МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТУРКМЕН

Самые ранние сведения о музыкальной культуре древних туркмен дают предметы искусства Парфии, Маргианы и Хорезма (последние века до н.э. — начальные века н.э.), сохранившие изображения целого ряда струнных, духовых и ударных инструментов. Все они, судя по сюжетам на археологических находках, активно использовались жителями древнего Туркменистана в ритуально-культовых действах, связанных с религиозными, календарно-земледельческими обрядами и праздниками. По этим же сюжетам можно предположить и о существовании в те времена музыкально-танцевальных «коллективов», которые привлекались к обслуживанию дворцовых и храмовых церемоний. Их составляли, видимо, профессиональные певцы, инструменталисты и танцоры. Богатая и разнообразная музыкальная жизнь, отраженная в памятниках материальной культуры, получила дальнейшее развитие благодаря творческой исполнительской деятельности отдельных профессиональных музыкантов. Один из них — Барбад Мервези. Некоторые источники сохранили сведения, относящиеся и к средневековым туркменским музыкальным традициям. Например, в сообщениях историков Аммиана Марцеллина (IV в.), Менандра Протектора (VI в.), китайских хроник VI-VIII вв. идет речь о погребальных и других песнях огузов, о их музыке, исполняемой во время ритуалов.

Большой интерес для изучения истоков туркменской музыки представляет эпическое творчество древних туркмен-огузов, где, по мнению литературоведов, с самого начала существовало взаимодействие прозы, поэзии и музыки. Особо показательные в этом отношении тексты орхоно-енисейских рунических памятников (VI- VIII вв.) и эпические сказания туркмен-огузов, именуемые термином «Огузнама». Бесценным источником для изучения музыкальной жизни туркмен раннего средневековья является туркменский (огузский) героический эпос «Горкут Ата». Из него следует, что туркмены-огузы своих сказителей называли озанами (озан, узан), а главное действующее лицо эпоса Горкут Ата, слагающий песни и сказания о подвигах огузов, — прототип современных бахши. Здесь упоминаются также музыкальные инструменты туркмен-огузов (гопуз, сурнай, бору, нагара и др.), которые звучали на семейных и всенародных торжествах, во время боевых действий.


В доступных нам источниках сохранилось очень мало сведений о музыкальной культуре туркмен XI- XV вв. Рассредоточение огузо-туркменских племен на огромной территории в период сельджукских завоеваний оказало несомненное влияние на дальнейшее состояние туркменской музыки. В ее традициях и по сей день сохранилось множество общих черт с музыкальными культурами азербайджанского и турецкого народов, в этногенезе которых заметную роль сыграли туркмены.

Начиная примерно с XV в. главной фигурой в туркменской профессиональной музыке устной традиции становятся бахши, которые, являясь прямыми продолжателями искусства огузских озанов, заимствовали от них не только эпические традиции, но и некоторые сюжеты, вошедшие затем в созданные ими новые эпические произведения: «Гёроглы», « Шасенем-Гарып », « Саятлы-Хем- ра», «Хюрлукга-Хемра», «Неджеп- оглан» и др. Как и в эпосе огузских озанов, в большинстве из них главными героями выступают сами бахши (здесь они часто именуются словом ашик), а их искусство обладает магической силой. Кроме того, дестанное исполнительство бахши, как и у озанов, имеет синтетический характер: рассказываемый поэтический текст, поющиеся стихотворнопесенные части, артистизм и мастерство исполонителям в пении, игре на дутаре, красноречии, импровизации  - все они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, составляя одно целое, и выполняют важную роль в раскрытии образно-эмоционального содержания исполняемого произведения. Выступление бахши, исполняющего дестан в полном смысле можно назвать литературно-поэтическим и музыкальным театром одного актера.


Огромное влияние на развитие всех сторон духовной жизни туркменского народа оказало творчество Махтумкули. Еще при его жизни многие сочиненные им произведения становились поэтической основой песен бахши. Возможно, что именно в этот период (XVIII в.) и происходит разделение бахши на дестанчы (сказителей) и тирмечи (песенников), которое сохраняется до сих пор. В XIX в. большую известность приобретают песни бахши, исполняемые на стихи Кемине, Сейди, Зелили, Молланепеса и других. Исполнительское искусство бахши, достигшее в это время своего наивысшего расцвета, оказало значительное влияние на развитие другой ветви туркменской профессиональной музыки устной традиции — инструментальной.

Длительный процесс эволюции и совершенствования народных музыкальных инструментов происходил параллельно с процессом формирования самого туркменского народа и в соответствии с особенностями его жизненного уклада, характера, психологии и мировоззрения. Большинство инструментов когда-то было связано с ритуально-обрядовой практикой. Многие из них, потеряв свои прежние функции, превратились в детскую музыкальную игрушку, женскую забаву или же в профессиональные инструменты. Условно их можно разделить на две группы.


К первой относятся инструменты с магическими и обрядовыми функциями, которые помогали, по поверью туркмен, отгонять злых духов. Это д е п (депрек) — ударный инструмент типа бубна с круглой деревянной обечайкой, кожаной мембраной и маленькими железными колечками, закрепленными с внутренней стороны обечайки. Деп - прямой потомок бубнов, изображенных на нисийских ритонах. На нем играли женщины-туркменки, аккомпанируя своему ритуально-магическому танцу «чапак». Ш а л д ы р а к представлял собой звенящую палку, которую использовали дивана (дервиши) для изгнания «нечистых сил». Источником звука служили маленькие колокольчики, разные металлические подвески, прикрепленные к палке. Джанг — небольшой колокольчик, навешиваемый на шею одного из животных в стаде или же на шею верблюда, идущего впереди (или в конце) каравана. Д у в м е представляет собой маленькие бубенчики, навешиваемые на колыбельке ребенка, или же пришиваемые на верхние одежды детей и женщин в качестве оберега. Детский х ы з л а в у к состоит из зазубренного диска, диаметром 6-8 см, сделанного из сухой тыквенной корки или толстой кожи. В центре диска — два отверствия, через которые проходит сложенный вдвойне шнурок длиной 35-40 см. Источником звука является диск, вращаемый попеременно в разные стороны при помощи скрученного сперва двойного шнурка. Ушгулевук-слепленная из глины в форме горного козла или птицы детская свистулька с двумя игровыми отверстиями. Г о п у з (губной варган), являющийся древнейшим инструментом, встречается у многих народов. У туркмен он девичий инструмент для исполнения пьес подражательного характера. Туркменский гопуз состоит из металлической подковообразной основы с параллельно вытянутыми концами и прикрепляемого в ее середине тонкого стального язычка.

Вторую группу составляют инструменты внеобрядового музицирования. Это дилли тюйдук — духовой язычковый инструмент длиной 13-14 см, который изготавливается из сухого тонкого камыша с полым стеблем. Он имеет на лицевой стороне надрезной одинарный язычок и три (иногда четыре) игровых отверстви. К его разновидностям относятся дилли тюйдук без игровых отверстий, используемый и поныне, и г о ш а (парный) дилли тюйдук, который бытовал еще в начале XX в. У геокленов дилли тюйдук получил распространение под названием б а л а м а н. Как и в других подобных язычковых инструментах, на дилли тюйдуке возможно регулирование высоты звука каждого отверстия силой вдуваемого воздуха и значительное расширение его звукоряда путем зажимания зубами на нижнюю часть язычка инструмента. Репертуар дилли-тюйдукчи разнообразен: это небольшие пьесы шуточно-подражательного характера, напевы песен фольк-лорного происхождения, а также инструментальные версии сложных по мелодике и строению песен бахши.


Гаргы тюйдук (открытая продольная флейта) — один из древнейших музыкальных инструментов, аналоги которого используются в музыкальной практике многих народов. Он делается из полого стебля зонтичного растения, называемого в народе «гаргы гамыш», и иметь шесть игровых отверстий: пять на лицевой стороне, одно — на тыльной. Воспроизведение отсутствующих в основном звукоряде звуков достигается изменением положения губ, регулированием силы вдуваемого воздуха или же полуоткрыванием игровых отверстий. Гаргы тюйдук — сольный и ансамблевый инструмент, на котором исполняются в основном песенные мелодии. Имеются также инструментальные пьесы, созданные народными музыкантами прошлого специально для гаргы тюйдука. На нем аккомпанируют и певцам (янамачы), исполняющим в «тюйдуковой» манере народные лирические песни и популярные песни бахши.

Дутар — струнно-щипковый инструмент, который в течение последних пяти-шести веков был самым распространенным и самым любимым инструментом туркменского народа. На нем играют бахши и сазанда (дутарчы) — ведущие носители туркменской профессиональной музыки устной традиции. Корпус современного дутара изготавливается из цельного куска тутового дерева, а гриф его — из абрикосового. Инструмент имеет две стальные струны (отсюда и его название) и тринадцать фиксированных металлических ладков (до 30-х годов XX в. струны и ладки были шелковые), которые дают хроматический звукоряд в пределах октавы с пррибавленной к нему сверху большой секундой. Традиционная настройка дутара — квартовая. Туркменский дутар, как и одноименные инструменты других восточных народов, по генеологии прямо связан с теми дилнными лютневыми инструментами, изображенными на археологических памятниках древнего Туркменистана, а его непосредственным предшественником является г о п у з озанов, который в послеогузский период был известен также под названиями «тюркский танбур (тамбур)» и «тюркская танбура (тамбура)». Не случайно в некоторых регионах Туркменистана дутар по-прежнему именуется словом «тамдыра», происходящим именно от «тамбура». Дутар в первую очередь считается аккомпанирующим пению бахши инструментом. Он широко используется также как сольный и как ансамблевый инструмент, на котором исполняются дутарные версии популярных песен бахши и инструментальные пьесы, созданные специально для дутара.


Туркменский г ы д ж а к — это точный или близкий аналог струнно-смычковых инструментов, широко применяемых в музыке многих народов Центральной Азии и Закавказья. Название инструмента образовано, видимо, от глагола «гыджамак» («скрипеть»), означающего в туркменском языке действие, которое происходит при трении предметов друг о друга. Следовательно, гыджак, на котором звук извлекается путем трения смычка о струны, означает «скрипучий», «производя-щий скрип». По сообщениям народных музыкантов, в музыкальную практику туркмен гыджак вводится только в XIX в. — сперва среди хивинских туркмен, затем в Западном Туркменистане, а в конце века - в Ахале. Корпус гыджака преж-де изготавливался из тыквы или привозного кокосового ореха, а все три его струны были шелковые. В XX в. корпус инструмента стали делать из цельного куска тутового дерева, а шелковые струны заменены на металлические. Настройка гыджака, как и раньше, квартовая. Гыджак используется как аккомпа-нирующий пению бахши (в ансамбле с дутаром или с дутарами), сольный и ансамблевый инструмент. Его репертуар идентичен репертуару дутара, но есть и отдельные пьесы, исполняемые только на гыджаке.

Песенный фольклор сопровождал жизнь туркмен от рождения до самой смерти. Этот пласт национального музыкального наследия условно можно разделить на трудовые песни (простейшие по мелодике и строению песни-заклинания, связан-ные со скотоводческим бытом и земледельческими работами); обрядовые (календарные песни-гадания, звучащие в ночь на новруз-байрам, а так же для вызывания дождя и т.д., свадебные, исполняемые во время проводов невесты из родительского дома «яр-яр», куплеты-причитания невесты и ее подруг, реликтовая брачная песня «ак-гёк гейдирме», похоронные причитания «агы», т.е. плач, религиозные, исполняемые во время зикра, в первый день ураза-бай- рама); лирические (несколько разновидностей женских «ляле», а также более развитых по музыкально-поэтическому строению, считанные образцы мужских) и детские (прежде всего, это творчество самих детей: множество считалок, произносимых речитативом перед началом игры для распределения участников на группы и определения ведущего игрока, старинные песенки-заговоры, при помощи которых дети обращаются к растениям, животным, явлениям природы, чтобы они осуществили желаемое действие). К числу туркменских детских песен можно отнести и колыбельные «хювди», «алла», созданные взрослыми специально для детей. Их название связано с распеванием после каждого куплета слов «хувва-хув» или «алла-хув», имеющих такое же значение как рус-ское «баю-бай». В этих песнях, исполняемых матерью, бабушкой или сестрой ребенка, велик элемент импровизации.

Песенный фольклор находится, конечно, на периферии музыкальной культуры туркмен. Ее основу, как показано выше, составляет профессиональная музыка устной традиции - важный и могучий компонент всей духовной жизни туркменского народа. Возникнув на основе богатого различными видами и жанра-ми народного творчества и развиваясь в тесном взаимодействии с национальной литературой, она всегда носила демократический характер и служила интересам всего общества. Ее носителями в туркменской среде стали бахши (певцы и сказители, сопровождающие свое исполнение игрой на дутаре) и сазанда (исполнители инструментальной музцки на дутаре, гыджаке, гаргы тюйдуке, дилли тюйдуке), своеобразное и неповтроимое искусство которых формировалось в результате усвоения ими передающихся изустно от поколения к поколению, от мастера к ученику многовековых художественных традиций и их дальнейшего усовершенствования в живой исполнительской практике. 

Ш.Гуллыев

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ