ДРЕВНИЕ РЫЦАРИ ТУРКМЕН


Исследователями давно установлен тот факт, что на территории Туркменистана лошадь была приручена не менее пяти тысяч лет назад. Специалисты не сомневаются, что именно предгорные районы Копетдага создали благоприятные экологические условия для рождения рослых и резвых лошадей. Считается, что здесь и появилась первая в мире конница. 


Во II-I тыс. до н.э. на мировую арену выходят племена ариев и туров - выходцев из южных областей Центральной Азии. Это были воины, имевшие в своём распоряжении не только конницу, но и колесницы. В VII в. до н.э. с территории Туркменистана вновь двинулись воинственные туранцы, известные под различными именами: скифы, саки, массагеты, дахи. Лучшие в мире конники знакомили страны Старого Света со своей уникальной военной организацией и скакуном особой породы, о котором впоследствии академик В.О.Витт напишет: «Ахалтекинцы - это благородная верховая лошадь Средней Азии, увековеченная в изображениях великих мастеров Ассирии, Египта и Эллады». 


Интересно, что в эпоху античности на территории Туркменистана даже сложился особый слой населения, владеющий укрепленными поместьями и возделываемыми землями, под названием «всадники», которых также называли «дехканами» (впоследствии этот термин подвергся неоднократной трансформации; в настоящее время термин «дайхан» применяется по отношению ко всем земледельцам). Всадники-дехкане служили в войсках Ахеменидов, Александра Македонского, а впоследствии - Арсакидов, Сасанидов, Аббасидов, Газневидов, Сельджукидов. Именно дехканство как «поземельное дворянство» придавало своеобразие общественному строю Парфии, Бактрии, Хорезма. 

Дехкане - это первые в мире рыцари, которых греки и римляне называли «катафрактарии» и «клибанарии». Они были одеты в тяжелые бронированные панцири, на голове красовались конические шлемы, а лица прикрыты металлическими масками. Голова и грудь лошади также были защищены доспехами. По мнению исследователей, именно туранские катафрактарии сыграли значительную роль в сложении средневекового рыцарства Западной Европы. 

Древние туранские рыцари громили прославленные римские легионы, отчего римляне уделяли большое внимание лошадям туранцев-парфян. «Кони Нисеи превосходят всех своей красотой. Это кони, достойные могущественных царей, прекрасные с виду, легко выступающие под всадником, повинующиеся удилам», так писал древнеримский историк Аппиан. Действительно, не каждая порода лошадей способна выдержать закованного в броню всадника. Количество рыцарей в коннице не было особенно велико, их берегли для решающего удара при взаимодействии с легкой кавалерией. Это было наглядно продемонстрировано в битве при Каррах (Харране) в 53 г. до н.э., где парфяне добились победы исключительно силами кавалерии. Таранный удар парфянских рыцарей был необычайно силен. В сомкнутом строю, в до блеска начищенных доспехах, вооруженные длинными пиками, в считанные минуты рыцари опрокинули римлян. 


Рыцарство, созданное предками туркмен, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие военного дела во всех армиях мира. Одни искали способы борьбы с ними, усиливая пехоту. Другие - перенимали военный опыт жителей Центральной Азии. В далеком Китае стали приобретать туркменских скакунов, способных нести на себе тяжелых всадников и выдерживать тяжесть собственных доспехов. 


В раннее средневековье рыцарство продолжало играть большую роль в военном деле туркмен. Древнетюркские гвардейцы VII-VIII вв., в основном, носили чешуйчатые панцири, доходящие до колен, с короткими, выше локтей, рукавами и круглым щитком на груди. Были распространены и кольчужные доспехи. Сохранились также изображения рыцарей ранних тюрков: воины в тяжелых оборонительных доспехах с длинными пиками, их лошади также облачены в панцирь. Археолог Э.А. Новгородова считает, что древнетюркские воины «напоминают парфянских катафрактариев на граффити, процарапанных в Дура-Европосе». 

Панцирная конница туркмен наводила ужас на противника. Армянский историк Петрос Картог (VI в.) так описывает вооружение гунна-эфталита (совр. туркмены-абдалы): «И одел гунн свой доспех - свой чрезмерно высокий и широкий стан покрыл бронёй и грозную голову железным шлемом с гвоздями, и лоб свой защитил медным забралом, и в руки взял ужасающее копье с кедровым древком, и опоясался огненно-кровавым мечом, - он нагнал страх на всё войско мидийцев...». 

Усовершенствование седла и изобретение стремян и сабли способствовали появлению нового слоя воинов - рыцарей, которых называли «ышбара», «алп», «батыр», а в Хорасане же их продолжали именовать «дехканами». Если ранее катафрактариям было трудно вести рукопашный поединок, то отныне устойчивость в седле позволяла это. 

Рыцари - это профессиональные воины-всадники, причем всадники тяжеловооруженные. Снаряжение стоило весьма дорого, цена полного комплекта равнялась цене 15-20 лошадей. Но мало было взять в руки оружие и одеть доспех - ими необходимо уметь отлично пользоваться. А это достигалось только беспрестанными и весьма утомительными тренировками с самого юного возраста. Профессиональным воинам, чтобы заслужить звание «рыцаря», необходимо было совершить подвиг. То есть, в рыцари посвящали. При посвящении первых Сельджукидов Мухаммеда Тогрул бега, Давуда Чагры бега и Мусы-ябгу в «дехканы» им были выданы шапка, знамя, специальный кафтан, скакун, седло и золотой пояс. 

В войске туркмен-сельджуков рыцари (алпы и батыры) заметно выделялись. Они находились почти во всех соединениях и бросались в бой в самый решительный момент. Алпы отличались от рядовых воинов тем, что за свой героизм награждались хвостом яка, вставленным в золотую оправу. Этот атрибут алпа, называемый «кутас», подвязывался к шее скакуна. В отдельных случаях алпы возглавляли отряды специального назначения, которые вели бой на самых трудных участках. 

Рыцари являлись элитой общества, у которой вырабатывались особая психология и знаки отличия. Они должны были не только в совершенстве владеть всеми видами оружия, но и быть прекрасными наездниками, знать языки и каноны религии, хорошо играть в шахматы и т.д. 

К XII-XIII вв. в Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Западной Европе, на Дальнем Востоке и Японии происходит окончательное оформление рыцарства. Именно в этот период происходит сложение основных форм и идей рыцарства (ордена, турниры, гербы, этикет), одинаково понимаемых как в христианском мире, так и мусульманском Востоке. В XII в. в Туркмено-Сельджукской империи появляется большое количество специальной рыцарской литературы по военному искусству (фурусийа), где подробно излагается все то, чем должен овладеть средневековый рыцарь. В XIII-XV вв. туркменские рыцари находились практически во всех армиях Востока и славились своими военными качествами. 


Рыцарство стало исчезать к концу XVII в., что напрямую связано с повсеместным введением огнестрельного оружия. Однако рыцарские мотивы присутствуют во всех героических эпосах народов мира. Необычайно любим туркменами рыцарь-герой Гёроглы, образ которого вобрал в себя лучшие традиции и идеи средневековых туркменских рыцарей - первых в мире профессиональных конных воинов.


Овез ГУНДОГДЫЕВ

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ