О ТУРКМЕНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ДРЕВНИХ АЛАНОВ
С.Атаныязов “Словарь туркменских этнонимов”
Алайонтли — средневековое туркменское племя.
Варианты названия: ала-йонтлы, ула-йондлуг, алка-булак алат, алачи, алачин, алан, булак-ат и др. В древнетюркском языке этноним
означал ‘пеголошадиные’, ‘имеющие пегих лошадей’: от ала ‘пестрый, пегий’, йонт ‘лошадь’
[Айдаров, 1971
с. 359], -лы —
аффикс принадлежности. В китайских документах таньской эпохи и в китайской
энциклопедии VIII в. «Тунь-дянь» данный этноним употреблялся в формах элочжи (т.
е. алат), алан, хелань, означавших ‘пегая лошадь’
[Зуев, 1962,
с. 107— 108]. В древних китайских источниках встречается этноним бо-ма, являющийся
прямой калькой тюркского алат. Первые известия об алатах в них появляются еще с
IV в. В это время алаты обитали на Ордосе и северных склонах Иньшаня. В VII в.
часть алатов уже перекочевала на север от Алтая. Какая-то их часть с VIII в. и
позже оказалась далеко на западе от Алтая и в результате последующего дробления
и этнического взаимодействия с местными племенами утратила прежнюю общность.
Отдельные группировки оказались втянутыми в сферу огузо-туркменских,
печенежских, булгарских и кипчакских этнических связей и, таким образом,
приняли участие в создании новых этнических коллективов [Зуев, 1962, с. 116]…Махмуд Кашгари употребляет этноним
как ула-йондулуг
[МИТТ.—Т.1.—С. 309i];
Рашид-ад-Дин —ала-юнтли
и считает его третьим сыном Даг-хана, внуком Огуз-хана. Он дает такое толкование
этнониму: 'скот его будет хорош [МИТТ. — Т. 1. —С. 501]. Перевод Салар Баба также идентичен
этому объяснению: Алай
Юнтлы — ‘чтобы его скот вечно был в исправности’ [Салар Баба, с. 53]. У
Языджы-оглы такое объяснение слова алайундлу: ‘имеющий пегую лошадь’. Абулгази Ала-йонтлы
считает также третьим сыном Таг-хана и переводит антропоним как ала атлы 'имеющий* пегую
лошадь’ [Кононов.
Родословная, с. 34, 51, 53]. В другой работе Абулгази данное имя
употреблено в форме Алаюн-атлы [Абулгази, 1906, с. 25—26].
Олам – мелкое туркменское племя (Ходжамбасский р-н и г.
Самарканд); тире племени емрели, подразделения даглы. По мненнию многих ученых,
оламы и Серахские аламы являются остатками древних аланов или асов, живших в IX-XI
вв. на берегу Сарыкамышского озера [Бахтиаров, 1930,
с.39-40; Васильева, 1963 ]. Действительно, хорасанские аланы, вошедшие в состав туркменского
народа во времена Бируни (973-1050), отличались языком, они говорили на
смешанном хорезмияско-печенежском диалекте [Васильева, 1963 ].
Об аланском компоненте туркменского
народа [Бартольд. – Т.2. – Ч.1 – С.661; Каррыев и др., 1954,. С. 11; Еремеев,
1980, с. 19 и др.].
В.Бартольд «Работы по
истории и филологии тюркских и монгольских народов»
«Туркмены
— тюркская народность в Средней Азии. Это имя употреблялось с Ѵ/ХІ в.,
первоначально в форме персидского множественного числа — туркманан, персидскими
историками Гардизи (см. Barthold, Gardïzl, ср. теперь также издание Мухаммеда
Назима) и Абу-л-Фазлом Бейхаки в том же значении, что и тюрк. огуз, араб. гузз.
Как известно, огузы сначала жили в Монголии, где их упоминают еще орхонские надписи
VIII в. Насколько известно, эти огузы назывались только тюрками, а не
туркменами; туркмены упоминаются только на западе, впервые (в транскрипции
те-го-мен) в китайской энциклопедии VIII в. Тун-дянь, гл. 193 (Hirth, lieber Wolga-Hunnen. S. 263 sq.). По Тун-дянь, слово
те-го-мен было другим названием страны Сук-так, т. е. страны аланов, места расселения которых в
начале нашей эры доходили на востоке до нижнего течения Сыр-Дарьи, где в ІѴ/Х
в. была основная область расселения огузов.»
О.Гундогдыев «Туркмены и
народы мира»
«Надо
отметить особо, что предки туркмен - алано-асские племена - еще в первых веках
новой эры прибыли на Кавказ. Ни один источник не говорит об их ираноязычности.
Напротив, армянские и грузинские авторы Средневековья указывали на
тюркоязычность аланов-асов, которых они знали под названием овсуров [огузо-туркменское племя авшар] и
дигоров».
М.Байрамов «Происхождение
туркмен»
«Согласно
преданиям о происхождении осетинского народа, родоначальником осетин был
Ос-Багатур: данное имя отождествляется с названием одного из осетинских племен
«ас», в то время как «багатур» - слово тюркского происхождения («батыр») и
означает богатырь. Одного из сыновей Ос-Багатура звали Агуз, т.е. Огуз, а сам
этноним «ас» также может происходить от названия «огуз» - огуз-уз-ас. Это
неудивительно, ведь алано-асские племена появились на Северном Кавказе именно
из Центральной Азии – древней родины огузов. Если обратиться к осетинским
именникам и родословным, то О.Гундогдыев со ссылкой на осетинского филолога
Ф.Гутнова указывает, что имена осетинских князей и отдельных правителей были, в
основном, тюркского и арабского происхождения: Байсагур, Батырбий, Беслан,
Елкан, Тенгиз, Элькон, Асгирей, Асланбек, Бикан, Ботас, Полат, Санджар, Туган,
Тембулат, Крымгире, Кудаберд, Темирхан, Ханджери, Буриберды и другие.
Основываясь на приведенных свидетельствах, можно сделать однозначный вывод о
том, что алано-асы, ставшие одним из
древних пластов в этногенезе туркмен, были племенами огузо-тюркского (туркменского)
происхождения.»
М.Байрамов «Древнее огузо-туркменское племя дюгер»
Comments
Post a Comment