ТУРКМЕНСКИЙ ГРАНАТ КАК ЛЕКАРСТВО ОТ ЛЮБОЙ БОЛЕЗНИ


13.06.2013. Туркменскую популяцию дикорастущего граната по праву считают не только наиболее крупной на территории Центральной Азии, но и одну из наиболее сохранившихся в границах первичного ареала обитания. Сегодня дикий гранат произрастает на площади около 6 тысяч гектаров в ущельях Сюнт-Хасардагских, Чандырских, Палызанских гор, а также в долине реки Сумбар Юго-Западного Копетдага. Заросли дикорастущего граната можно увидеть на дне ущелий, вдоль ручьев, а также по каменистым склонам и террасам, поднимаясь до высоты 1000 метров над уровнем моря. 

Численность дикорастущего граната в нашей стране не превышает 15-20 тысяч особей, хотя редкие естественные обитания граната (изоляты) ботаники находят в Северо-Западном и Центральном Копетдаге. Копетдагский дикий гранат полиморфен, его плоды бывают кислыми, кисло-сладкими и сладкими, а зерна - мелкими и крупными, раннего и позднего созревания. За свои высокие плодовые и лечебные качества гранат часто называют суперплодом. 

Генофонд растения исследуется на базе коллекции Махтумкулийского научно-производственного экспериментального центра генетических ресурсов Института ботаники Академии наук Туркменистана. Здесь живая коллекция граната насчитывает 890 образцов, ядра которых представлены 94 видами форм, выявленных из различных природных популяций, произрастающих на территории Туркменистана в диком виде, а также 42 садовыми сортами, полученными на основе дикого граната местного происхождения. 

Садоводство граната развивается в южной части Лебапского велаята, отдельные очаги культуры отмечаются в Марыйском и Ахалском велаятах на площади не более 7 тысяч гектаров. В садоводческих хозяйствах выращивают такие стародавние сорта граната, как Парфянка, Туран, Молла Непес, Сумбар, Ниса, Миссериан, Мятаджи и др., а также формы дикого граната, перенесенные из ущелий в приусадебные сады.

TÜRKMENISTAN: ALTYN ASYR

ТУРКМЕНСКАЯ ДИНАСТИЯ КУТУБШАХОВ - ОСНОВАТЕЛИ ДЕЛИЙСКОГО СУЛТАНАТА


Кутб-Минар — самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен в Дели Айбеком, туркменским правителем Делийского султаната, и его сыном, Ильтутмышом. Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой архитектуры, и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.

Айбек (также Кутб уд-Дин Айбек; значение: «Ось Веры») — туркменский полководец, основатель Делийского султаната, правитель Северо-Западной Индии, Пакистана и Афганистана. Перенёс столицу в Дели, где построил Кутб-Минар и мечеть «Кувват-уль-Ислам». Он также известен как игрок в поло. Не путать с Айбеком, туркменским полководецем и первым мамлюкским султаном Египта.

Айбек происходил из туркменского племени халач (http://ru.wikipedia.org/wiki/Халач). Он хорошо знал персидский и арабский, науку управления и воинские искусства, включая стрельбу из лука и конные сражения.

Под командой Мухаммада Гури (княжество чараймаков), Айбек захватил Дели (тогда им правили Томары, вассалы династии Чахаманов) в 1193 после победы в битве при Тараине. В качестве управляющего Северной Индией Айбек был очень изощрён, и он создал первую достоверную мусульманскую администрацию в Индии с установленным налогообложением, законами, справедливым распределением земли и доходов среди служилой знати, его управление базировалось на смешении местного самоуправления местных выборных лиц через суды «Машура» и назначения администраторов всех рангов для поддержания работы правительства и государства.

Кутб ад-Дин стал самым доверенным генералом Мухаммада Гурийского, и многие победы гурийцев были связаны именно с Кутб ад-Дином. Кутб был ответственен за упрочнение власти Гура над Северной Индией.

В 1206, Император Гура признал Кутб ад-Дин Айбека в качестве Наиб ус-султаната Индии на торжественном приёме дарбар в Лахоре, на который было приглашено множество аристократов и сановников со всей империи. Именно тогда Айбек получил титул Кутб ад-Дин, что означает «Ось веры».

После смерти Мухаммада в 1206, Кутб, после краткой схватки за власть, объявил себя правителем Афганистана, Пакистана, и Северной Индии. Территории над которыми Айбек провозгласил свою власть, были под его управлением, уже тогда, когда он выступал там в качестве губернатора гурийцев.

Ильтутмыш — правитель Делийского султаната, приемный сын Айбека. Ильтутмыша обычно считают самым крупным из всех правителей Делийского султаната. При нем новая тюркская империя в Индии стала гораздо более прочной, чем при Айбеке. Таким образом, он известен в истории как неутомимый строитель империи, хотя, подобно своим двум предшественникам, он не пытался создать систему гражданского управления. Его щедрость и покровительство наукам превозносятся современными ему историками.

БАЙРАМ-ХАН ТУРКМЕН - ТУРКМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ


Байрам-хан (1501-1561) — средневековый туркменский государственный деятель в Индии, поэт, главный министр и регент Государства Гуркания (Великой Могольской империи) в 1556—1560 годах.

Байрам-хан происходил из туркменского племени Бахарлы, родился около 1501 в Бадахшане в семье губернатора Газны. Окончил медресе, овладев тюрским, персидским и арабским языками. В 16 лет ушёл добровольцем в дружину принца Хумаюна. На протяжении длительного времени Байрам-хан был ближайшим соратником Хумаюна в борьбе с Шер-шахом за обладание северной Индией. Проявил себя как военный и искусный дипломат. Пользуясь своим авторитетом, примирил императора Хумаюна с его братьями. 

Благодаря своему блестящему знанию военного дела, а также природному бесстрашию, отваге и героизму, Байрам-хан был удостоен высокого титула «Хан-и-ханан» («Хан всех ханов»).

Хумаюн, став императором, назначил Байрам-хана губернатором Кандагарской области, а в 1554 — опекуном своего сына Акбара. В 1555 Байрам-хан во главе армии Хумаюна побеждает пенджабского султана Сикандар-шаха из династии Суридов, имевшего 80-тысячную армию. 


В 1556, после смерти Хумаюна, Байрам-хан стал регентом при наследнике Хумаюна Акбаре. С 1556 по 1560 Байрам-хан самостоятельно управляет империей Великих Моголов, в ноябре 1556 в бою при Панипате одержал победу над армией Хему — претендента на делийский престол.

В 1560 Акбар взял власть в свои руки, а Байрам-хан из-за придворных интриг был отстранён от управления государством и удалён от двора. В 1561, когда Байрам-хан с семьей отправился с паломничеством в Мекку, возле Гуджарата он был предательски убит.

Лишь тебя зову я милой - хочешь верь, а хочешь - нет,
Ты ж меня испепелила, - хочешь верь, а хочешь - нет.

Я могу тебе признаться: если бы и захотел,
Позабыть тебя нет силы, - хочешь верь, а хочешь - нет.

Сто мятежников коварных, мне готовящих удар,
Ты в зрачках своих сокрыла, - хочешь верь, а хочешь - нет.

Лишь тебя одну я вижу, если ты - среди подруг,
Все другое мне постыло, - хочешь верь, а хочешь - нет.

Я забыл свои заботы, о делах своих забыл,
Ты собою все затмила, хочешь верь, а хочешь - нет.

В целом мире, вероятно, не найти такой, как ты,
О, любви моей светило, - хочешь верь, а хочешь - нет.

Что Байраму делать, если чернота твоих волос,
Утро в полночь превратила, - хочешь верь, а хочешь - нет.

МЕТЕ-ХАН (ШАНЬЮЙ МОДЭ) - ОСНОВАТЕЛЬ ДРЕВНЕТУРКМЕНСКОГО ХУНСКОГО ГОСУДАРСТВА


...Дунху, узнав о междоусобице, решили воспользоваться ею и потребовали замечательного коня - сокровище хуннов и любимую жену Модэ. Старейшины в негодовании хотели отказать, но Модэ сказал: "К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь или одну женщину?" - и отдал то и другое. Тогда дунху потребовали полосу пустыни (на юго-запад от Калгана), неудобную для скотоводства и необитаемую. Земля была, собственно говоря, ничья; пограничные караулы стояли по окраинам ее: на западе хунны, на востоке дунху. Старейшины хуннов сочли, что из-за столь неудобной земли незачем затевать спор: "Можно отдавать и не отдавать". Но Модэ заявил: "Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?!" - и всем, советовавшим отдать, отрубил головы. После этого он пошел походом на дунху. Они не ожидали нападения и были наголову разбиты. Вся их территория, скот и имущество достались победителю. Остатки дунху поселились у гор Ухуань и в дальнейшем стали известны под названием ухуань. Вся степная часть Маньчжурии оказалась в руках Модэ. По возвращении из похода против дунху он не распустил войска, а напал на юэчжей и прогнал их на запад. С этого времени началась длительная война между хуннами и юэчжами, подробности которой нам неизвестны. Около 205-204 гг. Модэ покорил ордосские племена лэуфань и баянь и совершил первые набеги на Китай, где только что пала династия Цинь и свирепствовала гражданская война. Численность войска Модэ определялась в 300 000 человек. Таковы подробности основания хуннской державы, сообщаемые Сыма Цянем [2]. Многое здесь, возможно, прибавлено и приукрашено и самим историком и его осведомителями, но главное, видимо, верно: Модэ объединил 24 хуннских рода и создал державу, настолько сильную, что китайцы сравнивали ее со Срединной империей. 

Отрывок из книги Л.Н. Гумилева «История народа хунну»

АРХЕОЛОГИ УТОЧНИЛИ ВОЗРАСТ СТОЛИЦЫ ТУРКМЕНИСТАНА - 8 ТЫСЯЧ ЛЕТ


07.06.2010. Завершился 5-й полевой сезон раскопок на городище Акдепе в Чандыбилском районе столицы Туркменистана – города Ашхабада. Первой национальной экспедицией Института археологии и этнографии Академии наук Туркменистана руководит заместитель директора института, профессор Овез Гундогдыев.

Как пишет газета «Нейтральный Туркменистан», в ходе раскопок был уточнен возраст поселения. До последних раскопок Акдепе датировался концом V-IV веков до н.э., то есть эпохой энеолита, но археологи национальной экспедиции нашли керамику неолита (VI тысячелетие до н.э.), соответствующую джейтунской культуре.

«Наша беломраморная красавица-столица выросла на том самом месте, где еще 8 тысяч лет назад жили люди. В черте города памятник, хронологический возраст которого приравнивается к древнейшим протогородским цивилизациям Ближнего Востока», – говорится в статье «НТ».

Кроме того, в ходе раскопок была опровергнута теория о том, что жизнь в Акдепе прекратилась в эпоху поздней бронзы (конец II века до н.э. - начало I века до н.э.). Туркменские археологи получили материальные подтверждения непрерывности жизни на Акдепе, обнаружив фрагменты керамики всех недостающих эпох, включая средневековье, время монгольского нашествия.

«Нам пока неизвестен другой памятник, который бы (с небольшими перерывами) существовал в таком большом временном отрезке - VI тыс. до н.э. – начало XIX века», – заявил в интервью газете руководитель экспедиции Овез Гундогдыев.

Туркменистан.Ру