ТУРКМЕНЫ И НАРОДЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
Глава из книги О.Гундогдыева «Туркмены и
народы мира»
Мы знаем, что определенные сходства между
культурами разных народов не всегда свидетельствуют об их родстве, ведь они
могут быть вызваны либо близким общественно-экономическим строем, либо схожими
природно-климатическими условиями или же определенными закономерностями
человеческого мышления.
Однако у нас имеются неоспоримые свидетельства в пользу того,
что между Туркменистаном и Северной Африкой, в частности Египтом, с древности
существовали этнокультурные связи. Об этом может свидетельствовать сам
антропологический облик туркмен, который определяется как средиземноморский
долихоцефальный (длинноголовый) тип европеоидной расы закаспийской подрасы. Сам
гот факт, что антропологически туркмены схожи с народами Средиземноморья,
ставит перед исследователями вопрос, который всё ещё ждёт своего разрешения.
Не случайно в 1926 г. профессор Н.Брюллова-Шаскольская, изучая
культуру приамударьинских туркмен, отметила, что Туркменистан «представляет
глубокий интерес с общенаучной точки зрения», ибо это территория - один из
важнейших узлов культуры, где выявляются истоки древнейших культур Ассирии,
Персии, Китая и т.д.
Очень интересна работа «Гурджак ойны-пляска культа плодородия»
искусствоведа Ч.Эсенова, в которой автор сравнивает культовую пляску «гурджак
ойны», бытовавшую у туркмен ещё в недавнем прошлом, с культовыми обрядами
древнейших стран Востока. Причем, по словам самого Ч.Эсенова, его полевые
материалы, собранные в 1985 г. в Лебапском велаяте, поддаются расшифровке
только при сравнении с восточными мифами и ритуальными мистериями. Он особо отмечает, что «с древнейших времен существовал
интенсивный культурный обмен между Центральной Азией, Китаем, Индией на
Востоке и Передней Азией и Египтом на Западе, благодаря чему отдельные
элементы этих культур могли сохраняться в фольклоре среднеазиатских народов».
Говоря о культовом пении, пляске, музыке
туркмен, Ч. Эсенов останавливается на туркмено-египетских культурных связях.
Ссылаясь на одного из лучших знатоков туркменской музыки В. М. Беляева, он
пишет, что двухструнные щипковые инструменты типа туркменского дутара, судя по
египетским барельефам, были широко распространены у жителей Египта и
Туркменистана в III—II тыс. до н.э.
«Обнаруживается определенная общность и в
приемах культового пения туркмен и египтян, - пишет Ч. Эсенов, - например, в
том, что при пении рука певца приложена к уху, щеке и шее, чтобы легким
нажатием её заставить голос вибрировать... В туркменском традиционном
творчестве подобный прием, до сих пор наблюдаемый в женских и девичьих песнях
«ляле», определен народным термином «ляле какмак», то есть «бить ляле».
Выявляются и параллели в пластике магических
танцев египтян и туркмен. В частности, египетский погребальный танец («чапак»),
исполняется только женщинами под удары «бубнов и ритмичные удары в ладони на
фоне погребальных песен».
Обратим также внимание на топонимы «Мисриан»
(Балканский велаят) и «Мусур» (поселок в Лебапском велаяте), обнаруживающие
семантические связи с туркменским названием Египта - Мусур. Да и сам
туркменский танец «гурджак ойны» с участием импровизированного карлика
напоминает магический танец египтян. Например, в письме фараона XII-ой династии
Сенусерта к царедворцу Синухету говорится: «У двери гробницы твоей будет
исполнен танец карликов». В мифологии Египта карлик, называемый условно Бесом,
является защитником домашнего очага, женщин и детей. Примечательно , что в 1985
году археолог X.Юсупов на правом берегу Узбоя (Северо-Западный Туркменистан) в
одном из склепов обнаружил подвеску из египетского фаянса, изображающую
бородатое египетское божество Беса (высота 3,5 см). Как отмечает X.Юсупов,
«подобные фигурки характерны для всех периодов истории Египта». Интересно, что
обнаруженные в других местах египетские божки не имеют хвостов (у одной только
фигурки есть небольшой отросток), в то время, как у «узбойской» статуэтки большой
и закругленный хвост.
Ювелирное искусство туркмен также
обнаруживает образы, сходные с мифологией египтян. Российский зоолог В. С.
Залетаев в 1979 г. писал, что некоторые туркменские дагданы (женские нагрудные
украшения - обереги) являются точными копиями жуков- скарабеев, встречающихся
повсюду в Туркменистане. Но в Египте этот жук был в числе особо почитаемых
священных насекомых. Изображения скарабея широко распространились в Египте в III—II тыс. до н.э., и
его образ ассоциировался с культом солнца. По мнению В.С.Залетаева, «дагданы -
скарабеи Туркмении несравненно сложнее и разнообразнее египетских».
Вообще «животные мотивы» туркменских
дагданов, а также ковровых орнаментов с изображениями лягушек, ящериц, черепах,
жуков находят аналогии с популярными в древнем Египте мифологическими мотивами.
Все это лишний раз говорит в пользу того, что
туркменскую культуру нельзя рассматривать изолированно, только в пределах
Центральной Азии.
В науке не раз высказывалась мысль, что на
протяжении всей древней эпохи происходили массовые переселения этносов из Центральной
Азии на Средний и Ближний Восток, и - наоборот. Уже в эпоху античности народы
спорили между собой относительно происхождения. Римский историк Помпей Трог,
рассказывая о скифах - предках туркмен, писал: «Скифское племя всегда считалось
самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности
происхождения... скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом
более древнего происхождения». Воинственные народы Центральной Азии неизменно
появлялись в древневосточных странах, образовывая там свои царства. Известно,
что в глубокой древности этносы, населяющие Туркменистан, уверенно двигались на
запад, доходя до Египта. Именно древние племена Туркменистана познакомили
народы Европы и Азии с конем особой породы. Академик В.О.Витт не зря писал, что
ахалтекинцы - «это благородная лошадь Средней Азии, увековеченная в
изображениях великих мастеров Ассирии, Египта и Эллады».
В Египте фиксируется даже название
древнейшего «скифского» этноса - «тахор», имя которого живет ныне в туркменском
этнониме «тогар» («дукер», «тувер»). В известной надписи Рамсеса III
(1200-1168 гг. до н.э.) этноним «тохар» фигурирует в форме «таккери». Именно
тохары, по мнению востоковеда Н.Хеннинга, явились в III тыс. до н.э.
крушителями древневосточных деспотических режимов.
В середине I тыс. до н.э. источники уже четко
фиксируют проникновение центральноазиатских этносов в Египет. В V в. до н.э. в
составе ахеменидского гарнизона, расквартированного на нильском острове
Элефантина (Южный Египет), указывается хорезмийский отряд под командованием
Даргмана.
Скифо-сакские воины служили в составе
корабельных экипажей в Египте. Их терракотовые статуэтки встречаются в этой
стране и поныне. Известно также, что в IV в. до н.э. парфянин Амминасп являлся
правителем Египта.
Парфянские купцы вплоть до первых веков новой
эры поставляли азиатские товары в Египет, образовывая в «стране фараонов»
целые гильдии.
Коренным образом ситуация меняется в средние
века. Начиная с VII в. тюркские военные командиры из числа огузов-туркмен, кыпчаков,
хазар играют ведущую роль в Египте. Все высшие военные и
военно-административные посты переходят в их руки.
В 856 г. халиф ал-Муатасим назначил
правителем Египта туркменского военачальника ал-Фатха ибн Хакана, который,
однако, вскоре погиб, защищая халифа.
В 866 г. наместником Египта был назначен
туркменский военачальник Ахмед ибн Тулун, отец которого Тулун поступил на
службу к халифу ал-Мамуну, проживавшего несколько лет в Мерве. Ахмед ибн Тулун
прибыл в столицу Египта город Фустат 15 сентября 866 г. Новый правитель
развернул большую деятельность: было создано профессиональное войско, провел масштабные
ирригационные работы. поднял сельское хозяйство, всячески поощрял торговлю, построил
к северу от Фустата новый город, где расположил гарнизон, соорудил знаменитую
кафедральную мечеть, сохранившуюся до сих пор, отстроил великолепные дворцы,
затмившие дворцы багдадских халифов, снизил государственные налоги. Ахмед ибн
Тулун стал чеканить собственную монету, где рядом с именем халифа стал ставить
и собственное имя. Египетские хронисты время его правления назвали «золотым
веком египетской истории».
В 873 г. Ахмед ибн Тулун основал первую
большую больницу, в которой находились женская и мужская бани. Больница была
предназначена исключительно для лечения неимущих слоев населения. Больные
сдавали свою одежду и деньги на хранение управителю, а при выписке из госпиталя
получали курицу и хлеб. В больнице функционировало особое отделение для
умалишенных. На нужды этого медицинского заведения отпускалось 60 тысяч динаров
в год. При дворцовой мечети была также учреждена аптека, где врач каждую
пятницу лечил больных бесплатно.
Ахмед ибн Тулун объединил в своем государстве
Египет, Сирию и Палестину. Находясь на вершине своей славы, в 884 г. он умер,
а пост эмира унаследовал его двадцатилетний сын Хумара- вейх (884-896 гг.).
Багдадский халиф, воспользовавшись смертью Ахмеда, двинул свои войска на
Египет, но был разгромлен, после чего ал-Муваффак официально узаконил власть
Тулунидов в Египте и Сирии, а уже следующий халиф женился на дочери
Хумаравейха.
Как свидетельствует ал-Макризи, Хумаравейх
устраивал грандиозные конные состязания: «Бега считались у народа праздниками».15
Он создал роскошный зоологический сад. где у каждой клетки с животным был
устроен бассейн. А.Мен пишет: «У Тулунида Хумаравейха эта египетская традиция
сочеталась с тюркской страстью к цветам, что сделало его крупнейшим
специалистом по садоводству среди мусульманских правителей. На учебном плацу
своего отца он велел высадить всевозможные сорта цветов и деревьев. Там имелись
экземпляры редкой прививки, например, миндаль был привит на абрикосовые
деревья; различные сорта роз, красный, голубой и желтый лотос. Высев цветов
производился в виде различных картин и начертаний слов, а садовники обязаны
были с ножницами в руках заботиться, чтобы ни один лист не торчал отдельно от
других. Пруды, фонтаны, искусственные родники и - как это уже имело место в
античном египетском садовом стиле - павильоны, которые оживляли парк»."
Во время похода в Сирию в 895 г. Хумаравейх
был убит. Власть попеременно переходила к его сыновьям Абул-Асакиру Джейшу
(895-896 гг.) и Харуну (896-904 гг.). Однако малолетние сыновья великого
властителя оказались неспособными к управлению государством, оба они были
убиты в юношеском возрасте. На короткое время на престол воссел брат
Хумаравейха Шейбан ибн Ахмед (904-905 гг.), но он не смог спасти государство,
которое завоевал халиф ал-Муктафи.
В течение тридцати лет Египет и Сирия
находились под властью багдадского халифа, который назначал наместников по
своему усмотрению, пока к власти в Египте в 935 г. не пришел Мухаммед Ихшид,
отец которого Тугдж являлся выходцем из огузов Центральной Азии. Ибн
Тугдж сумел воссоздать сильную армию и присоединить к своему государству
центральную и южную части Сирии. Он поддерживал с аббасидским халифом самые
дружественные отношения, являясь серьезным противником для рвущихся к власти
Фатимидов. В 936 г. он разбил фатимидское войско, изгнав их в Магриб.
Ихшиды, как и Тулуниды, вели разумную
политику, они реформировали административный аппарат, значительно сократив
расходы на него, впервые со времени завоевания мусульманами Египта стали
регулярно выплачивать жалование гражданским чиновникам, уделяли должное
внимание развитию ирригационной системы и осушению болот. После смерти в 946 г.
Мухаммеда Ихшида на трон Египта воссели два его малолетних сына, но власть
сосредоточилась в руках министра-нубийца Кафура, после смерти которого в 966
г. Ихшиды теряют своё могущество.
Вскоре власть в Египте захватили Фатимиды -
потомки дочери Пророка, заложив в 969 г. основы города Кахира (Каир).
Вторжение на ближний Восток во второй
четверти XI в. туркмено-сельджукских войск значительно изменило этническую
карту мусульманского мира. Однако туркмены не стали завоевывать Египет.
Политические и военные события на востоке Туркмено-Сельджукского государства
надолго отвлекли правителей от завоевания богатых земель Северной Африки. Археологические
материалы и данные письменных источников убедительно свидетельствуют об
оживленной торговле и культурном обмене между Египтом и населением областей
сельджукской империи.
В 1171 г. фатимидские халифы в Египте были
низложены династией Эйюбидов, которые в начале XIII в. широко использовали в
своих войсках мамлюков («одержимых») - пленных огузов, кыпчаков, аланов,
печенегов. Считается, что после смерти в Закавказье куняургенчского шаха
Джелаледдина в 1231 г., который успешно противостоял монгольским захватчикам,
его отважные воины с боями прошли путь от Кавказа до Египта и перешли на
службу к Эйюбидам. Именно благодаря им, Мелик Салих Эйюбид в 1244 г. захватил
Иерусалим, а вскоре присоединил к Египту Сирию. Силами туркменских всадников
Эйюбиды возвысили свою мощь. В это время в исторических анналах Сирии и Египта
появляется имя эмира Муизз Иззеддина Айбега ат-Туркмани. Вполне возможно, что
Айбег Туркмен прибыл в составе хорезмийского отряда. Впрочем, согласно
средневековому народному арабскому роману «Жизнеописание султана аз-Захира
Бейбарса», Айбег являлся правителем Мосула (в Ираке) и даже совершил военный
поход на Египет, но после тяжелой болезни решил с отрядом перейти на службу к
султану Египта. При Мелик Салихе Айбег был одним из самых влиятельных эмиров
Египта. Ему разрешалось сидеть в присутствии султана и даже для него отвели
отдельный дворец.
Когда в 1248 г. французский король Людовик IX
(1226-1270 гг.) вступил вместе с крестоносцами на землю Египта, Айбег принимал
самое деятельное участие в разгроме европейских рыцарей. В плен попали не
только 12 тысяч крестоносцев, но и сам Людовик, королева Маргарита и брат
короля Альфонс.
Весной 1250 г. скончался Мелик Салих, и его
жена - туркменка Шаджарат ат-Дурр, не желая отдавать власть многочисленным
представителям династии Эйюбидов, при поддержке туркменских и кыпчакских
воинов-мамлюков объявила себя правительницей Египта. Так, в «стране фараонов»
на многие столетия установилась власть мамлюкских султанов. Атабеком (т.е.
главнокомандующим войска) государства был признан эмир Айбег.
Новый атабек прибыл в султанский дворец Кала
Джабал и приступил к своим обязанностям. Айбег полностью нейтрализовал крестоносцев,
устранив угрозу вторжения. Большим событием явилось освобождение по приказу Шаджарат
ат-Дурр пленных французов. Уплатив выкуп в 40 тысяч золотых динаров, Франция
вывезла своего короля, его родственников и рыцарей из Египта. Когда последний
крестоносец покинул пределы государства, в Египте начались празднества.
Тем временем багдадский халиф настроил
мусульманский Восток против султанши, требуя вернуть трон Эйюбидам. Негодуя на
то, что мусульманской страной правит женщина, халиф задел самолюбие египтян
тем, что пообещал отправить в Египет мужчину, если у них в стране не нашлось такового.
Однако мамлюки пошли на следующий шаг. Айбег
женился на Шаджарат ат-Дурр; 31 июля 1250 г. она сложила с себя обязанности
правительницы. Все туркменские военачальники и мамлюки, среди которых находился
и будущий великий султан Бейбарс, объявили Айбега султаном Египта. Эмиры и
знатные воины выстроились перед Айбегом Туркменом в два ряда и развернули
знамена. Его облачили в султанские одежды и посадили на коня. Заиграли трубы,
ударили барабаны. После того, как Айбег прошел перед своими соратниками,
каждый эмир присягнул ему на верность. Новый султан взошел на престол в начале
августа 1250 г. под именем «Ал-малик ал-муизз Айбег ат-Туркман» («Прославляющий
властелин Айбег Туркмен»).
Он оповестил халифа письмом о своем
восшествии на престол Египта. Его личные мамлюки, которые стали называться по
его имени «муиззи», всячески поддерживали своего властелина. Однако население
Египта, возбужденное халифом, стало требовать, чтобы на троне сидел законный
правитель из династии Эйюбидов. Мамлюкские эмиры пошли на уступки, они посадили
на престол 8-летнего принца из Йемена Мелика Ашрафа Музаффареддина Мусу.
Турецкий профессор Б.Учок по этому поводу пишет: «В Египте существовала
удивительная ситуация: султанский престол занимали сразу два человека - эйюбид
Мелик Ашраф и мамлюк-туркмен Изз-ад-дин Айбег. С именами этих соправителей
чеканились монеты, вместе они упоминались и в пятничной хутбе. В этой диархии
Мелик Ашраф был только номинальным правителем, все же государственные дела
единолично решал Айбег».
Эйюбиды понимали, что потеряли Египет.
Поэтому один из их представителей, желая вернуть страну, заключил союз с
французами и призвал всех многочисленных родственников. Огромное войско
двинулось на Египет. 19 января 1252 г. под Каиром произошло большое сражение.
Сирийские войска потеснили мамлюков и уже почти дошли до городских ворот.
Однако благодаря личной отваге султана Айбега и эмира Октая, которые пленили и
уничтожили несколько крупных военачальников противника, мамлюки воспряли
духом. Они пошли в решительное наступление и разбили сирийцев. Айбег Туркмен
вошел в Каир с большим триумфом. С этого времени во всех указах и на монетах
значилось только его имя.
Первый мамлюкский султан назвал свою династию
Бахри, так как мамлюкские казармы находились на одном из островов Нила (Бахр -
«большая река»).
После смерти Айбега в 1257 г., трон два года
занимал его сын Мансур Нуреддин Али, а в 1259 г. на престол взошел Музаффар
Сейфеддин Гутуз, который в 1260 г. наголову разбил монгольские войска на
подступах к Месопотамии.
В том же году на мамлюкский престол воссел
один из самых ярких султанов за всю историю правления в Египте мамлюков, обеспечивший
тюркским народам безраздельное правление почти на 300 лет. На биографии этого
выдающегося правителя стоит остановиться чуть подробнее. Его полное имя:
аз-Захир (ясный), бесстрашный лев, завоеватель мира Рукнеддин Бейбарс ибн
Абдулла ал-Бундуктари ас-Салихи ан-Наджми ал-Эйюби ат-Тюрки (1260— 1277 гг.
правления)-султан Мисра (Египта), Шама (Сирии) и Хиджаза. У этого султана,
настоящее имя которого Бейбарс («глава барсов»), имелись и другие титулы -
«управляющий делами двух халифов», «возвратитель блеска Аббасидского халифата»,
«сонаследник эмира всех мусульман» и т.д.
Султан Бейбарс - один из тех многочисленных
туркменских воинов, которые в XIII в. в юном возрасте были захвачены в евразийских
степях монголами и проданы в рабство. Арабский историк ал-Айни отмечал, что
захваченные в плен огузы и кыпчаки «были отвезены в земли сирийские и
египетские».
На рынке Дамаска и выкупил 14-летнего
Бейбарса (род. в 1225 г.) туркменский эмир Айтегин ал-Бундуктар (почему Бейбарс
и прозывался ал-Бундуктари), который включил подростка в отряд мамлюков.
Прошедший специальную военную подготовку, благодаря личному таланту Бейбарс
быстро выдвинулся и показывал на поле брани чудеса храбрости. В битве с
крестоносцами при Мансуре 25-летний Бейбарс уже проявил себя как талантливый
командир, пленив короля Франции.
Бейбарс происходил из старинного и когда-то
главенствующего в прикаспийских степях огузского рода бурджоглы. Русские летописи
называют этот род Бурчевичами. Это название выводится тюркологами от тюркского
«бёри» (волк), который являлся тотемом рода. Относительно Бурчевичей
исследователь огузских и кыпчакских древностей С.А.Плетнева специально
оговаривает, что они не были кыпчаками. Наряду с племенами кайы, тарыг,
докузоба, бурджоглы входили в состав большого огузо-туркменского объединения. В
конце XI в., когда на земли огузов в евразийские степи хлынули кыпчаки,
огузские племена на правах союзников соединились с пришельцами, составив левое
(западное) крыло нового кыпчакского союза племен. Происхождение Бейбарса из
рода бурджоглы достаточно точно фиксируется современниками султана и
последующими египетскими историками. Истории мамлюков и конкретно правлению
султана Бейбарса посвятили свои труды Ибн Уасил (1207-1297), Ибн Шаддад
(1217-1285), Ибн Абдузахир (1223-1292), Бейбарс ад-Даудар (ум. в 1325 г.),
ан-Нуайри (ум. в 1331 г.), Ибн Айбег ад- Даудари (перв. пол. XIV в.), Ибн Тангрыберды
(род. в 1311 г.), ал- Макризи (1356-1441), ал-Юнини (XIV в.), ал-Айни
(1361-1451), Ибн Ийас (1448-1524) и др. Некоторые из авторов были по происхождению
туркменами. Мы не отрицаем, что в составе мамлюкских отрядов в большом
количестве находились родственные туркменам кыпчакские и аланские воины, но
основное ядро мамлюков составляли все же огузы-туркмены, из которых
происходили все первые мамлюкские султаны.
Когда в 1260 г. султан Бейбарс взял бразды
правления в государстве, к нему в Каир прибыли посланники от Хулагу хана с
требованием о том, чтобы султан признал власть монгольских ильханов. Аз-Захир
Бейбарс во главе мамлюкской армии выступил в поход и наголову разбил монголов,
во главе которых стоял Кетбуга нойон. Такого сокрушительного поражения монголы
ещё не знали. Покрыв свое имя славой, Бейбарс повел победоносное войско против
крестоносцев и остановил их натиск. Арабоязычные и персоязычные авторы с
восхищением писали о великом «Даулат ат-тюрк», т.е. государстве тюрков. По
данным ан-Нуайри, «то самое даулат ат-тюрк первоначально возникло на земле
Египта, а затем распростёрлось па области Шам, Алеппо и до реки Евфрат.
Подчинив средиземно- морские крепости и укрепления исмаилитов, оно вышло к
границам Рума. В него вошли Йемен и Хиджаз».
Бейбарс успел увезти в Каир одного из членов
аббасидской династии багдадских халифов (почти вся семья была казнена ильхана-
ми) и провозгласил его новым халифом под именем ал-Мусгансира. В свою очередь,
Бейбарс официально получил от новою «повелителя правоверных» звание султана и
право на «владение странами ислама и теми землями, которые он завоюет».
Из захваченных монголами земель отовсюду
стекались в Египет огузские и кыпчакские воины, становясь под знамя великого
исламского государства.
Султан лично занялся торговыми соглашениями с
купцами Италии и Испании, которые после завоевания Багдада монголами искали
новые безопасные пути. При Бейбарсе основной торговый путь из Индии, Дальнего
Востока и Африки в Европу стал пролегать через Египет. В Каире основывались
гильдии купцов со всего мира. Султанат контролировал всю торговлю, получая
баснословные прибыли от посредничества и таможенных пошлин.
Основываясь на всех этих фактах,
исследователь И.М.Филынтинский пишет: «Бейбарс был, несомненно, талантливым
государственным деятелем и храбрым военачальником. При нем, хотя бы на
короткий срок после столетий смут и междоусобиц, в Египте и Сирии водворился
порядок. Своими заботами о земледелии и торговле он сумел поднять
благосостояние страны... обеспечить жителям сносное существование. Велики были
его военные победы он сумел остановить крестоносцев, нанеся им страшное поражение,
предотвратить вторжение в Египет монголов, которое, судя по тому, что произошло
в Багдаде, несомненно, было бы пагубным для страны».
Нужно отметить, что государственным языком
страны стал туркменский язык, хотя султан знал и арабский язык. Ибн Уасил в
своём труде «Мафрадж ал-куруб фи ахбар бени аюб» писал: «Во время приёма
Бейбарсом сановитого «шейха шейхов» Шарфеддина, посла Мансура, при султане
находился эмир Фариседдин Актай, осуществлявший устный перевод. По окончании
аудиенции Бейбарс разъяснил шейху: Надеюсь. Вас не оскорбило, что я
разговаривал через переводчика. Я просто хотел, чтобы присутствующие здесь
уважаемые эмиры [не знающие арабского языка] сходу вникали в суть дела».
Султан проводил активную внешнюю политику. В
частности, когда он узнал, что хан Золотой Орды Берке сын Батыя принял ислам,
он тут же написал ему приветственное письмо, ведь Бейбарс являлся султаном
исламских стран. В 1262 г. аз-Захир Бейбарс принял послов Золотой Орды,
обласкал их и отправил обратно с богатыми дарами. По словам египетского
хроникера XIV в., султан «изготовил для Берке в подарок всяческие прекрасные
вещи, как то: писание священное, писанное, как говорят, [халифом] Османом,
сыном Аффана, разноцветные подушки и ковры для [совершения] молитвы;
венецианские материи и левантские платья; ковры из кож с навесами из шкур; мечи
каладжурские с насечками; позолоченные булавы; франкские шлемы и позолоченные
латы; крытые фонари; шандалы; механизмы [органы] с футлярами, светильники
двойные с плакированными подставками; седла хорезмские; коврики для совершения
намаза; уздечки - всё это с инкрустацией из золота и серебра; луки с кольцами,
луки для метания ядер и луки для метания нефти; копья камышовые и дротики;
стрелы в ящиках; котлы из змеевика; позолоченные лампады на серебряных
позолоченных цепочках; черных служителей и прислужниц - поварих; быстроногих
арабских коней и нубийских верблюдов; ходких вьючных животных; обезьян,
попугаев и разные другие предметы». Арабский историк ал-Муфаддал добавляет, что
среди даров были жираф, ослы египетские, китайская посуда, александрийские
одежды, шитая золотом одежда и т.д. Все это произвело на Берке сильнейшее
впечатление.
В 1246 г. Бейбарс выступил посредником между
туркмено- сельджукским султаном Рукнеддином и Берке, с тем. чтобы последний
послал войско на Византийскую империю, где томился в плену обманом захваченный
сельджукид Изеддин Кейхосров.
Султан Бейбарс оставил о себе добрую память
не только среди туркмен, но и среди народов Египта и Сирии. Вот что писали о
нем современники и более поздние мусульманские авторы, оставившие портретные
описания и зафиксировавшие черты характера этого выдающегося правителя.
Ибн Абдузахир: «Султан вошел в очередной
шатер, оттуда вышел переодевшись. Появился, сверкая, подобно месяцу в черной
ночи. На голове расшитая золотом черная чалма. Тело - в чернильносиних латах с
золотым воротом. Один меч у него на поясе, другие позади него несут оруженосцы.
Среди них два больших знамени (штандарта), два больших лука, щит и другие
регалии. Султану подвели серого коня в черной сбруе и под черной попоной».
Ибн Ийас: «Победоносный малик Бейбарс был
отважен и могуч, пользовался заслуженной и непревзойденной славой, сполна
соответствовал званию султана, был гениально разумен и сведущ в государственных
делах и проблемах. Это был великий царь, перед которым преклоняли колени
восточные и христианские малики. Он не любил сидеть в одном месте и были у него
маршруты и резиденции в Шаме-Димашкс и Халабе. Он часто выступал в походы,
свое имя снискал он геройством, и на поле брани бывал он беспримерным
храбрецом. Что зима, что лето - не сходил он с коня. В знак его бесстрашия и
подвигов на тамге (гербе) его присутствовало изображение льва... Бейбарс был
статен, высокого роста, светлолиц, носил округлую бороду. В бороде не
разглядеть ни одного седого волоска. Во время его маршей народ непременно
выказывал ему свою горячую любовь и поддержку. Булатный меч шариата. Бейбарс
глубоко почитал ученых и богословов и любил оказывать людям милосердие и
благотворное вспомоществование».
Ибн Айбег ад-Даудари: «Достославный государь
Бейбарс обладал храбрым сердцем, нагонявшим страх на врагов. Смерти он не
боялся. Стратегия и тактика его были богаты многообразием, политика –
всеприемлема, поступки - элегантны, а в бою он находился впереди войска и
никогда не прятался».
Ал-Ани: «Царь-завоеватель ликом суров. Голос
его был подобен грому. Было в его облике нечто, придающее ему величие и вызывавшее
к нему невольное уважение. Рост его был скорее выше среднего. Жесткий,
отважный, осторожный, энергичный, скрытный, напористый, лишенный чувства
страха, - вот каким был этот человек, много внимания уделявший султанатским
делам, победам ислама и правоверных и неукоснительному отправлению государственного
протокола».
В начале XVI в. возникли уже арабские
эпические сказания о Бейбарсе, в которых вымысел переплетается с реальными
событиями. Этот народный роман о нем был так популярен, что даже в конце XIX
в. египетские крестьяне буквально ежедневно читали или слушали рассказы о
приключениях Бейбарса.
В соответствии с эпическими традициями,
султан наделяется какими-то особыми приметами. В самом начале народного романа
эйюбидский султан поручает визирю купить мамлюков, но чтобы один из них
обязательно был «...сильным и умным, знал наизусть Коран и имел приятное лицо с
оспинами и складкой между бровей, как у льва. А зваться он должен Махмудом».
Народ приписывает ему и царское происхождение - Бейбарс, якобы, был не просто
мамлюком, а сыном «...шаха Джамака, - правителя Хорезма и Дербента».
В романе Бейбарс выступает как ревнитель
мусульманских добродетелей. Он осуждает воровство и пьянство, заботится об
отце и матери, выступает против врагов мусульман - монголов и крестоносцев,
защищает крестьян от бесчинств чиновников. Народ восхищается его воинскими
доблестями и справедливым управлением государства. Например, в романе султан
дает наказ правителю Ла- такии: «Не притеснять купцов, из каких бы земель они
ни прибыли, а напротив - радеть о торговле. Управлять городом справедливо и
разумно и охранять морские пути от пиратов и разбойников».
Султан Бейбарс остался в сердцах арабов и
всех тюрков как один из справедливейших мусульманских правителей средневековья.
И сегодня в Каире существует квартал, называемый «аз-Захир», получивший свое
имя от одноименной мечети, построенной султаном Бейбарсом...
Могущество мамлюков подорвал
туркмено-османский султан Селим I (1512-1520 гг.), который, однако, не
уничтожил основы устройства государства, а навязал им в 1517 г. лишь
вассалитет.
Османские султаны присоединили к своей
необъятной империи многие страны Северной Африки, среди которых оказались
Ливия, Тунис и Алжир. В 1798 г. в Северную Африку вторгся Наполеон Бонапарт,
где после ожесточенных боев с мамлюкскими воинами ему удалось войти в Каир. В
1801 г. объединенная англо-турецкая военная экспедиция высадилась в Египте и
заставила французские войска капитулировать. Согласно подписанному в 1802 г.
Амьенскому договору между Англией. Францией и Турцией суверенитет османского
султана над Египтом был признан официально, правление мамлюков было заменено
правлением пашей, назначаемых из Стамбула.
Вплоть до начала XIX в. Египет и некоторые
другие территории Северной Африки оставались в составе Туркмено-Османского
государства. Известно, что и позже, когда Египет попал под протекторат Англии,
премьером правительства в 1882 г. являлся Махмуд ал-Баруди (1868-1932 гг.) -
представитель тюркских народов.
Мы можем с полным основанием говорить о том,
что между Туркменистаном и Северной Африкой, где особую роль играет Египет,
существовали контакты этнического и культурного характера (как в древности, так
и в средние века).
Comments
Post a Comment