ТУРКМЕНЫ И НАРОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Из книги О.
Гундогдыева «Туркмены и народы мира», Туркменская государственная издательская
служба, Ашгабат, 2012 г.
Центральная
Азия играет роль связующего звена между Азией и Европой, представляя собой
достаточно однородный в пространственно-географическом отношении регион.
Общность судеб Центральной Азии,
«прослеживаемая на протяжении тысячелетий, была обусловлена не только
территориальной близостью и взаимовлиянием, но и сходными природно-
климатическими условиями и тем, что регион периодически подпадал под влияние
общих культурно-исторических процессов... важную роль играло не только единство
этнокультурных процессов, но и отсутствие внутренних границ, что обуславливало
постоянные и широкомасштабные контакты внутри региона. Именно поэтому
Центральная Азия всегда была самодостаточным и целостным регионом с четко
выраженной спецификой культурно-исторических процессов. На обширном
пространстве Центральной Азии сложилась уникальная система взаимодополняющих
друг друга «цивилизаций» - оседло-земледельческая с развитыми городами,
ремеслами, религией, письменностью, литературой, торговлей и ирригацией, с
одной стороны, и номадная - с дисперсной системой расселения - с другой».1
Территория Центральной Азии входила в
зону обитания древнейших людей земного шара. Наиболее ранние свидетельства человеческой
жизнедеятельности в Туркменистане относятся к нижнему палеолиту (ашельская
культура), т.е. к древнекаменному веку, на западе страны. Артефакты датируются
500-300 тысячами лет до н.э. Уже в то время в Центральной Азии различаются две
культуры: на юге - культура ручного рубила классического типа, на востоке и
севере - культура
чопперов (рубила с широким лезвием). Первая из них условно называется
«средиземноморской», вторая - «восточноазиатской».2 В этом
отношении Центральноазиатский регион являлся не только связующим' звеном между
Азией и Европой, но и центром, где впервые вступили в контакт древнейшие
культуры Юго-Восточной, Восточной, Центральной, Передней и Южной Азии.
В среднем (мустьерское время), верхнем
палеолите, мезолите (среднекаменный век) и неолите (новокаменный век) культурноисторические
связи региона становятся более интенсивными. Памятники западного Туркменистана
Кескыр Булак, Кара Тенгир, Дам-Дам Чешме, Кайлы и др. обнаруживают сходство с
памятниками Узбекистана, Таджикистана, Южного Казахстана. Несомненно,
Центральная Азия стала одной из тех обширных зон, где формировался тип
современного человека. Несмотря на локальные особенности техники изготовления
каменных орудий, наблюдается взаимосвязь между древними племенами, которые
могли свободно передвигаться на значительные расстояния, «просачиваясь» сквозь
территории, занятые другими племенами.
Вот как об этом пишет крупнейший
специалист по первобытным памятникам А.П.Окладников: «В пору мезолита в
Прикаспии в бассейне Аму-Дарьи развивается микролитическая культура, составлявшая
часть огромной области микролитических культур с орудиями геометрических форм,
охватывавших в своем распространении юг Азии, Европу, Африку и даже далекую
Австралию. Корни этой культуры уходят в южный «каспийский» палеолит. С другой
стороны, на востоке Средней Азии длительно существует культура горцев
Тянь-Шаня и Памира, генетически связанная с культурой чопперов Центральной,
Северной и Восточной Азии. Уже с самого начала, с нижнего и среднего палеолита,
культуры эти не только соприкасались, но и смешивались, оказывали друг на
друга влияние и переслаивались. Вероятно, возникали промежуточные или «гибридные»
культуры».3
В IV—III тыс. до н.э. значительные территории
Центральной Азии были заняты древнейшими земледельцами на юге (памятники
джейтунской, анауской и т.д. культур) и общностью кельтеминарской культуры.
Последняя объединяет культуру племенных групп, занимавших районы Северного
Туркменистана (где впервые была открыта эта культура), Западного Казахстана,
Узбекистана.4
Кельтеминарская культура характеризуется грубой лепной керамикой (остродонной и
богато орнаментированной), большими жилищами- землянками и др. Выделяются
территориальные варианты Кельте- минара (акча-дарьинский, узбойский,
западноказахстанский, кызылкумский, нижнезеравшанский).
«Кельтеминарцы» не были изолированы не
только друг от друга, но и от населения весьма отдаленных областей. Керамика,
происходящая из кельтеминарских поселений, доказывает наличие связей с
племенами, населявшими Урал, лесные районы Западной Сибири (вплоть до Оби и
Енисея) и степные области Южной Сибири.5
Установлено, что кельтеминарская
культура сформировалась на основе охотничье-рыболовческих племен Западного Туркменистана,
земледельческих племен Южного Туркменистана и более древних местных культур.6
Южнотуркменские племена сыграли
большую роль в становлении уникальных культур Центральной Азии, их влияние
прослеживается в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане, Кыргызстане. Их
далекой окраиной на востоке стали поселения чустской культуры в Фергане.7
Несомненно влияние
южнотуркменистанских земледельческих племен эпох энеолита и бронзы с их
развитой протогородской культурой (Алтын депе, Намазга, поселения Маргуша и
др.) на весь ход исторических событий, происходящих на юге Центральной Азии, в
то время как на севере региона формировалась культура так называемой «степной
бронзы», где ведущая роль принадлежала скотоводству, обеспечивающему
значительную подвижность племен. Племена культуры «степной бронзы» были
представлены двумя основными культурно-историческими общностями - срубной на западе
и андроновской на востоке, которые на своей южной периферии отличались
значительным своеобразием и пестротой археологических комплексов.8
В середине II тыс. до н.э. «срубники»
и «андроновцы» проникли в южные районы Центральной Азии, где вошли в контакт с
древнеземледельческим населением, составив «варварскую» переферию
протогородской цивилизации. Влияние южной цивилизации на культуру степных
племен было постоянным и способствовало развитию у них гораздо более высокой
культуры, чем у населения сопредельных областей Евразии.9
Тазабагъябские памятники Хорезма
представляют собой один из вариантов андроновской культуры, охватившей обширные
территории Казахстана и Южной Сибири. Они смешались с потомками
«кельтеминарцев», что привело к появлению в Центральной Азии нового
земледельческого оазиса - Хорезма железного века. Культура андроновского типа
послужила и основой для другого крупного центра - Согда, где катализатором этих
процессов также явились сношения с древними земледельческими оазисами Южного
Туркменистана. Подобные процессы мы наблюдаем в Фергане; возможно, они дали
толчок к развитию еще одной древней области - Бактрии.
«Так, к середине I тыс. до н.э.
исторические процессы, шедшие различными путями в различных областях Средней
Азии, - пишет В.М.Массон, - завершились созданием цивилизаций Парфии, Мар-
гианы, Гиркании, Хорезма, Согда, Бактрии и Ферганы... племена IV—III тыс. до
н.э... явились той реальной исторической средой, на основе которой возникла
блестящая культура Средней Азии. В степных и пустынных областях на основе
отдельных групп андроновских племен, у которых в силу природных условий
земледелие не получило развития, складываются ранние кочевники».10
Во II тыс. до н.э. на политическую
арену Центральной Азии выходят два крупнейших этнополитических образования,
названия которых зафиксированы Авестой, - туры и арии, которые являются, скорее
всего, носителями исторически сложившихся в Центральной Азии двух культурных
миров - оседлоземледельческого и скотоводческого. Они сыграли огромную роль в
общеконтинентальных процессах этногенеза, в формировании языков и многих
древних и современных народов Европы и Азии. Именно Центральной Азии как
этноконтактной зоне принадлежит важная роль в судьбах народов всего Старого
Света. Здесь происходила «переплавка» языков индоевропейской, уралоалтайской и
дравидийской семей, здесь было «место встречи» различных типов европеоидной,
монголоидной и дравидоидной рас, всевозможных религиозных мировоззрений и
различных форм хозяйства. Под названием «туры» (туранцы) и «арии» скрывался
целый ряд центральноазиатских этносов, двинувшихся на активное заселение всего
Евразийского континента. Авеста приводит названия некоторых туранских племен - даха,
дана, сайрима, саина, хион. Именно они стали тем этническим конгломератом,
известным античным авторам как скифы и масса- геты. Вопросы об их этнической
принадлежности разрабатываются многие десятилетия, при преобладающем в
европейской науке мнении об ираноязычности всех этих этносов. Однако такое положение
приводит к целому ряду противоречий, вызванных нежеланием большой группы
ученых признать факт распространения в Центральной Азии пратюркских языков в
самые древние времена. Для нас вопрос о языке этносов туранского мира - есть
вместе с тем и вопрос об этнокультурном составе населения региона, в том числе
Туркменистана. Этимологически трудно отделить «туров» от «тюрков», ибо слово
«тюрк» является лишь разновидностью формы «тур» - «тюр» + к (аффикс
множественного числа), т.е. слово «тюрк» - всего лишь «много туров». Сами тюрки
отождествляли слова «Туран» и «Туркестан». Вплоть до конца XIX в. туркмены
часто называли свою страну Туран ом. Туранцы впервые применили в военном деле
конницу, что на многие века определило их преимущество в битвах и сражениях.
Одомашнив лошадь и получив возможность передвигаться на огромных пространствах
Азии, туранцы появились в странах Южной, Юго-Западной, Передней и Малой Азии.
Некоторые племена уходили по' степному поясу все дальше на восток и север через
территории Казахстана и Кыргызстана. Продвижение туранцев юга региона в
северо-восточном направлении зафиксировано археологически (например, стоянки
Тогарской культуры в Кыргызстане), что привело впоследствии к созданию в I тыс.
до н.э. Великой империи Хунну, в которой туранцы, объединив сибирские и
монгольские племена, играли главенствующую роль.
В
Центральной Азии туранцы известны под именем «массаге- ты», и с ними связан
термин «Массагетский Туран». Древние источники указывают на такие племена
массагетов, как хорасмии (хорезмийцы), хораснии (хорасанцы), апасиаки
(пасианы), асии, сакаравака, тохары-дахи, атасии, аугасы. Все эти этнонимы выявляются
позднее в составе туркмен-огузов. Например, С.П.Толстов отождествлял
массагето-туранские этнонимы: дах-тохар с огузским племенем дукер (совр. дюкер,
тувер, тогар), пасиан - с огузским племенем печенег, сакаравака с туркменским
племенем сакар, асии с огузским племенем языр (совр. туркм. асы, язы).
Исследователь Г.И.Карпов сравнил массагетские племена атасиев с туркменским
племенем ата, астабенов с туркменским подразделением атабай (йо- муды),
амиргийских саков с огузским племенем эймир и современным туркменским племенем
емрели. Наконец, С.П.Толстов сделал важнейший для нас вывод: он отождествил
турано-массагетский этноним «аугас» с названием «огуз» (сравн. древнее
название Амударьи «Оке» с его средневековым названием «Огуз» - Узбой). Это может
свидетельствовать о том, что сами этнонимы «тюрк» и «огуз» уже фиксируются
источниками в I тыс. до н.э. рядом и на той территории, где возникает в
средние века государство туркмен-огузов. Не случайно правители крупнейших
туркменских государств XI- XII вв. Караханиды и Сельджукиды возводили свою
родословную к Афрасиабу - царю древних туров.11
Массагето-туранские племена, которых
еще называли «сак» и «скиф», в VII в. до н.э. ворвались в Восточную Европу,
Закавказье, Малую и Переднюю Азию, всколыхнув древний мир. Термин «скиф» -
русская интерпретация греческого слова «скут». В Малой Азии же они были
известны под названием «ишкут», «ишкуз», в котором О.Сулейменов видел слово «ич
огуз» (т.е. «внутренние огузы»), тем самым подтверждая тезис о принадлежности
скифов к массагето-туранскому миру и, в то же время, о принадлежности их к
племенам туркмено-огузского круга.12
Анализ
источников показал, что киммерийцы, скифы, меоты, сарматы, аланы - все они
являются племенами одного этнического субстрата. Все эти племена можно условно
обозначить одним общепринятым термином - «скифские», вытеснив более архаичное
название «туры». Только надо помнить, что «скиф» - это одно из многочисленных
племен, и даже когда огузы (ишкуз) потеряли свое могущество, племена продолжали
именоваться скифами. Естественно, культура всего «скифского» ареала имеет свои
локальные особенности даже на территории Туркменистана. Но надо помнить, что
«.. .народ не перестает быть единым, если даже отдельные группы ведут разное
хозяйство, обитают в жилищах разного типа и формы, носят разную одежду и пр.».13
Все
описания античных авторов в отношении быта «скифов» не находят аналогий ни у
одного «ираноязычного» народа. В то же время, они находят параллели у
тюркоязычных народов в разные эпохи: доение кобылиц при помощи костяной
трубочки «в виде флейты» (скифы и современные алтайские тюрки), способ варки
мяса в желудках животных (скифы и современные казахи, балкарцы и др.), гадание
на прутьях (скифы и балкарцы), обычаи сопровождения лошадей с выставлением
«статуй» (скифы и гунны, печенеги, огузы), изготовление чаш из черепов врагов
(скифы и гунны, печенеги), плата за принесенные головы врагов (скифы и огузы,
монголы), употребление кумыса (скифы и гунны, тюрки, огузы, казахи, кыргызы,
алтайцы и т.д.), установка каменных баб на могилах предков (скифы и огузы,
кипчаки, кыргызы, древние тюрки), военная тактика с применением ложного
отступления, лавы и т.д. (скифы и все тюрки), применение юрт - стационарных и
передвижных (скифы и все тюрки), изготовление войлочных изделий (скифы и все
тюрки) и т.д.14
Обилие
разных названий скифо-массагетских племен объясняется тем, что античные авторы
черпали сведения из разных источников, и в некоторых из них искаженные
названия принимались за названия новых этносов. Иногда древние авторы ставили
рядом имя племени, рода и этноса.
Во
II—I тыс. до н.э. народы Центральной Азии создали одновременно на территории
Евразийского континента обширные государства. Но, как правило, этносы стареют
и возрождаются вновь через определенные промежутки времени. Ко второй половине
I тыс. до н.э. массагеты-туранцы считаются уже старым этносом, часть их
подпадает под влияние персов и греков, а на востоке - Китая. На- \тсе пока
неясны механизмы, которые заставляют народ вновь просыпаться и выйти из
забвения на историческую арену, но именно к III в. до н.э. туранцы на просторах
Азии вновь заявляют о себе созданием могущественных империй. Образовываются
государства мирового масштаба (Парфия, Великие Кушаны, Древний Хорезм, Хуннская
держава), сыгравшие выдающуюся роль в судьбах народов Азии и Европы. Всплеска
энергии туранцев хватило на 450-500 лет, а после отмечается почти одновременное
падение великих империй Центральной Азии. К III в. н.э. идет процесс
«рассеивания» этнического заряда туранцев. Парфия, Хорезм, Кушаны временно
попадают под протекторат Сасанидского Ирана, а Хуннская держава - Китая. КIV
в. н.э. массагето-туранские племена создают крепкие государства Эфталитов
(Абдалов), Афригидов (Хорезм), а на территории Кавказа, Восточной и Центральной
Европы эфемерные многонациональные государства - Гуннскую империю и Аварский
каганат.
К
числу государств, созданных древними тюркоязычными этносами, можно отнести
государство Туран (III-II тыс. до н.э.), Хеттское и Троянское
царства (II тыс. до н.э.), государство Массагетов (VII-IV вв.
до н.э.), Древнехорезмийское царство (конец II—I тыс. до н.э.), Парфянская
империя (245 г. до н.э. - 226 г. н.э.), государство Великих Кушан (130 г. до
н.э. - III в. н.э.), государство Кангюй (Хорезм, III в. до н.э. - III в. н.э.),
империя Великих Хунну (III в. до н.э. - II в. н.э.), государство Сарматов-Алан
(IV в. до н.э. - III в. н.э.), государство Афригидов в Хорезме (IV в. н.э. -
VIII в. н.э.), Великая Гуннская империя (IV в. - сер. V в. н.э.), Аварский
каганат (V-VII вв.), государство Абдалов (IV-VI вв.).
Территории, на которой создавались и существовали эти государства, простирались
от Алтая до Средиземноморья, от Китая до Центральной Европы.
Шумеры,
арии, киммерийцы, скифы, саки, сарматы, дахи, массагеты, парфяне, аланы, асы,
гунны, абдалы - вот далеко не полный список тех древних этносов, которые
составили основное ядро при формировании туркменского народа. Но они являются
также предками других народов Европы и Азии, в первую очередь, Центральной
Азии. Народы Центральной Азии связаны между собой общностью исторических
судеб, генетически близкой культурой, языком (таджиков отличает
ираноязычность), этнической психологией. Как писал В.Алексеев: «Ясно, что
истоки тюркских народов и языков нужно искать много раньше, на рубеже нашей эры
или еще раньше, в скифское время».16
Средневековье
ознаменовано новым всплеском этнических процессов. В 561 г. мир узнал о
рождении Древнетюркской империи. Всего за 10 лет тюрки от Корейского залива
дошли до Черного моря. Однако многочисленные члены каганского рода Асины (Аши-
ны), стремясь к власти, в 80-х гг. VI в. раскололи государство на две части:
восточную и западную, а когда в 630 г. Великая тюркская империя пала, не
выдержав внутренних противоречий, появились два каганата: Западнотюркский и
Восточнотюркский. Последний являлся фактически вассалом каганата Китайской
империи. Западный каганат же, просуществовав около 20 лет, также был расколот
представителями царской династии. На осколках бывшей великой империи появился
целый ряд государств - Тюргешский каганат, Кимакский каганат, Хазарский
каганат. Тюргеши («тюрк» + «киши» - «тюркские люди») образовались из двух
сильных племен - абар и мукры (заметим, что у туркмен до сих пор существует
племя му- кры). Тюргеши заключали династийные браки с восточными тюрками. Они
успешно противостояли арабской агрессии. Во второй половине VIII в. тюргеши
отошли к Сырдарье и слились с другими огузскими племенами.
Хазарский
каганат занимал первоначально Северное, Северо- Западное и Северо-Восточное
побережье Каспийского моря, объединил под своим главенством хорезмийцев,
болгар, печенегов, часть венгров, гуннов-савиров, некоторые огузские родовые
подразделения. В X в. каганат распался, и часть хазар ушла на Мангышлак и
присоединилась к огузам-язырам. Этноним «хазар» можно увидеть в
тюркизированной форме «каджар» в Иране и Туркменистане. Мы видим их имя и в
названии туркменского племени хызыр или «хазарский народ».
Что
касается Кимакского каганата, то его образовали на реке Иртыш первые семь
племен: кайы, баяндыр, имир (емрели), имак, ланиказ, кыпчак, татар. Название
его происходит от слияния двух главенствующих племен - кайы и имак. Мы видим
здесь три огуз- ских племени (кайы, баяндыр, имир), причем главными в государстве
были кайы. По традиции огузов именно из иля кайы происходили цари огузов (из
них вышли династии Огузских ябгу, Газневидов, Османидов). Арабские авторы
отмечают чрезвычайно дружественные отношения кимаков со своими родственниками
- другими огу- зами, создавшими в IX в. свое государство на Сырдарье. Кочевья
кимаков доходили до северного побережья Каспийского моря, которое иногда
называли Кимакским. Остатки кимаков мы видим в названии северокавказского
народа кумык, они вошли в состав империи Великих Сельджуков и Кыпчакского
ханства.17
В
конце VII в. отмечается возрождение Тюркского каганата на 'азе
Восточнотюркского каганата Центральной Азии. Этот второй каганат известен еще
под названием государства Кёк тюрк. Слово кёк» переводится в данном случае как
«корень», «основа». Именно «настоящие» тюрки поднялись на борьбу против
китайского засилья, и особенно укрепил государство хан Могилянь (716-734 гг.
правления), известный как Бильге хан. Вновь восточные области Центральной Азии
на 100 лет подчинились тюркам, хотя позиции на западе и юге региона они уже
утратили.18
В XIII в. народы Центральной Азии были
вновь объединены единой империей - государством Чингизидов, когда большие массы
монгольских, тунгусо-манчжурских и тюркских племен пришли в движение. Вновь
перекраивалась этническая карта не только Центральной Азии, но и Ближнего и
Среднего Востока. Именно в эпоху Средневековья окончательно завершается
оформление древних этносов (туркмен, кыргызов, уйгуров, таджиков) и возникают
новые (казахи, узбеки, каракалпаки), которые также включили в свой состав
древнейшие этнические группы.
Подобно другим тюркским народам,
туркмены столетиями сохраняли родо-племенные отношения, что объясняется их
вековым военно-кочевым укладом жизни. Имена рода и племени достаточно
красноречивы. Такие туркменские этнонимы, как пар, пальванлы, пелверт, дахли,
дукер, несут в себе информацию о дахо-парфянском элементе, а названия племен
олам, алили, языр, ас, язы и т.д. говорят об их алано-сарматском происхождении.19
Особенно крупный пласт этнонимов
относится к тюркскому времени, причем их названия выявляются и в составе других
тюркоязычных народов - у казахов, кыргызов, узбеков, алтайских тюрков и т.д.
Таковы, например, этнонимы тюрк (тюрки); абдал (эфталиты); бечене, канглы,
гонур (кангаро-печенеги); гыпчак (кыпчаки); могол, меркит, гарамгол, татар (татары
и монголы); названия огузских племен.
У туркмен встречаются названия родов,
которые связаны с ныне существующими восточными народами. Это роды газак
(казахи) у племен сарык, теке, баят, хатап; гурджи (грузины) у теке, салыр,
эрсары; джохит (евреи) у алили; курт (курды) у племен теке, олам, йомуд,
гарадашлы и др.; парс (персы, иранцы) у йомудов и геокленов; татар у йомудов;
тибет (тибетцы) у сарыков; тазик и таджик (таджики) у теке, геокленов, ших;
габарды (кабардинцы) у эрсары; галмык (калмыки) у ата, геокленов, емрели,
йомудов, сакаров, човдуров, эрсары; арап (арабы) у теке, эрсары, эсги, салыр и
др.; мугал, моголжыклар (монголы) у племен салыр, алили, сурхы, хатап; но- гай
(ногайцы) у хатап; овган (афганцы) у эрсары, ата и т.д.20
По этому поводу уместно привести одну
обширную цитату. Исследователь Н.Н.Чебоксаров пишет: «Вообще многие крупные этнические
общности различных эпох - группы племен, народности и нации, - как правило,
включили в свой состав потомков представителей весьма многих древних народов,
очень различных по своему антропологическому облику. В связи с этим встает
вопрос, можно ли рассматривать всех физических предков данного наследия как
участников его этногенеза. Нам представляется, что при разборе этногенеза
любого народа следует иметь в виду только коллективных предков. Этническими
предками данного народа мы можем считать те этнические группы, которые вошли в
его состав сначала как некая самостоятельная общность, а затем, с одной
стороны, постепенно теряя свою специфику, с другой, передавая ее отдельные
черты развивающейся (складывающейся) этнической общности, перестали
существовать, по крайней мере, на данной территории».21
Древние этносы исчезли как
самостоятельные этнические единицы и вошли в состав тюркских и ираноязычных
(персы, таджики, афганцы, курды) народов. А этнические группы, обнаруживающие в
своем названии имена современных народов, оказались в составе туркмен еще в
средние века, когда последние создавали огромные государства и включали в себя
некоторые группы покоренных народов, а также племена, присоединившиеся в
результате союзных договоров. Существование этих этнонимов у туркмен говорит о
том, что это были не единицы, а целые этнические группы. Это не означает, что
сохраняя название, сам род по своему составу оставался неизменным. Название
рода условно, оно лишь свидетельствует о проникновении разных элементов в
туркменскую среду. Первоначальный состав родов уже несколько раз изменился, да
и среди туркмен происходит активное смешение между группами. С этих позиций
можно говорить о единой туркменской нации.22
Но в мире практически нет изолированно
живущих народов. Туркмены, в свою очередь, вошли в состав многих народов Азии и
Европы. Очень тесные этнические контакты существовали между туркменами и
казахами. История формирования туркменского населения Казахстана изучена
слабо. Известно, что районы бассейна Сырдарьи входили в периферийный ареал
туркменского этногенеза, именно здесь располагались Старая и Новая Гузия
исторических источников и их столица - Янгикент.
Туркмены
жили в непосредственном соседстве с кыпчакскими племенами (основной этнический
компонент казахов), влияя друг на друга как в этническом плане, так и в
культурном. Интересно, что кыпчакские формы обнаруживаются в современном
туркменском литературном языке, в то время как огузский язык выявляется в
большинстве диалектов туркменского языка.23
Вот
как описывают мусульманские авторы земли туркмен-огузов на территории
Казахстана. Автор X в. ал-Масуди в «Китаб мурудж аз-захаб»: «И на нем (на
побережье Аральского моря. - О.Г.) лежит город, принадлежащий тюркам, который
называется Новый город (Янгикент. - О.Г.)...в нем (живут) мусульмане. Преобладают
среди тюрок в этом месте гузы, (частью) кочевые, (часть) оседлые...».24
Примечательно
сообщение ал-Идриси (1099-1165) об огузах - жителях городов и
огузах-скотоводах: «Города гузов многочисленны, они тянутся друг за другом на
север и восток.. .гузы - вид тюрок, они похожи на берберов в отношении образа
совместной жизни. Обиталище их - степи, там, где есть плодородные пастбища; у
них дома из войлока. На восток от этого озера (Аральского. - О.Г.) лежит
страна хан дагов - гузских народов, храбрых и независимых».25
Согласно
народным преданиям, салыры родов Караман и Ак- ман проживали в районе
Туркестана во времена Ходжа Ахмеда Ясави. До начала XII в. в районе Казыкурта
проживали туркмены- гарагоюнлы, а западнее - туркмены племени гирейли. В IX-XII вв.
туркмено-огузские племена обитали на огромной территории от среднего течения
Сырдарьи до низовьев Волги. Переселения огу- зов располагались по Иргизу,
Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сыр- дарьинских Каратау, до пределов Исфиджаба.
Степи Северного Прикаспия, Центральные, Заунгуские, юго-восточные Каракумы и
праральские Кызылкумы назывались «Огузской степью» (Дешт-и Огуз).26
О том, какое вообще имеют значение
туркмены-огузы в судьбах всех тюркоязычных народов, сообщают источники.
Китайские хроники свидетельствуют, что тюрки (тукю) происходят из «Дома хунну»,
в то же время в древнетюркской надписи каган говорит: «Народ мой - токуз
огузы». Связь - хунны (гунны) - тюрки-огузы указывает на основообразующий
этнос, сыгравший выдающееся значение в истории народов Востока и, в первую
очередь, Центральной Азии. Та этническая группа, что называла себя «тюрк»,
была огузского происхождения. Академик В.В.Бартольд совершенно определенно
утверждал, что «орхонские тюрки и огузы - один и тот же народ».27
В то же время Махмуд Кашгарлы (XI в.)
со всей уверенностью пишет: «Туркмены - это таифе из огузов».28
Имадеддин Исфахани XII в.) также отмечает: «Гузы - племя (таифе) из
туркмен, имеющие отвращение к несправедливости».29
«История Казахстана» указывает на
огузов, как на один из компонентов, участвующий в этногенезе казахского
народа.30 У казахов очень популярны предания о герое
туркмено-огузского эпоса Горкут Ата. В.В. Бартольд писал, что казахи усвоили от
огузов культ Горкута через посредство кыпчаков. Огузы же принесли на запад,
вплоть до Передней Азии, с берегов Сырдарьи предания о выразителе и хранителе
народной мудрости.31
О себе Горкут Ата сообщал: «Я, дед
Коркут, это сказал раньше, чем я дожил до этих дней. Верьте мне, так как если
бы я это видел. Я - потомок Огуза!».32
Могилу Горкут Ата (казах, «аулие
Хоркут») в конце XIX в. видели и описали около десятка русских авторов. Она
находилась в центре древнего расселения огузов на берегу нижнего течения Сырдарьи
в 1,5 км от селения Хорхут между Кызыл Ордой и Казалин- ском.
Этнограф А.Диваев в 1898 г. писал о
гробнице Горкут Ата: Она глинобитная, с шестью - восемью углами,
оканчивающимися остроконечными фигурками, с неизбежным куполом наверху. Тут же
водружен длинный шест с черным пучком конских волос и с флагом из разноцветной
материи».33
В настоящее время Сырдарья практически
поглотила мазар. В казахских шаманских камланиях и сегодня указываются имена
Горкута Ата и Огуз хана как свидетельство большой роли огузов в этнической
истории Казахстана:34
С вершины Баян-Аула Коныр святой,
С вершины Огузских гор Огуз святой,
Тот, кого мертвым нельзя назвать, -
Тот, кого живым нельзя назвать, -
Ата Коркыт святой...
Несмотря на то, что большая часть
туркмен-огузов мигрировала в XI-XII вв.
на юго-запад, тем не менее, А.Вамбери в XX в. указывал, что на Сырдарье
проживало около 15 тысяч туркмен. Основными районами локализации туркмен в
настоящее время в Казахстане являются Гурьевская (313 чел.), Чимкентская (553
чел.), Карагандинская (1222 чел.) области и г.Алматы (402 чел.) - все данные
на 1989 г.35
Согласно преданию, Туркмен и Казах
были сиамскими близнецами. Их разделили тысячу лет назад при помощи меча
(тыг).36 Имя одного из самых популярных героев казахского фольклора
Алаш хана также связывается с сыном туркменского богатыря Са- лыр Газана -
Улашем.37 Казахское племя адай, входившее в байулы - группу племен Младшего
Жуза, имеет глубокие этнические связи с туркменами. Казахский археолог
С.Е.Ажигали пишет: «Племена дахов (даев) оставили свой след в этно- и топонимии
Прикаспия. Так, очевидно, с их именем связан топоним Дахистан средневековой
Туркмении. Многие исследователи принимают мнение Вивьена де Сен-Мартина о
названии туркменского племени «теке» как деривата «даха». Нам представляется
еще более очевидной связь «даха (дай)» с наименованием казахского рода «адай»,
населяющего Манкыстау, Устюрта, долины р.Эмбы. Некоторые ученые, отметившие
данный факт, не без оснований считают дахов (даев) отдельным субстратом казахов
рода адай».38
В группу байулы входят 12 племен,
среди которых крупными являются таз и алаша. Их этнонимы имеют параллели с
туркменскими тире даз (у йомудов, салыров, теке, нуратинских туркмен) и алаша
(у сарыков).39
Помимо
того, что среди туркмен и казахов зафиксирован целый ряд сходных родовых
названий (тохтамыш, тазлар, гирей, кып- чак, канлы, конгур, тана, сарык, абдал
и т.д.), у казахов известны племенные подразделения «торкпен», «турикпен».
Семиреченские торкпены прибыли из Туркменистана шесть поколений тому назад и
подразделяются на роды: кыдырейли, ногай, мамак, аулы, байе- тишолак. В
настоящее время они (более 300 семей) входят в состав племени жалаир и считают
себя казахами.40
Подразделение
турикпен (туркмен) имеется и в составе главного Большого Жуза, делящегося на
четыре мелких рода: тилеу, мал- кара, тюктиюрт, жарылгапт. Род турикпен входит
в состав племени торткара Младшего Жуза. В составе племени уйсин Большого Жуза
обнаруживаются два туркменских подразделения каракойлы и аккойлы.41
У
казахов сохранилась легенда о дружбе двух вождей - туркмена Эрсары и казаха
Эркосая, за которого Эрсары отдал свою 19-летнюю дочь Патму. От их брака
родилось 6 сыновей. Считается, что от них берет название подразделение Младшего
Жуза адай-туркмен.42
Этнически
близки туркмены с уйгурами. В частности, историк Мухаммед Шабангараи
(1293-1358) в труде «Маджма-ал-ансаб» «Собрание генеалогий») отмечает: «Крупным
племенем (кабиле) из них (тюрков. - О.Г.) является племя гуззов, которое
известно I своей) многочисленностью. Они (гуззы) состоят из двенадцати племен
(кабиле) - часть из них называются гуззами, а часть уйгурами. Туркмены
(происходят) из племени (кабиле) уйгур. Династия Сельджуков, которые являются
туркменами, происходит из этого народа (коум)».43
Об этом же сообщает и автор XVI в.
Садык Исфахани: «...Уйгуры - это племя тюрок или туркмен».44
Подобные свидетельства сигнализируют о достаточно близких отношениях двух
народов. Достаточно сказать о том, что в трудах Рашидеддина (XIV в.) и Абулгази
(XVII в.) уйгуры упоминаются как близкие родственники и союзники огузов, а
уйгурский вариант «Огуз-нама» является прекрасным памятником истории предков
туркмен и уйгуров.45 Уйгуры вместе с племенами секиз-огузов (восемь
огузов) в VIII-IX вв.
составили государство докуз-огузов (девять огузских племен), располагавшееся в
южной части Енисейско-Иртышского междуречья. Секиз-огузы под именем найманов
(тюрк.секиз - монг.найман) выступают в войске Чингиз хана. К.Петров отмечает:
«Огузское происхождение уйгур... в общем давно установлено и общеизвестно».46
Целый этнический пласт туркмен-огузов
вскрывается у сибирских тюрков. Это вызвано не только переселением
центральноазиатских тюрков на новые территории, но и процессами тюркизации
нетюркоговорящих племен Южной и Западной Сибири и Алтае- Саянского нагорья.47
Родство туркмен фиксируется также с телеу- тами, хакасами и якутами. Само
название якутов «саха» имеет параллель с туркменским подразделением сакы (у
эрсары), а название крупнейшего якутского племени курыкан, которое переселилось
в долину среднего течения Лены в XI-XIII вв., говорит о тесной связи с огузским
племенем каркын и современным туркменским подразделением гаркын в составе
алили и эрсары48 Ядро народа саха составляют кангаласы, которых
тюркологи (Г.В.Ксенофонтов, А.И.Гоголев, В.О.Долгих, С.Г.Кляшторный) прочно
связывают со средневековым этносом канглы - выходцами из Хорезма, т.е.
кангюйцами и кангарами письменных источников. Они же, в свою очередь, считаются
печенегами, которые составляют одно из 24-х туркмено-огузских племен. Канглы,
кангары - конгуры , кенгелесы фиксируются в составе многих современных
тюркоязычных народов,49 в том числе и у туркмен гонгур (у теке),
гонгурлы (у эрсары), кенегес (у сакаров).50 Родовые подразделения
кангаласов также совпадают с туркменскими этнонимами - кангал.нахар - туркмен,
племя нохур, кангал.бетун - туркмен, беден (у сарыков), кангал.джархан -
туркмен.чарых (у ге,окленов и нохуров), кангал.ходор - туркмен.хетдар (у
арабачы), кангал.баиаут туркмен.-огуз.баят, кангал.хорин - туркмен,
хорран (у геокленов) и харын (у эрсары и теке), кангал.тумат - туркмен.тумач (у
йомудов), кангал.хэнгелдир - туркмен, хангелди (у теке и гёкленов). Интересно
и мифологическое выражение якутов - саха: «Огус буолан аан дойдога айаатаабыт
ураанхай - сахалар
бу бихиги бу баарбыт» («Те самые уранхаи - саха, будучи огузами, на весь мир
возвестили, это мы и есть»).51 По свидетельству языковеда JI.Кларка,
сингармонизм особое сочетание гласных букв в словах) из всех языков тюркской
группы сохранили только туркменский и якутский языки.52
Союзы
огузских и кыпчакских племен положили начало и каракалпакам. Причем,
основообразующее ядро составили туркмены- огузы.53 Традиционно каракалпаки делились на
два больших крыла- отделения (арыс): конграт и он торт уру. В состав конгратов
входили племена костамгалы, казаяклы, кандекли, крамойын, ыргыклы и др.54 Подобные этнонимы мы видим и у
туркмен-гонур (у теке), гоштамгалы (нуратинские туркмены), газаяклы
(нуратинские туркмены), хяндекли (салыры, хандаг огузы), гарабоюн (емрели, йомуд,
сарык, эрсары, мюджевюр), ыглаклар (салыр), гыпчак (алили), кенегес (сакар),
мангыт (эрсары).55
Каракалпакский
эпос «Кырк кыз» («Сорок девушек») обнаруживает близкие параллели с
туркмено-огузским эпосом «Горкут Ата», где во главе сорока девушек-воительниц
стоит жена Салы- ра Бурла хатун, а также с туркменским героическим эпосом «Гёр-
оглы», в котором богатырша Гуль Аим отождествляется с каракалпакской героиней
Гюльаим.56
«Академией
поэзии» считают каракалпакские поэты поэзию выдающегося классика туркменской
поэзии Махтумкули. Каракалпакский народ чтит Махтумкули наравне с такими
классиками каракалпакской поэзии, как Кунхожа, Ажинияз, Бердах, Утеш.
Поэзия
Махтумкули оказала огромное влияние на формирование каракалпакской
классической литературы. Этническая близость туркмен и каракалпаков проявилась
в их мировосприятии, эстетическом отношении к действительности. На глубокие
общие генетические корни двух народов указывает и бытовая лексика, совпадающая
по формам и содержанию. Афоризмы, крылатые фразы Махтумкули превратились в
каракалпакские народные пословицы и поговорки. Каракалпакские исследователи
указывают, что знание произведений Махтумкули стало обязательным условием
образования, для чего в программу общеобразовательных школ Каракалпакстана
введено изучение творчества Махтумкули.57
Еще в конце XIX в. генерал
Н.П.Игнатьев писал о смешанных поселениях туркмен-човдуров и каракалпаков в
районах Кунграда и Ходжаили.58
Языковеды отмечают значительное
влияние туркменского языка на южный диалект каракалпакского языка.
Взаимодействие двух языков наблюдается более всего в местности Таза Келтеминар
(Ак- камыс, Акбаслы), Турткульском (Амирабад), Элликкалинском, Бе- рунийском
(Ишан аул) и т.д. районах Каракалпакстана.59
Легенды также свидетельствуют об
этническом родстве двух народов. Каракалпаки Кенимехского района Бухарской
области рассказывали: «...Самый древний предок - Майкы-бий. От Майкы-бия
происходят каракалпаки, от Сеилханатеке и йомуд».60 В свою очередь,
у туркмен бытует предание, что родоначальник туркмен Салыр Газан женился на
дочери каракалпакского бая. «Таким образом, - пишет А. Джикиев, -
нынешние салыры будто бы являются родственниками с материнской стороны и
называют себя племянниками (еген) каракалпаков».61
Этническое влияние туркмен обнаруживается
у татар и башкир. Еще в IX в. в Приаралье и междуречье Урала и Волги огузские
племена включили в свой состав баджгардов (башкир), однако, когда основная
часть огузов двинулась на юг и запад, некоторые подразделения остались в тех
местах.62
Современные языковеды фиксируют
огузский пласт в западном диалекте татарского и северо-восточном диалекте
башкирского языков. Свыше 30 родоплеменных названий, имеющих туркменское
происхождение, обнаруживается в составе башкирского народа - айы, кумлы,
гирей, эски, таз, караман, акман. Есть и параллели, которые берут начало еще в
хуннской эпохе: башк.есирген - туркм. есир (теке, сарык), башк.байлар -
туркм.бай (теке, гарадашлы, эса- ры, ата, мукры, сарык, салыр, йомуд, емрели),
башк.айлан - туркм. айлак (йомуд, абадал), башк.зоран - туркм.зорра (эрсары,
сарык), башк.бакай - туркм.бакая (теке), башк.телтен - туркм. телтер (ха- тап,
мукры), башк. саралы - туркм. сарылы (эрсары) и т.д.63
У
башкир фиксируются даже роды туркмен - кыпчак и кара - туркмен. Насколько сильно
было влияние огузских племен в зоне расселения башкир, можно представить и из
древних башкирских ритуально - мифических песен, где упоминается герой
туркмено- огузского эпоса Горкут Ата:64
Эй дух, эй дух,
Приди, когда зовут.
У опечаленного и
больного
Найди и приведи хозяина
(т.е.духа)
По приказу моего духа
И души деда Коркута.
Что касается татар, то
персидское анонимное сочинение «Худуд ал-Алам» (X в.) передает так: «Татары -
есть одно из племен токуз- гузов».65 Предками татар Поволжья
являются древние булгары.
Первые сведения о
булгарах появляются в эпоху хуннов, когда они в IV в. н.э. стали известны под
названиями оногур и кутригур. Считается, что слово «огур» - это булгарская
диалектная форма слова «огуз». Выделяется даже «огузо-булгарская подгруппа»
языков (современные гагаузы, балканские тюрки), для которой характерно
замещение согласного «з» на «р» (срав.туркм.этнонимы «огры», «огурджали»).
После распада центральноазиатской
империи хуннов булгары вошли в состав Древнетюркской империи, а последние - в
состав Западнотюркского каганата, на развалинах которого в VII в. возникли два
новых объединения - Хазарское (в Прикаспии) и Булгарское I в Приазовье). В
«Хронике» Иоанна Никиусского (VII в.) и «Краткой истории» Никифора (VII в.)
указывается, что во главе булгар стоял хан Кубрат из племени оногур -
племянник туркмено-огузского князя Орхана. Кубрат в 632 г. объединил под своей
властью многочисленные булгарские роды, создал государство под названием Великая
Булгария. Но после кончины Кубрата (в 20-х гг. VIII в.) это государство
распалось. По словам Никифора, пять сыновей Кубра- та, «...мало заботясь об
отеческом завещании, по прошествии недолгого времени отделились друг от друга,
и каждый из них отделил свою часть народа».66
Одна из групп булгарских племен отошла
к Волге, образовав царство Волжских Булгар. Среди них в Поволжье упоминаются
племена савир, авар, абдал. Абдалы и сейчас находятся в составе геокленов.
Авары также упоминаются у туркмен-огузов - ава. В VIII в. источники фиксируют
следующие племена волжских булгар: чакар, кувайар, йупан, охсун, куригир,
эскиль, сиван.
Примечательно, что имя булгарского
племени куригир может быть отождествлено с туркмено-огузским племенем каркыр;
сиван - с туркменским родом суван (эрсары); чакар - с чекир (эрсары, геоклен,
салыр, сакар); эскиль - с туркменским племенем эски. Кувайар же может быть
сопоставлено с каварами. С.П.Толстов возводит каваров к хорезмийцам (через
хвар, ховар).67
Интересными являются выводы филологов.
А.П. Ковалевский отождествляет сам этнонимом «булгар» (болгар) со средневековым
огузским племенем бурказ, по аналогии перехода булгар-бургар- бурказ.
В.В.Полосин, специально исследовавший этноним «булгар», определил, что
арабская графика дает четыре схожих написания - булгар, булкар, бургаз,
бурджан. Он считает, что все эти слова являются одним и тем же названием народа
не только по написанию, но и по указанию географического расположения племен и
полагает, что правильно прочтенная форма - «бургаз», а также часто встречающаяся
в исторических источниках форма «булгар», являются диалектными формами общего
древнего этнонима «бур- гар», упомянутого у византийского автора Закария Ритора
(VIb.). Диалектные изменения бургар-булгар и
бургар-бургаз легко объясняются исторической фонетикой тюркских языков.68
Итак, и сам этноним «булгар»
обнаруживается в составе туркменского народа, у которого существует род бурказ
(в составе теке). Арабский путешественник Ибн Фадлан (X в.) отмечает, что
огузский военачальник Этрек Катаган называл царя волжских булгар Алмуша своим
зятем.69
В
XIII в. волжские булгары вошли в состав империи Чингизхана. Исследователи
булгарских погребений на Волге В.Ф.Генинг и А.Х.Халиков отмечают, что в составе
государства Волжских Булгар сходились башкиры, печенеги, огузы.™
Таким
образом, шло взаимное проникновение огузских элементов в состав булгар-татар
и, наоборот. Интересно, что на бывшем булгарском кладбище в Поволжье обнаружен
надгробный камень XIV в.) с надписью: «Торкман Мухаммед, сын Якуба».71
Большую
роль сыграли средневековые туркмено-огузские племена в сложении кыргызского
народа. Племена секиз огузов-найманов являются крупнейшим подразделением
кыргызов. В состав кыргызов вошли также халаджи и карлуки (союз уч огузов).
Известно, что Махмуд Кашгарлы (XI в.) называет карлуков туркменами.72
Само
имя «кыргыз» есть диалектная форма «кыркыр» (чередование з-р). Кыргызские
предания, записанные в XVI в., считают область Кыркыры исконной родиной кыргызского
народа. Дружинники главного героя эпоса «Манас» именуются кыркыринцами.73
Племя кырык упоминается в известном списке 24-х огузских племен, а само имя
«кыргыз» трактуется как «кырыг» + «уз», т.е. «красные огузы».74 В
различных генеалогических преданиях кыргызов фигурирует Огуз хан, его 6
сыновей, 24 внука, от одного из которых рождается кыргыз.75
Крупный кыргызский этнограф
И.Б.Молдобаев пишет: «Определенные этнические связи кыргызы имели и с
туркменами, что в своеобразной форме отражено эпосом «Манас». Известно, что из
всех народов Средней Азии огузы больше всего причастны к формированию
туркменского народа. Однако «часть племен туркмено- огузской группировки вошла
в состав кыргызов» (С.Г.Агаджанов). Это подтверждается и данными кыргызского
эпоса, где Огуз хан упоминается в генеалогическом древе самого Манаса. Если
судить по родоплеменной номенклатуре кыргызов и туркмен, то имеются следующие
соответствия: кесек (турк.кесе), жагалмай (ягалтай), кара тума, ак тума (тана),
кушчу, кутчу (кушчи, кутчи), жети урук, балыкчы (балыксылар), таздар (таз, даз),
меркит, кызыл баши др... Истоки этих связей ведут к этнокультурной общности
кыргызов и туркмен на основе огузского компонента».76
Можно дополнить список параллелей в
названиях этнонимов: кырг.арык - туркм.арык (эрсары, ата, йомуд, салыр, теке,
човдур), кырг.адигине -
туркм.адыкбай (йомуд), кырг.багыш - туркм.баг- шы (эрсары, теке,
сарык, салыр, сакар, хатап), кырг.белек - билекге (сакар), кырк.кесек -
туркм.кесик (салыр), кырг.сары -
туркм.сары (алили, теке, эрсары, емрели, салыр, игдыр, анаули),
кырг.сарыба- гыш - туркм. сарыбакы (эски), кырг.мундуз - туркм.мундуз (эрсары),
кырг.эсенгул - туркм.эсенили (игдыр, човдур, арабачы, абдал, геоклен),
кырг.урасут - туркм. орус (олам, йомуд, салыр).77 Род ма- нас
фиксируется у туркмен - игдыров и човдуров.78
Именно огузское время было периодом
наиболее сильных этнических контактов между народами. Огузо-карлукские племена
составили основу целого ряда узбекских племен.И сейчас карлу- ки - это одно из
самых больших узбекских племен. Как отмечает узбекский этнолог К.Ш.Шаниязов,
огузы, печенеги, сарыки, абдалы и мукры принимали участие в формировании
узбекского народа.79
Академик А.Ю.Якубовский отмечал:
«Насколько в Шаше (область Ташкента. - О.Г.) сильны были огузские элементы,
отражено, между прочим, и в узбекском фольклоре, согласно которому огузы
упоминаются в числе предков современного узбекского народа».80
А
вот как верно оценила средневековую этническую обстановку в Узбекистане
этнолог Г.П. Васильева: «Туркмены и их предки огузы издавна, гораздо раньше, чем
полукочевые узбеки, появившиеся здесь, как отмечалось, с начала XVI в. и
сыгравшие большую роль в формировании современного узбекского населения
Хорезма, жили на территории оазиса и его окраин. Туркмены участвовали в обороне
Ургенча в 1504-1505 гг. от Шейбани-хана и были связаны с населением
доузбекского Хорезма этнически: в XIII в., как писал А.Ю.Якубовский, «почти
весь земледельческий Хорезм, в том числе и города, говорили по-гузски
(по-туркменски)». О значительной огузской прослойке в этногенезе хорезмийцев,
по-видимому, свидетельствует и то обстоятельство, что современный
южнохорезмский говор узбеков ближе к туркменскому, нежели к узбекскому, и содержит
много огузизмов».81
Узбекский
филолог Ф.Джуманиязова предлагает участие огузского компонента в процессе
сложения узбекского народа разделить на три периода: 1) IX-X вв.
- расселение туркмен-огузов в юго- восточном Приаралье, в Келеской степи,
долинах рек Ангрена и Чирчика, в предгорьях Чаткальского и Угамского хребтов;
2) XI- XII вв. - усиление влияния огузов в Хорезме, Шаше, нижней части
Сырдарьи; присоединение к огузам племен канглы и карлуков; 3) XIII век - размещение
этнических групп огузов на территории сложения узбекского народа (в Хорезме,
Бухаре, Чаче, Семиречье, Кашкадарье и др.) - существование огузской топонимики.
Туркмено-огузский
диалект широко распространен в настоящее время на территории Хорезма - Каракульского
и Алатского районов Бухарской области.
«Итак,
- заключает Ф.Джуманиязова, - можно с уверенностью сказать, что огузский
компонент сыграл большую роль в сложении узбекского народа, и сегодня он
составляет значительный процент среди узбеков Хорезма. Этногенез и этническая
история узбеков была тесно связана с огузскими народами, в том числе и с
братским туркменским народом».82
Нам
представляется более верным говорить о том, что этнические связи туркмен с
узбеками продолжались и в последующие века. Первоначально слово «узбек»
употреблялось в политическом значении и лишь после национального размежевания,
как отмечает В.В.Бартольд, узбеками стали называть себя часть сартов, туркмен,
уйгуров и т.д.83
Туркмен Узбекистана условно делят на
хорезмскую, бухарскую и нуратинскую группы. Первая группа располагается на
обширном пространстве от Айбугира на севере до Заунгузских Каракумов на юге и
от Устюра и Сарыкамыша на западе до правобережья Амударьи (древнейшие районы
расселения туркмен) - човдуры, арабачи, ших, йомуд, хыдырили. Вторая группа -
бухарские туркмены занимают территорию Южного Узбекистана - современные районы
Сурхандарьинской и Бухарской областей и дисперсно, в других местах юга
Туркменистана (эрсары, ших, ходжа, хыдырили). Третья группа - нуратинские
туркмены. Несмотря на то, что их считают узбеками, сами себя они называют
туркменами.84
Туркмены являются аборигенным
доузбекским населением Южного Узбекистана. Отмечаются три волны переселения
туркмен в эти районы - XII, XVII и XVIII вв. В 20-х гг. XX в. наблюдается
значительный отток туркменских племен в Афганистан, Иран, Туркменистан. В
Хорезме эта эмиграция носила массовый характер в результате проводимой
советской властью антитуркменской политики, значительная часть туркмен была
записана узбеками Комиссией по размежеванию. Так туркмены-хыдырили были
причислены к узбекам.85
В Кашкадарьинской области проживают
туркмены, которых называют «чандир туркманлари». Многие их семьи переселились
также в районы Бухарской области. Исследователь О.Журакулов, будучи
представителем этой группы туркмен, приводит названия ее подразделений -
беглер, даббалар, дугмалар, луччаклар, манкалар, карлар, ишанлар, чопиклар,
чолбашлар, чунтилер, чаканлар, чупте- клер, кагданлар, янгибайлар, инакалар.
Правда, он оговаривает, что многие из этих туркмен записаны узбеками.86
Нуратинские туркмены обосновались в
местности Нур Ата в X в., играя большую роль в исторических судьбах
Мавераннахра (Среднеазиатское Междуречье). В последующие века сырдарьин- ские и
хорезмские туркмены постоянно переселялись в Маверан- нахр, оформившись в
крупную этническую группировку в составе узбеков, сохранив самоназвание
«туркмен».
В
XVI в. они фиксируются в сочинении Сейфеддина Ахсикенти «Маджму ат-таварих» в
составе 92-х основных узбекских племен. Включение «нуратинских туркмен в состав
узбекских племен - закономерное явление в
их этническом развитии, поскольку именно в инкорпорации, то есть принятии на
равных правах новых этнических элементов в состав родоплеменного объединения и
обычай обязательного включения их в традиционные генеалогии в качестве особых
племен, «родов» или родовых подразделений и заключалось, как известно,
своеобразие этнических общностей».87
Нуратинские
туркмены подразделяются на два крупных отделения. Первое объединение йигирма
торт (йигрими дорт) состоит из четырех племен: газаяклы, канджигалы, айтамгалы,
богаджели коштамгалы, джаман-туркман, кара-туркман и т.д.). Второе объединение
беш ата мангышлау состоит из следующих племен - куныш, чиликли, анна, таз,
богаджат.88
Еще
одно из узбекских племен называется туркман-джузы, занимающие центральную
часть правобережья Сурхана, так называемую Туркменскую степь (Туркмендешт),
орошаемую Карлюкдегьей. Предания рассказывают о том, что джузы (юзы) поселились
в ех местах в XII в., когда султан Санджар переселил туда сто туркменских
семей. Туркман-джузы являются доузбекским населением Сурхандарьинской области,
присоединившись к Шейбанидам : XVI в. и в начале XX в., они
представляли одно из крупнейших узбекских племен. Они делятся на 16 крупных
родов (он алты ата), вторые группируются поровну следующим образом: 8 родов
вахтамамгалы (казаяклы, кузтамгалы, кесаули, балгалы, казак, джарыкбаш, алифли,
баташ), 8 родов джилантамгалы (патас, карга, юрга, эгарчи, балахур, коса,
тараклы, яс). Все они говорят в настоящее время на одном из джокающих диалектов
узбекского языка.89
Туркмены
Узбекистана и туркмены, вошедшие в состав узбек- ;кого народа, привнесли
значительный культурный пласт в узбек- ;кую литературу. Выдающийся тюрколог А.
Самойлович прямо хазывает, что узбекская поэма «Шейбани хан» обнаруживает значительное
влияние туркменского романа «Бозоглан», а в другой узбекской поэме «Текинский
бег Заман» туркменский герой XVIII нека называется покровителем основателя
узбекской династии Шейбани хана.90
Узбеками любим туркменский народный
эпос «Гёроглы», который они считают своим. Но певцы дестанов прямо указывают
на туркменское происхождение героя. Вот отрывок из «Гёроглы», записанный со
слов узбекского народного поэта - представителя нуратинских туркмен Эргаша
Джуманбульбуль оглы:91
Стародавнею
порой
Далеко
за Бухарой,
В
стороне Кыблы святой,
На
земле Теке-Ямут,
Где
живет текинский люд,
Жил
и правил Гёроглы,
Властелин
вершин Чамбил,
Тот,
что недругов надолго проучил.
Узбекский эпос «Алпамыш» также
подвергся влиянию туркмено-огузского эпоса «Горкут Ата». В качестве
национального узбекского поэта почитается великий туркмен Махтумкули, который
явился вдохновителем творчества таких выдающихся узбекских поэтов, как Камил
Хорезми, Ислам Шайр, Муридо, Орзу, Бодил, Шейхзади, Миртемир, Шухрат, Абдулла
Орипов, Мирза Кенджабек и др. Узбекский филолог Э.Очилов отмечает: «В
Узбекистане давно сформировалась и активно функционирует специальная школа
Махтумкуливедения».92
Исторические и этнические связи с
древних времен существуют между туркменами и таджиками, имеющих общих предков -
массагетов, согдийцев, эфталитов (абдалов). В X в. в Таджикистане расселяются
туркмено-огузские племена, которые в XII в. представляли в Хутталяне
(Кулябская область) и в районе Балха значительную силу (по данным Мирхонда «40
тысяч шатров»). Миграции туркмен в Таджикистане продолжались вплоть до XIX в.,
когда были заселены территории от Джиликуля до Курган-Тюбе.
«Есть все основания считать, - пишет
М.Б.Дурдыев, - что
первые туркменские группы расселяются в Таджикистане уже в X - начале XI вв., т.е. в
тот период, когда проходило оформление туркменского этноса. Поэтому территорию
Таджикистана можно включить в ареал туркменского этногенеза».93
Исследователи отмечают,, что отдельные
группы туркмен за многие столетия были ассимилированы таджиками, но они обнаруживают
себя тканием ковров с характерными туркменскими орнаментами и тем, что
сохранили свой антропологический тип - закаспийская раса длинноголовых
европеоидов.
В среднем течении реки Хингоу, проживают
таджики, называющие себя «туркийа» - это группа ассимилированных туркмен.
В отдельных таджикских городах
образовались туркменские районы, названные по названиям селений Туркменистана.
Так, са-лыры Серахса основали квартал Сарахсиён в Ура-Тюбе. В Шерабадском
бекстве насчитывалось 12 туркменских селений, самый крупный из которых Ших-оба
был населен туркменами-шихами. Крупный туркменский массив сложился в
Кургантюбинской области от Узуна до озера Джиликуль, где эрсаринцы
представляли большинство (их центр Гаратуркмен). В связи с проведением коллективизации
сельского хозяйства в 20-х гг. XX в. туркмены Таджикистана массово
переселились в Афганистан. По данным переписи населения, в 1989 г. в
Таджикистане насчитывалось 20 тысяч туркмен.94
Хочется закончить эту главу словами
крупного таджикского востоковеда Б.Г. Гафурова: «Материалы, которыми сегодня располагает
наука, ясно показывают, что у народов Центральной Азии были постоянно тесные
контакты друг с другом, что они создали общие культурные ценности, вырабатывали
единые традиции, обладали многими сходными чертами в экономике, социальной
структуре, политической организации... На территории этих стран находился один
из древнейших в мире очагов земледельческой цивилизации, важный центр
возникновения экономики нового типа - производящей...». 3
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Абусеитова М.Х. и др. История
Казахстана и Центральной А ь маты, 2001. - С.З.
2. Окладников А.П. Палеолит и мезолит Средней
Азии // Сред • эпоху камня и бронзы. - М., JI., 1966. - С.22.
3. Там же. - С.74.
4. История Туркменской ССР. С древнейших времен
до велико- ской социалистической революции. - Ашхабад, 1955. -
Т. 1. - C.20-II
5. Там же. - С.22.
6. Массон В.М. Неолитические охотники и
собиратели // Средня эпоху камня и бронзы. - М., JI., 1966. - С. 144.
7. История Киргизии. - Фрунзе, 1963. - Т.
I. - С.64.
8. История таджикского народа / Под ред. Б.А.
Литвинского и В.А. Ранова. -Душанбе, 1998. - Т. I. - С.149.
9. Итина М.А. Из истории населения степной полосы
Среднеазиатского Междуречья в эпоху бронзы // Археологическое изучение Средней
Азии. - Краткие сообщения. - М., 1970. -№122. - С.52-53.
10.
Массон В.М.Средняя Азия и Древний Восток. -
М., Л., 1964. - С. 186-187.
11.
Айдогдыев М., Гундогдыев О. Туркмены и их
государства: от древних времен к золотому веку // Нейтральный Туркменистан. -
23.08.2000.
12.
Сулейменов О. Аз и Я. - Алма - Ата, 1990. -
С.542-560.
13.
Петров К.И. Очерки просхождения киргизского
народа. - Фрунзе, 1963.
- С.5.
14.
Гундогдыев О. А. О языке «царских скифов» //
Вестник университета «Кайнар». - Алматы, 1997. - №3. -
С.16-17.
15.
Aydogdyyew М., Giindogdyyew О. Tiirkmenler we olaryn
duwletleri // Turkmenistan.
- 15.08.2000.
16.
Алексеев
В. Предки тюркских народов // Наука и жизнь. -
М., 1971. - №
5. - С.ЗЗ.
17.
Айдогдыев М., Гундогдыев О. Государства,
образованные огузами- туркменами // Нейтральный Туркменистан. - 26.08.2000.
18.
Там же.
19.
Гундогдыев О. Туркмены и народы Востока // Standart, hil we howpsuzlyk.
- Aegabat, 1998. - №2. - С. 16.
20.
Атаниязов
С. Словарь туркменских этнонимов. - Ашхабад,
1988. - 180 с.
21.
Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения
древних и современных народов. -М.,
1964. - С. 18-19.
22.
Гундогдыев О. А. Этнические связи туркмен с
народами Востока // Культурные ценности. - Международный ежегодник. - Спб,
1999. - С.205.
23.
Мухаммедова З.Б. Исследования по истории
туркменского языка XI- XIV вв. - Ашхабад, 1973. - С.11.
24.
Извлечения из «Китаб мурудж аз - захаб» ал -
Масуди // Материалы по истории туркмен и Туркмении. -
М., Л., 1939. - Т.
I. - С. 166.
25.
Там же. -
с.220.
26.
Кумеков Б.Е. Государства раннего и развитого
средневековья // История Казахстана с древнейших времен до наших дней. -
Алматы, 1993. - С.63.
27.
Бартольд В.В. Обзор истории тюркских
народов//Соч.-М., 1966.-Т. V. -С.428.
28.
Извлечения
из «Диван Луга тат-тюрк» Махмуда Кашгарского//Материалы по истории туркмен и
Туркмении – М.Л.1949 – Т. 1- стр. 309-310
29.
Извлечения
из «Нусрат ал фатра ва усарт ал фитра» //Материалы … с. 323
30.
История Казахстана. - Алматы, 1996. Т.1. - С.320.
31.
Бартольд В.В. Турецкий эпос
и Кавказ // Книга моего деда Коркуда. - М., JL, - С.
117—119.
32.
Цит.по: Гундогдыев О.
Святой Горкут Ата // Возрождение. -
Ашхабад 1999. -№9. - С.7.
33.
Там же. - С.7.
34.
Турсунов Е. Единство
эстетического опыта кочевых и некочевых народов // Кочевники. Эстетика. -
Алматы, 1993. -
С.107.
35.
Дурдыев М.. Кадыров Ш.
Туркмены мира (историко -
демографический обзор). - Ашхабад, 1991. - С.37.
36.
Джикиев А. Народные
предания о происхождении туркмен // Проблемы этногенеза туркменского народа. -
Ашхабад, 1977. - С.127.
37.
Галиев А. Традиционное
мировоззрение казахов. - Алматы, 1997. -
С.60.
38.
Ажигали С.Е.У берегов
прикаспийской истории. - Алматы, 2000. -С.66.
39.
Атаниязов С.Указ.раб. - С.20,62.
40.
Гундогдыев О. Туркмены и
казахи //Aegabat. -
22.02.1997.
41.
Толыбеков С. Казак
шеж1рес1. - Алматы, 1992. - С.63 - 66,100.
42.
Гундогдыев О. Этнические
связи туркмен и казахов // Нейтральный Туркменистан. - 12.09.2007.
43.
Агаджанов С.Г.Новое
известие о средневековых тюрках // Известия АН ТССР. - СОН. - Ашхабад, 1965. - С.22.
44.
Там же. -
С.22.
45.
Гундогдыев О. Сказания о
великом Огуз-хане // A§gabat. -
25.09.1997.
46.
Айдогдыев М., Гундогдыев О.
Указ.статья.
47.
Алексеев В.П., Гохман
И.И.Антропология азиатской части СССР. - М.. 1984.-С.75.
48.
Атаниязов С. Указ.раб. С.
102; Каманин Л.Г. Сибирь и Дальний Восток // История открытия и исследования
Советской Азии. - М., 1969. - С.220; Потапов Л.П. Этноним теле и алтайцы //
Тюркологический сборник. - М., 1971. - С.233-237.
49.
Ушницкий В.Канглы - предки
кангаласцев. - http: // www.sakha.ru.
50.
Атаниязов С. Указ.раб. - С.50, 77.
51.
Ушницкий В. Указ.раб.
52.
Кузнецова А. Учебник
туркменского языка для американцев // Туркменская искра. - 10.05.1994.
53.
Есбергенов X. Вопросы
этнической истории и традиционная культура каракалпаков // Этническая история и
традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана. - Нукус, 1989. - С.56-57.
54.
Толстова Л.С.Исторические
предания Южного Приаралья (к истории ранних этнокультурных связей народов Арало
- Каспийского
региона). - М., 1984.-С.65.
55.
Атаниязов С.Указ.раб. - С.60-135.
56.
Гундогдыев О. А. Прошлое
туркмен. - М., 1998. - С.265-266.
57.
Овезклычева С. Влияние
стихов Махтумкули,- С.435- 436; Жаримбе- тов К. Махтумкули и каракалпакская
поэзия XIX века. - С.397; Оразымбетов К. Эстетический мир Махтумкули (система
художественной формы стихов Махтумкули и ее влияние на творчество каракалпакских
поэтов). - С.412-413; Отениязова X. Бытовая лексика в произведениях Махтумкули
(туркмено - каракалпакские параллели). - С.407; Пахратдинов Д. Поэзия
Махтумкули - «академия поэзии». - С.435; Сарыков А. Махтумкули и творчество
каракалпакского поэта Ибрагима Юсупова. - С.429; Ханматов М. Языковое
расхождение стихов Махтумкули в каракалпакском переводе. - С.379 - Все //
Махтумкули и духовно
- культурные ценности мира. - Матер, междун.
научн. конф. - Ашхабад, 2008.
58.
Игнатьев Н.П. Заметки о
Хивинском ханстве. - Государственный архив РФ. - ф.730, оп.1, д. 318. - JI.2.
59.
Доспанов О. О туркменских
словах в диалектах каракалпакского языка Махтумкули и духовно - культурные
ценности мира... С.377.
60.
Толстова Л.С.Исторический
фольклор каракалпаков как источник для изучения этногенеза и этнокультурных
связей этого народа // Этническая история и фольклор. - М, 1971. - С. 162.
61.
Джикиев А. Этнографический
очерк населения Юго-Восточного Туркменистана. - Ашхабад, 1972. - С. 15.
62.
Агаджанов С.Г. К этнической
истории огузских племен Средней Азии и Казахстана // Этнические и
историко-культурные связи тюркских народов СССР. - Алма-Ата, 1976. - С.9-10.
63.
Атаниязов С. Указ.раб. -
с.14, 27-28, 67, 72, 87, 104, 112.
64.
Каскабасов С.А. Колыбель
искусства. - Алма-Ата, 1992. - С. 105.
65.
Петров К.И. Указ.раб. -
С.84.
66.
Гундогдыев О. Туркмены и
волжские болгары //Aegabat. - 22.04.1997.
67.
Там же.
68.
Полосин В.В. Этноним
«булгары» в арабских источниках // Краткие сообщения VII науч. Сессии
Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. - Л., 1971. -
С.92-93.
69.
Гундогдыев О., Огарчинский
Б. Туркмены и болгары: пути истории // Всемирная археология. - www.press-uz.info. - 2007.
70.
Генинг В.Ф., Халиков А.Х.
Ранние болгары на Волге (Больше - Тархан- ский могильник). - М., 1964. - С.
172.
71.
Халиков А.Х., Мухамедова
Р.Г. Исторические истоки этнокультурных параллелей между туркменами и татарами
Поволжья и Приуралья // Проблемы этногенеза туркменского народа. - Ашхабад,
1977. - С. 158.
72.
Бартольд В.В. История
турецко-монгольских народов // Соч. - М., 1966.
- Т. V. - С.206.
73.
История
Киргизии. - Фрунзе,
1963. - Т. I. - С.239.
74.
Петров К.И. Указ.раб. -
С. 17,50.
75.
Абрамзон С.М. Фольклорные мотивы в киргизских
преданиях генеалогического цикла // Фольклор и этнография. - JL, 1977. -
С. 156.
76.
Молдобаев И.Б. Эпос «Манас» об этнических
связях кыргызов с другими народами // Народы Средней Азии: время и традиции. -
Тезисы докл. научн. конф. - Ашхабад, 1993.-С. 16.
77.
Валиханов Ч.Ч. Письмо профессору И.Н. Березину
// О киргизах . - Соч. - Алма-Ата, 1985. - Т.2. - С.42; Атаниязов С.
Указ.раб. - С.27-94; История Киргизии.. .С.243, 246.
78.
Атаниязов С. Указ.раб. - С.85.
79.
Шаниязов К.Ш. К вопросу о тюркоязычных
компонентах в сложении узбекской народности // История народов Узбекистана. -
Ташкент, 1950. - С. 126.
80.
Якубовский А.Ю. Раннефеодальное общество в
Мавераннахре XI-XII вв.
// История народов Узбекистана...С.269.
81.
Васильева Г.П. Преобразование быта и
этнические процессы в Северном Туркменистане. - М., 1969. - С.21.
82.
Джуманиязова Ф. К вопросу об огузском
компоненте узбекского народа // Культурное наследие - источник изучения
истории, культурного и духовного возрождения мира. - Матер, междун. науч. конф.
- Ашхабад,
2008. - С.378-379.
83.
Бартольд В.В. Сочинения. - М., 1966. -
T.V. - С.594.
84.
Дурдыев М., Кадыров Ш. Туркмены мира. -
Ашхабад, 1991. - С.30-31.
85.
Дурдыев М. Туркмены Центральной Азии. -
Ашхабад, 1993. - С.26-27.
86.
Журакулов О. Чандир туркманлари. - Тошкент,
1992. - С. 16-17.
87.
Кармышева Б.Х. К этнической истории туркмен
Среднеазиатского Междуречья // Туркмены в Среднеазиатском Междуречье. -
Ашхабад, 1989. - С.16-17.
88.
Там же. - С.19.
89.
Там же. - С.22-23.
90.
Самойлович А. Шейбани - хан и Боз - оглан
// Туркменоведение. - Ашхабад, 1929. - №6-7. - С.40-41.
91.
Державин В. Древний путь. Избранные переводы
из узбекской поэзии. Ташкент, 1978. - С.5.
92.
Очилов Э. Изучение жизни и творчества
Махтумкули в Узбекистане // Махтумкули и духовно-культурные ценности мира. -
Матер, межд. науч. конф.
-
Ашхабад, 2008. - С.395.
93.
Дурдыев М. Туркмены Центральной Азии. - С.19.
94.
Там же. -С.21-22.
95.
Гафуров Б.Г. Некоторые проблемы этнической
истории народов Центральной Азии в древнейший период // Этнические проблемы
истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н.э.). - М., 1981. -
С.53.
Comments
Post a Comment