ЕЩЕ РАЗ О ТУРКМЕНСКОЙ ЮРТЕ...



23.03.2013. Прав тысячу раз известный историк Л.Н.Гумилёв, который выступал против распространенного мнения о примитивности юрты: «Никем не доказано, что каменная лачуга или глиняная мазанка есть высшая форма жилища по сравнению с войлочным шатром - тёплым, просторным и легко переносимым с места на место. Для кочевников, тесно связанных с природой, жизнь в таком шатре была не прихотью, а необходимостью». 

Именно поэтому юрта - гениальное изобретение древних предков - саков и массагетов стала основным видом жилища в степи. Идет ли в наступление грозный враг, нужна ли перекочёвка на лучшие пастбища - юрту разбирали в течение часа и столько же времени требовалось на её установку. 

У туркмен в прошлом существовали разные типы жилищ - стационарные и переносные. Если в оазисах были распространены стационарные постройки из сырцового и жжёного кирпича (жилые и хозяйственные здания, замки, дворцы, крепости), то в пустынных и степных районах выработался наиболее совершенный вид переносного жилища - юрта. 

В китайских источниках юрту тюркоязычных народов обозначали термином «цюнлу», т.е. «куполообразная хижина». Наиболее ранние упоминания этого термина встречаются в источнике II в. до н.э. «Хуайнаньцзы». 

В раннее средневековье, когда при китайском дворе находилось огромное количество огузских князей и военачальников, в Поднебесной империи распространилась мода на всё «тюркское»: одежду, вооружение, обряды и т.д. 

Ли Чэньцянь - сын императора - даже возвёл «цюнлу» и жил в нём во дворе собственного дома. 

Автор XII в. Чэн Дачан писал: «В эпоху Тан обычно устанавливали на свадьбах шатер... Сгибая ветви ивы, делали изогнутые решетки, соединявшиеся вместе. Их можно было раздвигать и сдвигать. Таких решёток было много, и поэтому называли такое жилище «шатром из ста частей». Когда они раздвинуты, шатёр отчасти похож на современные беседки с выступающим верхом. Он со всех сторон и сверху донизу покрывался голубым войлоком. Его легко можно было перевозить и устанавливать». 

Средневековые китайские поэты воспевали юрту в своих произведениях. Один из них, Бо Цзюй, настолько восхищался огузо-туркменской юртой, что его стихотворение мы решили привести полностью: 

Шерсть собрали с тысячи овец. 
Сотни две сковали мне колец, 
Круглый остов из прибрежных ив 
Прочен, свеж, удобен и красив. 
В северной прозрачной синеве 
Воин юрту ставит на траве, 
А теперь, как голубая мгла, 
Вместе с ним она на юг пришла. 
Юрту вихрь не может покачнуть, 
От дождя твердеет её грудь. 
Нет в ней ни застенков, ни углов, 
Но внутри уютно и тепло. 
Удалившись от степей и гор, 
Юрта прибрела ко мне во двор. 
Тень её прекрасна под луной, 
А зимой она всегда со мной. 
Войлок против инея - стена, 
Не страшна и снега пелена, 
Там меха атласные лежат, 
Прикрывая струн певучих ряд. 
Там певец садится в стороне, 
Там плясунья пляшет при огне. 
В юрту мне милей войти, чем в дом, 
Хмельный сплю на войлоке сухом. 
Очага багряные огни 
Весело сплетаются в тени, 
Угольки таят в себе жару, 
Точно орхидеи поутру. 
Медленно над сумраком пустым 
Тянется ночной священный дым, 
Тает тушь, замерзшая, и вот 
Стих, как водопад весной, течет. 
Даже к пологу из орхидей 
Не увлечь из этих юрт людей. 
Тем, кто в шалашах из тростника, 
Мягкая зима и то горька. 
Юрте позавидует монах 
И школяр, запутанный в долгах. 
В юрте я приму своих гостей, 
Юрту сберегу я для детей. 
Князь свои дворцы покрыл резьбой,- 
Что они пред юртой голубой! 
Я вельможным княжеским родам 
Юрту за дворцы их не отдам. 

Особенно поражали воображение средневековых авторов ханские юрты - шатры. Придворный византийского императора Менандр Протектор, прибывший с посольством к огузо-туркменскому хану Истеми (VI в.), описывает юрту с золотым троном, внутреннее убранство, позолоченные столбы и т.д. И этим восхищается человек, который не раз бывал в великолепном дворце императора. 

Юрту называли «ak öý» («белая юрта») или «gara öý» («черная юрта»). Дело в том, что новая юрта покрывалась белым войлоком, который с течением времени темнел под воздействием дыма, копоти и т.д. 

Традиционно юрты располагались в селении с востока на запад, образуя ряд, или по кругу, где в центре ставилось жилище старшины. По традиции, каждое хозяйство ставило свою юрту в строго определенном месте, которое никто, кроме него, не имел права занимать. 

С юртой связаны многочисленные обряды и религиозные верования. Например, при входе в неё полагалось произнести слова приветствия независимо от того, есть ли в ней люди или нет. К числу древних обычаев туркмен относится и поклонение очагу, через который нельзя было переступать или осквернять его различными действиями. Невеста, прибывая в дом мужа, в первую очередь приветствовала очаг. 

В глубокой древности юрта не имела дверей, её проём занавешивался специальным ковром (eňsi) или кошмой. В средние века для юрт стали изготавливать резные створчатые двери. Порог (bosaga) считался священным: нельзя сидеть на нём, наступать на него или стоять у порога. Наши предки говорили: «Мой порог - моя святыня». Иногда к порогу прибивали конскую подкову, которая «обладала» магической силой. 

Как свидетельствовал этнограф А. Оразов, о святости юрты говорит и следующий факт: деревянные части старого жилища нельзя уничтожать или использовать в качестве топлива. Их отвозили к святому месту и там оставляли. 

Каркас юрты состоял обычно из 4-х или 6-ти деревянных решеток - крыльев. Диаметр 4-решетчатой юрты достигал 5,5 м. Однако в источниках встречаются данные и о больших юртах - из 8,9 и даже 12-ти решеток, скрепляемых толстыми шерстяными верёвками, покрываемых войлоком и украшенных тканью. 

Деревянные части выделывали из различных пород ивы или тополя. Ценились юрты, сделанные из дуба и фисташкового дерева, так как могли служить без ремонта более полусотни лет. Выделкой деревянных частей занимались специальные мастера. 

Туркменская юрта обычно образует в плане круглую форму. Купол составлялся из нескольких десятков острых жердей, вставленных в пазы обвода и скрепляемых в верхней части. 

У большинства групп туркмен женская половина юрты находилась справа от входа, где хранились кухонная утварь, постельные принадлежности, всевозможные торбы и другие предметы домашнего обихода. Мужская половина находилась слева. Там обычно содержали мешки с продовольствием, жернова, оружие, конскую сбрую и т.д. 

Богатое внутреннее убранство с использованием множества ковровых изделий, обводка юрты камышовыми циновками, иная установка и т.д. отличают туркменскую юрту от других типов юрт народов Центральной Азии. Надо также отметить, что описание китайским поэтом древнеогузской юрты полностью подходит под описание современной туркменской юрты, к которой наш народ до сих пор сохранил нежное и уважительное отношение. Сегодня она стала ярким украшением туркменских праздников, семейных и массовых торжеств, как символ преемственности традиций.

Овез ГУНДОГДЫЕВ

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ