Расселение огузов и туркмен в Анатолии

Из книги Д.Е. Еремеева "Этногенез турок"

В первое время при расселении огузских и туркменских племен в Анатолии соблюдалось, видимо, их традиционное деление на бузук (бозок) и учук (учок), т. е. на правое и левое крылья, или правый и левый фланги. Двигаясь на запад, племена бузук селились, как правило, севернее племен учук, т. е. при поселении в какой-то мере сохранились боевые порядки, принятые в огузских племенах. Имя «бозок» сохранилось ,в качестве топонима именно на севере Центральной Анатолии: там есть плоскогорье, которое до сих пор называют Бозок (Бозок яйласы). В Османской империи название «бозок» долго сохранялось в качестве административной единицы также на севере Анатолии, в районе г. Йозгат. 



Но в дальнейшем никакого особого порядка в расселении огузских и туркменских племен не соблюдалось. Анализ анатолийской топонимии, сохранившей названия селившихся племен, показывает, что по дороге старые огузские племенные объединения распадались. Этому способствовала политика Сельджукидов, сознательно расчленявших сильные племенные образования и рассылавших их частями в разные районы страны. Кроме того, дробление племен вызывалось и тем, что Сельджукиды стремились повсюду, где было оседлое земледельческое население — христиане, держать вооруженные отряды кочевников как своего рода полицейские силы для подавления непокорных. 


Исследования турецких ученых о топонимии Анатолии наглядно демонстрируют происходивший процесс дробления племен. Например, топонимы, связанные с племенным названием кайы, разбросаны на громадном пространстве от Чанаккале до Карса, от Урфы до Манисы. Правда, иногда Сельджукиды поселяли какое-нибудь племя сначала внутри страны, чтобы проверить его «благонадежность», и только потом отправляли на границу, например племя кермиян (гермиян). Это могло оставить «дополнительную» топонимию, так как часть племени могла осесть в центре, а часть — на окраине. Разбросанность племен подтверждается и анализом земельных документов времен султана Сулеймана I Кануни: деревни и административные единицы (каза, нахие), названия которых связаны с одним каким-либо племенем, далеко отстоят друг от друга. 

Нужно отметить, однако, что не все топонимы, связанные с племенными названиями, обязательно указывают на место поселения данного племени. Многие из них могли произойти и от личных имен, особенно от имен глав племен и родов, так как огузские племенные названия у огузов и туркмен были очень распространены и в качестве антропонимов, указывавших на происхождение их носителей из того или иного племени или рода. Так, в эпосе «Деде Коркуд» есть личные имена Авшар-бек, Баюндур-хан, Бюгдюз, Эмен, Дёкер-бек, Салор-Казан, Языр. Все эти антропонимы так или иначе связаны с .племенными этнонимами огузов. Более того, Ф. Демирташ обнаружил в османских архивных документах XVI—XVII вв. такие имена у турецких туркмен, как Эймюр, Баяд, Авшар, Юрегир, Байындыр, Дёгер, Чавундур, Додурга, Чепни, . Салур, носители которых иногда входили в племя с другим названием. Так, племя гюндешли из объединения Боз-Улус управлялось кетхудой (старейшиной) по имени Эймюр, род гюзгюджек возглавлялся кетхудой Ча-вундуром. Больше того, зачастую личное имя главы племени или рода, связанное с происхождением его носителя из какого-либо другого племени, становилось со временем новым названием того племени или рода, которое он возглавлял. Например, в XVI— XVII вв. в племени баяд было подразделение каркын, хотя еще Рашид ад-Дин считал каркын самостоятельным племенем наряду с баяд. Как выясняется из османских архивных документов, это подразделение получило название от своего главы, который происходил из племени каркын. Другой пример: в XVI в. среди юрюков района Болу (Северо-Западная Анатолия) было небольшое племя авшарлу, название которого произошло от имени отца главы племени — Авшара. Основная же масса племени авшар находилась в то время на востоке и юго-востоке Анатолии. Безусловно, все это также способствовало распространению в Анатолии топонимических названий, связанных с огузскими племенными наименованиями, но лишь с наименованиями, а не самими племенами. Эти факты необходимо учитывать и критически подходить к данным топонимики. 

Огузская топонимия Малой Азии слишком обильна, чтобы совершенно сбрасывать со счетов возможность образования отдельных топонимов непосредственно от огузских племенных этнонимов при поселении тех или иных племен или их частей. Среди анатолийских топонимов представлены все (кроме япарлы) племенные названия огузов, зафиксированные Махмудом Кашгари и Рашид ад-Дином. За исключением алаюнт-лы и алкырэвли (иначе ула-юндлуг и алкабёлюк), редких в анатолийской топонимии, все другие племена обильно оставили свои названия деревняк, местечкам (касаба), городским кварталам (махалле) и даже городам (например, в вилайете Измир есть уездный центр Байындыр). В топонимии вилайета Анкара насчитывается 17 племенных названий из 24 (причем отдельные топонимы повторяются многократно). Наиболее густа огузская топонимия в Центральной Анатолии, в западных районах ее уже меньше, а на востоке — совсем мало. Это объясняется прежде всего тем, что огузы и туркмены, пришедшие в Анатолию, были степняки. Для кочевий и поселений, как считает М. X. Йынанч, они выбирали равнины, а не горы, и в первую очередь ими были освоены степи Центральноана-толийского плоскогорья, которое они населили наиболее плотно. К тому же степные пространства Анатолии были в это время мало населены коренными жителями, которые бежали в горы или под защиту крупных крепостей, спасаясь от беспрерывных войн: в VI — начале VII в. Анатолия служила ареной битв между Византией и Ираном, в VII—-X вв.— между Византией и Арабским халифатом. Особенно сильно опустошили Анатолию византийско-арабские войны: в течение трех с половиной столетий арабы ежегодно, а то и дважды в год совершали походы на анатолийские области Византии, делали бесконечные набеги. Деревни и города разрушались, население уничтожалось или уводилось в рабство. Многие районы Анатолии совершенно обезлюдели, превратились в пустьши. 

Только после того, как огузы и туркмены заселили Центральную Анатолию, они двинулись дальше —через горные перевалы Западной Анатолии — и вышли к Эгейскому морю, преодолели горы Ильгаз и Джаник и достигли Черноморского побережья, наконец, уже в XIII в., пройдя горы Ликии и Киликии, обосновались в долинах Средиземноморья. 

Однако на морском побережье Анатолии сохранилась прежняя дотюркская топонимия — здесь было густое греческое, а на севере — лазо-греческое население. На востоке же Анатолии горы занимали курдские племена, а в долинах было многочисленное армянское, грузинское и другое дотюркское население. К тому же здесь долго отстаивали свою независимость Киликийское армянское государство (до 1376 г.) и греко-лазская Трапезундская империя (до 1461 г.), поэтому тюрки проникли сюда лишь в османское время. Если в Восточной Анатолии, пишет М. X. Йынанч, большинство деревень сохранило прежние дотюркские названия, то в Центральной Анатолии (и отчасти в Западной) большинство деревень носит тюркские названия. Это либо этнонимы племен, родов, племенных объединений, либо антропонимы вождей и старейшин. 

Не все огузо-туркменские племена, переселившиеся в Анатолию, были представлены в равном количестве. Даже у огузов XI в. традиционное деление на 24 племени в значительной мере носило искусственный характер: уже Махмуд Кашгари приводит названия только 22 племен, остальные два названы общим именем халадж. Искусственность такого деления показал С. П. Толстов при анализе списка туркменских племен Средней Азии начала XX в., составленного Г. И. Карповым, где мелкие племена, фигурирующие в источниках как самостоятельные, оказываются в списке включенными в другие племена или вовсе в нем отсутствуют. Так же было и в Анатолии — пришедшие племена не были равноценны по численности. Одни из них в силу различных причин разрослись, другие являлись скорее осколками прежних племен, а некоторые — новыми комбинациями из частей бывших племен. 

Наиболее обширно и густо расселилось племя кынык. Топонимика отмечает 28 мест, связанных с этим названием. Причем в вилайете Анкара — три раза, в вилайетах Маниса, Малатья, Афьон-Карахисар и Бурса — по два раза. Так как Сельджукиды были родом из этого племени, то, по мнению В. А. Гордлевского, оно, благодаря своему привилегированному положению, разрослось — мелкие подразделения других племен примыкали к нему. В списке Г. И. Карпова кынык отсутствует даже в мелких подразделениях племен. Возможно, оно целиком ушло с территории Туркмении еще во времена сельджукских завоеваний. О том, что племя кынык было самым многочисленным в Анатолии, говорит и такой факт: во время походов султан брал от него четыре тюмена (40 тыс.) воинов, тогда как от других племен — только по одному тюмену (10 тыс.). 

Судя по показаниям топонимики, многочисленны были в Анатолии и следующие племена: кайы — 27 деревень носит это имя, баюндур, баят, салгур, эймюр, джаулдур, джибни, язгыр. Согласно сообщению Языджиоглу Али, из кайы и баюндур назначались бейлербеи (главные беи) правого и левого крыльев, т. е. эти племена играли среди огузов важную роль и, видимо, были довольно крупными. Позднее, в XIV—XV вв., племя кайы (вернее, его отколовшаяся часть), по утверждению османских летописцев, положило основу Османскому бейлику, а племя баюндур в XV в. владычествовало над Ахлатом. В сельджукских хрониках также упоминаются беи из баюндур. Видимо, с этим племенем связан легендарный Баюндур-хан. Племя баят упоминается в «Книге моего деда Коркута» в связи с районами Восточной Анатолии. 

Довольно много названий осталось и от племен йыва, афшар, игдыр, тутырка, бектили, караэвли, тюгер, джа-руклуг. Есть несколько деревень с названием халадж. Данные топонимики подтверждаются и историческими фактами: например, афшары играли большую роль в Восточной Анатолии в XV—XVI вв., племя с названием бейдили сохранилось у турецких туркмен до наших дней, еще в XVI в. существовали в Анатолии кочевые племена халачлу и т. д. Есть в Анатолии населенные пункты, связанные названиями с каркын, племенем, которого нет в списке Махмуда Кашгари, но которое есть у Рашид ад-Дина, а также у Абульгази, хана Хивинского. Племя япарлы, фигурирующее в двух последних списках, не оставило следов в топонимии Анатолии. Ф. Демирташ не обнаружил упоминаний об этом племени и в архивных документах Османской империи XVI—XVII вв., которые он изучал. Видимо, это племя, образовавшееся позже XI в., не ушло из пределов Средней Азии. 

Имя кырык (в форме кырыклы и кызык) упоминается в архивных документах как название очень малочисленных подразделений. С кырык можно также сопоставить название вилайета в Европейской Турции— Кыркларэли (Страна кырков), подобно роду кырк в племени гоклан у туркмен Средней Азии в списке Г. И. Карпова. Кроме того, в вилайете Анкара есть названия деревень — кызык, а, как известно, в списке Абульгази кырык именуется кизйк/кызык. 

Кроме огузских племенных названий в топонимии Анатолии остались и чисто туркменские этнонимы, например теке. Данные топонимики о переселении этого Племени (его части) в Малую Азию подтверждаются и другими фактами. И. X. Узунчаршылы пишет, что племя теке (часть этого племени пришла в Анатолию из Хорезма и Серахса) было поселено Сельджукидами в начале XIII в. в районе г. Анталья (Юго-Западная Анатолия). Этот район долго назывался Теке зли (Страна Теке), а правители Антальи.— беями Теке (Теке бейи). На юге Анатолии и сейчас кочует юрюкское племя текели. Юрюки текели упомянуты также в архивных османских документах, опубликованных А. Р. Алтынаем. 

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

КЮЗЕЛИГЫР – ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА