Арабский летописец Ибн Хассул в конце Х века воздал должное туркменам
Трактат Ибн Хассула был известен благодаря
упоминанию в труде «Кашф аз-зунун» средневекового автора Хаджи Халифы. В начале
ХХ века иракский ученый Аббас ал-Аззави обнаружил рукопись этого трактата в
частной библиотеке багдадского библиофила ал-Кармали и опубликовал ее в 1940
году в сборнике «Турецкого исторического общества...».
Ибн Хассул пишет, что его сочинение повествует о
туркменах «с их качествами, свойствами и характерами, их путями, областями и
дорогами, не приписывая им то, чего они не заслуживают, и, не умаляя того, что
они имеют, не проявляя крайности, ни за, ни против них, и не имея целью
сблизиться с ними и польстить им». Тем самым арабский автор недвусмысленно
сообщает, что он, не преклоняясь перед туркменами, отдает должное их
воинственному характеру, государственному уму и энергии.
В туркменской историографии этот источник ХI века,
дошедший до нас в списке 1252 года языковеда Хасана ибн Мухаммеда ас-Сагани,
приводится впервые. Поэтому для нас представляют несомненный интерес фрагменты
текста, приводимые автором трактата.
Вызывают интерес и следующие черты характера
туркмен, описанные Ибн Хассулом: «Если кто из них попадет в плен, то не
успокаивается, пока его хозяин не будет делить с ним еду, питье, одежду и
верховое животное. В своей службе он (т.е. - туркмен) никогда не падает так
низко, как другие невольники, принужденные подметать дом, ходить за лошадьми и
выполнять другую подобную работу, на которой используются остальные невольники,
которых постиг позор неверия и настигла карающая рука. В отличие от того,
какими мы находим других рабов, невольничье положение тюрков всегда имело
ограниченную силу и определенные пределы. Избавившись от оков, тюрк не будет
чувствовать себя удовлетворенным, пока не станет во главе войска или не
удостоится быть хаджибом, либо командиром крупного отряда и влиятельным
военачальником в войске... Самое интересное, что никто не видел, чтобы
настоящий тюрк был изнежен, как женщина, тогда как этому пороку и этому недугу
подвержены все виденные нами народы и особенно ал-джил. А если кто-либо из них
проявит женственность в речи, манерах, одежде или украшениях, то он верно
нечистокровный тюрк, который вырос в их стране, но в котором говорит его
происхождение от соседнего народа».
Далее Ибн Хассул рассказывает о том, что первый
султан туркмен-сельджуков Тогрул бег Туркмен является наместником Аллаха на
земле, в его лице туркмены «отдали себя человеку, чья справедливость обошла всю
землю и чья слава распространилась далеко на запад, человеку, которому была
дарована держава, какой не будет после него удостоен никто, и который был
наделен таким величием, какое не случалось иметь ни одному владыке. Каждому
мусульманину надлежит повиноваться ему и пребывать под сенью его могущества,
оказывать ему содействие явными и тайными помыслами своими, днем и ночью молить
Аллаха о ниспослании победы его знаменам и явлении ему своих знамений».
«Подтверждением моих слов является то, - пишет Ибн
Хассул о Тогрул беге, - что период его правления, да ниспошлет Аллах победу его
знамени, известный своими прекрасными достижениями, справедливыми принципами и
похвальными устоями, будь то в мягкости по отношению к преступникам, или
щедрости к помилованным, в воздании способным людям или благоволии к
представителям знатных домов, или пренебрежении ложными подозрениями - пришелся
на время, когда этот покровительствуемый Аллахом шейх (Амид ал-Мулк) имел честь
служить ему и связать себя с ним, и стали выполняться в государстве Тогрул бега
его приказы и приниматься во внимание его советы. Примером тому его (т.е.
-Тогрул бега Туркмена) обращение с ал-амиром ал-исфахсаларом Сейф ад-Даула Абу
Исхаком Ибрахимом бин Йусифом, который был доставлен к нему пленным с
трясущимися поджилками, охваченный и подавленный страхом. Все ожидали, что
султан, да будет угодна Аллаху его победа, выпарит кровь из его жил и утолит
жажду мести, убив его. Однако он встал, обнял его и принял его извинения, не
разбирая, прав он или нет».
Ибн Хассул поражен справедливостью Тогрул бега
Туркмена. Он приводит еще один пример великодушия первого сельджукского
султана: «Еще более удивительны его действия, да хранит Аллах его величие, в
случае с жителями Исфахана, которые проявили открытое неповиновение ему,
сражаясь, неверные и неблагодарные, против него, заслужили его гнев за свою
измену и злословие и принудили его нести большие расходы по осаде города и
подавлению мятежа и недовольства его населения. Однако он, захватив город силой
и одолев в сражении его жителей, пощадил их, что изумило видавших многое людей
и посрамило предшествующих правителей».
Ибн Хассул собирался поведать о дальнейших деяниях
Тогрул бега Туркмена, о чем сообщает в конце своего трактата. Однако нам
неизвестны иные сочинения Ибн Хассула о туркменских правителях. Возможно, его
труды были утеряны, но единственный трактат о туркменах, дошедший до нас,
является подлинной жемчужиной арабоязычной литературы начала XI века,
признающей величие туркменского народа.
Полное имя Ибн Хассула - Абу ал-Ала Мухаммед ибн
Али ибн ал-Хассул. Его отец Абу ал-Касым был образованным человеком для своего
времени. Ибн Хассул был родом из Хамадана (Иран), но семья его обосновалась в
городе Рей, где ему предложили должность заведующего Диваном переписки. В конце
Х века его приглашают в Газну, и при султане Махмуде Газневи он занимает
высокие должности. Однако вскоре Ибн Хассул предпочел вернуться в Рей, где
первый туркмено-сельджукский султан Мухаммед Тогрул бег привлекает его к государственным
делам. Именно на это время приходится сочинение Ибн Хассула «Книга о
превосходстве тюрков над другими воинами и о достоинствах высокого султанского
присутствия, да хранит Аллах его высочайшее и пожизненное царское величие и да
хранит его государство».
Мы имеем все основания подтвердить, что Ибн Хассул
является беспристрастным и объективным свидетелем событий, развернувшихся в
начальный период зарождения великой Туркмено-Сельджукской империи. Он особо
подчеркивает превосходство тюркских династий, пытаясь обосновать преимущественное
право на власть туркмен-сельджуков перед Буидами, которые ввергли весь
исламской мир в горнило религиозных войн.
Это небольшое сочинение начинается с критики труда
Ибрахима ибн Хилала ас-Саби «Ат-Таджи», который служил правителям Малой Азии до
прихода туркмен-сельджуков. Отказываясь от мифической генеалогии царей ас-Саби,
Ибн Хассул пишет, что туркмены «...привычны к жизни в пустыне и голой степи и
терпеливо переносят бедность и лишения, вот почему они обеспечивают себе
безбедную жизнь ... вот почему они так неутомимы в погоне за пугливой антилопой
и диким ослом. Даже если покажется, что усталость овладела ими, они будут так
же, как и в начале, гнать свою лошадь, чтобы взобраться на гору, рисковать
своей жизнью, пробираясь через крутые скалы и опасные места».
Несмотря на то, что арабский автор не горит особым
желанием превозносить туркмен, тем не менее, он прямо признает то, что Тогрул
бег Туркмен - первый султан Туркмено-Сельджукской империи - был настоящим
защитником исламской религии, был справедлив в отношении подданных, являя собой
образец правителя правоверных.
Далее автор пишет: «Аллах свидетель, что с тех
пор, как я имел счастье поступить к нему на службу и связать свою судьбу с его
государством, я ни разу не видел, чтобы он разочаровал идущего к нему с
надеждой, накричал на ученого, проявил несправедливость или позволил (себе
иной) проступок. Что же можно сказать о правителе, если описанное выше
составляет самые незначительные его деяния и самые неприметные его
достоинства».
Овез ГУНДОГДЫЕВ, профессор