О ТУРКМЕНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ДРЕВНИХ АЛАНОВ

С.Атаныязов “Словарь туркменских этнонимов”
Алайонтли — средневековое туркменское племя. Варианты названия: ала-йонтлы, ула-йондлуг, алка-булак алат, алачи, алачин, алан, булак-ат и др. В древнетюркском языке этно­ним означал ‘пеголошадиные’, ‘имею­щие пегих лошадей’: от ала ‘пестрый, пегий’, йонт ‘лошадь’ [Айдаров, 1971 с. 359], -лы — аффикс принадлежности. В китайских документах таньской эпохи и в китайской энциклопедии VIII в. «Тунь-дянь» данный этноним употреблялся в формах элочжи (т. е. алат), алан, хелань, означавших ‘пегая лошадь’ [Зуев, 1962, с. 107— 108]. В древних китайских источни­ках встречается этноним бо-ма, явля­ющийся прямой калькой тюркского алат. Первые известия об алатах в них появляются еще с IV в. В это время алаты обитали на Ордосе и северных склонах Иньшаня. В VII в. часть алатов уже перекочевала на север от Алтая. Какая-то их часть с VIII в. и позже оказалась далеко на западе от Алтая и в результате последующего дробления и этниче­ского взаимодействия с местными племенами утратила прежнюю общ­ность. Отдельные группировки ока­зались втянутыми в сферу огузо-туркменских, печенежских, булгарских и кипчакских этнических связей и, та­ким образом, приняли участие в соз­дании новых этнических коллективов [Зуев, 1962, с. 116]…Махмуд Кашгари употребляет этноним как ула-йондулуг [МИТТ.—Т.1.—С. 309i]; Рашид-ад-Дин —ала-юнтли и считает его третьим сыном Даг-хана, внуком Огуз-хана. Он дает такое толкование этнониму: 'скот его будет хорош [МИТТ. Т. 1. —С. 501]. Перевод Салар Баба также идентичен этому объяснению: Алай Юнтлы — ‘чтобы его скот вечно был в исправности’ [Салар Баба, с. 53]. У Языджы-оглы такое объяснение слова алайундлу: ‘имеющий пегую лошадь’. Абулгази Ала-йонтлы считает также третьим сыном Таг-хана и переводит антропоним как ала атлы 'имеющий* пегую лошадь’ [Кононов. Родословная, с. 34, 51, 53]. В другой работе Абулгази данное имя употреб­лено в форме Алаюн-атлы [Абулгази, 1906, с. 25—26].

Олам – мелкое туркменское племя (Ходжамбасский р-н и г. Самарканд); тире племени емрели, подразделения даглы. По мненнию многих ученых, оламы и Серахские аламы являются остатками древних аланов или асов, живших в IX-XI вв. на берегу Сарыкамышского озера [Бахтиаров, 1930, с.39-40; Васильева, 1963 ]. Действительно, хорасанские аланы, вошедшие в состав туркменского народа во времена Бируни (973-1050), отличались языком, они говорили на смешанном хорезмияско-печенежском диалекте [Васильева, 1963 ]. Об аланском компоненте туркменского народа [Бартольд. – Т.2. – Ч.1 – С.661; Каррыев и др., 1954,. С. 11; Еремеев, 1980, с. 19 и др.].



В.Бартольд «Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов»
«Туркмены — тюркская народность в Средней Азии. Это имя употреблялось с Ѵ/ХІ в., первоначально в форме персидского множественного числа — туркманан, персидскими историками Гардизи (см. Barthold, Gardïzl, ср. теперь также издание Мухаммеда Назима) и Абу-л-Фазлом Бейхаки в том же значении, что и тюрк. огуз, араб. гузз. Как известно, огузы сначала жили в Монголии, где их упоминают еще орхонские надписи VIII в. Насколько известно, эти огузы назывались только тюрками, а не туркменами; туркмены упоминаются только на западе, впервые (в транскрипции те-го-мен) в китайской энциклопедии VIII в. Тун-дянь, гл. 193 (Hirth, lieber Wolga-Hunnen. S. 263 sq.). По Тун-дянь, слово те-го-мен было другим названием страны Сук-так, т. е. страны аланов, места расселения которых в начале нашей эры доходили на востоке до нижнего течения Сыр-Дарьи, где в ІѴ/Х в. была основная область расселения огузов.»

О.Гундогдыев «Туркмены и народы мира»
«Надо отметить особо, что предки туркмен - алано-асские племена - еще в первых веках новой эры прибыли на Кавказ. Ни один источник не говорит об их ираноязычности. Напротив, армянские и грузинские авторы Средневековья указывали на тюркоязычность аланов-асов, которых они знали под названием овсуров [огузо-туркменское племя авшар] и дигоров».

М.Байрамов «Происхождение туркмен»
«Согласно преданиям о происхождении осетинского народа, родоначальником осетин был Ос-Багатур: данное имя отождествляется с названием одного из осетинских племен «ас», в то время как «багатур» - слово тюркского происхождения («батыр») и означает богатырь. Одного из сыновей Ос-Багатура звали Агуз, т.е. Огуз, а сам этноним «ас» также может происходить от названия «огуз» - огуз-уз-ас. Это неудивительно, ведь алано-асские племена появились на Северном Кавказе именно из Центральной Азии – древней родины огузов. Если обратиться к осетинским именникам и родословным, то О.Гундогдыев со ссылкой на осетинского филолога Ф.Гутнова указывает, что имена осетинских князей и отдельных правителей были, в основном, тюркского и арабского происхождения: Байсагур, Батырбий, Беслан, Елкан, Тенгиз, Элькон, Асгирей, Асланбек, Бикан, Ботас, Полат, Санджар, Туган, Тембулат, Крымгире, Кудаберд, Темирхан, Ханджери, Буриберды и другие. Основываясь на приведенных свидетельствах, можно сделать однозначный вывод о том, что алано-асы, ставшие одним из древних пластов в этногенезе туркмен, были племенами огузо-тюркского (туркменского) происхождения.»


М.Байрамов «Древнее огузо-туркменское племя дюгер»

«Часть огузо-туркменского племени дюгер переселилось на Северный Кавказ. В средневековом  армянском географическом атласе Ашхарацуйц описываются несколько аланских племен (само название «алан» является одним из вариантов произношения названия древнего огузо-туркменского племени алаюнтлы), включая «народ аланов аш-тигор» или просто «народ дикор». Вероятнее всего, под аланским народом «дикор» имеется ввиду огузо-туркменское племя дюгер, северокавказская часть которого ныне является суб-этносом осетин под наименованием «дигорцы». Ираноязычные иронцы, являющиеся другим суб-этносом осетин, не понимают языка дигорцев, что является косвенным подтверждением древнего огузо-туркменского происхождения дигорцев, которых тюркоязычные народы Северного Кавказа так и именуют их - «дюгеры».» 

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ