ТУРКМЕНСКИЕ КОНЕВОДЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ


По некоторым данным, Туркменистан является не только родиной ахалтекинского коня, но и центром, где была одомашнена лошадь. Первые сведения о разведении коней на этой территории относятся к IV тысячелетию до н.э. Древние этносы (арии  и туры), запрягавшие первоначально коней в колесницы, способствовали распространению культуры коневодства на Ближнем Востоке и в Европе.


В XVI в. до н.э. в Северо-Запад-ной Месопотамии арии и туры создали государство Митанни. Широкое распространение там получило разведение коней. Сохранился «Трактат о коневодстве» митаннийца Киккули, бывшего старшим конюхом при дворе хеттских царей. Впоследствии этот трактат был переведен на европейские языки и пользовался популярностью, причем почти все пункты трактата совпадают с традиционным тренингом ахалтекинских лошадей.

Великолепные древние туркменские лошади попали из Туркменистана в Малую Азию, затем в Урарту, Египет, а оттуда — в Грецию и Рим. Еще одна часть древних туркмен продвинулась на Восток — в Монголию, на Алтай, к границам Китая. Там появились рослые, стройные скакуны, резко отличающиеся от степных пород лошадей. Доказательством этому служит обнаружение останков лошадей в Пазырыкском кургане (IV в. до н.э.), относящихся к представителям ахалтекинской породы. Источники сообщают о прекрасных конях Парфии, Хорезма и Бактрии. В средневековье китайские императоры в течение столетий вывозили из Средней Азии «небесных» «драконовых», «крылатых» коней.


Ахалтекинцы в древности оказали влияние на все верховые породы мира. Точно известно лишь о более позднем влиянии, но и оно поражает своей масштабностью. При их помощи создались породы лошадей Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии, Турции, Ирака, Сирии, Германии (тракенская порода), Венгрии (нониусы), Чехии, Словакии, Румынии, Югославии, орловские и донские рысаки России, некоторые степные породы Казахстана, Киргизии, Каракалпакстана, а также знаменитые арабские и английские чистокровки.

Со времен Древнего Рима и вплоть до XX в. источники говорят о невероятной способности туркменских коней к пробегам на дальние расстояния. Они могли проходить ежедневно 150 км в течение 10 дней, подолгу обходясь без воды и пищи. Уже с малолетства жеребят начинали упражнять в быстром беге с грузом на спине. Это, в сочетании с ограниченным количеством корма, не давало туркменскому коню развивать спереди грудь. Грудная клетка была сдавлена с боков, с глубоким, но плоским ребром, брюхо же было поджато. Поэтому ахалтекинец сочетал в себе длинные линии при совершенно свободном дыхании, что говорит о силе энергии. Еще в детстве жеребята усваивали различные боевые команды. Дж.Фрэзер отмечал, что туркмены учили своих коней драться копытами, хватать врага зубами. Хорошо обученный конь представлял большую опасность для противника. Известно, что конь Александра Македонского ахалтекинец Буцефал совершал на поле боя невероятно сложные маневры, укрывал хозяина от стрел и копий, сам нападал на врага — теснил грудью и кусал. Специально обученные кони даже охраняли стада от волков, ломая им спины копытами.


В сложную выучку боевых коней входило многое: при падении всадника он останавливался возле хозяина и никому к нему не подпускал, продолжая волочить всадника на себе, когда тот имитировал смерть, ложился возле раненого и помогал ему сесть в седло, выносил хозяина из боя, совершал всевозможные маневры — ложное отступление, окружение противника и т.д.

Туркмены заботливо ухаживали за лошадьми и чистили два раза в день. Некоторые сейисы (тренеры) к дневному рациону ячменя добавляли несколько сырых яиц. Особо знаменитых коней кормили вволю. Им скармливали хлеб, куриные яйца, бараний жир. Лошадей любовно украшали. Туркменские ремесленники изготовляли подпруги, уздечки, потники, ногайки, седла. Полный комплект сбруй назывался у туркмен «алагайыш» и дорого ценился. Богато украшенные кони присутствовали на всех праздниках туркмен. Скачки («атчапышыгы») были любимым видом развлечений, которые устраивались по поводу свадьбы, обрезания, рождения сына и т.д.


У туркмен ценилась йомудская порода лошадей — самая сильная и выносливая в Центральной Азии. В китайском реестре VII-VIII вв., составленном для нужд армии, йомудская лошадь упоминается под названием «юй-мэй-хунь». Эта порода также произошла от древнетуркменской лошади. Нужно отметить, что если в районах Юго-Западного Туркменистана они (в отличие от ахалтекинцев) паслись в табунах, то уже в Семиречье даже помеси йомутцев не могли приспособиться к табунам, что служит доказательством о приверженности к своей экологической зоне. Йомудская лошадь, запряженная в арбу с грузом в 500 кг проходила быстрым шагом по 60-80 км в день через пески, грязь, арыки. Йомутцев в большом количестве продавали на базарах Бухары. Основными скупщиками были каракалпаки, которые на их базе создали лошадь особого типа. Йомутские лошади делились на три типа.

В исторических источниках говорится о лошадях баятской породы. Хорошие лошади были у туркмен гекленов, эрсары, човдуров, сарыков и ата. Существовали и рабочие лошади, под названием «ябы» и «алаша». Считается, что русское слово «лошадь» происходит именно от туркменского «алаша».

Лучшей породой считается ахалтекинская. Имея три внутрипородных типа, они имеют средние промеры высоты в холке от 155 до 160 см. Основные их масти — гнедая (дор), буланая (меле), рыжая (сары), серая (боз), соловая (гыр), вороная (гара). Ахалтекинцев сотнями вывозили из Туркменистана в разные страны, улучшая различные породы. Туркмены воспевали коней, слагая легенды, пословицы, притчи. Классики туркменской поэзии посвящали им целые поэмы. Коневодство у туркмен было одной из основных отраслей хозяйства. Их активно использовали в военном деле. Существовал даже пир (святой) — покровитель лошадей Дулдулбаба, к которому обращались не только при болезни лошадей, но и прибегали к «следу» его мифического коня Дулдуля при болезни детей.


О.Гундогдыев

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ