КУЛЬТУРА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРКМЕНСКИХ МАСТЕРОВ

16.02.2016

Испокон веков на туркменской земле горные хребты воспринимались не просто как заметный элемент ландшафта – они прятали под скалами источники ценнейшей влаги, охраняли от знойных и студеных ветров изобильные долины. Традиционно жизнь в этих местах сосредотачивалась в горах и у их подножий, куда дотягивались русла выбравшихся из ущелий рек. 

Сегодня у подножия Копетдага сохранились кяризы – подземные водоводы, вырытые когда-то искусными мастерами. До прихода сюда Каракум-реки на них и на горные речки возлагалась задача орошения полей. Кяризгены вручную, порой на глубине в десятки метров, прорывали протяженные тоннели. Найти под землей и вывести драгоценную воду по рукотворному тоннелю, облицованному для прочности камнем, – искусство сродни ювелирному. 




Сегодня землю орошают протяженные оросительные каналы, чтобы добраться до подземных источников воды бурят скважины. Но и сегодня кяризы не ушли безвозвратно в прошлое, а сохранились, служа источником чистейшей влаги, спасающей путников от жажды. 

Вода в горах была бесценным благом, она же была здесь и главной угрозой. Нередко по изобильным ущельям проносились разрушительные селевые потоки. Потому и горная ирригация велась по особым канонам. Так, оказавшись в ущелье Тутлыдере в Койтендаге, доводилось наблюдать арык, бережно проведенный прямо по выступам скал высоко над дном ущелья. Даже если по долине проносился вал селя, спрятанная на каменных полках ирригационная система оставалась невредимой. 


Горным ирригаторам доводилось проводить вручную невиданные объемы работ. Так, еще в начале прошлого столетия арык в койтендагском ущелье Дарайдере был проведен более чем на десяток километров. В то время, как воды горной речушки уходили в толщу камней, тщательно промазанное глиной русло арыка доносило ключевую воду до равнины. 

Наши предки обуздали и разрушительную силу водных потоков, напоминанием чему служат массивные каменные колонны напорных водоводов мельниц – дегирменов, что сохранились в ущельях Центрального и Западного Копетдага. 

Каждая из таких колонн – высокая каменная труба из тщательно подогнанных каменных плит с выдолбленными в центре отверстиями. Рукотворные исполины олицетворяют собой талант и трудолюбие мастеров-каменотесов. К каждой из таких колонн сверху подходил арык, отведенный от реки по борту ущелья. Заточенный в массивных каменных стенах водовода мощный поток, покорялся воле человека, неустанно вращая жернова водяной мельницы. 



Конечно, в век современных мукомольных комплексов нужда в водяных мельницах отпала, и они стали исторической реликвией. Однако в мире появилась тенденция давать старым водяным мельницам новую жизнь, превращая их в мини-гидроэлектростанции, что в условиях горной местности актуально. Кто знает, возможно, вторую жизнь обретут и наши мельницы, чьи каменные колонны-водоводы способны прослужить еще не одно столетие. 

Как значимы были для людей горы, понимаешь, взобравшись к их вершинам. Столетия назад люди приходили сюда лишь на сезон полевых работ – посеют пшеницу на богаре, соберут урожай, а потом - на равнину, чтобы переждать морозные снежные зимы. В верхнем поясе горы Душакэрикдаг сохранились небольшие чаши построенных некогда для сбора дождевой воды водохранилищ. По соседству на склонах угадываются очертания ухоженных полей-террас. Столетия назад здесь добывали железную руду и выплавляли металл для изготовления сельхозорудий. Железоносная жила-рудник и ямы-печи сохранились до наших дней. 


Сегодняшний день и будущее горного земледелия – это плотины, усмиряющие селевые потоки, водохранилища, аккумулирующие их воду. Ряд подобных водохранилищ уже построен в долинах и у подножия Центрального Копетдага. От прежних, некогда созданных на горных плато, современные отличает качественно иной масштаб и слой водонепроницаемой геомембраны, которой выстлано их ложе. Это помогает сохранить бесценную влагу. 

В пересеченной горной местности особенно востребовано капельное орошение. Уже сегодня благодаря таким технологиям орошаются большие площади рукотворных лесов в окрестностях Ашхабада. 

Ну и, наконец, садоводство, культивируемое в предгорных долинах, в перспективе сможет насытить высококачественной витаминной продукцией не только местный рынок, но и составить весомый сегмент экспортной продукции. 



Учитывая, что на нынешнем этапе развернувшейся в Туркменистане аграрной реформы основное внимание уделяется обеспечению «витаминной продукцией» внутреннего рынка, целью ее следующего этапа станет реализация колоссального экспортного потенциала туркменского агропрома. Помимо наших бахчевых зарубежным потребителям, без сомнения, придутся по вкусу экзотические - инжир, гранаты, хурма. В субтропической зоне – в западной части Прикопетдагья благодаря уникальным природным условиям большие возможности открываются для получения богатых урожаев грецкого ореха, фисташек и оливы. 

Культура водопользования благодаря трудолюбию и таланту туркменских мастеров проделала путь от мельниц – дегирменов до водохранилищ с ложем из геотекстиля, от арыков на каменных уступах до суперсовременных водохозяйственных комплексов, расширяющих возможности орошаемого земледелия, превращающих пустынные земли в цветущие оазисы.

Олег ВИНОКУРОВ, 

фото автора, Х.Магадова

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ