ДРЕВНИЕ ТУРКМЕНСКИЕ ПЛЕМЕНА ТЕКЕ И ЁМУТ

ТЕКЕ – одно из крупных  туркменских племен. Теке – «козел». Этноним тотемного происхождения. По Абул-гази, Теке – имя родоначальника. Он пишет: «В салорском иле был человек (по имени) Той-Тутмас. Или Теке и Сарык – его потомки (Кононов, Родословная, с. 74). По Г.И.Карпову название возникло в XVI в., а по преданиям, в XI-XII вв. (Карпов, 1942, с. 23, 29). Последняя дата ближе к истине, ибо часть этого племени была переселена в Анатолию из Хорезма и Серахса в начале XIII в. (Еремеев, 1971, с.89), а по другой версии, в XI-XII вв. (Советская этнография, 1935, № 6). В пользу данного предположения можно привести еще факты о том, что этноним таке, теке встречается и у киргизов (Асанбаев, с.158, 180) и в топонимии Казахстана. Туркменский ученый-литературовед А.Бекмурадов связывает этноним теке с хуннским племенем tüke (тукю?). В подтверждение он ссылается на аналогичность военно-административной организации древних хуннов и туркмен-теке (Яш Коммунист, 1985, 20 июля).


ЁМУТ – одно из крупных туркменских племен, разделяющееся на северных (ташаузских) и западных (красноводских) ёмутов. Наиболее правдоподобная версия у Вамбери: йом//йум “множество, куча, сбор” (нем. Menge), т.е. род, племя (Vambery, с. 268, Вамбери, 1891, с. 268), а -ут/-ыт – аффикс собирательности. Мнение Вамбери подтверждается следующими фактами: а) в литературном туркм. языке и его диалектах встречаются слова с основой йум: юмак “клубок”, юмалак “шар”, юмрук “кулак”, юмры “шишка”, юмуртга “яйцо” и т.д. В уйгурском языке йумут собирать (в кучу)” (Радлов, Т.3. – С.580), а в древнетюрских письменных памятниках йумыгылыг “собранный в итоге” (Др.-тюркские диалекты, с.43), в языке среднеазиатского тефсира йумгы “весь, целый” (Боровков, Тефсир, с.163); б) древних гуннов называли также и ёмутами. Ю.А.Зуев слово гунн переводит как “род, племя” (Зуев, Тамги лошадей). Следовательно, второй вариант этнонима гунн-ёмут также имеет аналогичный смысл.

Абулгази слово ёмут считает именем сына Кулмы, потомка Огурджик-алпа (Кононов, Родословная, с.71). Н.Н.Йомудский пишет, что “йомуды являются нисходящим потомством “одного человека” по имени Йомуд, жившего в конце XII или начале XIII столетия. Он – сын Союн-хана, сына Салыр Газана (Йомудский, с.32).


Источник: С.Атаныязов “Словарь туркменских этнонимов”

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ