ОБ АНТРОПОЛОГИИ И ПРЕДКАХ ТУРКМЕН
…К
югу от Аму-дарьи, в равнинах Туркмении расовый состав населения снова резко
меняется. Это сразу же бросается в глаза наблюдателю, даже если он еще не
располагает собственными материалами по антропологии туркмен.
В 1923 г., проводя в Хорезме первые сборы материалов среди узбекского населения, я обратил внимание на своеобразие типа туркмен, случайно мне встретившихся, и опубликовал две работы по вопросу этногенеза туркмен, используя ориентировочные материалы, собранные в 1895 г. проф. И. Л. Яворским среди племени теке.
В 1923 г., проводя в Хорезме первые сборы материалов среди узбекского населения, я обратил внимание на своеобразие типа туркмен, случайно мне встретившихся, и опубликовал две работы по вопросу этногенеза туркмен, используя ориентировочные материалы, собранные в 1895 г. проф. И. Л. Яворским среди племени теке.
В настоящее время мы располагаем весьма обширными материалами по антропологии различных туркменских племен. В 1929 г. мною и В.К. Ясевичем исследованы мужчины и женщины племени теке в районе Мары, племени йомудов в центральных Каракумах и племени геокленов в долине реки Сумбара. В 1931 г. А. И. Ярхо исследовал племена йомудов и чаудыров в Хорезме (57). В 1936 г. сотрудники Института антропологии Московского государственного университета Шмаков и Елистратов исследовали племена теке и йомудов в центральных Каракумах.[11] Кроме того, по моему поручению студентки Среднеазиатского государственного университета Маслова и Фокина собрали в 1926 г. ориентировочные материалы по антропологии племени эрсари в северо- восточной Туркмении, в районе Келифа. Летом 1950 г. аспирант кафедры антропологии САГУ Кадыр Наджимов исследовал племя эрсари в районе Термеза.
Точный анализ расового состава туркмен впервые был дан в работе А.И. Ярхо, целиком основанной на его собственных обширных материалах (57). Проведенное нами сравнительно-антропологическое изучение всех собранных до настоящего времени материалов полностью подтверждает его выводы.
В расовом составе туркмен явно преобладает своеобразный долихоцефальный европеоидный тип, которому А. И. Ярхо дал название восточного варианта средиземноморской расы. Как отмечено выше, по нашему мнению, целесообразнее называть этот тип по современному центру его распространения — закаспийской расой. Наряду с этим европеоидным компонентом, среди всех туркменских племен отмечается та или иная примесь монголоидных признаков. Примесь эта у основного долихоцефального европеоидного населения Закаспия во всяком случае не меньше, чем у брахицефального населения междуречья.
В табл. 25, 26 и 27 туркменские племена сравниваются с монголоидными племенами казахов и киргизов, а также со слабо монголизированными европеоидными узбекскими племенами. По основным признакам, дифференциальным между монголоидами и европеоидами, — наличию эпикантуса, степени развития бороды, горизонтальному профилю лица, высоте корня и крыльев носа, положению боковых его стенок, положению глазного яблока и скуловому диаметру—туркмены очень близки к узбекам и явно отличаются от казахов и киргизов. По головному указателю, поперечному и продольному диаметрам головы (табл. 26), лицевому указателю и росту (табл. 27) туркмены явно отличаются от брахицефальных монголоидных казахов и киргизов и от брахицефальных европеоидных узбеков. Наряду с долихоцефалией им свойственны большая узколицость и высокорослость.
Еще в первых наших работах по этногенезу туркмен мы высказывали мнение, что характерный для них долихоцефальный европеоидный тип имеет очень большую древность. Палеоантропологические материалы из Туркмении пока скудны, но они полностью подтверждают такую точку зрения. Древнейшими палеоантропологическими материалами являются материалы, добытые еще экспедицией Помпелли в Анау, близ Ашхабада. Помпелли датирует их VII — VI тысячелетиями до н. э. По мнению М. Е. Массона, они не древнее IV—III тысячелетия до н. э. Девять черепов из Анау были изучены знатоком средиземноморской расы итальянским антропологом Серджи. Основные его выводы сводятся к следующему. В строении черепов из Анау нет никаких различий ни в мозговой части, н и в обломках лицевого скелета от структурных особенностей, свойственных черепам средиземноморской разновидности долихоцефальной формы. С другой стороны, эти черепа совершенно отличны от так называемого монгольского типа. Находки из Анау полностью подтверждают предположение Серджи о древнейшем обитании ветви средиземноморской расы в пределах Средней Азии (64, стр. 445 — 446).
В 1949 и 1950 гг. археологической экспедицией М. Е. Массона добыт костный материал при раскопках кургана Намазга-тепе близ станции Каахка в Туркмении. Материал этот, датируемый II тысячелетием до н. э., описан сотрудницей кафедры антропологии САГУ кандидатом наук В. Я. Зезенковой.
Эти обширные и разнообразные материалы не оставляют больше никаких сомнений в том, что древнейшим обитателям закаспийских степей был свойствен долихоцефальный европеоидный тип.
Нам приходилось указывать в ранее опубликованных работах, что уже на территории Хорезма гузы включили в свой состав местное скифо-сарматское население, которое было представлено здесь племенем аланов. Из современных историков С. П. Толстов считает гузов «прямыми потомками» этих аланов. Кроме аланов, в числе предков гузов он упоминает другое скифо-сарматское племя Приаралья—«массагетов болот и островов». К. В. Тревер отмечает, что восточной части массагетов суждено было стать «одним из дальних предков современных туркмен» (49, стр. 46). В свете последних блестящих открытий, сделанных в Туркмении археологической экспедицией М. Е. Массона, становится несомненным значительное участие древних парфян в этногенезе туркмен. Как известно, парфяне обитали и по ту, и по эту сторону Копет-дага.
Еще более определенно высказывается о скифо-сарматском происхождении туркмен А. Ю. Якубовский, в частности, отмечая обоснование этой теории нашими антропологическими данными.
Впервые предположение о скифо-сарматском происхождении туркмен было высказано мне в устной форме покойным проф. Н. Г. Маллицким (в 1924 г.), что и побудило меня искать источник долихоцефального европеоидного типа туркмен среди древнего скифо-сарматского населения Приаралья и Закаспия. Н. Г. Маллицкий высказывал свое предположение, основываясь на собственных наблюдениях и обширных этнографических материалах, которые, к сожалению, остались неопубликованными.
Источник: Л. В. ОШАНИН и В. Я. ЗЕЗЕНКОВА. ВОПРОСЫ ЭТНОГЕНЕЗА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ В СВЕТЕ ДАННЫХ АНТРОПОЛОГИИ. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1953 г.
Comments
Post a Comment