Ызгант - Огузкент


Древний Ызгант, на протяжении своей многовековой истории являвшийся очагом процветавшей социальной, материальной и духовной культуры, занимает важное место в непрерывной цепи отечественной истории. Туркменскими учеными в разные годы выдвигались научно аргументированные версии относительно происхождения географического топонима и исторического развития данного селения. 

Одна из наиболее интересных гипотез была обоснована академиком А.Джикиевым. В его статье «Ызгант - Огузкент» ученый выдвигает версию о том, что в более ранний период Ызгант являлся каменным городом огузов - Огузкентом. Далее автор приводит лексический анализ топонима: лексиконим «Ызгант» образуется слиянием двух корневых основ - «ыз» (сокращенное «огуз») и «кент» («каменный город»). Иными словами, Ызгант являлся древней столицей огузов. 

Известный ученый-этнограф А.Оразов, со ссылкой на результаты детального анализа собранного научного материала, выдвинул версию о том, что территория, ныне называемая нами более привычно «Ахал», изначально именовалась не иначе, как «Ызгантская долина». Географическая конкретика данной версии выглядит следующим образом: обширное пространство, ограниченное с одной стороны Ахал-кала и селением Кумметли (Старый Ахал); с другой -селениями Яндаклы-агыз, Шор-кала, Эрез-кала, Кырын-кяриз и Ызгант, носило общее название «Ахал», причем именно Ызгант являлся его своеобразным административным центром. Позже географические границы топонима «Ахал» существенно расширились до современных пределов Ахалского велаята, растянувшегося от Бахарлы до этрапа Алтын асыр. Данные сведения были опубликованы в книге «Этнографический очерк хозяйства туркмен Ахала. XIX - начало XX века», опубликованной в 1985 году. 

Попытку лексического анализа топонима «Ызгант» встречаем также в трудах ученого С.Атаниязова, в частности, в составленном им «Словаре географических топонимов Туркменистана», а также в обширной научной статье, озаглавленной «Ахал». На основе сравнительного анализа ученый заключает, что слово «Ахал» должно означать «щедрая земля, богатая водой», тогда как лексиконим «Ызгант» толкуется как «благословенная земля огузов, где текут реки сладкой («гант» - «сахар») воды». 

Географическое расположение крупных селений Геоктепинского этрапа прослеживает русло стремительных и полноводных рек Алтыяп и Секизяп, практически не изменявших свое направление с древнейших времен. Алтыяп берет свое начало в Арчабилском ущелье и на пути следования образует ответвления в сторону селений Ызгант, Шор-кала, Келеджар, Акгонур, Горджав и Хурмант. Исток водного бассейна реки Секизяп формируется у труднодоступных вершин Гермап Копетдагской гряды. Далее река пускает «рукава», снабжающие водой Гагшал, Букри, Янгала и другие крупные селения. 

Обилие весенних осадков обуславливает сильный паводок. Бурный поток дождевой и талой воды устремляется с горных вершин в благодатную долину древнего Ызганта, обеспечивая достаточный запас влаги, необходимой для сельскохозяйственного полива, а также развития неорошаемого земледелия. Ученые подтверждают версию о том, что в глубокой древности пропускная способность древнего русла составляла 200 кубометров воды на 1 квадратный метр. Вода собиралась в специальные водозаборники, затем бережно использовалась населением, что способствовало успешному освоению даже песчаных отрогов Ызгантской долины. 

Известный ученый Г.Лисицына в своем научном труде «Растения Туркменистана в медно-каменный век на основе палеоботанических данных» развивает мысль о том, что в раннюю эпоху земли Ахала действительно были чрезвычайно плодородными и щедрыми на урожаи. Результаты проведенных ученым исследований древовидных остатков, обнаруженных на археологических объектах, показали, что в глубокой древности предгорья Копетдага сплошь покрывали густые заросли реликтовых деревьев, различных кустарников, мелколесья которых постепенно переходили в бескрайние луга, представленные обильной растительностью дикорастущей ржи и пшеницы, высокорослых трав, цветов и медоносов, представлявших неисчерпаемый источник пищевого рациона древнего человека. 

На сегодняшний день туркменская земля признана мировыми учеными колыбелью древнейшей цивилизации и ранней высокоразвитой культуры. Алтын-депе, достигший точки наивысшего расцвета и духовного прогресса еще в III тысячелетии до н.э., Древний Маргуш и могущественные города-государства - наглядное свидетельство тому, что Туркменистан наряду с Китаем, Индией, Месопотамией и Египтом является одним из центров зарождения и прогресса мировой цивилизации. 

Самые последние археологические изыскания, проводимые на территории Туркменистана, проливают свет на историю развития еще одного крупного очага древней цивилизации, столицей которого являлся Ызгант (древний Огузкент). Древняя долина Ызганта, расположенная между крепостями Песседжик-депе и Новая Ниса, простиралась на западе до селения Бами Бахарденского этрапа, на востоке - до Джейтуна и даже Монджуклы-депе (этрап Алтын асыр). К слову, святилище памятника Песседжик-депе известно как наиболее ранний на территории Туркменистана культовый центр. 

Таким образом, выстраивается цепь взаимосвязанных, научно аргументированных учеными версий и гипотез: Песседжик-депе -ранний центр культовых предпочтений наших предков; Ызгант (Огузкент) - административный центр Ахала - центр изобилия, благословенный край. Появляется возможность довести эту взаимосвязь до логического завершения и сформулировать научную гипотезу о существовании на указанной территории могущественного раннего государства огузов, столицей которого являлся древний Ызгант. Данный факт существенно отодвигает хронологические границы истоков отечественной истории, насчитывавшей, согласно бытовавшей до нынешнего дня версии, более пяти тысячелетий. 

Признаем как должное - выдвижение концептуально новой научной гипотезы требует проведения новых, фундаментальных исследований, анализа и открытий. Предстоит большая работа, в первую очередь, по выявлению параллелей в развитии культуры Ызганта и древнейших центров мировой цивилизации - Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Маргуша. Последние два столетия вопросы исторического развития этих цивилизаций неизменно занимали умы выдающихся ученых, исследователей, историков. Об этом написано и издано множество познавательных, публицистических и научных трудов. Фундаментальные исследования ученых охватывают важнейшие аспекты этнографии, культовых предпочтений, религиозных верований, искусства, архитектуры, ратного дела, внешнеполитических и торгово-экономических контактов величайших государств древности. В результате был выработан определенный, общепризнанный порядок обоснования и аргументации версии о признании того или иного исторического памятника очагом древнейшей цивилизации. Древний Ызгант полностью соответствует его основным критериям. Во-первых, здесь налицо оптимальные почвенно-климатические факторы - плодородная земля и обилие воды, способствующие возникновению очагов оседлой жизни и ранней земледельческой культуры. Никто не станет отрицать - решающим фактором зарождения и прогресса величайших цивилизаций древности являлось наличие крупнейших рек планеты - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе, Янцзы, Мургаба. Благодатные речные поймы, опоясывающие русла рек Алтыяп и Секизяп, способствовали появлению крупных поселений Ызгантской долины. Во-вторых, жители Ызганта говорили на древне-огузском наречии. Основу их письменности составлял огузский алфавит. Декор и внешнее оформление древнего святилища в Песседжик-депе не оставляет сомнения: прорубленная в стене культового сооружения ниша в форме полумесяца свидетельствует о существовавшем в ту пору культе Луны, символизировавшей женское начало, благословляющее землю на плодородие и изобилие. 

Данные культовые мотивы присутствуют и в изящных терракотовых статуэтках древних богинь. Стремление к духовному прогрессу прослеживается в элементах декора древней керамики: прямые и волнистые линии, символизировавшие воду как источник жизни, точки - символ небесной благодати, дарующей земле бесценную влагу, треугольник - могущественный оберег от злых духов, ромб - знак могущества и изобилия. Позднее зарождается культ быка: появляются соответствующие культовые статуэтки, а мощи священного животного занимают красный угол жилища античного человека. Вкупе эти факты характеризуют туркменскую землю в качестве одного из наиболее ранних очагов мировой культовой и духовной культуры. 

Архитектура Песседжик-депе в корне отличается от других строений того периода, представленных, по большей части, небольшими однокомнатными жилищами. Здесь мы видим просторные залы, что наводит на мысль о наличии культового святилища. Обнаруживается настенная роспись, основными элементами которой выступают треугольник и ромб, заключающие в себе духовное и культовое начало древнего социума. Явные параллели, прослеживаемые в хронологизации и манере настенной росписи Песседжик-депе и памятника Чатал-гуюк в Анатолии (Турция), свидетельствуют об обширных и плодотворных межэтнических контактах. Безусловно, данных фактов недостаточно для полной аргументации принципиально новой исторической концепции, однако они закладывают надежный фундамент для будущих научных изысканий. Предстоят большая работа, неустанный поиск, глубинный анализ, которые, вне всякого сомнения, приведут к серьезным научным открытиям.


Агамырат БАЛТАЕВ,
Институт археологии и этнографии АНТ

Опубликовано 28.10.2012 на сайте Turkmenistan.gov.tm

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ