ДРЕВНИЕ ТУРКМЕНЫ (ОГУЗЫ) КАК СОЗДАТЕЛИ ОДНОГО ИЗ ПЕРВЫХ ОЧАГОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Азия - сердце мира
О том. что на туркменской земле несколько тысяч лет
назад был зажжён один из пяти древнейших очагов цивилизации, наряду с
Месопотамией, Египтом, Китаем и Индией, стало известно благодаря маргианским
исследованиям российского археолога Виктора Ивановича Сарианиди. Об этом в
1989 году
поведала миру американская газета «Boston Globe».
Но, исходя из публикаций французских ученых, древняя территория Средней Азии,
возможно, является не просто одним из пяти, а одним из первых очагов
человеческой цивилизации.
Философ эпохи Просвещения, назначенный при
Людовике XV историографом, опубликовал в 1769 году книгу «Опыт о правах и духе
народов», которую возвели в ранг «первой поистине всемирной истории», что
неудивительно, ведь её автором был сам Вольтер. Дружбой с ним гордились
европейские монархи и, по свидетельству А.С.Пушкина, все возвышенные умы
следовали за Вольтером. Главный тезис вольтеровской «всемирной истории»
заключался в том, что самыми древними просвещёнными народами были халдеи
(шумеры), индусы и китайцы. Как здесь не вспомнить высказанную английским
писателем С.Батлером гениальную мысль: «Бог не может изменить прошлое, но
историки могут».
И вот, спустя 6 лет после публикации,
знаменитый философ получает от своего друга французского астронома, академика
Жана-С. Байи книгу «История древней астрономии». Академиком Академии наук
Франции Ж.-С.Байи стал в 26 лет, благодаря своим расчётам орбит планет и
исследованиям спутников Юпитера. А работы по истории астрономии и
происхождению народов Азии стали его пропуском сначала во Французскую академию,
а затем в элитарное сообщество историков - Академию надписей и изящной
словесности и, к 50-ти годам он был уже трижды академиком!
Ж.-С.Байи предложил Вольтеру рассмотреть
новую гипотезу, основанную не на философских умозаключениях, а на астрономических
фактах. Суть гипотезы резюмировал астроном Ф. Араго, имя
которого внесено в список величайших
учёных Франции, красующийся ни первом этаже Эйфелевой башни. Она гласит «...современные народы Азии являются
наследниками древнего народа, у которого были совершенная астрономия; китайцы и
индусы, столь знаменитые своей просвещенностью, переняли эти знания.»
Вольтер не только внимательно прочёл труд Ж.-С.Байи,
но и обратил внимание автора на некоторые возникшие вопросы. Переписка с
Вольтером привели Ж.-С.Байи к мысли о необходимости развить идеи, которые в его
«Истории древней астрономии» были лишь аксессуаром к главному объекту - народу,
основавшему астрономию. В 1777 г. он публикует «Письма о происхождении наук и
народов Азии», в которых на слова Вольтера, что «все к нам пришло с берегов
Ганга, астрономия, астрология, идея о переселении душ и т.д.» астроном отвечает: «Я знаю долгую историю индусов, я
ни в коей мере не подвергаю сомнению светоч
наук, которым они владели… Но был ли рожден этот светоч в Индии?».
Полагать, что астрономия возникла в
Месопотамии или Индии - это заблуждение, так как посчитать звёзды и
сформировать их в группы - это ещё не астрономия: «Если эти простые наблюдения,
рождённые забавой сельской жизни, называть изобретением астрономии, я убеждён,
что она могла родиться не только в Индии или в Халдее, но и повсюду; сколько
крестьян в наших провинциях изобретают астрономию каждый день. Эти наблюдения,
сделанные случайно, обычно бесплодны».
Вольтер находил странным, что нет никаких
сведений об этом древнем народе, который просветил индусов, на что академик
возразил: «Сомнение - краеугольный камень наук, но сомнение должно иметь
пределы. Азия наполнена свидетельствами об этом народе... Этот народ жил севернее
Персии... Сейчас здесь живут тюрки...». У тюрков есть своя генеалогия, и «надо
внимательно слушать народ, который рассказывает о себе, и который охватывает
огромные временные пространства связными событиями и последовательными
поколениями».
С выходом на историческую арену тюркских
народов и их лидеров стали происходить мировые процессы, масштаб которых
превратил великую евразийскую степь в сердце мира. Приводя сведения об Огуз-хане,
со ссылкой на первое французское издание сочинения Абуль-Гази «Родословное
древо тюрков», Ж.-С.Байи пишет Вольтеру, к что «...именно с его правления с
начинается последовательная хронология; между Огуз ханом в и Чингиз ханом
прошло 4000 лет: Огуз хана мы относим к 2824 г. до н.э.». В письме к Вольтеру
от 12 апреля 1778 г. Ж.-С.Байи пишет об Огуз хане: «Этот владыка был
действительно просвещённым и обладал ярким светом знаний». Астроном напоминает
Вольтеру, что в «Истории древней астрономии» он специально разбирал вопрос
хронологии народа Огуз хана с учётом особенностей летоисчисления в древности, и
определил год 2924 до н.э как год «когда они сформировались в единый народ».
«Они были гигантами, - пишет Ж.-С.Байи, - потому
что они были, возможно, высокого и сильного телосложения, или потому что
внушаемый ими страх увеличивал их рост». Если
мы обратим
внимание на хронологически соотносящийся со временем Огуз-хана Алтын-депе, то рост его
жителей, даже по современным меркам, был внушительным (в ходе раскопок были найдены останки мужчины
ростом 190 см). Это были истинные Атланты.
Ж.-С.Байи подчеркивает, что некоторые
астрономические открытия никак не могли быть сделаны в Китае, Индии или Халдее
- эти открытия могли быть сделаны в Азии на более высокой широте, и этот факт
служит указателем родины этого древнего народа: единственно, где могла
родиться астрономия, - это район севернее Персии.
Чтобы окончательно развеять сомнения
Вольтера, академик Ж.-С.Байи предложил своему знаменитому другу принять во
внимание астрономические и исторические факты, которые ведут к одному и тому
же результату. Позднее один из авторитетнейших востоковедов Франции Л.Базен,
вице-президент Академии надписей и изящной словесности, автор книги
«Хронологические системы в древнем тюркском мире», в работе «Первые тюркские
надписи (VI-X вв.) в Монголии и в
Южной Сибири» сообщает, что китайцы заимствовали у тюрков не только зодиакальный
календарь, но и понятие божественного неба и, возможно, отсюда и второе
название Китая - Поднебесная.
Египетское авторство календаря защищал
французский ориенталист профессор Ж.Галеви, который рассматривал 12 знаков
Зодиака в качестве выбора христианами символики 12 апостолов. В настоящее время
данная гипотеза полностью опровергнута простым фактом появления Зодиака в
Китае уже в середине I века, что исключает
египетское происхождение календаря. Индусы также пользовались этим
календарем, о чём свидетельствует огромный корпус буддистской и светской
литературы Индии, но французский востоковед профессор С.Леви доказал, что тексты
с циклом двенадцати животных не имеют никакого отношения к Индии, их
географическая локализация — Центральная Азия.
Французский археолог и китаевед Э.Шаванн,
который с удовольствием приписал бы авторство Зодиака китайцам, в работе
«Тюркский цикл двенадцати животных» честно признаёт, что «истинными
изобретателями цикла 12 животных являются тюркские народы; именно тюрки научили этому циклу
китайцев в начале христианской эры и именно тюрки были
первыми, кто использовал этот цикл для нумерации лет... Именно от тюрков, в
эпоху, когда
Египет
стал римской провинцией, Зодиак был привнесен в долину Нила…». К сожалению,
Ж.-С.Найи не дожил до публикаций Д.Назона и других французских востоковедов,
но он знал, что историческая правда рано или поздно пробьёт себе дорогу.
Американский писатель Джек Лондон как-то
заметил, что рядом с серьёзными науками, такими, как политэкономии и
биология» история выглядит лёгким предметом. Но эта легкость обманчива. Даже такой выдающийся ум,
как вольтеровский, царствовавший в философии, которую Аристотель называл лучшей
из наук, споткнулся в истории. Покровительница истории «богиня» Клио – дама
серьезная.
Дж.Оразклычев,
Институт истории АН Туркменистана
Comments
Post a Comment