ЗНАК ПАРФЯНСКИХ ЦАРЕЙ ИЗ СЕЛЕНИЯ ЫЗГАНТ



Нанесенная черной краской тамга - трезубец украшала один из образцов керамики, обнаруженный экспедицией Института археологии и этнографии АН Туркменистана на поселении Дашлы-депе в селении Ызгант Геоктепинского этрапа осенью 2012 года. Черепок был найден в слоях античного времени, а его знак являлся родовым знаком парфянских царей. 

Еще в самые древние времена у людей появилась возможность обозначить каким-нибудь символом собственность своего рода. Для этого были разработаны знаки, которые являлись «визитными» карточками родовой общины. Эти знаки-тамги, согласно огузской эпической традиции, были утверждены при Гюн-хане, сыне легендарного Огуз-хана. Его советник Иркыл Ходжа каждому из двадцати четырех внуков Огуза «… определил свою тамгу для клеймения скота, чтобы можно было различить – кому какие животные принадлежат». 


Можно смело говорить о том, что формирование туркменского народа началось задолго до нашей эры. Сравнительный анализ родоплеменных тамг дахо-массагетов и огузов-туркмен подтверждает этнонимические параллели. Знак парфянских царей из Ызганта-Огузкента, присутствующий затем в качестве родового знака у туркмено-сельджукских царей, убедительно свидетельствует о присутствии дахо-парфянских этнических элементов в составе огузской конфедерации. 

Много лет назад уже были проведены сравнения античных тамговых знаков, изображенных на статуэтках, надгробных камнях, посуде средневековых огузов и современных туркмен. Сделав лингвистический анализ и подкрепив его данными археологии и письменных источников, ученые доказали, что значительная часть огузов состояла из местных дахо-массагетских и алано-сарматских племен. Сравнение древних и современных тамг только подтвердили эти выводы, они остались почти в неизменном виде. 

Авторитет родового знака был непререкаем. Согласно туркменским законам сыновья, выделившиеся из отцовского дома, не должны были менять родительскую тамгу. Они могли лишь слегка видоизменить ее или добавить черточку. Младший же сын оставлял тамгу без изменения. 

Тамговые знаки, возникшие еще тогда, когда не было личной и семейной собственности, а была только собственность родовая, присутствуют на предметах, обнаруженных на памятниках Туркменистана эпохи бронзы (II тыс. до н.э.). 

Осенью 2012 г. на поселении Дашлы-депе, находящемся в селении Ызгант Геоктепинского этрапа, работала исследовательская экспедиция Института археологии и этнографии АН Туркменистана. Среди многочисленных находок, относящихся к разным эпохам, был обнаружен обломок керамического сосуда с четко нанесенной черной краской тамгой - это трезубец. Черепок был найден в слоях античного времени, а его знак являлся родовым знаком парфянских царей. Трезубец изображен на парадном царском щите из Старой Нисы, на позднепарфянских кирпичах из Гяур-кала (Древний Мерв) и т.д. Прошли столетия, уже давно исчезла Парфянская империя, но сам народ не исчезает. Со временем все древние этносы Туркменистана образовали мощное огузское объединение. И селение Ызгант когда-то являлось одним из внутренних городов огузов: Ызгант - Огузкент («город огузов»). 

Стоит ли удивляться, что именно здесь обнаружена тамга парфянских царей? Именно у огузов-кыныков, из которых вышла царствующая династия султанов империи Великих Сельджуков, указывается тамга в виде трезубца. И трезубец кыныков начертан не только в родословной огузов, он присутствует и на монетах Сельджукидов. А разве не случайно средневековый хронист Михаил Пселл назвал первого правителя Великой Туркмено-Сельджукской империи Мухаммеда Тогрулбега «парфянским султаном»?! 

Да и сами огузы-кыныки возводили свой род к царю туров Афрасиябу. Сельджуки говорили: «Сын Афрасияба бежал от Кейхосрова и прибыл к туркменскому уругу кынык, там он вырос и навсегда остался. Мы, его потомки, мы из рода Афрасияба». 

Напомним, что Афрасияб - легендарный царь туров (туранцев), а именно к туранцам принадлежали древние дахи-тохары (средневековые огузы - тугеры), аланы-асы (средневековые огузы- языры), саки-амиргии (средневековые огузы- имир-или), саки-пасианы (средневековые огузы-печенеги) и т.д. Да и само название «огуз», согласно утверждению академика С.П.Толстова, есть имя одного из племен древних массагетов - «аугас». Их имя усматривается и в древнем названии Амударьи - «Окс», а позднее в одном из ее притоков - Узбой («огузская река»).


Овез ГУНДОГДЫЕВ,
заместитель директора Института археологии и этнографии АН Туркменистана, профессор


Источник: Туркменистан - Золотой Век

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ