ЭСТЕТИКА ТУРКМЕНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

В музеях страны представлены богатейшие коллекции экспонатов, отражающих многовековую историю туркменского народа. В том числе широко представлены элементы национального костюма. История народного костюма с древнейших времен до наших дней – зеркало, в котором отражены эстетические взгляды, ментальная идентичность, дух времени и образ жизни: каждое новое поколение туркмен вносило в народный костюм специфичные для своей эпохи черты. 

Раскопки древних поселений, артефакты расцвета различных цивилизаций на территории Туркменистана позволяют нам взглянуть на удивительный мир материальной культуры - уникального пласта нашего богатейшего наследия. 

Воплощением красоты цветущей природы является орнаментальная изысканность национальной одежды туркмен. Весной оживает древняя земля, поля покрываются живописным цветочным ковром, изумрудными становятся очертания горных массивов и … пустыня – такая живая и яркая с подвижными сыпучими барханами и гибкими силуэтами саксаула – диктующая новые мотивы для мастериц. Все национальное декоративно-прикладное искусство было подчинено гармоничному мировоззрению туркменской женщины-художницы, создающей великолепные ковры, одежду, предметы домашнего обихода. 


В цветовой палитре преобладают вишнево-красные оттенки, присущие туркменским коврам, и геометрический орнамент, лаконичный в цветовом решении и не нарушающий композиционную целостность костюмного ансамбля. 

Туркменские мастерицы создавали самобытные ткани, отвечающие национальным вкусам и традиционным запросам. Шелковая ткань «кетени», наиболее распространенная и популярная в народе, имеет различные оттенки красного, зеленого, желтого, фиолетового. В настоящее время из «кетени» шьют прекрасные женские платья, орнаментируя вышивкой воротниковую часть, вырез и манжеты. 


Обычно вышивку составляют узоры, выполненные сочетанием трех цветов: если фон красный, то вышивка - черно-бело-желтая. Кстати, эти сочетания цветов прослеживаются в памятниках Джейтунской культуры (VI тысячелетие до н.э.) и сохранились в наши дни в коврах, кошмах и одежде туркмен. 

Природные мотивы орнаментации, в основном геометризованного характера, уходящие в глубь веков, устойчиво сохраняются в современности: бег «волны», фигуры в виде якоря, восходящие к парфянской традиции, S-образные знаки и мелкие шахматные сетки – к средневековой, треугольная форма – орнаментика архаических сосудов эпохи родового строя, изображения птиц, диких и домашних животных – в узор переносятся чаще отдельные части тела: лапы, когти, глаза, иногда просто схематичное их изображение. Один из древних орнаментальных мотивов, получивших широкое распространение, – это изображение рогов животных – «гочак». Также использовались и растительные орнаменты «чигилдем» и «гулчинар» – стилизованные изображения листьев чинара, цветов тюльпана. Различных приёмов вышивки множество: «кешде», «гайма», «чигме», «ильме», «коджиме», «орама». 

В женском костюме ворот и вертикальный разрез платья покрываются вышивкой. Особо богато «расписываются» женские наголовные халаты – «чырпы» и «курте», украшается кайма наголовного платка для замужних женщин – «гынач», а также головной убор «тахья» – девичья и мужская. 

Вышивкой украшается и мужской костюм – халат «дон», ворот рубахи, но орнамент здесь более сдержан. В настоящее время продолжается традиция одного из древнейших народных ремесел – вязание. Вяжут, как и в прошлом, носки – джорабы, сохраняя ярко выраженный национальный колорит. 

Неотъемлемым элементом национального костюма являются ювелирные украшения - традиционно серебряные с сердоликовыми инкрустациями, гармонирующие с красным фоном одежды. Праздничный женский халат украшал медальон – «чапраз», обрамлённый сложно-фигурными подвесками. Детские серебряные украшения декорировались бусами, бисером, раковинами каури. Они надевались на шею, руки, ноги, венчали головной убор и нашивались на одежду. 

Текинские, салырские и сарыкские ювелиры (зергеры) используют гравированный позолоченный орнамент. В украшениях встречаются зооморфные и растительные мотивы: «гуш гози» – птичьи глаза, «йылан ызы» – змеиный след. Ювелиры приамударьинских туркмен не покрывают свои изделия позолотой. В йомудских украшениях используется бирюза и штампованный орнамент. 


Колоритный, богато орнаментированный женский национальный костюм почитаем туркменскими модницами и в наши дни. Вышивка «яка» занимает самые верхние рейтинги по популярности среди женщин всех возрастов. Востребованность накидок «курте» и «чырпы» высока у невест и молодых женщин. Студенты и школьники носят тахья, разбавив утонченной эклектикой лаконичный деловой стиль. Пожилые люди предпочитают удобные и практичные национальные платья и халаты: «дон», «койнек», «чавыт», декорированные вышивкой. 

Таким образом, в орнаментальной символике и украшениях национального костюма, являющихся художественным воплощением ментальной самобытности, отражена эволюция культурно-эстетических воззрений туркменского народа, его вкусы и исторический опыт и традиции.


Огулджерен ХАДЖИЕВА,
искусствовед

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ