О МИГРАЦИЯХ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЕН


В разные исторические эпохи численность населения [территории Туркменистана ] в зависимости от природно-климатических и военно-политических условий была различной. Исторически здесь проживали различные племена и народности, которые в античных источниках называются массагетами, дахами, дербиками, хорасмиями, аланами, асами, эфталитами, образовывавшими конфедерации племен и народностей, государственные образования типа Парфянского царства, Хорезма, государства эфталитов, аланского объединения и т.д. .. Имеющиеся в настоящее время в распоряжение науки данные позволяют определять численность населения Туркменистана эпохи становления туркменского этноса в пределах одного-двух миллионов человек. Наивысшая численность была достигнута, видимо, в период существования государства Великих Сельджукидов.

Массовые миграции сельджукского этапа туркменской истории, когда туркмены играли ведущую роль на значительных просторах Востока от границ Индии и Китая до Средиземного моря, привели к существенному изменению в этно-демографической ситуации Туркменистана… Основная масса туркменских племен в этот период сосредоточивалась в северо-западных районах современного Туркменистана, на Мангышлаке, в Прибалханье, на Узбое, Дарьялыке и т.д., куда они вынуждены были уйти под влиянием нашествий татаро-монгольских и тимуридских орд.  В этой относительно спокойной хозяйственно-экологической нише основная масса туркмен находилась несколько столетий, укрепляя свой этно-демографической потенциал. Именно там происходит образование различных туркменских племенных союзов: язырского, салырского, эсенханского и союнханского, теке-йомудского и др. В этих районах туркменские племена создали высокую земледельческую цивилизацию, многочисленные города, руины которых сейчас известны под названием Шасенем, Ярбекир, Шемахагала, Ширвангала, Девкесенгалаидр. Здесь развора-чиваются сюжетные линии многих народных поэтических сказаний о Шасенем и  Гарибе, Фархаде и Ширин и др.

Крупнейший археолог и этнограф, специалист по древней и средневековой истории Центральной Азии С.П. Толстов писал об этих районах расселения туркменских племен: «Грандиозная и сложная оросительная система окраин Сарыкамышской котловины была создана туркменским земледель-ческим населением этого района - факт исторически очень важный и свидетельствующий о древних земледельческих традициях и навыках туркменских племен, которых в литературе еще рисуют как вчерашних кочевниках».

Это позволяет по-новому взглянуть и на проблему туркменских миграций средневековья, которые, судя по всему, отнюдь не были связаны с «исконным туркменским кочевничеством.» Их причины, скорее всего, следует искать в глобальных природно-экологических изменениях и конкретных для начала каждой миграции военно-политических условий.

Именно этими причинами были обусловлены туркменские миграции, начиная со второй половины XVI века из областей северо-запада Туркменистана в исконно туркменские земли Южного, Юго-Восточного, Восточного и Северного Туркменистана. Они были вызваны комплексом природных и военно-политических п еремен: прекращением стока вод по Дарьялыку и Узбою (окончательный поворот Амударьи в сторону Арала произошел около 70-х гг. XVI в.), засолением грунтовых вод, притеснением со стороны ногайцев, казахов, калмыков, хивинских узбеков, падением империи Недир-шаха, что открывало возможность возвратить народу его коренные земли в Южном Туркменистане. Не последнюю роль, возможно, сыграло и увеличение численности туркменских племен, развивавшихся в северо-западных регионах в относительно благопри-
ятных условиях.

Выдержки из книги М.Дурдыева «Туркмены Центральной Азии»

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

КЮЗЕЛИГЫР – ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА