ТУРКМЕНЫ


Туркмены, один из древнейших этносов, относящихся к западной, огузо-туркменской группе тюркских народов. За пределами Туркменистана большие группы туркмен проживают в Иране, Авганистане, Ираке, Сирии, Турции, Узбекистане, Китае, России и других странах. До сих пор нет единого меннения о происхождения названия «туркмен» . Его связывают с понятием «великие тюрки», переводят как «я тюрк», «тюркоподобный», « тарджуман», «тиркеман» (лук и стрела),  «тюркиман»  и т.д.  Однако беccпорно одно: коренным словом в названии народа является слово «турк», известное задолго до н.э. Достоверные сведения о названии «туркмен» имеются в трудах ал-Макдиси, Абу-Рейхана Бируни (Х в.), Махмуда Кашгари (XI в.). Бируни, в частности, писал, что когда огуз принимал ислам, то о нём говарили что он стал «тюрк» и «иман» (вера) и трактуют как «правоверный тюрк». Еще более интересно и правдоподобно сообщение Махмуда Кашгари о том, что когда в Среднию Азию пришёл Зул-Карнайн (Александр Македонский) и увидел здесь группу людей, то прежде чем спросить у них, кто они,  сказал: «Тюркман энд», что означало: вот эти на тюрок похожи. Такова основа появления слова “туркмен”,- заключал Махмуд Кашгари.

Одно то, что ученый XI в. происхождение названия «туркмен» связывает с эпохой Александра Македонского, говорит само за себя, а его толкование дает основание считать, что название «туркмен» означает «тюрки», «тюркские люди». С этим согласуется и современный лингвистический анализ, согласно которому в слове «туркмен» второй слог «мен» означает «принадлежность». Следовательно, название «туркмен» означает «тюркский народ», «тюрки».

В этногенезе туркменского народа начиная с древнейших времен в принимали участие многочисленные родо-племенные группы и народы, жившие на огромных просторах Евразии, от Алтая до Черного моря, античными авторами названные в целом скифами. Однако, как показали новейшие материалы и исследования, основное ядро туркменского народа составили местные племена и народности, аборигены Турана и Хорасана. Туркмены, как и другие народы, обладают присущими только им отличительными признаками, которые формировались в течение многих ряда столетий из различных этнических, расовых и языковых групп.

Накопленные к настоящему времени археологические, антропологические, письменные, фольклорно-этнографические материалы дают возможность провести некоторые аналогии между древними, античными, средневековыми и современными жителями (насельниками) Туркменистана и установить этническую взаимосвязь и культурную преемственность между ними. На ранних этапах этногенеза туркмен большую роль играли оседлые и полукочевые племена Западного Турана (т.е. современного Туркменистана) — маргианцы, парфяне, хорезмийцы, гирканцы, хорасанцы, дахо-массагетские племена аугасии, парны, имиргийцы, аланы, эфталиты и другие, многие из которых были прототюркскими, огузо-туркменскими племенами.

Веским доказательством местного происхождения туркмен являются антропологические данные. На основе сравнительного изучения палеоантропологических материалов с территории Туркменистана с антропологией современных туркмен, исследователь Л.Ошанин пришел к выводу, что в составе туркмен явно преобладает местная автохтонная долихоцефальная раса, названная закаспийской. Этот факт был подтвержден и дополнен новыми доказательствами другими антропологами.

Туркмены являются единственным народом в Центральной Азии, относящийся к вышеназванной длинноголовой европеоидной расе. До недавних пор туркмены путем искусственной деформации головы новорожденных, с помощью специальных тюбетеек (чиле тахья) и обматыванием головы платком поддерживали эту древнюю традицию предков.

Узнать корни туркменского народа помогают и такие факторы, как современное народное декоративное искусство и домашние промыслы, имеющие древний традиции. Это в первую очередь ковровые изделия, вышивки, ювелирные изделия и т.д. На керамике и керамических изделиях (больших сосудах, найденных в погребениях и жилых помещениях) Южного Туркменистана V-III тысячелетий до н.э. имеются изображения центральных голей-орнаментов и периферийных орнаментов салырских, текинских, йомудских ковров, причем они как и современные туркменские ковры оказались совершенно уникальными, так как встречаются только на территории современного Туркменистана. Это древнее высокое искусство туркмены пронесли через тысячелетия и сохранили до наших дней.

С другой стороны, орнаменты древнетюркского Пазырыкского ковра из Алтая (с рисунком гочак - стилизованным изображении бараньих рогов и т.д.), имеют большое сходство с йомудскими, эрсарынскими коврами, а также содержат 24 центральных орнамента, символизирующих деления гуннов, древних тюрков и средневековых туркмен- огузов на 24 племени.

Современные туркмены сохранили очень много реликтов домусульманских местных культов и верований: зороастрийских, шаманистс- ких, буддийских. Изображение солнца — главного бога массагетов, в виде восьмиугольной звезды часто встречается на туркменских ковровых сумках (торбах) под названием «чархы-пелек». Во время раскопок древних южнотуркменских поселений нередко попадается керамика, на которой изображено солнце с восьмиугольными лучами. Один из пережитков зороастризма — поклонение огню (отпараз) — сохранился в виде священного домашнего очага. В Южном Туркменистане есть культовый объект Ших алов (святой огонь), представляющий собой явный реликт храмов огня древней Парфии.

У туркмен по сей день популярен культ тангры — верховного бога древних тюрок и средневековых туркмен, который почитается также как Аллах в исламе. Сохранились обряды гара чаршенбе, шаман от и другие, предусматривающие, в частности, прыжки через костер с целью очищения, чтобы грехи сгорели в огне. От античного времени у туркмен остались некоторые племенные названия (пар, хорасани и др.), календарно-бытовые обряды.

Миграционные процессы и завоевательные нашествия также оставили заметные следы в этногенезе туркмен. Прежде всего это арабское нашествие в VII в., принесшее новую религию — ислам. Среди туркмен выделялись так называемые овляды — племена ходжа, ших, махтум, ата и сейид, которые вели свою родословную от арабских халифов и пользовались определенными привилегиями, прежде всего — неприкосновенностью. Они придерживались эндогамных браков, заключали их между соплеменниками или в крайнем случае в пределах вышеназванных овлядских племен. Но они брали невест также и из других племен, что привело к сильному их смешению с местным населением. В составе туркменских племен (теке, карадашли и др.) выделялся также род «арап».

Монгольское владычество в XIII в. оставило сравнительно незначительный след в этногенезе и облике туркмен. На их дальнейшее формирование огромное влияние оказали этнокультурные связи с соседями. Так, например, туркменские племена човдур, эрсары, сарык, салыр и др., жившие по соседству с народами кипчакской группы тюркских народов на севере и на востоке, по антропологическому типу оказывались с большой примесью монголоидной расы, а племена, жившие долго по соседству с иранскими народами (персами, курдами) на юге, имели очень незначительную примесь монгольской расы.

Дахо-массагеты, древние тюрки, средневековые огузы-туркмены делились на племена и роды, объединенные в племенные федерации. Туркмены имели общую родословную своего происхождения. На основе ее Рашид-ад-Дин (XIV в.), а в XVII в. Абулгази написали свои знаменитые труды. Сохранились также многочисленные варианты родословных (шеджере) и народных преданий о происхождении туркмен.

В VIII-X вв. шел процесс объединения огузо-туркменских племен, расселенных на огромной территории Центральной и Средней Азии. Их борьба с печенегами в X в. на Волге, закрепление за ними определенной территории, единство языка, вера в верховного бога Тангры, утверждение среди них самоназвания «туркмен» привели в X в. к еще большей их консолидации. Это обстоятельство создало благоприятные условия для передвижения огузо-туркменских племен на юго-запад. В результате большая часть туркмен оказалась в Малой Азии (Анатолии), где впоследствии они основали Османскую империю.

Миграции туркменских племен вслед за ушедшими на запад соплеменниками происходили вплоть до XVIII в., о чем свидетельствует общность духовной культуры туркмен, проживающих на своей исторической родине и тех туркмен, которые, уйдя далеко от родных мест, образовали внушительную диаспору. Достаточно назвать общие для нескольких тюркоязычных народов эпосы (Горкут Ата, Огузнаме, Гёроглы), а также дестаны и другие фольклорные произведения. Оставшиеся в Туркменистане племена для сохранения своей независимости объединялись в военные союзы, хотя пережитки родоплеменных отношений сохранялись до XX в. Крупнейшие туркменские племена (теке, йомуд, эрсары, салыр, геоклен, нохурлы, сарык и др.) различались особенностями диалекта, одежды и некоторых обрядов. Их традиционными занятиями были земледелие, скотоводство, различные ремесла и домашние промыслы. Старинные образцы прикладного искусства (прежде всего ковры и ювелирные украшения) свидетельствуют о высоком уровне народной художественной культуры.

А.Джикиев
Энциклопедический словарь «Историко-культурное наследие Туркменистана»
UNDP, 2000, Istanbul
                                

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ