ТУРКМЕНЫ - ТЮРКСКИЙ НАРОД ДРЕВНЕОГУЗСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Туркме́ны (туркм. Türkmenler) — тюркский народ древнеогузского происхождения, составляющий основное население Туркменистана, а также исторически проживающий в УзбекистанеКазахстанеРоссииИранеАфганистанеТаджикистане и Пакистане. Будучи потомками Огуз-хана [15], в древности туркмены именовали себя огузами, а в средние века начали называть себя туркменами [16]. В византийских источниках, затем в европейской, а позднее и в американской традиции, туркмен именовали термином туркоманы[17][18] [19], в странах Ближнего и Среднего Востока тоже туркоманы, а также торкеменытерекеме, в Древней Руси - торкмены[20], а в царской России - тоже туркоманы и трухмены [21].
Говорят на туркменском языке огузской подгруппы тюркских языков. По религии традиционно мусульмане-сунниты. Общая численность — свыше 8 миллионов человек[22].


Этимология
Впервые этноним «туркмен» в транскрипции «те-го-мен» употребляется в китайской энциклопедии 8 в. «Тундянь» в отношении огузов, живших в Средней Азии.[23]
Историк 15-16 вв. Нешри писал, что наименование «туркмен» состоит из двух слов «тюрк» и «иман», что означает «верующий тюрок», т.е. «тюрок-мусульманин»[24]. Согласной другой версии, наименование «туркмен» состоит из слов «тюрк и «ман», где «ман» является вариантом аффикса суффикса «мат» — «племя, люди»[25]. Распространенной является также версия о том, что термин «туркмен» состоит из двух слов «турк» и «мен», т.е. «я - тюрк»[26].
Известный средневековый ученый-историк 10-11 вв. Абу-ль-Фадль Байхаки в своем произведении «История Масуда» называл огузов туркменами, используя этноним туркмен как синоним этнониму огуз[27] . Выдающийся средневековый тюрколог и лингвист 11-12 вв. Махмуд аль-Кашгари в своем труде «Диван Лугат ат-Турк» (Словарь тюркских наречий) писал, что огузы есть туркмены, также к туркменам он причислял и крупное тюркское племя карлуков:
«Огуз — одно из тюркских племен (кабиле), они же туркмены...Карлук – один из народов (джиль) кочевников, кроме гузов. Они также туркмены[28].
Средневековый автор 11-12 вв. Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази называл туркменами огузов, принявших ислам:
«К числу их могущественных племен относятся гузы...Когда они стали соседями мусульманских стран, часть из них приняла ислам. Они стали называться туркменами...Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами[29]
Другой известный средневековый историк и государственный деятель 13-14 вв. Фазлулаллах Рашид ад-Дин называл туркменами как огузов, так и такие крупные тюркские племена, как кыпчакиканглыкарлуки и халаджи:
«С течением времени эти народы разделились на многочисленные роды, [да и] во всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами [туркман], они же разделяются на кипчаков, калачей, канлы’ев, карлуков и другие относящиеся к ним племена.»[30].
Туркменский советский ученый-историк С.Агаджанов также отмечал, что наименование «туркмен» применялось к огузам, принявшим ислам[31].
Согласно российскому и советскому ученому-востоковеду, академику В.Бартольду, название «туркмен» является более поздним наименованием огузов:
«Каково бы ни было прежнее значение огузского народа в Восточной Азии, он после событий VIII и XIX веков, все больше сосредотачивается на западе, на границе переднеазиатского культурного мира, которому суждено было подвергнуться в XI веке нашествию огузов, или, как их называли только на западе, туркмен»[32]... «Впоследствии название туркмен осталось за одними огузами; постепенно термин огуз как название народа было совершенно вытеснено словом туркмен»[33].

 

Этногенез

Древнее происхождение туркмен принято связывать с огузами, одним из древнейших тюркских народов, родоначальником которых был герой-прародитель Огуз-хан [34]. Согласно мнению Абу-ль-Гази, Огуз-хан мог жить за четыре тысячи лет до времени пророка Мухаммеда [35], а советский историк О.Туманович относит период жизни Огуз-хана к 7 в. до н.э [36].
В этногенезе туркмен начиная с древнейших времен принимали участие родо-племенные группы, жившие на просторах Евразии, от Алтая до Черного моря, античными авторами названные в целом скифами. Основное ядро современного туркменского народа составили местные племена и народности, проживавшие на территории современного Туркменистана и остальной Центральной Азии[37]. Туркмены, как и другие народы, обладают присущими только им отличительными признаками, которые формировались в течение нескольких тысячелетий истории народа.
Прямыми предками центральноазиатских туркмен являлись жители древних государств территории современного Туркменистана и сопредельных стран, в древности на этих землях находились такие государства как МаргианаПарфияи Хорезм, в пользу этого свидетельствуют данные этнографических и антропологических исследованийx. Накопленные к настоящему времени археологические, антропологические, письменные, фольклорно-этнографические материалы дают возможность провести некоторые аналогии между древними, античными, средневековыми и современными жителями Туркменистана и установить этническую взаимосвязь и культурную преемственность между ними[38]. На ранних этапах этногенеза туркмен большую роль играли оседлые и полукочевые племена современного Туркменистана — маргианцыпарфянехорезмийцыгирканцы, хорасанцы, дахо-массагетские племена аугасии, парны, имиргийцы, аланыэфталиты и другие, которые, по мнению ряда историков, были прототюркскими, огузо-туркменскими племенами [39] [40] [41] [42]. Вот, что пишет о происхождении туркмен известный советский и российский историк и этнолог Л.Н.Гумилев:
«Особое происхождение у туркменов. Они в древности были известны как парфяне, которые в 250 г. до н. э. выгнали македонцев из Ирана, захватили его целиком, но с персами не слились, составили слой, близкий к феодальным аристократам. А персы были дехканами и составляли пехоту.» [43]
Веским доказательством местного происхождения центральноазиатских туркмен являются антропологические данные. На основе сравнительного изучения палеоантропологических материалов с территории Туркменистана с антропологией современных туркмен, известный советский антрополог и биолог, доктор биологических наук Л.Ошанин пришел к выводу, что в составе туркмен явно преобладает местная автохтонная долихоцефальная раса:
«Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия, носивших общее название сакских (скифских) племен».[44]
Туркмены являются единственным народом в Центральной Азии, относящийся к вышеназванной длинноголовой европеоидной расе. До недавних пор туркмены путем искусственной деформации головы новорожденных, с помощью специальных тюбетеек (чиле тахья) и обматыванием головы платком поддерживали эту древнюю традицию предков[45].
Такие виды туркменского национального декоративного искусства и домашних промыслов как ковровые изделия, вышивки, ювелирные изделия и другие имеют древние традиции. На керамике и керамических изделиях (больших сосудах, найденных в погребениях и жилых помещениях) Южного Туркменистана V-III тысячелетий до н.э. имеются изображения центральных голей-орнаментов и периферийных орнаментов салырскихтекинскихйомудских ковров, причем они как и современные туркменские коврыоказались совершенно уникальными, так как встречаются только на территории современного Туркменистана.
При изучении туркменских женских украшений, известный советский этнограф, доктор исторических наук Г.Васильева пришла к заключению, что общие черты таких украшений большинства туркменских племенных групп, манера их ношения свидетельствуют о единой этнической традиции туркменского народа. При исследовании находок археологов на территории Южного Туркменистана и смежных с ним областей 5-7 вв. и 9-14 вв., выявляется их большое сходство с украшениями современных туркмен.[46] Основываясь на этих данных, становится очевидным этническая преемственность и культурная непрерывность туркмен нынешнего времени с древним населением западной части Центральной Азиигуннского (4-5 вв. н.э.) и даже парфяно-кангюйского (более 2 тыс. лет назад) периодов[47]. На эту тему, известный туркменский историк М.Дурдыев пишет:
«Говоря о тысячелетних традициях туркменского национального костюма, следует сказать, что в пользу этого указывает значительный комплекс материалов разных эпох. Так, при раскопках на городищах Старая и Новая Ниса была обнаружена масса небольших бляшек из золота и бронзы, нашивавшихся на женскую и мужскую одежду парфян. Их датировка третий век до нашей эры — третий век нашей эры. При обследовании городища Старый Кишман в Мургабском оазисе в слоях шестого—седьмого веков была обнаружена скульптурка женщины в платье с нашивными круглыми бляшками. Эта традиция не нарушается и в более позднем времени и находит подтверждение в средневековом археологическом материале Туркменистана. Нашивные бляшки были встречены при раскопках городища Шехр-Ислам к северу от современного Бахардена. Исследовавший их член-корреспондент АН Туркменистана Еген Атагаррыев находит им прямые аналогии в современном женском туркменском костюме.» [48]
Монгольское владычество в XIII в. оставило сравнительно незначительный след в этногенезе и облике туркмен. На их дальнейшее формирование огромное влияние оказали этнокультурные связи с соседями. Так, например, туркменские племена човдур, эрсары, сарык, салыр и др., жившие по соседству с народами кыпчакской группы тюркских народов на севере и на востоке, по антропологическому типу оказывались с большей примесью монголоидной расы, а племена, жившие долго по соседству с иранскими народами (персами, курдами) на юге, имели очень незначительную примесь монгольской расы[49].
Дахо-массагеты, древние тюрки, средневековые огузы-туркмены делились на племена и роды, объединенные в племенные федерации. Туркмены имели общую родословную своего происхождения. На основе ее Рашид-ад-Дин(XIV в.), а в XVII в. Абу-ль-Гази написали свои знаменитые труды, Джами ат-таварих и Родословная туркмен соответственно. Сохранились также многочисленные варианты родословных (шеджере) и народных преданий о происхождении туркмен.
В VIII-X вв. шел процесс объединения огузо-туркменских племен, расселенных на огромной территории Центральной Азии. Их борьба с печенегами в X в. на Волге, закрепление за ними определенной территории, единство языка, вера в единого Бога Тангры, утверждение среди них самоназвания «туркмен» привели в X в. к еще большей их консолидации. Это обстоятельство создало благоприятные условия для передвижения огузо-туркменских племен на юго-запад, в результате чего различные туркменские племена основали целый ряд средневековых государств, таких как Сельджукская империя и Османская империя:
«Туркмены жили в это время в том же состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории; характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной государственности.» [50]
Миграции туркменских племен с территории Туркменистана и остальной Центральной Азии в юго-западном направлении происходили начиная, в основном, с 11 века и продолжались вплоть до 18 века. Эти туркменские племена сыграли значительную роль в этническом формировании таких народов как турки Турциитуркмены Ирака и Сирии, а также тюркского населения Ирана и Азербайджана [51] [52] [53]. Оставшиеся в Туркменистане племена для сохранения своей независимости объединялись в военные союзы, хотя пережитки родоплеменных отношений сохранялись до XX в. Их традиционными занятиями были земледелие, скотоводство, различные ремесла и домашние промыслы. Старинные образцы прикладного искусства (прежде всего ковры и ювелирные украшения) свидетельствуют о высоком уровне народной художественной культуры.
Начиная с X в. все туркменские племена объединяло самоназвание «туркмен».

Древние туркменские племена

Как и другие центральноазиатские народы, туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды. Согласно произведению Абу-ль-Гази«Родословная туркмен»[54] , древним родоначальником туркмен является Огуз-хан. У Огуз-хана было шестеро сыновей и двадцать четыре внука от основных жен его сыновей. Двадцать четыре внука стали родоначальниками древнейших туркменских (огузских) племен, которые делились на бозоков и учоков. Данные племена также приводятся в произведении Рашид ад-Дина «Огуз-наме»[55], вот их список:
3. Акойли (Алкарэвли)
4. Гараойли
6. Дюгер (Дока)
7. Додурга
8. Япарлы
10. Кызык
12. Гаркын (Каркын)
15. Човдур (Чавулдур)
16. Чепни (Джебни)
17. Салыр (Салур, Салор)
18. Эймир (Эймур)
19. Алайонтли (Алаюнтлу)
20. Урегир
22. Бюгдюз
23. Йива

Туркменские государства

В связи с миграциями большого количества туркменских племен в пределах Центральной АзииЮжного КавказаИранаМалой Азии и арабских стран[56], отдельные туркменские роды, начиная приблизительно с 10-11 веков, создавали правящие династии и образовали целый ряд государств[57].

Государство Сельджукидов

Государство Сельджукидов или Сельджукская империя — государство, образованное в ходе завоеваний туркменами во главе с происходившей из племени кынык династией Сельджукидов стран Ближнего и Среднего Востока, просуществовавшее с 1037 по 1194 годы. С 1038 по 1055 год сельджуки овладели ХорасаномХорезмом, Западным ИраномАзербайджаном и ИракомАббасидский халиф аль-Каим вынужден был признать Тогрул-бека (1038—1063) султаном и «царем Востока и Запада». Сельджукский султан считался наместником халифа, а сам халиф сохранял за собой только номинальный суверенитет и духовный авторитет. Столицей государства Тогрул-бека был город Рей.
При Алп-Арслане (1063—1072) и Мелик-шахе I (1072—1092) сельджуки завоевали Армению, почти всю Малую Азию, а затем — Сирию и Палестину. После овладения ГрузииШирвана и Мавераннахра их правители стали вассалами сельджукских султанов. Наибольшего военно-политического могущества Великая Сельджукская империя достигла при Мелик-шахе.

Государство Хорезмшахов

Государство Хорезмша́хов - центральноазиатское государство, находившееся в низовьях Амударьи и управлявшееся династией Ануштегинидов, происходившей из туркменского племени бегдили. Наивысшего расцвета достигло в начале XIII века при Ала ад-Дине Мухаммеде II. Правители Хорезма носили титул Хорезмшах. Государство Хорезмшахов пало от монголов Чингизхана.

Османская империя

Осма́нская импе́рия — государство, созданное туркменами[58] в 1299 году на северо-западе Малой Азии под предводительством удж-бея Османа Гази, который происходил из туркменского (огузского) племени кайы. После падения Византии в 1453 году Османское государство превратилось в империю и стало султанатом. Падение Константинополя явилось важнейшим событием в развитии османской государственности, так как после 1453 года Османская империя окончательно закрепилась в Европе, что является важной характеристикой современной Турции. Правление османской династии длилось 623 года, с 27 июля 1299 года по 2 ноября 1922 года.

Государство туркмен Гарагоюнлы

Государство туркмен Гарагоюнлы (Каракоюнлу). Туркменский племенной союз Гарагоюнлы образовался к середине XIV в. из туркменских племен Центральной Азии, оттесненных монгольским нашествием в XIII в. на запад. Название Гарагоюнлы произошло от изображения черного барана на знамени их союза. Основу Гарагоюнлы составило древнее туркменское (огузское) племя Йива [59], которое сыграло доминирующую роль в их союзе. В годы правления основателя государства Гарагоюнлы Гара Юсупа (1410-20) в его состав вошли АзербайджанАрменияКурдистанИрак Арабский. Столицей государства стал город Тебриз. Гарагогоюнлы были враждебны по отношению к Тимуру. После его смерти в 1405 г. Гарагоюнлы расширили свои владения до Месопотамии. Эмиры Гарагоюнлы Гара Юсуп и Исгендер (правил в 1420-37 гг.) вели постоянные войны против тимуридов и их союзников — туркменского племенного союза Акгоюнлы. Гарагоюнлы были в хороших отношениях с Османской империей. После длительных войн с тимуридским правителем Шахрухом Гарагоюнлы потерпели крупное поражение, и Джаханшах Гарагоюнлы (правил в 1437-67 гг.) признал себя вассалом тимуридов. После смерти Шахруха Джаханшах стал считать себя независимым и, воспользовавшись междоусобицами между тимуридами, захватил весь Западный Иран.

Государство туркмен Акгоюнлы

Государство туркмен Акгоюнлы (Ак-коюнлу). Акгоюнлы (от туркм. "ак" - белый" и "гоюн" - баран) - туркменский племенной союз, образовавшийся в середине XIV в. из племен, оттесненных монгольским нашествием в XIII в. к западу от Туркменистана. Во главе объединения Акгоюнлы стояло туркменское племя баяндыр[60] [61] , причем правители созданного союза также являлись выходцами из этого племени. До образования своего государства Акгоюнлы жили в верховьях реки Тигр на плодородных землях Диярбекира, Мардина. Основатель государства Акгоюнлы — Узын-Хасан (1453-1478) в 1467 г. разгромил войско Гарагоюнлы и овладел Азербайджаном, Арменией, Западным Ираном и Ираком, создав мощное государство со столицей в г. Тебриз, которое просуществовало до 1502 г. Государство Акгоюнлы поддерживало дипломатические отношения со многими странами, во двор царя приезжали послы из Австрии, Венгрии, Польши, Руси.

Источник: Википедия

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ