ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН
Проведенные многолетние археолого-этнографические исследования Хорезмской экспедиции показали, что антропологический облик древних хорезмийцев-куюсайцев был преимущественно долихокефальным, для этого облика характерна относительно узкая и длинная форма головы. Данный антропологический тип является преобладающим у современных туркмен, при этом он не присутствует ни у одного другого центральноазиатского этноса. В период раннего средневековья, удельный век долихокефального населения в левобережном Хорезме составлял 70%, что однозначно указывает на то, что современные туркмены являются прямыми потомками древних хорезмийцев. Еще одним доказательством туркменского происхождения хорезмийцев является утверждения крупнейшего хорезмского ученого X-XI вв. Абу Рейхана Аль-Бируни, который в своем эпическом историческом труде «Памятники минувших поколений» отмечал, что в древности, на территории Хорезма было «царство тюрков».
О тюркоязычности массагетов, в состав которых входили хорезмийцы, писали византийские авторы Феофан Византийский и Прокопий Кесарийский, а русский историк XVII-XVIII вв. В.Татищев указывал на то, что скифов-массагетов, отмеченных в «Истории» античного историка Геродота, возглавлял древний прародитель туркмен Огуз-хан. Об этом также пишет и шведский ученый XVII-XVIII вв. Ф.И.Страленберг в своей работе «Северная и восточная часть Европы и Азии». Крупнейший исследователь древнего Хорезма С.П.Толстов утверждал, что главными потомками древних массагетов являются туркмены. Согласно исследованиям С.П.Толстова, Г.И.Карпова и О.Гундогдыева, целый ряд массагетских племен имеют одни и те же названия, что и древние туркменские племена, указанные в списках Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дин и Абу-л-Гази, а главная река древнего Хорезма Амударья, называлась «Огуз» более двух с половиной тысяч лет назад. при этом данное наименование реки сохранилось среди тюрков вплоть до XIX-XX вв.
В
раннем средневековье, население Хорезма, помимо туркмен-огузов, состояло также
и персоязычных этнических групп, которые также были тюркизированы новыми
массами туркмен, начавшими проникать на территорию государства с востока,
сначала во время господства Тюркского каганата, а затем Огузского государства
на Сырдарье, Туркмено-Сельджукской империи и Туркменского государства
Хорезмшахов. К началу XIII в. весь Хорезм был тюркоговорящим, а академик
А.Ю.Якубовский в своей работе «Феодальное общество
Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X-XV вв.» указывает на то, что в этот период хорезмское население
практически полностью состояло из туркмен, т.к. «…к
середине ХIII в. почти весь земледельческий Хорезм, в том числе и города,
говорил по-гузски (туркменски)».
Известно, что традиционная национальная мужская одежда туркмен, включая хорезмийцев, является единой: это прежде всего туникообразная рубаха, длинный свободный халат, широкие штаны, заправленные в сапоги, большая шапка (тельпек) из овечьей шерсти и пояс-гушак. Национальная женская одежда, а также национальные женские украшения различных этнографических групп туркмен, включая хорезмийцев, также имеют единое происхождение.
У хорезмийцев, как и у всех остальных туркменских групп, развито почитание туркменского героического эпоса «Гёроглы». Хорезмийцы говорят на хорезмском диалекте туркменского языка, который очень близок к северо-йомудскому и човдурскому диалектам, а также включает в себя каракульско-алатский, турткульско-сарибийский, икано-карабулакский и карамуртский говоры, на которых говорит население туркменского происхождения, проживающее в нескольких областях Узбекистана, в Каракалпакстане и Казахстане. Различные династии хорезмийской этнографической группы туркмен были правителями Хорезма с XIV в. вплоть до 1918-го года.
Comments
Post a Comment