Знаменитая дамасская сталь производилась в Мерве
ТАК СЧИТАЕТ ИЗВЕСТНЫЙ БРИТАНСКИЙ УЧЕНЫЙ
На заре новой эры древнегреческий историк и философ Плутарх писал: «В то время как римляне были напуганы сильным шумом, враг, внезапно напав на них, стал пробивать их покрытия из брони. Нападавшие были облачены в сверкающие шлемы и кольчуги, их маргианская сталь ярко сверкала, а лошади были покрыты пластинами из бронзы и стали...»
Не является ли упомянутая Плутархом маргианская сталь знаменитой дамасской сталью, или булатом, как ее еще называли в этих краях? («Булат» - ассимилированное на русской языковой почве древнетуркменское слово «полат», что означает «сталь, стальной» - ред.).
В древности из дамасской стали, как известно, производилось грозное оружие того времени - знаменитые мечи и сабли, принесшие славу своим создателям далеко за пределами этого региона. Лезвия этих сабель были способны гнуться на 90 градусов и возвращаться в исходное положение без структурной деформации. Сабля, сделанная из дамасской стали, была настолько остра, что почти невесомый шелковый платочек, легко парящий в воздухе, без труда рассекался пополам, если на своем пути встречал ее лезвие.
Известный средневековый историк аль-Бируни писал о том, что эти знаменитые булатные мечи производились в Хорасанской долине, где, как известно, и располагался Мерв. Современные раскопки этого древнего туркменского города - яркое свидетельство правоты аль-Бируни. Многие годы ученые всего мира ошибочно полагали, что булат (или, как уже было сказано, дамасская сталь) первоначально производился в Индии. Но нынешние археологические раскопки доказали, что этот вид стали производился в Мерве в конце IX - начале X веков. Именно здесь была найдена самая ранняя из известных современной науке мастерских для производства булата. Лабораторная экспертиза доказала, что при производстве этого вида стали были использованы высокотехнологичный процесс рециркуляции, и, возможно, самая горячая печь для литья, имевшая место в то время.
При раскопках были найдены мастерская и подсобное помещение. В мастерской археологи обнаружили 4 печи и яму, заполненную сломанными частями форм для литья. Сталь в древнем Мерве производилась методом литья, формы для которой делались из особой глины, способной выдерживать очень высокие температуры. Та сталь производилась следующим образом: железо (не содержащее углерода) смешивалось с частями древесины (состоящей, в основном, из углерода), и все это укладывалось в формы для литья, которые помещались в сталелитейную печь. Полученная таким методом сталь, в отличие от других типов стали, содержала в себе приблизительно 1% углерода при почти полном отсутствии шлаков. Все это давало основание считать дамасскую сталь лучшей для своего времени. После этого стальному слитку при очень низких температурах придавалась необходимая форма. В процессе шлифовки выравнивались и некоторые микроструктурные особенности стали. Но лишь после гравировки, скажем, лезвия меча кислотой оно приобретало вид знаменитой дамасской стали, или булата.
Печи, обнаруженные при раскопках древнего Мерва, были очень хорошо разработаны, что и позволяло им достигать очень высокой температуры, необходимой для соответствующей работы, а именно - 1400 градусов по Цельсию. Еще не так давно ученые предполагали, что самые высокотемпературные печи того времени были в Китае, но, как оказалось, печи из Мерва превосходят их по температуре накаливания.
Печи в Мерве делались из глиняных кирпичей. Приблизительно сантиметров на двадцать ниже уровня печи, обнаруженной в Мерве, находилась L-образная труба. Вероятно, это центральное входное воздушное отверстие должно было играть важную роль для верхних этажей печи. В этом случае раскаленный воздух, проходящий через трубу, способен был дополнительно повысить температуру печи. Поэтому вполне логично предположить, что эти проходы выполняли роль вытяжных труб для вывода раскаленных в процессе сгорания газов и дополнительного обогрева печи.
Экспертиза соответствующих мечей и сабель, обнаруженных в Иране и на Северном Кавказе, подтвердила, что они были сделаны из булата, произведенного, по всей видимости, в Мерве. Так что нынешние и, главное, предстоящие археологические раскопки этого древнего города, скорее всего, перепишут историю производства дамасской стали.
Анн ФЕЙЕРБАХ.
Научный сотрудник Британского института археологии, доктор.
Газета «НЕЙТРАЛЬНЫЙ ТУРКМЕНИСТАН», 08.07.2002 г.