ЭСТЕТИКА ТУРКМЕНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
В музеях страны представлены богатейшие коллекции экспонатов, отражающих многовековую историю туркменского народа. В том числе широко представлены элементы национального костюма. История народного костюма с древнейших времен до наших дней – зеркало, в котором отражены эстетические взгляды, ментальная идентичность, дух времени и образ жизни: каждое новое поколение туркмен вносило в народный костюм специфичные для своей эпохи черты.
Воплощением красоты цветущей природы является орнаментальная изысканность национальной одежды туркмен. Весной оживает древняя земля, поля покрываются живописным цветочным ковром, изумрудными становятся очертания горных массивов и … пустыня – такая живая и яркая с подвижными сыпучими барханами и гибкими силуэтами саксаула – диктующая новые мотивы для мастериц. Все национальное декоративно-прикладное искусство было подчинено гармоничному мировоззрению туркменской женщины-художницы, создающей великолепные ковры, одежду, предметы домашнего обихода.
Туркменские мастерицы создавали самобытные ткани, отвечающие национальным вкусам и традиционным запросам. Шелковая ткань «кетени», наиболее распространенная и популярная в народе, имеет различные оттенки красного, зеленого, желтого, фиолетового. В настоящее время из «кетени» шьют прекрасные женские платья, орнаментируя вышивкой воротниковую часть, вырез и манжеты.
Обычно вышивку составляют узоры, выполненные сочетанием трех цветов: если фон красный, то вышивка - черно-бело-желтая. Кстати, эти сочетания цветов прослеживаются в памятниках Джейтунской культуры (VI тысячелетие до н.э.) и сохранились в наши дни в коврах, кошмах и одежде туркмен.
Природные мотивы орнаментации, в основном геометризованного характера, уходящие в глубь веков, устойчиво сохраняются в современности: бег «волны», фигуры в виде якоря, восходящие к парфянской традиции, S-образные знаки и мелкие шахматные сетки – к средневековой, треугольная форма – орнаментика архаических сосудов эпохи родового строя, изображения птиц, диких и домашних животных – в узор переносятся чаще отдельные части тела: лапы, когти, глаза, иногда просто схематичное их изображение. Один из древних орнаментальных мотивов, получивших широкое распространение, – это изображение рогов животных – «гочак». Также использовались и растительные орнаменты «чигилдем» и «гулчинар» – стилизованные изображения листьев чинара, цветов тюльпана. Различных приёмов вышивки множество: «кешде», «гайма», «чигме», «ильме», «коджиме», «орама».
Колоритный, богато орнаментированный женский национальный костюм почитаем туркменскими модницами и в наши дни. Вышивка «яка» занимает самые верхние рейтинги по популярности среди женщин всех возрастов. Востребованность накидок «курте» и «чырпы» высока у невест и молодых женщин. Студенты и школьники носят тахья, разбавив утонченной эклектикой лаконичный деловой стиль. Пожилые люди предпочитают удобные и практичные национальные платья и халаты: «дон», «койнек», «чавыт», декорированные вышивкой.
Таким образом, в орнаментальной символике и украшениях национального костюма, являющихся художественным воплощением ментальной самобытности, отражена эволюция культурно-эстетических воззрений туркменского народа, его вкусы и исторический опыт и традиции.
искусствовед
Comments
Post a Comment