ТУРКМЕНЫ И БОЛГАРЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ


На берегах Волги и Камы в эпоху средневековья существовало независимое царство - Волжская Болгария (VII-XII вв.), которое существовало одновременно с государством дунайских болгар. 

«Какое имеют отношение болгары к туркменам?!», - зададитесь вы вопросом. Дело в том, что в те далекие времена судьбы предков туркмен и болгар не раз пересекались. 

Первые сведения о болгарах появляются в IV в. н.э. в эпоху хуннов (предков туркмен-огузов), когда они, находясь в их составе, выдвигаются из Центральной Азии в Восточную Европу. Известны названия их племен - оногур и кутригур. Известный российский тюрколог Н.А.Баскаков считает, что слово "огур" - это болгарская диалектная форма слова "огуз", и выделяет специально "огузо-болгарскую" подгруппу тюркских языков (современные гагаузы, балканские тюрки), для которых характерно замещение согласного "з" на "р" (сравн. туркменские этнонимы "огры", "огурджали"). 

После распада центральноазиатской империи хуннов, болгары вошли в состав государства Гек-туркменов (Древнетюркской империи), а вскоре, после распада этой империи на два государства (Западное и Восточное ханства), болгары влились в состав Западного ханства, в котором главенствующую роль играли огузы. Когда это ханство в VII в. утратило свое могущество и через некоторое время распалось, на его месте возникли два новых объединения - Хазарское (в Прикаспии) и Болгарское (в Приазовье). 

В "Хронике" Иоана Никиусского (VII в.) указывается, что во главе болгар стал хан Кубрат из племени оногуров – племянник туркмено-огузского князя Орхана. Кубрат-хан в 632 г. объединил под своей властью многочисленные болгарские роды и создал государство под названием Великая Болгария. Но после смерти Кубрата (в 20-х гг. VIII в.) это государство распалось. 

По сообщениям Никифора, пять сыновей Кубрата, "...мало заботясь об отеческом завещании, по прошествии недолгого времени отделились друг от друга, и каждый из них отделил себе свою часть народа". 

Этим не замедлили воспользоваться хазары, которые обрушились на ближайшую орду старшего сына Кубрата Батбая. Решив спасти свои семьи, один из братьев уходит к тюркским аварам, другой – под покровительство византийцев. Болгарские племена были рассеяны. Третий сын Кубрата хан Аспарух откочевал на Балканы и, подчинив славян, создал государство Дунайских болгар. 

Еще одна часть болгарских племен отошла к Волге и образовала государство Волжских Болгар. Среди болгарских племен в Поволжье упоминаются племена: савир, авар, абдал. Если сравнить эти болгарские этнонимы с современными туркменскими, то выясняется следующее. Имеющие древнее эфталитское происхождение абдалы и ныне существуют в составе туркмен - туркменские абдалы проживают в Астрахани и Ставрополье (Российская Федерация), а род абдал в составе туркмен-човдуров расселен в Дашогузском велаяте (Туркменистан). Савиры, входившие когда-то в хуннский союз, находились позднее в составе болгар, хазар и туркмен-огузов. Оно сохранилось в качестве этнонима у гекленов (род сувар) и ставропольских човдуров (род саварджалы). 

В VIII в. источники фиксируют следующие племена волжских болгар: чакар, кувайар, йупан, охсун, куригир, эскиль, сиван. 

Примечательно, что названия болгарских племен куригир может быть отождествлено с названием огузо-туркменского средневекового племени каркыр; сиван - с гек-туркменским суван и современным туркменским родом суван (эрсары); чакар - с чекир (роды у эрсары, геклен, салыр, сакар). 

Как считает языковед С.Атаниязов, племя эскиль находилось в составе еще белых хуннов (эфталитов). Название данного племени может быть отождествлено с названием туркменского этнонима эски. Кувайар же может быть сопоставлено с каварами. Археолог С.П.Толстов возводит их к хорезмийцам (через хвар, ховар). Кавары мужественно сражались с византийцами и в составе мадьяр (венгров). 

Примечательны и данные языка. Несмотря на то, что современные балканские болгары, сохраняя тюркский этноним, слились со славянами и приняли еще в средневековье их язык, в болгарском языке обнаруживается множество тюркских слов, имеющих общие корни со словами современного туркменского языка. Приведем некоторые из них. 

БОЛГАРСКИЙ - ТУРКМЕНСКИЙ 

ама - но, однако эмма - но, однако 
аслан - лев арслан - лев 
артык - с излишком артык - с излишком 
ачик - очевидный, явный ачык - открытый, очевидный, явный 
баджана - свояк баджа - свояк 
байрак - знамя байдак – знамя 
баш - первый, главный баш - главный 
бюрек - пирог бёрек - пельмени 
кавърма - мясное кушанье ковурма - жареное мясо 
кьосе - безбородый косе - безбородый 
кюкюрт - сера кукурт - сера 
макам - мелодия мукам - народная мелодия 
сап - ручка сап - ручка 
эски - старый эски - старый. 

Это всего лишь поверхностное сравнение двух языков. Нет никаких сомнений, что чисто языковедческое исследование даст превосходный материал для сопоставления исторических путей двух народов. 

Необычайно интересными являются выводы российских филологов. Например, А.П.Ковалевский отождествляет сам этноним "болгар", "булгар" со средневековым огузским племенем бурказ, по аналогии "болгар" - "боргар" - "борказ". 

В.В.Полосин, специально исследовавший этноним "болгар", определил, что арабская графика дает четыре схожих написания - булгар, булкар, бургаз, буруджан. Он считает, что все эти слова являются одним и тем же названием народа не только по написанию, но и по указанию географического расположения племен и полагает, что правильно прочтенная форма - "бургаз", а также часто встречающаяся в исторических источниках форма "булгар" являются диалектными формами общего древнего этнонима "бургар", упомянутого у византийского автора Закария Ритора (VI в.). Диалектные изменения "бургар" - "булгар" и "бургар" - "бургаз" может быть объяснено исторической фонетикой тюркских языков. 

Итак, сам этноним "болгар" встречается у туркменского народа, у которого до сих пор существует род бурказ (в составе текинцев). не случайно арабский путешественник Ибн Фадлан (X в.) отмечал, что туркмено-огузский военачальник Этрек Катаган называл царя волжских болгар Алмуша своим зятем. 

В начале XIII в., когда монголы разрушили Волжскую Болгарию, большое количество болгар, а также огузов и кыпчаков, не желая подчиняться захватчикам, нашло убежище в Дунайской Болгарии, Венгрии и Литовском княжестве. 

Конечно, в Болгарию еще до нашествия монголов проникали огузо-кыпчакские роды. Заняв большие пастбища на нижнем Дунае, Добрудже и на северо-востоке Болгарии, они активно поддерживали болгар в борьбе против их врагов. Когда в 70-х гг. XII в. болгарский народ поднялся на борьбу с Византийской империей, то движение возглавили два брата - огузо-кыпчакские ханы Асен и Петр. После победы Асен I стал царем Болгарии (1187 г.). Так появилась династия болгарских царей Осеней, имя родоначальника которой этимологически связывается с создателем империи Гек-туркменов Ашиной (Асень-шад). Болгары беспрепятственно впускали на свою территорию ушедших от монголов огузов, кыпчаков, своих мусульманских сородичей - волжских болгар. Общее происхождение и сострадание к попавшим в беду братьям с Востока оказались сильнее различия в вере. 

Часть волжских болгар оставалась на своих прежних местах, приняв подданство монголов. Исследователи болгарских погребений на Волге В.Ф.Генинг и А.Х. Халиков отмечают, что в составе государства Волжских Болгар находились башкиры, печенеги, огузы. 

Таким образом, шел процесс этнического взаимопроникновения огузов и болгар. Интересно, что на бывшем болгарском кладбище в Поволжье обнаружен надгробный камень (XIV в.) с надписью: "Торкман Мухаммед, сын Якуба". 

Тюркский народ болгары играл большую роль в истории Поволжья, Приднепровья, Северного Кавказа, Балкан. Как утверждают исследователи, именно болгары, совместно с огузами, явились родоначальниками северокавказских тюрков-болгар. Болгары вошли в состав казанских татар, чувашей, мишарей, башкир. Теперь можно добавить: и туркмен! 

В 1886 г. группа офицеров эмигрировала в Российскую империю. Один из них - Георгий Вазов, имевший военно-инженерное образование, был направлен в Туркменистан, где в это время прокладывались железнодорожные линии. Десять лет Г.Вазов проработал в солнечной стране, а в 1897 г. вернулся в Болгарию. В 1912 г. именем Г.Вазова названа одна из улиц в городе Серхетабат (бывш. г.Кушка). 

В Туркменистане у Г.Вазова, который пребывал тогда в чине капитана, было много друзей. Одним из них был поручик - туркмен Николай Йомудский (будущий герой первой мировой войны). Перед отъездом Г.Вазова в Болгарию Н.Йомудский подарил ему османскую саблю и пистолет. В 1913 г. генерал Г.Вазов был назначен военным министром Болгарии. Подарки туркменского друга хранились в семье болгарского генерала как бесценные реликвии. В ноябре 2000 г. экспертная комиссия Военно-исторического музея в Софии идентифицировала их и приняла решение: "Оружие имеет коллекционную стоимость". Вот и вновь протянулась связующая нить между Туркменистаном и Болгарией

Овез ГУНДОГДЫЕВ (Туркменистан), 
Богдан ОГАРЧИНСКИЙ (Болгария)

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ