ИСТОРИИ, ЧТО ПОВЕДАЛИ ТУРКМЕНСКИЕ ГОРЫ...

04.02.2016


Ценный пласт нематериального наследия туркменского народа связан с горами, каждый из заповедных уголков которых помнит о событиях прошлого, овеян преданиями. Соприкоснуться с ним просто, достаточно отправиться в путешествие по этим местам, обратиться за помощью к местным седобородым старцам. А те за пиалой чая на тенистой террасе, обрамленной виноградной лозой, под сенью ореха и хурмы, поведают путнику многочисленные легенды о горах и людях, что жили здесь испокон веков. 

Эти легенды – послание потомкам, вобравшее в себя многовековой опыт и мудрость народа. Они рассказывают о чести и доблести, учат дружбе, взаимовыручке, предостерегают от злобы и вражды, заблуждений и опрометчивых поступков. Горы Сюнт и Хасар в Западном Копетдаге по преданию названы именами некогда дружных братьев-охотников, не поладивших друг с другом и погибших из-за взаимной вражды. А ущелье Елдере названо так, потому что здесь когда-то пролегал путь идущих на битву воинов. 




В каком бы уголке Копетдага вы ни оказались, то обязательно встретите или артефакты из прошлого, или услышите удивительную легенду о жизни этих мест. Например, о старце Арчмане, а также о том, как открылись людям свойства местного целебного источника, рядом с которым сегодня возведена суперсовременная здравница. 

Еще одно чудо нашей природы – сероводородное подземное озеро Ковата недалеко от Бахарлы, в пещере, в недрах горы Коу. Это не просто одно из самых больших подземных озер мира, его вода целебна. А в качестве культурной программы посетителям удивительного природного объекта обязательно расскажут легенду о страдавшем недугами пастухе, который нашел подземный водоем и, излечившись, поведал о нем людям. Старинные предания поведают вам и об источниках Йылысув – неподалеку от Бахарлы, Пархай в окрестностях поселка Махтумкули и сероводородном источнике Шорбезен, что у селения Бёрме. Немало на Копетдаге и почитаемых в народе святых мест, таких, как, Парау-биби или Махтум-кала. 

Широко распространены легенды о доблести живущих в горах людях, и испытаниях, что выпадали на их долю. Например, койтендагское предание о 40 девушках, превратившихся в скалы, когда их убежище было обнаружено врагами. Тут же бытует легенда о местном воине Умбаре, спасшемся от многочисленных недругов, перепрыгнув через ущелье, в котором, низвергается 30-метровый водопад, названный его именем. 

Схожие истории доведется услышать в разных уголках гор, о чем говорит и топонимика. Так, название Кырк-гыз – «40 девушек» – носит и один из красивейших водопадов Копетдага. 




А вот, например, высочайшая вершина страны зовется Айры-баба – «разделенная», она состоит из 2 вершин – южной и северной. По бытующему в этих местах преданию, ее когда-то зацепил днищем ковчег Нуха, разделив надвое. Похожую историю о ковчеге Нуха поведают вам и в горном селе Нохур в Копетдаге, а еще покажут отпечатки следов легендарного коня Дульдуля.

Само происхождение названий селений и ущелий тесно переплетается с древними преданиями. Спросив, почему живописнейшее ущелье Айдере – природная жемчужина Сюнт-Хасардагского заповедника и всего Копетдага названо так, в ответ вы услышите, что это лунное ущелье («ай» – «луна»), расскажут вам и про медвежье ущелье от «айы» – «медведь», и в каждом случае сопроводят рассказ занимательной легендой, иллюстрирующей версию, которой придерживается рассказчик. 

Если водопад Хурхури дословно зовется как «журчащий», то почему еще один водопад по дороге к селению Геркез зовется Гочдемир, сразу не догадаешься, значит, пора обратиться за помощью к местным старожилам. Тем более, все в этих местах дышит историей – и руины древних крепостей, и высящиеся то тут, то там каменные водоводы мельниц, которые еще в прошлом веке неустанно мололи зерно, выращенное на берегах Сумбара. Ставшие исторической реликвией водяные мельницы довелось встречать и в Койтендаге, правда, вместо колонн-водоводов из камня там использовались лотки из дерева. 



Немало легенд связано и с горной системой Большого Балхана, о которой бытует пословица «Если трудно – горы подставят плечо», столь надежными выглядят их массивные каменные стены. Известны эти горы и их окрестности и рядом исторических крепостей, да и сам хребет выглядит как крепость, циклопическим бастионом возвышаясь над окружающими равнинами. 

Одна из легенд гласит, что эти горы были богаты горными источниками, но в один из вражеских набегов местные жители закупорили их кошмами. Когда завоеватели ушли, вернуть драгоценную воду люди уже не смогли. Легенда об утерянной воде несет в себе надежду на то, что окрестности Балхана вновь превратятся в цветущий оазис. И в наши дни это становится реальностью. 

О любом заповедном уголке туркменской природы вам расскажут легенду, будь то водопад, горная вершина или даже ботанический уникум. К примеру, та же роща унаби у села Койтен, по преданию, возникла благодаря старцу, который ударом своего посоха пробил дорогу горному роднику. 

Туркменские горы бережно хранят важную главу нашей истории. Этим хребтам есть что поведать пытливому путнику, и для того, чтобы соприкоснуться с богатейшим духовным наследием, завораживающей красотой и древними преданиями этой земли, нужно увидеть этот суровый и красивый горный мир своими глазами.


Олег ВИНОКУРОВ, 
фото Хасана МАГАДОВА

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ