Орнамент, отпечатанный в керамике

Ровно 110 лет прошло с тех пор, как началось научное изучение памятников древнейшей анауской культуры земледельцев и скотоводов на юге Туркменистана. За это время археологами изучены десятки памятников различных периодов – от неолита до эпохи бронзы. Их исследования открывают все новые свидетельства высокого уровня развития культуры людей, населявших когда-то предгорную полосу Южного Туркменистана. Раскопки древних поселений позволили взглянуть на удивительный мир материальной культуры наших предков, традиции которой продолжают жить в современности. 

Наиболее яркие предметы, найденные на раскопках, в настоящее время украшают экспозиции различных музеев нашей страны. На рубеже IV- III тыс. до нашей эры особого расцвета достигает декоративно-прикладное искусство, в частности – изделия из керамики. На поселениях этого времени археологами была обнаружена керамическая посуда, украшенная сложным геометрическим орнаментом. Особенно эффектно выглядят сосуды, декорированные несколькими цветами красок. Такая керамика найдена на памятниках Намазга-депе, Алтын-депе, Йылгынлы-депе и других. 

Эта глиняная посуда получила название керамики геоксюрского стиля, по наиболее характерному памятнику. Геометрический орнамент керамики геоксюрского стиля: кресты, ступенчатые пирамиды, зигзаги – полностью схожи с узорами туркменских ковров. Среди ученых даже существует точка зрения о возможности заимствования узоров для керамики с древних ковровых изделий. Конечно, археология – наука предположений, но даже если предположить, что моделью для росписи керамической посуды служил ковровый орнамент, можно найти много точек соприкосновения, говорящих об этом. 



Так, орнаменты, украшающие горизонтальные фризы вдоль верхней части сосудов, представляют собой повторение одного или нескольких мотивов, состоящих из прямых и ступенчатых линий, образующих квадрат или ромб. Популярный мотив подобной росписи встречается и в настенных фресках. В качестве примера можно привести настенные росписи из Яссы-депе (IV тыс. до н.э.), выполненные в виде чередования квадратов и ромбов красного и черного цвета.

Второй характерный признак ковровых узоров на древних керамических изделиях – мотив из ступенчатых линий. Обычно подобный узор получается при переплетении травы или соломы либо используется в простейшем ткачестве. И, наконец, третий характерный прием – двусторонность орнаментов. Геометрические орнаменты на керамике представляют две стороны одной фигуры, то есть лицо и изнанка. Этот факт говорит о наличии в глубокой древности плетеных изделий.

Археологические раскопки поселений этого времени позволили найти остатки двухцветных плетеных тростниковых циновок, которыми устилали полы. Были найдены и бесспорные свидетельства наличия ткачества – грузики для ткацкого станка, а также керамические пряслица для изготовления шерстяных ниток. Все это позволяет предполагать существование в Южном Туркменистане в далеком медно-каменном веке (энеолит) в IV тысячелетии до н.э. плетеных и тканых изделий, орнамент которых был заимствован для керамических изделий.

Яркие аналогии отмечаются в орнаментации туркменских ковров – ступенчатые мотивы на паласах, выполненные техникой араби, восходят к IХ – Х векам, и целый ряд композиций на салорских коврах, истоки которых прослеживаются вплоть до ХI века.

Так, анализ «ковровых орнаментов» на керамике помогает проследить цепь традиций и глубинные истоки народно-прикладного искусства Туркменистана.

Какамырат ГУРБАНСАХАТОВ,
археолог, кандидат исторических наук

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ