Факторы возвышения Османского бейлика


Условия развития бейлика, известного по имени первого независимого правителя этого княжества - бея Османа (1258-1324), оказались более благоприятными, чем другие. 

Османский бейлик образовался на базе располагавшегося вдоль течения р. Сакарья пограничного уджа, где главную роль первоначально играли представители династии Хюсамедцина Чобана. Владения отца Османа, Эртогрула, утвердившегося здесь же в первой половине XIII в., находились западнее Сакарьи в византийской области Вифиния. После монгольского нашествия зависимость правителей бейлика от сельджукских султанов стала чисто номинальной, а с распадом княжества Чобанидов османцы стали играть ведущую роль в удже, возглавив походы на земли "неверных". Принято считать, что около 1300 г. Осман окончательно освободился от подчинения Сельджукидам и стал проводить самостоятельную политику, нацеленную на расширение своих владений. В труде византийского историка начала XIV в. Пахимера имя Османа впервые упомянуто в связи с битвой у Бафеуса, близ Измида, состоявшейся 27 июля 1302 г. Обеспокоенные возросшей активностью османцев, действовавших по соседству с Константинополем, византийские правители направили против них отряд в 2 тыс. воинов под командованием Музалона. Навстречу им выступило войско Османа, насчитывавшее около 5 тыс. человек. В разыгравшемся сражении византийцы были полностью разгромлены. 

Османский бейлик уступал другим княжествам и по территории, и по ряду социально-экономических показателей. Однако географическое положение, а также политическая ситуация, сложившаяся к началу XIV в., благоприятствовали его быстрому расширению. Район вокруг городка Сепот, ставший первоначальным ядром будущего государства, был весьма далек от тех областей, где господствовали монголы. Выплачивая им дань, правители княжества могли быть фактически самостоятельны в своих действиях. Бейлик не имел общей границы с Караманом, и предводители последнего не могли помешать начальным успехам османцев. Сильное соседнее княжество Гермиян вело в то время войны с Византией, к тому же соперничество с Караманидами отвлекало внимание гермиянских эмиров от событий в Вифинии. Эгейские эмираты были слишком заняты своими пиратскими набегами, чтобы следить за действиями Османа и его окружения. 

Важным фактором, способствовавшим росту княжества, было его соседство с Византией. Наступление османцев на владения империи в Малой Азии позволило им существенно расширить границы своих земель и вместе с тем обеспечило постоянный приток новых сил в виде добровольцев из других малоазийских бейликов для участия в "священной войне" против "неверных". В результате походов, осуществленных еще при жизни Осман-бея, была захвачена территория вокруг хорошо укрепленной крепости Бруса (Бурса), которая сдалась после длительной осады уже сыну Османа - Орхан-бею (1324-1362) и стала новой столицей бейлика. В 30-х годах пали и последние византийские города Никея и Никомедия. Посетивший в это время Малую Азию арабский путешественник Ибн Баттута так рассказывал об Орхане: "Этот султан - самый могущественный из туркменских правителей, самый богатый сокровищами, городами и воинами. У него около ста укрепленных замков, которые он беспрестанно объезжает. Он проводит по нескольку дней в каждом из замков для наблюдения за их состоянием и ремонтом". При всей преувеличенности оценок Ибн Баттуты его рассказ интересен как свидетельство быстро растущей силы княжества. Неслучайно, что в 40-е годы османцы легко смогли аннексировать соседнее княжество Кареси и выйти к черноморским проливам. 

В последующие годы под контролем Орхан-бея оказался важный экономический район Малой Азии от Бурсы до Анкары, через который проходили основные торговые пути из внутренних районов Азии к портам Эгейского моря. Торговые сборы стали обеспечивать османской казне большие доходы. Вместе с тем военный потенциал княжества был еще недостаточен, чтобы османцы могли преодолеть Босфор и захватить Константинополь, считавшийся крупнейшей крепостью своего времени. Не были уверены османские беи и в благополучном исходе соперничества с Караманом, Гермияном и другими малоазийскими бейликами за сельджукское наследство. В таких условиях основным объектом новых захватнических планов стали земли, лежавшие за Дарданеллами. Решение, принятое Орханом и его окружением, было достаточно рискованным: ведь переброска основных сил на Балканы лишала османские владения в Анатолии надежного прикрытия. Однако продолжавшееся противоборство малоазийских эмиров оказалось достаточной гарантией сохранности границ княжества. 

Источник: www.turkey-info.ru 

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

КЮЗЕЛИГЫР – ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА