ТУРКМЕНЫ И НАРОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ

Центральная Азия играет роль связующего звена между Ази­ей и Европой, представляя собой достаточно однородный в пространственно-географическом отношении регион.

Общность судеб Центральной Азии, «прослеживаемая на про­тяжении тысячелетий, была обусловлена не только территори­альной близостью и взаимовлиянием, но и сходными природно- климатическими условиями и тем, что регион периодически подпадал под влияние общих культурно-исторических процессов... важную роль играло не только единство этнокультурных процессов, но и отсутствие внутренних границ, что обуславливало постоянные и широкомасштабные контакты внутри региона. Именно поэтому Центральная Азия всегда была самодостаточным и целостным ре­гионом с четко выраженной спецификой культурно-исторических процессов. На обширном пространстве Центральной Азии сложи­лась уникальная система взаимодополняющих друг друга «цивили­заций» - оседло-земледельческая с развитыми городами, ремеслами, религией, письменностью, литературой, торговлей и ирригацией, с одной стороны, и номадная - с дисперсной системой расселения - с другой».

Территория Центральной Азии входила в зону обитания древ­нейших людей земного шара. Наиболее ранние свидетельства че­ловеческой жизнедеятельности в Туркменистане относятся к ниж­нему палеолиту (ашельская культура), т.е. к древнекаменному веку, на западе страны. Артефакты датируются 500-300 тысячами лет до н.э. Уже в то время в Центральной Азии различаются две культуры: на юге - культура ручного рубила классического типа, на востоке и севере - культура чопперов (рубила с широким лезвием). Первая из них условно называется «средиземноморской», вторая - «восточноазиатской».; В этом отношении Центральноазиатский регион являлся не только связующим звеном между Азией и Европой, но и центром, где впервые вступили в контакт древнейшие культуры Юго-Восточной, Восточной, Центральной, Передней и Южной Азии.

В среднем (мустьсрское время), верхнем палеолите, мезолите (среднекаменный век) и неолите (новокаменный век) культурно­исторические связи региона становятся более интенсивными. Памятники западного Туркменистана Кескыр Булак, Кара Тенгир. Дам-Дам Чешме, Кайлы и др. обнаруживают сходство с памятника­ми Узбекистана, Таджикистана, Южного Казахстана. Несомненно, Центральная Азия стала одной из тех обширных зон, где формировался тип современного человека. Несмотря на локальные осо­бенности техники изготовления каменных орудий, наблюдается взаимосвязь между древними племенами, которые могли свободно передвигаться на значительные расстояния, «просачиваясь» сквозь территории, занятые другими племенами.

Вот как об этом пишет крупнейший специалист по первобыт­ным памятникам А.П.Окладников: «В пору мезолита в Прикаспии в бассейне Аму-Дарьи развивается микролитическая культура, составлявшая часть огромной области микролитических культур с орудиями геометрических форм, охватывавших в своем распространении юг Азии, Европу, Африку и даже далекую Австралию. Корни этой культуры уходят в южный «каспийский» палеолит. С другой стороны, на востоке Средней Азии длительно существует культу­ра горцев Тянь-Шаня и Памира, генетически связанная с культурой чопперов Центральной, Северной и Восточной Азии. Уже с самого начала, с нижнего и среднего палеолита, культуры эти не только со­прикасались, но и смешивались, оказывали друг на друга влияние и переслаивались. Вероятно, возникали промежуточные или «гибридные» культуры».

В IV—III тыс. до н.э. значительные территории Центральной Азии были заняты древнейшими земледельцами на юге (памятники джейтунской, анауской и т.д. культур) и общностью кельтеминарской культуры. Последняя объединяет культуру племенных групп, занимавших районы Северного Туркменистана (где впервые была открыта эта культура). Западного Казахстана, Узбекистана. Кельтеминарская культура характеризуется грубой лепной керамикой (остродонной и богато орнаментированной), большими жилищами-землянками и др. Выделяются территориальные варианты Кельте- минара (акчадарьинский, узбойский, западноказахстанский, кы­зылкумский, нижнезеравшанский).

«Кельтеминарцы» не были изолированы не только друг от дру­га, но и от населения весьма отдаленных областей. Керамика, происходящая из кельтеминарских поселений, доказывает наличие связей с племенами, населявшими Урал, лесные районы Западной Сибири (вплоть до Оби и Енисея) и степные области Южной Сибири.
Установлено, что кельтеминарская культура сформировалась на основе охотничье-рыболовческих племен Западного Туркмениста­на, земледельческих племен Южного Туркменистана и более древ­них местных культур.

Южнотуркменские племена сыграли большую роль в становле­нии уникальных культур Центральной Азии, их влияние прослежи­вается в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане, Кыргызстане. Их далекой окраиной на востоке стали поселения чустской культу­ры в Фергане.

Несомненно влияние южнотуркменистанских земледельческих племен эпох энеолита и бронзы с их развитой протогородской культурой (Алтын депе, Намазга, поселения Маргуша и др.) на весь ход исторических событий, происходящих на юге Центральной Азии, в то время как на севере региона формировалась культура так называемой «степной бронзы», где ведущая роль принадлежала скотоводству, обеспечивающему значительную подвижность племен. Племена культуры «степной бронзы» были представлены двумя основными культурно-историческими общностями - срубной на западе и андроновской на востоке, которые на своей южной периферии отличались значительным своеобразием и пестротой археоло­гических комплексов.

В середине II тыс. до н.э. «срубники» и «андроновцы» про­никли в южные районы Центральной Азии, где вошли в контакт с древнеземледельческим населением, составив «варварскую» переферию протогородской цивилизации. Влияние южной цивилизации на культуру степных племен было постоянным и способствовало развитию у них гораздо более высокой культуры, чем у населения сопредельных областей Евразии.

Тазабагъябские памятники Хорезма представляют собой один из вариантов андроновской культуры, охватившей обширные территории Казахстана и Южной Сибири. Они смешались с потомками «кельтеминарцев», что привело к появлению в Центральной Азии нового земледельческого оазиса - Хорезма железного века. Культу­ра андроновского типа послужила и основой для другого крупного центра - Согда, где катализатором этих процессов также явились сношения с древними земледельческими оазисами Южного Туркме­нистана. Подобные процессы мы наблюдаем в Фергане; возможно, они дали толчок к развитию еще одной древней области - Бактрии.

«Так, к середине I тыс. до н.э. исторические процессы, шедшие различными путями в различных областях Средней Азии, - пишет В.М.Массон, - завершились созданием цивилизаций Парфии, Маргианы, Гиркании, Хорезма, Согда, Бактрии и Ферганы... племена IV-III тыс. до н.э... явились той реальной исторической средой, на основе которой возникла блестящая культура Средней Азии. В степных и пустынных областях на основе отдельных групп андроновских племен, у которых в силу природных условий земледелие не получило развития, складываются ранние кочевники».

Во II тыс. до н.э. на политическую арену Центральной Азии выходят два крупнейших этнополитических образования, названия которых зафиксированы Авестой, - туры и арии, которые являются, скорее всего, носителями исторически сложившихся в Центральной Азии двух культурных миров - оседлоземледельческого и скотоводческого. Они сыграли огромную роль в общеконтинентальных процессах этногенеза, в формировании языков и многих древних и современных народов Европы и Азии. Именно Центральной Азии как этноконтактной зоне принадлежит важная роль в судьбах на­родов всего Старого Света. Здесь происходила «переплавка» язы­ков индоевропейской, уралоалтайской и дравидийской семей, здесь было «место встречи» различных типов европеоидной, монголоид­ной и дравидоидной рас, всевозможных религиозных мировоззре­ний и различных форм хозяйства. Под названием «туры» (туранцы) и «арии» скрывался целый ряд центральноазиатских этносов, двинувшихся на активное заселение всего Евразийского континен­та. Авеста приводит названия некоторых туранских племен - даха, дана, сайрима, саина, хион. Именно они стали тем этническим конгломератом, известным античным авторам как скифы и массагеты. Вопросы об их этнической принадлежности разрабатывают­ся многие десятилетия, при преобладающем в европейской науке мнении об ираноязычности всех этих этносов. Однако такое поло­жение приводит к целому ряду противоречий, вызванных нежела­нием большой группы ученых признать факт распространения в Центральной Азии пратюркских языков в самые древние времена. Для нас вопрос о языке этносов туранского мира - есть вместе с тем и вопрос об этнокультурном составе населения региона, в том числе Туркменистана. Этимологически трудно отделить «туров» от «тюрков», ибо слово «тюрк» является лишь разновидностью фор­мы «тур» - «тюр» + к (аффикс множественного числа), т.е. слово «тюрк» - всего лишь «много туров». Сами тюрки отождествляли слова «Туран» и «Туркестан». Вплоть до конца XIX в. туркмены часто называли свою страну Тураном. Туранцы впервые применили в военном деле конницу, что на многие века определило их преиму­щество в битвах и сражениях. Одомашнив лошадь и получив воз­можность передвигаться на огромных пространствах Азии, туран­цы появились в странах Южной, Юго-Западной, Передней и Малой Азии. Некоторые племена уходили по степному поясу все дальше на восток и север через территории Казахстана и Кыргызстана. Продвижение туранцев юга региона в северо-восточном направле­нии зафиксировано археологически (например, стоянки Тогарской культуры в Кыргызстане), что привело впоследствии к созданию в I тыс. до н.э. Великой империи Хунну, в которой туранцы, объединив сибирские и монгольские племена, играли главенствующую роль.

В Центральной Азии туранцы известны под именем «массагеты», и с ними связан термин «Массагетский Туран». Древние ис­точники указывают на такие племена массагетов, как хорасмии (хорезмийцы), хораснии (хорасанцы), апасиаки (пасианы), асии, сакаравака. тохары-дахи, атасии, аугасы. Все эти этнонимы выявляются позднее в составе туркмен-огузов. Например, С.П.Толстов отождествлял массагето-туранские этнонимы: дах-тохар с огузским племенем дукер (совр. дюкер, тувер, тогар), пасиан - с огузским племенем печенег, сакаравака с туркменским племенем сакар, асии с огузским племенем языр (совр. туркм. асы, язы).

Исследователь Г.И.Карпов сравнил массагетские племена атасиев с туркменским племенем ата, астабенов с туркменским подразделением атабай (йомуды), амиргийских саков с огузским племенем эймир и современ­ным туркменским племенем емрели. Наконец, С.П.Толстов сделал важнейший для нас вывод: он отождествил турано-массагетский эт­ноним «аугас» с названием «огуз» (сравн. древнее название Амуда­рьи «Окс» с его средневековым названием «Огуз» - Узбой). Это мо­жет свидетельствовать о том, что сами этнонимы «тюрк» и «огуз» уже фиксируются источниками в I тыс. до н.э. рядом и на той тер­ритории, где возникает в средние века государство туркмен-огузов. Не случайно правители крупнейших туркменских государств XI- XII вв. Караханиды и Сельджукиды возводили свою родословную к Афрасиабу - царю древних туров."

Массагето-туранские племена, которых еще называли «сак» и «скиф», в VII в. до н.э. ворвались в Восточную Европу, Закавка­зье, Малую и Переднюю Азию, всколыхнув древний мир. Термин «скиф» - русская интерпретация греческого слова «скут». В Ма­лой Азии же они были известны под названием «ишкут», «ишкуз», в котором О.Сулейменов видел слово «ич огуз» (т.е. «внутренние огузы»), тем самым подтверждая тезис о принадлежности скифов к массагето-туранскому миру и, в то же время, о принадлежности их к племенам туркмено-огузского круга.

Анализ источников показал, что киммерийцы, скифы, меоты, сарматы, аланы - все они являются племенами одного этническо­го субстрата. Все эти племена можно условно обозначить одним общепринятым термином - «скифские», вытеснив более архаич­ное название «туры». Только надо помнить, что «скиф» - это одно из многочисленных племен, и даже когда огузы (ишкуз) потеряли свое могущество, племена продолжали именоваться скифами. Естественно, культура всего «скифского» ареала имеет свои локальные особенности даже на территории Туркменистана. Но надо помнить, что «.„народ не перестает быть единым, если даже отдельные груп­пы ведут разное хозяйство, обитают в жилищах разного типа и фор­мы, носят разную одежду и пр.».

Все описания античных авторов в отношении быта «скифов» не находят аналогий ни у одного «ираноязычного» народа. В то же время, они находят параллели у тюркоязычных народов в разные эпо­хи: доение кобылиц при помощи костяной трубочки «в виде флей­ты» (скифы и современные алтайские тюрки), способ варки мяса в желудках животных (скифы и современные казахи, балкарцы и др.), гадание на прутьях (скифы и балкарцы), обычаи сопровождения лошадей с выставлением «статуй» (скифы и гунны, печенеги, огу­зы), изготовление чаш из черепов врагов (скифы и гунны, печене­ги), плата за принесенные головы врагов (скифы и огузы. монголы), употребление кумыса (скифы и гунны, тюрки, огузы, казахи, кыргызы, алтайцы и т.д.), установка каменных баб на могилах предков (скифы и огузы. кипчаки, кыргызы. древние тюрки), военная так­тика с применением ложного отступления, лавы и т.д. (скифы и все тюрки), применение юрт - станционарных и передвижных (скифы и все тюрки), изготовление войлочных изделий (скифы и все тюрки) и т.д.
Обилие разных названий скифо-массагетских племен объясня­ется тем, что античные авторы черпали сведения из разных источ­ников, и в некоторых из них искаженные названия принимались за названия новых этносов. Иногда древние авторы ставили рядом имя племени, рода и этноса.

Во II - I тыс. до н.э. народы Центральной Азии создали  одновре­менно на территории Евразийского континента обширные государ­ства. Но, как правило, этносы стареют и возрождаются вновь через определенные промежутки времени. Ко второй половине I тыс. до н.э. массагеты-туранцы считаются уже старым этносом, часть их подпадает под влияние персов и греков, а на востоке - Китая. На­уке пока неясны механизмы, которые заставляют народ вновь про­сыпаться и выйти из забвения на историческую арену, но именно к III в. до н.э. туранцы на просторах Азии вновь заявляют о себе созданием могущественных империй. Образовываются государства мирового масштаба (Парфия, Великие Кушаны, Древний Хорезм, Хуннская держава), сыгравшие выдающуюся роль в судьбах наро­дов Азии и Европы. Всплеска энергии туранцев хватило на 450-500 лет, а после отмечается почти одновременное падение великих им­перий Центральной Азии. К III в. н.э. идет процесс «рассеивания» этнического заряда туранцев. Парфия, Хорезм, Кушаны временно попадают под протекторат Сасанидского Ирана, а Хуннская держа­ва - Китая. К IV в. н.э. массагето-туранские племена создают креп­кие государства Эфталитов (Абдалов), Афригидов (Хорезм), а на территории Кавказа, Восточной и Центральной Европы эфемерные многонациональные государства - Гуннскую империю и Аварский каганат.

К числу государств, созданных древними тюркоязычными эт­носами, можно отнести государство Туран (IIIII тыс. до н.э.), Хеттское и Троянское царства (II тыс. до н.э.), государство Массагетов (VII—IV вв. до н.э.), Древнехорезмийское царство (конец II—I тыс. до н.э.), Парфянская империя (245 г. до н.э. - 226 г. н.э.), государ­ство Великих Кушан (130 г. до н.э. - III в. н.э.), государство Кангюй (Хорезм, III в. до н.э. - III в. н.э.), империя Великих Хунну (III в. до н.э. - II в. н.э.), государство Сарматов-Алан (IV в. до н.э. - III в. н.э.), государство Афригидов в Хорезме (IV в. н.э. - VIII в. н.э.), Великая Гуннская империя (IV в. - сер. V в. н.э.), Аварский каганат (V-VII вв.), государство Абдалов (IV-VI вв.). Территории, на которой соз­давались и существовали эти государства, простирались от Алтая до Средиземноморья, от Китая до Центральной Европы.

Шумеры, арии, киммерийцы, скифы, саки, сарматы, дахи, массагеты, парфяне, аланы, асы, гунны, абдалы - вот далеко не полный список тех древних этносов, которые составили основное ядро при формировании туркменского народа. Но они являются также пред­ками других народов Европы и Азии, в первую очередь. Централь­ной Азии. Народы Центральной Азии связаны между собой общно­стью исторических судеб, генетически близкой культурой, языком (таджиков отличает ираноязычность), этнической психологией. Как писал В.Алексеев: «Ясно, что истоки тюркских народов и языков нужно искать много раньше, на рубеже нашей эры или еще раньше, в скифское время».



Из книги О.Гундогдыева «Туркмены и народы мира»

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ