ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕН АНАТОЛИИ


Основу тюркских племен Анатолии в XI—XIII вв. составляли огузы и туркмены. Этот пласт был таким мощным, что даже до наших дней отчетливо выступает при исследовании туркменских племен Малой Азии, сохранившихся в восточных районах Анатолии. Так, часть туркменских племен в Турции сохранила огузские названия: байындыр, баяд, чепни, авшар. В Турции сохранились также племена понеч, барак, караташлы, кара-коюнлу. Все эти названия — огузского и туркменского происхождения. Племенные подразделения гюнеч и барак существуют у среднеазиатских туркмен (соответственно у эрсари и йомудов). Племя кара-коюнлу известно как основатель одноименного туркменского государства. Караташлы (карадашлы) сохранились в Туркмении как самостоятельное племя. По свидетельству Абульгази, они — потомки огузского племени язгыр. 

Обширные сведения о туркменских племенах Малой Азии обнаружил Ф. Демирташ в архивных документах Османской империи XV—XVIII вв. В них упоминаются почти все те племенные названия, которые есть в списках Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дина и Абульгази. Лишь иногда некоторые племенные названия, носители которых прежде представляли собой крупные и могущественные племена, прилагались уже к небольшим подразделениям (кайы, кынык), что говорит о происшедшем распаде племени или отделении от него небольшой группы или же о переходе основной части племени к оседлости, смешении с коренным населением и утрате прежней племенной общности. Другие же племенные названия в этих документах, наоборот, прилагались к крупным, часто даже нескольким объединениям племен, как, например: авшар, баяд, бейдили. Так, в XVI—XVII вв. несколько объединений авшаров было в улусах (племенных объединениях) туркмен Халеба, Дулкадырлы и др.  Сохранились у турецких туркмен и родовые тамги огузов. Ими таврят крупный рогатый скот и верблюдов. Употребляются они как обереги. 

Эвлия Челеби в своей «Книге путешествия» (т. III) дал о языке анатолийских туркмен XVII в. такие сведения, которые говорят о его связях с диалектами туркмен Средней Азии сельджукского периода. «Наречия туркмен, как и они сами, происходят из области Бухары. Выйдя из Мавераннахра, туркмены под названием данишмендли, ак-коюнлу, сельчук проникли в Анатолию». Эвлия Челеби приводит несколько туркменских слов и дает их значения: ырвана — верблюдица, гюмеч — хлеб, кекримси — вино, дутук — покрывало невесты, ушак — парень, ченди--ножницы, гёзгю — зеркало, гёкчек — красивый и др. Большинство этих слов не употребляется в современном турецком языке, тогда как в ряде диалектов современного туркменского языка Средней Азии эти слова, иногда с незначительными фонетическими изменениями, имеют те же самые или близкие по смыслу значения. 

Огузо-туркменский пласт довольно четко обнаруживается и при исследовании юрюкских племенных названий. В XVI в. в окрестностях Ушака жило юрюкское племя баят, среди анкарских юрюков были языры (сары-языр и кара-языр), в районе Сиваса в племенное объединение улу-юрюк входили додурга, они были и среди анкарских юрюков; в Ушаке и Айдыне жили юрюки-авшары. 
В 1522 г. небольшое племя кайы зарегистрировано у анкарских юрюков. Возможно, что раньше среди юрюков было больше подразделений кайы, но они осели. Это подтверждает топонимия: в вилайете Анкара и вообще в Центральной Анатолии многие населенные пункты носят название кайы. В районе Болвадина жило юрюкское племя сельчюклю, а, как известно, сельджуки (по-турецки сельчюки) происходили из огузов. Некоторые юрюкские племена имели огузские тотемные названия, например племя боз-доганлы (это племя сохранилось до наших дней в Южной Анатолии. Доган (сокол) был онгоном (тотемом) первых четырех племен правого крыла огузов. Племенные названия каджар, кара-коюнлу, текели — юрюкские племена с этими названиями сохранились в Турции до наших дней — туркменского происхождения. Кстати, в племенах каджар и кара-коюнлу бытуют предания о том, что они пришли в Турцию из Средней Азии и Ирана. Юрюкские племена караэвли, эймирли, чипни, также сохранившиеся поныне, видимо, огузского происхождения. Встречаются у современных юрюков и тамги огузов. Имена собственные у юрюков в XVI—XVII вв. в большинстве были огузо-туркменского происхождения — Салтук, Артук, Дурсун, Кы-лыч, Арслан, Доган, Атмаджа, Токдамыш, Курт и т. п. 

Отголоски традиционного огузского деления на 24 племени можно видеть в том, что, согласно Канун-намэ (Свод законов) османского султана Сулеймана I Кануни (1520—1566), совет племенных юрюкских вождей состоял из 24 человек. А у сельджукского султана Ала ад-Дина Кейкубада в диване (правительственном совете) было 24 кятиба и мюнши (секретаря и писаря).  Все эти факты убедительно подтверждают преобладание среди тюрок Анатолии в XI—XIII вв. огузов и туркмен. 

Однако факты говорят и о присутствии других тюрок на территории Анатолии в это время. Выше уже говорилось о первоначальных тюркских элементах, которые проникали в Мадую Азию до сельджукского завоевания. Кроме того, вместе с огузами и туркменами могли прийти и другие тюркские племена, захваченные мощным потоком сельджукского движения и переселения племен. 
Действительно, анализ тюркской топонимии Малой Азии показывает, что, наряду с огузо-туркменской топонимией, встречаются и топонимы, связанные с другими тюркскими этнонимами: карлук, кыпчак, чигиль, уйгур, агачери, куман, хазар. Но, как справедливо отмечает М. X. Йынанч, трудно установить, когда пришли в Анатолию эти племена — до сельджукского завоевания, во время его, а может быть, и позже, во время монгольского нашествия. Данные топонимики подтверждаются и этнографическими материалами. 

Так, например, у современных турецких кочевников (юрюков, а также тахтаджей) бытует, правда не у всех племен, архаический тип кочевого жилища — алачик (полусферический шалаш из ветвей, крытый войлоком). А из этнографии среднеазиатских тюрок известно, что алачик характерен для ранних тюркских пришельцев в Среднюю Азию, которыми были, возможно, еще доогузские тюрки. 
Таким образом, среди юрюков и тахтаджей выделяется какой-то неогузский и нетуркменский пласт. Далее, юрта современных туркмен Турции близка к юрте карлуков. Эта связь между жилищами туркмен и карлуков подтверждает мнение А. А. Рослякова о том, что в состав туркмен в X—XI вв. входили не только огузы (правильнее — часть огузов), но и представители многих других тюркских племен, во всяком случае часть карлуков. О том, что туркменами назывались не только огузы, но и карлуки, пишет также Махмуд Кашгари. У современных туркмен Средней Азии подразделение карлук есть в племени арабачи. Юрта типа карлукской могла попасть на территорию Турции только вместе с самими карлуками. 

Наконец, у некоторых племен юрюков распространен способ сбивания масла путем раскачивания подвешенного на треноге бурдюка. Это также одна из черт, присущая тем тюркским племенам, которые появились в Средней Азии одними из первых. 

Итак, в Анатолии в XI—XIII вв. оказалось много различных тюркских племен. Основную массу их составляли огузы и туркмены, но были и другие тюркские племена — тюрки с Балкан (печенеги, узы, половцы), а также многие тюрки из Средней Азии (например, карлуки). 

Источник: Д.Е. Еремеев "Этногенез турок"

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

КЮЗЕЛИГЫР – ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА