ТУРКМЕНЫ


Туркмены, один из древнейших этносов, относящихся к западной, огузо-туркменской группе тюркских народов. За пределами Туркменистана большие группы туркмен проживают в Иране, Авганистане, Ираке, Сирии, Турции, Узбекистане, Китае, России и других странах. До сих пор нет единого меннения о происхождения названия «туркмен» . Его связывают с понятием «великие тюрки», переводят как «я тюрк», «тюркоподобный», « тарджуман», «тиркеман» (лук и стрела),  «тюркиман»  и т.д.  Однако беccпорно одно: коренным словом в названии народа является слово «турк», известное задолго до н.э. Достоверные сведения о названии «туркмен» имеются в трудах ал-Макдиси, Абу-Рейхана Бируни (Х в.), Махмуда Кашгари (XI в.). Бируни, в частности, писал, что когда огуз принимал ислам, то о нём говарили что он стал «тюрк» и «иман» (вера) и трактуют как «правоверный тюрк». Еще более интересно и правдоподобно сообщение Махмуда Кашгари о том, что когда в Среднию Азию пришёл Зул-Карнайн (Александр Македонский) и увидел здесь группу людей, то прежде чем спросить у них, кто они,  сказал: «Тюркман энд», что означало: вот эти на тюрок похожи. Такова основа появления слова “туркмен”,- заключал Махмуд Кашгари.

Одно то, что ученый XI в. происхождение названия «туркмен» связывает с эпохой Александра Македонского, говорит само за себя, а его толкование дает основание считать, что название «туркмен» означает «тюрки», «тюркские люди». С этим согласуется и современный лингвистический анализ, согласно которому в слове «туркмен» второй слог «мен» означает «принадлежность». Следовательно, название «туркмен» означает «тюркский народ», «тюрки».

В этногенезе туркменского народа начиная с древнейших времен в принимали участие многочисленные родо-племенные группы и народы, жившие на огромных просторах Евразии, от Алтая до Черного моря, античными авторами названные в целом скифами. Однако, как показали новейшие материалы и исследования, основное ядро туркменского народа составили местные племена и народности, аборигены Турана и Хорасана. Туркмены, как и другие народы, обладают присущими только им отличительными признаками, которые формировались в течение многих ряда столетий из различных этнических, расовых и языковых групп.

Накопленные к настоящему времени археологические, антропологические, письменные, фольклорно-этнографические материалы дают возможность провести некоторые аналогии между древними, античными, средневековыми и современными жителями (насельниками) Туркменистана и установить этническую взаимосвязь и культурную преемственность между ними. На ранних этапах этногенеза туркмен большую роль играли оседлые и полукочевые племена Западного Турана (т.е. современного Туркменистана) — маргианцы, парфяне, хорезмийцы, гирканцы, хорасанцы, дахо-массагетские племена аугасии, парны, имиргийцы, аланы, эфталиты и другие, многие из которых были прототюркскими, огузо-туркменскими племенами.

Веским доказательством местного происхождения туркмен являются антропологические данные. На основе сравнительного изучения палеоантропологических материалов с территории Туркменистана с антропологией современных туркмен, исследователь Л.Ошанин пришел к выводу, что в составе туркмен явно преобладает местная автохтонная долихоцефальная раса, названная закаспийской. Этот факт был подтвержден и дополнен новыми доказательствами другими антропологами.

Туркмены являются единственным народом в Центральной Азии, относящийся к вышеназванной длинноголовой европеоидной расе. До недавних пор туркмены путем искусственной деформации головы новорожденных, с помощью специальных тюбетеек (чиле тахья) и обматыванием головы платком поддерживали эту древнюю традицию предков.

Узнать корни туркменского народа помогают и такие факторы, как современное народное декоративное искусство и домашние промыслы, имеющие древний традиции. Это в первую очередь ковровые изделия, вышивки, ювелирные изделия и т.д. На керамике и керамических изделиях (больших сосудах, найденных в погребениях и жилых помещениях) Южного Туркменистана V-III тысячелетий до н.э. имеются изображения центральных голей-орнаментов и периферийных орнаментов салырских, текинских, йомудских ковров, причем они как и современные туркменские ковры оказались совершенно уникальными, так как встречаются только на территории современного Туркменистана. Это древнее высокое искусство туркмены пронесли через тысячелетия и сохранили до наших дней.

С другой стороны, орнаменты древнетюркского Пазырыкского ковра из Алтая (с рисунком гочак - стилизованным изображении бараньих рогов и т.д.), имеют большое сходство с йомудскими, эрсарынскими коврами, а также содержат 24 центральных орнамента, символизирующих деления гуннов, древних тюрков и средневековых туркмен- огузов на 24 племени.

Современные туркмены сохранили очень много реликтов домусульманских местных культов и верований: зороастрийских, шаманистс- ких, буддийских. Изображение солнца — главного бога массагетов, в виде восьмиугольной звезды часто встречается на туркменских ковровых сумках (торбах) под названием «чархы-пелек». Во время раскопок древних южнотуркменских поселений нередко попадается керамика, на которой изображено солнце с восьмиугольными лучами. Один из пережитков зороастризма — поклонение огню (отпараз) — сохранился в виде священного домашнего очага. В Южном Туркменистане есть культовый объект Ших алов (святой огонь), представляющий собой явный реликт храмов огня древней Парфии.

У туркмен по сей день популярен культ тангры — верховного бога древних тюрок и средневековых туркмен, который почитается также как Аллах в исламе. Сохранились обряды гара чаршенбе, шаман от и другие, предусматривающие, в частности, прыжки через костер с целью очищения, чтобы грехи сгорели в огне. От античного времени у туркмен остались некоторые племенные названия (пар, хорасани и др.), календарно-бытовые обряды.

Миграционные процессы и завоевательные нашествия также оставили заметные следы в этногенезе туркмен. Прежде всего это арабское нашествие в VII в., принесшее новую религию — ислам. Среди туркмен выделялись так называемые овляды — племена ходжа, ших, махтум, ата и сейид, которые вели свою родословную от арабских халифов и пользовались определенными привилегиями, прежде всего — неприкосновенностью. Они придерживались эндогамных браков, заключали их между соплеменниками или в крайнем случае в пределах вышеназванных овлядских племен. Но они брали невест также и из других племен, что привело к сильному их смешению с местным населением. В составе туркменских племен (теке, карадашли и др.) выделялся также род «арап».

Монгольское владычество в XIII в. оставило сравнительно незначительный след в этногенезе и облике туркмен. На их дальнейшее формирование огромное влияние оказали этнокультурные связи с соседями. Так, например, туркменские племена човдур, эрсары, сарык, салыр и др., жившие по соседству с народами кипчакской группы тюркских народов на севере и на востоке, по антропологическому типу оказывались с большой примесью монголоидной расы, а племена, жившие долго по соседству с иранскими народами (персами, курдами) на юге, имели очень незначительную примесь монгольской расы.

Дахо-массагеты, древние тюрки, средневековые огузы-туркмены делились на племена и роды, объединенные в племенные федерации. Туркмены имели общую родословную своего происхождения. На основе ее Рашид-ад-Дин (XIV в.), а в XVII в. Абулгази написали свои знаменитые труды. Сохранились также многочисленные варианты родословных (шеджере) и народных преданий о происхождении туркмен.

В VIII-X вв. шел процесс объединения огузо-туркменских племен, расселенных на огромной территории Центральной и Средней Азии. Их борьба с печенегами в X в. на Волге, закрепление за ними определенной территории, единство языка, вера в верховного бога Тангры, утверждение среди них самоназвания «туркмен» привели в X в. к еще большей их консолидации. Это обстоятельство создало благоприятные условия для передвижения огузо-туркменских племен на юго-запад. В результате большая часть туркмен оказалась в Малой Азии (Анатолии), где впоследствии они основали Османскую империю.

Миграции туркменских племен вслед за ушедшими на запад соплеменниками происходили вплоть до XVIII в., о чем свидетельствует общность духовной культуры туркмен, проживающих на своей исторической родине и тех туркмен, которые, уйдя далеко от родных мест, образовали внушительную диаспору. Достаточно назвать общие для нескольких тюркоязычных народов эпосы (Горкут Ата, Огузнаме, Гёроглы), а также дестаны и другие фольклорные произведения. Оставшиеся в Туркменистане племена для сохранения своей независимости объединялись в военные союзы, хотя пережитки родоплеменных отношений сохранялись до XX в. Крупнейшие туркменские племена (теке, йомуд, эрсары, салыр, геоклен, нохурлы, сарык и др.) различались особенностями диалекта, одежды и некоторых обрядов. Их традиционными занятиями были земледелие, скотоводство, различные ремесла и домашние промыслы. Старинные образцы прикладного искусства (прежде всего ковры и ювелирные украшения) свидетельствуют о высоком уровне народной художественной культуры.

А.Джикиев
Энциклопедический словарь «Историко-культурное наследие Туркменистана»
UNDP, 2000, Istanbul
                                

О ТУРКМЕНСКОМ КОМПОНЕНТЕ В ЭТНОГЕНЕЗЕ ТУРКОВ


ТУРКИ (самоназв.-тюрк), нация, осннаселение Турции. Численность в Турции св. 35 млн. чел. (1975, оценка). Живут также в Болгарии (св. 700 тыс. чел.), Югославии (ок. 200 тыс. чел.), Греции (ок. 100 тыс. чел.), на Кипре (ок. 100 тыс. чел.), Румынии, Ираке, СССР и др. Говорят на турецком языке. По религии осн. масса Т.- мусульмане-сунниты. Антропологически большинство Т. относится к средиземноморской расе. Этнически Т. сложились из двух осн. компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (гл. обр. огузов и туркмен), переселившихся в М. Азию из Ср. Азии и Ирана в 11-13 вв., во время монгольских и сельджукских завоеваний (см. Сельджуки), и местного малоазийского населения. Часть тюрк. племён проникла в М. Азию с Балкан (узы и печенеги). Смешиваясь с местным населением (греками, армянами, грузинами и др.), тюрки ассимилировали часть его, но сами перенимали у него навыки х-ва и многие черты культуры. В этногенезе Т. участвовали в разное время также араб., курдские, юж.-слав., рум., алб. и др. элементы. В ходе турецких завоеваний 14-16 вв. Т. проникли на Балканы и Кипр. Формирование тур. народности завершилось примерно в 15 в., тур. нация сложилась в первые десятилетия 20 в.

Большинство совр. Т. (ок. 65%) занято в с. х-ве (земледелие и скотоводство). Число промышленных рабочих - ок. 2 млн. чел. В составе Т. есть этнографич. группы полукочевников: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы и др. Полукочевники, переходя на оседлость, быстро ассимилируются Т. Об истории, экономике и культуре Т. см. в ст. Турция.

Источник: Большая Советская Энциклопедия

О ЕДИНСТВЕ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЕН В ПРОШЛОМ


Начиная с X в. (а то и раньше) все туркменские племена объединяло самоназвание «туркмен». Представители тех племен на вопрос: из какого они народа (иля) в первую очередь отвечали, что они туркмены, а не называли себя по названию своего племени. Для всех туркменских племен (даже незначительных, например арабачи) характерно уникальное и оригинальное декоративно-прикладное искусство (ковроделие, цветное кошмоваляние, высокохудожественные ювелирные изделия, вышивки, изделия из кожи, выведение породистых и продуктивных видов скота и т. д.), какое мы не часто встречаем даже у более многочисленных народов. Все это свидетельствуют о глубоких генеалогических корнях и единстве туркменских племен в прошлом, о высокой культуре народа…

…Согласно историческим преданиям и родословным, каждое туркменское племя имело своего реального или  мифического родоначальника, от которого и вело свое происхождение, генеалогию, свои традиции и т. д. У всех групп туркмен было много общих черт, свидетельствующих не только о сложном родоплеменном составе туркменской национальности, но и о том, что туркменские племена в прошлом составляли единую общность, то есть народность.

Героические эпосы, дестаны, бесценное наследие классиков туркменской литературы, высокохудожественные произведения и народно-прикладного декоративного искусства всегда были общими для всех туркмен и духовно объединяли их.

Выдержки из книги А.Джикиева «Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья»

О МИГРАЦИЯХ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЕН


В разные исторические эпохи численность населения [территории Туркменистана ] в зависимости от природно-климатических и военно-политических условий была различной. Исторически здесь проживали различные племена и народности, которые в античных источниках называются массагетами, дахами, дербиками, хорасмиями, аланами, асами, эфталитами, образовывавшими конфедерации племен и народностей, государственные образования типа Парфянского царства, Хорезма, государства эфталитов, аланского объединения и т.д. .. Имеющиеся в настоящее время в распоряжение науки данные позволяют определять численность населения Туркменистана эпохи становления туркменского этноса в пределах одного-двух миллионов человек. Наивысшая численность была достигнута, видимо, в период существования государства Великих Сельджукидов.

Массовые миграции сельджукского этапа туркменской истории, когда туркмены играли ведущую роль на значительных просторах Востока от границ Индии и Китая до Средиземного моря, привели к существенному изменению в этно-демографической ситуации Туркменистана… Основная масса туркменских племен в этот период сосредоточивалась в северо-западных районах современного Туркменистана, на Мангышлаке, в Прибалханье, на Узбое, Дарьялыке и т.д., куда они вынуждены были уйти под влиянием нашествий татаро-монгольских и тимуридских орд.  В этой относительно спокойной хозяйственно-экологической нише основная масса туркмен находилась несколько столетий, укрепляя свой этно-демографической потенциал. Именно там происходит образование различных туркменских племенных союзов: язырского, салырского, эсенханского и союнханского, теке-йомудского и др. В этих районах туркменские племена создали высокую земледельческую цивилизацию, многочисленные города, руины которых сейчас известны под названием Шасенем, Ярбекир, Шемахагала, Ширвангала, Девкесенгалаидр. Здесь развора-чиваются сюжетные линии многих народных поэтических сказаний о Шасенем и  Гарибе, Фархаде и Ширин и др.

Крупнейший археолог и этнограф, специалист по древней и средневековой истории Центральной Азии С.П. Толстов писал об этих районах расселения туркменских племен: «Грандиозная и сложная оросительная система окраин Сарыкамышской котловины была создана туркменским земледель-ческим населением этого района - факт исторически очень важный и свидетельствующий о древних земледельческих традициях и навыках туркменских племен, которых в литературе еще рисуют как вчерашних кочевниках».

Это позволяет по-новому взглянуть и на проблему туркменских миграций средневековья, которые, судя по всему, отнюдь не были связаны с «исконным туркменским кочевничеством.» Их причины, скорее всего, следует искать в глобальных природно-экологических изменениях и конкретных для начала каждой миграции военно-политических условий.

Именно этими причинами были обусловлены туркменские миграции, начиная со второй половины XVI века из областей северо-запада Туркменистана в исконно туркменские земли Южного, Юго-Восточного, Восточного и Северного Туркменистана. Они были вызваны комплексом природных и военно-политических п еремен: прекращением стока вод по Дарьялыку и Узбою (окончательный поворот Амударьи в сторону Арала произошел около 70-х гг. XVI в.), засолением грунтовых вод, притеснением со стороны ногайцев, казахов, калмыков, хивинских узбеков, падением империи Недир-шаха, что открывало возможность возвратить народу его коренные земли в Южном Туркменистане. Не последнюю роль, возможно, сыграло и увеличение численности туркменских племен, развивавшихся в северо-западных регионах в относительно благопри-
ятных условиях.

Выдержки из книги М.Дурдыева «Туркмены Центральной Азии»