АЗИАТСКИЙ АСПЕКТ РАННЕЙ ИСТОРИИ ХАЗАР
Кляшторный С. Г.
Хазарская традиция в
сохранившемся доныне виде почти не содержит воспоминаний о далеком прошлом. Во
всяком случае, в письме царя Иосифа, кроме генеалогического древа потомков
Тогармы, замечается, что предки хазар были малочисленны и «они вели войну за
войной с многочисленными народами, которые были могущественнее и сильнее их»
(Коковцов, 1932. С. 92).
Если не принимать во
внимание анахроническое упоминание хазар у Мовсеса Дасхуранци, первая
достоверная фиксация этого этнонима, относящаяся к середине VI в., содержится у
Псевдо-Захария Ритора в списке тринадцати народов, «живущих в шатрах»
(Пигулевская, 1941. С. 163; Czegledy, 1961. С. 239—246). Список охватывает
перечень народов, обитавших в степях, на Северном Кавказе и в Средней Азии, что
не позволяет определить места обитания хазар, упомянутых там на седьмом месте.
А. П. Новосельцев относит первые проявления военной активности хазар к 90-м гг.
VI в., но, по мнению М. И. Артамонова, самостоятельно хазары проявили себя лишь
в середине VII в. (Новосельцев, 1990. С. 86; Артамонов, 1962. С. 171).
Все это, однако,
сведения и соображения достаточно общего характера. Едва ли не единственными
конкретными упоминаниями о начале хазарской истории в византийской и
ближневосточной историографии остаются два взаимосвязанных сообщения в
«Хронографии» Феофана и «Бревиарии» Никифора (начало IX в.). Вот сообщение
Феофана: «... После того как они (болгары) разделились таким образом на пять
частей и стали малочисленны, из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий
народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до
Понтийского моря» (Чичуров, 1980. С. 61). Здесь, по крайней мере, определены
исходные даты — вскоре после смерти Кубрата (642 г.) 1 — и
исходная территория хазарской экспансии.
Местоположение Берсилии
(Берзилии) не раз обсуждалось в специальной литературе. Наиболее полные сводки
на этот предмет составлены П. Голденом (Golden, 1980. С. 143-147) и А. В. Гадло
(Гадло, 1979. С. 65-68). Берсилию обычно локализуют на Северном Кавказе, но А.
В. Гадло, опираясь главным образом на «Географию» Анания Ширакаци (конец VII
в.), убедительно показал, что в начале VII в., когда барсилы впервые упомянуты
Феофилактом Симокаттой, их коренной территорией был так называемый «Черный
остров», т. е. земли в междуречье Кумы и Волги, лучшие пастбища Северного
Прикаспия. В то время хазары были частью барсилов, но к концу VII в. ситуация
поменялась — первые полностью подчинили вторых, а старшей женой хазарского
кагана была женщина «из народа барсилов» (Гадло, 1979. С. 62). Представление об
изначальной генеалогической близости барсилов и хазар сохранилось в
мусульманской этногеографической традиции (там же).
Еще более скудные
сведения о хазарах содержит иная группа источников — китайская историография, а
также один из текстов сериндийского круга. В перечнях уйгурских племен VII—VIII
вв. сочинения, относящиеся к танскому своду источников, упоминают племенное
название коса, надежно реконструируемое синологами как касар/казар (Hamilton,
1955. С. 3). В среднеперсидском тексте из Турфана (Махрнамаг, 825 г.) упомянут
один из вождей племени — Хазар-тегин (Golden, 2000. С. 292).
Здесь нужно вернуться к
более широкому историческому контексту. Уйгуры были одним из древнейших
племенных союзов Центральной Азии, генетически связанным с позднегуннскими
государствами. В III—V вв. уйгуры входили в еще более крупное племенное
объединение, которое в китайских хрониках носило название гаочэ, или гаоцзюй
(букв, «высокие телеги»). Они успешно противостояли попыткам императоров Северного
Китая из династии Тоба Вэй и каганов жуань-жуаней (авар) подчинить их племена.
В конце V в., воспользовавшись ослаблением жуань-жуаней, их вожди присвоили
себе каганскую титулатуру. В начале VI в. потомкам основателей уйгурской
династии пришлось выдержать не всегда успешную борьбу с эфталитами и
жуань-жуанями в Восточном Туркестане. С VI в. их племенной союз стал
именоваться в китайских хрониках теле (из тюрк. -монг. *тег-рег «телега,
повозка»). Скорее всего, название «тележники», очевидно очень древнее, не было
их самоназванием и пришло в китайский литературный обиход из языка соседних с
теле племен (Hamilton, 1962. С. 25-26). В ходе непрерывных войн значительная
группа племен теле мигрировала на запад, в степи Юго-Восточной Европы, но
большая часть осталась в Центральной Азии. Еще до возникновения Тюркского
каганата, в 546 г., центральноазиатские теле были подчинены великим ябгу
Бумыном, ставшим в 551 г. первым тюркским каганом. Эта часть теле, еще в IV в.
возглавленная племенем сеянъто (сиры тюркских надписей) и их династийным родом
Ильтэр, образовала тогда союз «десяти племен». Однако в 600 г., в результате
междуусобных войн с племенем сикер, сиры вышли из союза «десяти племен», где
первенство перешло к уйгурам с их династийным родом Яглакар (Кляшторный, 1986.
С. 153-164). Новое объединение получило в китайских источниках устойчивое
наименование «девять племен».
И вот, обратившись к
тюркским руническим памятникам VIII в., мы наконец выясняем самоназвание теле и
их центральноазиатской племенной группировки: в текстах они названы токуз
огузами — «девятью огузами». Теперь, возвращаясь к западным источникам,
повествующим о событиях V в., мы обнаруживаем там фонетически более архаичную
форму того же имени — огур. Те племена теле, которые, согласно смутной
китайской информации, ушли в V в. к Западному морю, появились в Прикаспии и
Причерноморье под своим собственным общим названием огур, но разделенные на
многие племенные союзы — оногуров (он огур — «десять огуров»), кутригуров
[хутур огур — «тридцать (племен) огуров»], сарыгуров (сары огур — «белых
огуров») и т. д. Произошел, казалось бы, окончательный раскол «тележников» на
западную группу огурских племен, сохранивших преобладавшие в их среде архаичные
тюркские диалекты, и восточную группу огузских племен, где архаичная языковая
норма огур сохранилась лишь в этнониме уйгур (Кляшторный, Султанов, 2000. С.
134-139). Естественно, и на западе, в Припонтийских степях, и на востоке, в
Монголии и Джунгарии, среди огуров и огузов сохранились одни и те же племенные
группы с одними и теми же самоназваниями. Одной из таких групп и были хазары.
Такова самая общая схема
событий V-VI вв., подтвердить которую какими-либо сведениями и конкретными
указаниями источников еще недавно не представлялось возможным. Но теперь обозначился
первый информационный просвет.
В 1969 и в 1976 гг.
возглавляемый мною отряд советско-монгольской историко-культурной экспедиции
обнаружил в Северной Монголии в Хангайской горной стране две стелы с
древнетюркскими руническими надписями. По названиям рек, в долинах которых были
обнаружены стелы, памятники были названы Терхинским и Тэсинским. Оба памятника
были разбиты и сильно пострадали от эрозии. Тем не менее сохранившиеся части
текста донесли до нас крохи бесценной информации не только актуального, но и
историографического характера (Klyashtorny, 1982. С. 335-366; Klyashtomy, 1985.
С. 137—156). Обе стелы были воздвигнуты по повелению первых государей
возникшего в 744 г. Уйгурского каганата — Элетмиш Бильге-кагана и его сына
Бегю-кагана — в 753 г. (Терхинская) и в 762 г. (Тэсинская).
Историографические
разделы обоих надписей, насколько можно судить по сохранившимся фрагментам,
достаточно близки по содержанию. Главная идея историографических разделов этих
текстов, казалось бы, парадоксальна — уйгурские каганы VIII в., чьи владения
находились в Монголии и Туве, считали себя наследниками и преемниками древних
вождей, которые возглавляли огуро-огузские племена евразийских степей за сотни
лет до них. И оба уйгурских государя, именовавшие себя каганами «десяти
уйгурских (племен) « и «девяти огузских (племен)», сочли нужным напомнить об
этом своим соплеменникам и своим подданным в высеченных на камне
надписях-декларациях. Они возвеличили тех, кто возглавлял племена и создавал
Эль — кочевую империю, и осудили других, разрушавших Эль в междоусобицах и
межплеменных войнах. Память уйгурских историографов охватила несколько эпох
созидания и разрушения Элей — более чем полутысячелетний период.
В начальных строках
история сливалась с мифом о сотворении и легендами о каганах-основоположниках:
«Когда в давние времена были сотворены [Голубое Небо вверху и Бурая Земля
внизу, между ними обоими возникли сыны человеческие. Над сынами человеческими]
уйгурские каганы на царство сели. [Они были] мудрые и великие каганы. [Триста
лет] они на царстве сидели, триста лет тем своим Элем правили. Потом их народ
погиб» (Тэс, стк. 7-8).
Легенда о начале
сохранилась только в Тэсинской надписи и реконструируется с помощью совершенно
идентичных тюркских повествований, высеченных на камне на тридцать лет раньше и
воздвигнутых невдалеке, в долине р. Орхон. Но место тюркских каганов заняли
уйгурские, а первый тюркский каган Бумын был вставлен как общий легитимный
государь в список древних уйгурских каганов: «Йолыг-каган... Бумын-каган (эти)
три кагана на царстве сидели, двести лет на царстве сидели. Их народ, придя в
неистовство, погиб... из-за двух именитых истощился и погиб. Кадыр Касар и Беди
Берсил, прославленные огузы... (тогда погибли) « (стк. 16-18). Так повествует о
времени после Бумына Терхинская надпись. А вот сохранившиеся строки с
повествованием о тех же событиях Тэсинской надписи (стк. 9-10) : «... Из-за
вождей бузуков (их народ), придя в неистовство, истощился и погиб. Из-за
ничтожного Кюля, из-за двух именитых истощился и погиб... Беди Берсил и Кадыр
Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и
ссоры».
Время и пространство
междоусобных войн, в которых погибли «прославленные огузы», определяется
упоминанием Бумына — это время и пространство Первого Тюркского каганата после
смерти Бумына, т. е. вся евразийская степь до Боспора Киммерийского во второй
половине VI в. Междоусобная война, длившаяся в Эле двадцать лет и приведшая к
распаду царства, началась в 582 г. и завершилась в 603 г. Имена трех каганов,
царствовавших тридцать лет после Бумына, либо не сохранились, либо скорее всего
и не были упомянуты, ибо цель повествования — обозначить смену эпох и назвать
виновников бед и несчастий, избавление от которых принесла следующая в
повествовании собственно уйгурская династия, династия Яглакаров — ее Элетмиш
Бильге-каган обозначает словами «мои предки» (Терхинская надпись, стк. 18).
Ключевое слово в
цитированном отрывке Тэсинской надписи — термин бузук. Сохраненное позднейшей
огузской традицией (легендами об Огуз-хане, предке-эпониме огузских племен) и
зафиксированное мусульманской историографией (Захир ад-дин Нишапури, Ибн
ал-Асир, Рашид ад-дин) устойчивое деление огузов на два крыла, два объединения
племен — бузуков и учуков, как теперь ясно, восходит к глубокой древности.
Бузуки, правое крыло, соотносимое с восточной ориентацией, в квазиимперских и
имперских структурах огузов имели преимущества старшинства. Только из их среды
выдвигался великий хан (каган), номинальный глава всех огузов, а иерархическое
положение аристократии бузуков, их племенных вождей, было более высоким, чем
статус учуков.
Ко времени, о котором
говорится в надписях, времени Бумын-кагана и его первых наследников, в
двусоставной тюрко-огузской структуре Тюркского эля место бузуков занимали
десять тюркских племен, одно из которых, Ашина, было каганским племенем. После
распада каганата на восточную и западную части деление на бузуков и учуков в
Восточнотюркском, а позднее и Уйгурском каганатах сменилось делением на телисов
и тардушей, восточное и западное крылья, которые вместе с каганским
центром-ставкой (орду) формировали военно-административную структуру Эля. В
Западнотюркском каганате, в «народе десяти стрел» (как они сами себя называли),
сложилась или проявилась иная древняя структура — деление на дулу и нушиби,
восточное и западное объединения племен, соперничество между которыми часто
приводило к междоусобным войнам.
В повествовании автора
Тэсинской надписи вся вина за раскол и распрю возлагается на бузуков — вождей
собственно тюркских племен, что совпадает с реальной событийной канвой,
известной по другим источникам. Более всего в этой распре пострадали западные
огузы-огуры, и авторы обеих надписей сочли нужным отметить гибель двоих, назвав
их имена и их племена — вождя берсилов Беди и вождя хазар (касар) Кадыра. Оба
упоминания позволяют оценить прежде всего место обоих племенных союзов в
исторической памяти огузов, в той политической картине ушедшего мира, с которым
было связано и имперское величие, и крушение тюрко-огузского дуумвирата в
евразийской степи.
Другое, не менее
интересное наблюдение — и хазары, и берсилы косвенно причислены к учукам, т. е.
к западному крылу огуро-огузских племен. Обстоятельство тем более важное, что в
позднейшей огузской традиции конца I — первой половины II тысячелетий берсилы и
хазары уже не фигурируют. Так же как сиры (сеяньто китайских хроник), они
выпали из огузских объединений и создали собственные имперские структуры
примерно в одно и то же время (сиры — в 630—647 гг.).
И наконец, еще одна
особенность цитированных фрагментов — в обоих случаях вождь берсилов и вождь
хазар упомянуты вместе. В представлении уйгурского историографа взаимосвязь
между этими племенами была столь же очевидна, насколько очевидна она и для
западной, византийской и мусульманской, историографических традиций.
Подводя краткий итог
наших наблюдений и нашего анализа древнеуйгурских рунических текстов, следует, очевидно,
констатировать, что ранняя история хазар и берсилов-барсилов не только
взаимосвязана, но и генетически привязана к огуро-огузским племенам и на раннем
этапе политически обусловлена становлением и распадом тюрко-огузского
дуумвирата в Центральной Азии.
Примечание
1 О дате смерти Кубрата см.: Оболенский, 1998. С. 72.
Литература
Артамонов, 1962: Артамонов М. И. История хазар. JI., 1962.
Гадло, 1979: Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа в IV-X вв.
Л., 1979.
Кляшторный, 1986: Кляшторный С. Г. Кипчаки в рунических памятниках //
Turcologica. 1986. К 80-летию академика А. Н. Кононова. Л., 1986.
Кляшторный, Султанов, 2000: Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и
народы евразийских степей. Древность и Средневековье. СПб., 2000.
Коковцов, 1932: Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л.,
1932.
Новосельцев, 1990: Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в
истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
Оболенский, 1998: Оболенский Д. Византийское Содружество наций. Шесть
византийских портретов. М., 1998.
Пигулевская, 1941: Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов
СССР. М. -Л., 1941.
Чичуров, 1980: Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения:
«Хронография» Феофана, «Бревиарий»« Никифора. М., 1980.
Czegledy, 1961: Czegledy К. Bemerkungen zur Geschichte der Chazaren // Acta Orientalia Hungarica,
1961, t. XIII, fasc. 3.
Golden, 1980: Golden P. Khazar Studies, vol. 1.
Budapest, 1980.
Golden, 2000: Golden P. Nomads of the Western Eurasian
Steppes: Ogurs, Onogurs and Khazars // Philologiae et Historiae Turcicae
Fundamenta. T. I, Berlin, 2000.
Hamilton, 1955: Hamilton J. R. Les Ouighours a
l’epoque des Cinq Dynasties, Paris, 1955.
Hamilton, 1962: Hamilton J. R. Toquz-Oquz et On-Oyghur
// Journal Asiatique, 1962, t. 250.
Klyashtorny, 1982: Klyashtorny S. G. The Terkhin
inscription // Acta Orientalia Hungarica, 1982, t. XXXVI, fasc. 1-3.
Klyashtorny, 1985: Klyashtorny S. G. The Tes
Inscription of the Uighur Bogii Qaghan // Acta Orientalia Hungarica, 1985, t.
XXXIX, fasc. 1.