАВЗОЛЕЙ ТЕКЕША (другие названия — Шерепбаба, Гокгумбез) – памятник архитектуры конца XII - начала XIII в. в Куняургенче, второе после Иль-Арслана уцелевшее здание домонгольского Гурганджа. Имеет почти те же составные части, что и его предшественник, но в более монументальном масштабе. В основа­нии памятника — квадратная призма, на ней — высокий "гофрированный" барабан, расчлененный на 24 ниши со сталактитовыми завершениями и несущий шатрово-конический купол. Четверик решен в виде чартака. Однако, в данном случае главный вход особо выделен небольшим порталом и высокой сталактитовой аркой. Возможно, другие три проема были прикрыты декоративными ре­шетками. На куполе сохранилась выкладка из кирпичей с глазурью, идентичная орнаменту купола Иль-Арслана: по ромбической сетке, "в елку" и сплошным ковром. Изразцы с голубой поливой сохранились также на бара­бане; над трехлопастными завершениями его гофр име­ются фрагменты кольцевого эпиграфического фриза.

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

КЮЗЕЛИГЫР – ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА