ТУРКМЕНЫ
Туркмены,
один из древнейших этносов, относящихся к западной, огузо-туркменской группе
тюркских народов. За пределами Туркменистана большие группы туркмен проживают в
Иране, Авганистане, Ираке, Сирии, Турции, Узбекистане, Китае, России и других
странах. До сих пор нет единого меннения о происхождения названия «туркмен» .
Его связывают с понятием «великие тюрки», переводят как «я тюрк», «тюркоподобный»,
« тарджуман», «тиркеман» (лук и стрела),
«тюркиман» и т.д. Однако беccпорно одно: коренным словом в названии
народа является слово «турк», известное задолго до н.э. Достоверные сведения о
названии «туркмен» имеются в трудах ал-Макдиси, Абу-Рейхана Бируни (Х в.), Махмуда Кашгари (XI в.). Бируни, в частности, писал, что
когда огуз принимал ислам, то о нём говарили что он стал «тюрк» и «иман» (вера)
и трактуют как «правоверный тюрк». Еще более интересно и правдоподобно
сообщение Махмуда Кашгари о том, что когда в Среднию Азию пришёл Зул-Карнайн
(Александр Македонский) и увидел здесь группу людей, то прежде чем спросить у
них, кто они, сказал: «Тюркман энд», что
означало: вот эти на тюрок
похожи. Такова основа появления слова “туркмен”,- заключал Махмуд Кашгари.
Одно то, что ученый XI в.
происхождение названия «туркмен» связывает с эпохой Александра Македонского,
говорит само за себя, а его толкование дает основание считать, что название «туркмен»
означает «тюрки», «тюркские люди». С этим согласуется и современный лингвистический
анализ, согласно которому в слове «туркмен» второй слог «мен» означает «принадлежность».
Следовательно, название «туркмен» означает «тюркский
народ», «тюрки».
В этногенезе туркменского народа начиная с древнейших времен в принимали участие многочисленные
родо-племенные группы и народы, жившие на огромных просторах Евразии, от Алтая
до Черного моря, античными авторами названные в целом скифами. Однако, как показали
новейшие материалы и исследования, основное ядро туркменского народа составили
местные племена и народности, аборигены Турана и Хорасана. Туркмены,
как и другие народы, обладают присущими только им отличительными признаками,
которые формировались в течение многих ряда столетий из различных этнических,
расовых и языковых групп.
Накопленные к
настоящему времени археологические, антропологические, письменные,
фольклорно-этнографические материалы дают возможность провести некоторые
аналогии между древними, античными, средневековыми и современными жителями
(насельниками) Туркменистана и установить этническую взаимосвязь и культурную
преемственность между ними. На ранних этапах этногенеза туркмен большую роль
играли оседлые и полукочевые племена Западного Турана (т.е. современного
Туркменистана) — маргианцы, парфяне, хорезмийцы, гирканцы, хорасанцы,
дахо-массагетские племена аугасии, парны, имиргийцы, аланы, эфталиты и другие,
многие из которых были прототюркскими, огузо-туркменскими племенами.
Веским
доказательством местного происхождения туркмен являются антропологические
данные. На основе сравнительного изучения палеоантропологических материалов с
территории Туркменистана с антропологией современных туркмен, исследователь
Л.Ошанин пришел к выводу, что в составе туркмен явно преобладает местная
автохтонная долихоцефальная раса, названная закаспийской. Этот факт был
подтвержден и дополнен новыми доказательствами другими антропологами.
Туркмены являются
единственным народом в Центральной Азии, относящийся к вышеназванной
длинноголовой европеоидной расе. До недавних пор туркмены путем искусственной
деформации головы новорожденных, с помощью специальных тюбетеек (чиле тахья) и
обматыванием головы платком поддерживали эту древнюю традицию предков.
Узнать корни
туркменского народа помогают и такие факторы, как современное народное
декоративное искусство и домашние промыслы, имеющие древний традиции. Это в
первую очередь ковровые изделия, вышивки, ювелирные изделия и т.д. На керамике
и керамических изделиях (больших сосудах, найденных в погребениях и жилых
помещениях) Южного Туркменистана V-III тысячелетий до н.э.
имеются изображения центральных голей-орнаментов и периферийных орнаментов салырских,
текинских, йомудских ковров, причем они как и современные туркменские ковры
оказались совершенно уникальными, так как встречаются только на территории
современного Туркменистана. Это древнее высокое искусство туркмены пронесли
через тысячелетия и сохранили до наших дней.
С другой стороны,
орнаменты древнетюркского Пазырыкского ковра из Алтая (с рисунком гочак -
стилизованным изображении бараньих рогов и т.д.), имеют большое сходство с
йомудскими, эрсарынскими коврами, а также содержат 24 центральных орнамента,
символизирующих деления гуннов, древних тюрков и средневековых туркмен- огузов
на 24 племени.
Современные туркмены
сохранили очень много реликтов домусульманских местных культов и верований:
зороастрийских, шаманистс- ких, буддийских. Изображение солнца — главного бога
массагетов, в виде восьмиугольной звезды часто встречается на туркменских
ковровых сумках (торбах)
под названием «чархы-пелек». Во время раскопок древних южнотуркменских
поселений нередко попадается керамика, на которой изображено солнце с
восьмиугольными лучами. Один из пережитков зороастризма — поклонение огню
(отпараз) — сохранился в виде священного домашнего очага. В Южном Туркменистане
есть культовый объект Ших алов (святой огонь), представляющий собой явный
реликт храмов огня древней Парфии.
У туркмен по сей день
популярен культ тангры
— верховного бога древних тюрок и средневековых туркмен, который почитается
также как Аллах в исламе. Сохранились обряды гара чаршенбе, шаман от и другие, предусматривающие,
в частности, прыжки через костер с целью очищения, чтобы грехи сгорели в огне.
От античного времени у туркмен остались некоторые племенные названия (пар,
хорасани и др.), календарно-бытовые обряды.
Миграционные процессы
и завоевательные нашествия также оставили заметные следы в этногенезе туркмен.
Прежде всего это арабское нашествие в VII в., принесшее новую религию — ислам.
Среди туркмен выделялись так называемые овляды — племена ходжа, ших, махтум, ата и сейид, которые вели свою
родословную от арабских халифов и пользовались определенными привилегиями,
прежде всего — неприкосновенностью. Они придерживались эндогамных браков,
заключали их между соплеменниками или в крайнем случае в пределах вышеназванных
овлядских племен. Но они брали невест также и из других племен, что привело к
сильному их смешению с местным населением. В составе туркменских племен (теке, карадашли и др.) выделялся
также род «арап».
Монгольское
владычество в XIII в. оставило сравнительно незначительный след в этногенезе и
облике туркмен. На их дальнейшее формирование огромное влияние оказали
этнокультурные связи с соседями. Так, например, туркменские племена човдур, эрсары, сарык, салыр и др., жившие по
соседству с народами кипчакской группы тюркских народов на севере и на востоке,
по антропологическому типу оказывались с большой примесью монголоидной расы, а
племена, жившие долго по соседству с иранскими народами (персами, курдами) на
юге, имели очень незначительную примесь монгольской расы.
Дахо-массагеты,
древние тюрки, средневековые огузы-туркмены делились на племена и роды,
объединенные в племенные федерации. Туркмены имели общую родословную своего
происхождения. На основе ее Рашид-ад-Дин (XIV в.), а в XVII в. Абулгази написали
свои знаменитые труды. Сохранились также многочисленные варианты родословных
(шеджере) и народных преданий о происхождении туркмен.
В VIII-X вв. шел процесс объединения огузо-туркменских племен,
расселенных на огромной территории Центральной и Средней Азии. Их борьба с
печенегами в X в. на Волге, закрепление за ними определенной территории,
единство языка, вера в верховного бога Тангры, утверждение среди них
самоназвания «туркмен» привели в X в. к еще большей их консолидации. Это
обстоятельство создало благоприятные условия для передвижения огузо-туркменских
племен на юго-запад. В результате большая часть туркмен оказалась в Малой Азии
(Анатолии), где впоследствии они основали Османскую империю.
Миграции туркменских
племен вслед за ушедшими на запад соплеменниками происходили вплоть до XVIII
в., о чем свидетельствует общность духовной культуры туркмен, проживающих на
своей исторической родине и тех туркмен, которые, уйдя далеко от родных мест,
образовали внушительную диаспору. Достаточно назвать общие для нескольких
тюркоязычных народов эпосы (Горкут
Ата, Огузнаме, Гёроглы), а также дестаны и
другие фольклорные произведения. Оставшиеся в Туркменистане племена для
сохранения своей независимости объединялись в военные союзы, хотя пережитки
родоплеменных отношений сохранялись до XX в. Крупнейшие туркменские племена (теке,
йомуд, эрсары, салыр, геоклен, нохурлы, сарык и др.) различались особенностями
диалекта, одежды и некоторых обрядов. Их традиционными занятиями были
земледелие, скотоводство, различные ремесла и домашние промыслы. Старинные
образцы прикладного искусства (прежде всего ковры и ювелирные украшения)
свидетельствуют о высоком уровне народной художественной культуры.
А.Джикиев
Энциклопедический
словарь «Историко-культурное наследие Туркменистана»
UNDP, 2000, Istanbul
Comments
Post a Comment