О ДРЕВНЕМ МЕСТНОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ТУРКМЕН ТУРКМЕНИСТАНА

Л.Ошанин «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов»

«Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия , носивших общее название сакских (скифских) племен».



«Однако и среди современного брахицефального населения Средней Азии есть одна – единственная народность, которая выделяется ярким пятном по своей долихоцефалии – это туркмены.»


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

М.Дурдыев «Туркмены»

«Археологи и искусствоведы находят параллели между современной туркменской культурой и культурами, возникшими и развивавшимися на территории Туркменистана несколько тысячелетий назад. Так, сейчас считается доказанным, что туркменский национальный орнамент, в том числе ковровый, возник здесь ещё в неолитическую и энеолитическую древность, здесь ещё в неолитическую и энеолитическую древность, что туркменские ковры существуют по крайней мере две тысячи лет. То же самое относится и к туркменскому национальному костюму. Академик АН Узбекистана Г. А. Пугаченкова подробнейшим образом исследовавшая иконографию статуэток Великой Маргианской богини рубежа нашей эры, считает, что костюм на статуэтках и костюм современных туркменских женщин почти идентичны. Богини как правило изображаются в костюме местного покроя, с вшивными, кроенными, типично азиатскими рукавами, с богатыми, нашитыми на платье украшениями. На многих статуэтках встречается орнамент в виде кружков и овалов, а также следы красной краски. Украшения в виде нашивных бляшек, красный цвет бляшек, тиарообразные головные уборы типа современного туркменского «борика» неизбежно наводят на мысль об аналогиях с традиционным туркменским женским костюмом. Эти аналогии усиливаются тем, что на ряде статуэток на груди имеются круглые украшения в виде большой бляшки с шестью рельефными кружочками по овалу. Об одной из таких статуэток с Чичанлык-депе Г. А. Пугаченкова писала: «Лицо этой богини, длинное с резкими чертами... далеко от античных образцов. Оно очень живо напоминает лица пожилых текинских женщин, причём этнографические параллели прослеживаются и в костюме, обязательную принадлежность которого составляет у туркменок тиарообразный «борик» на голове и круглый плоский медальон на груди — «гуляка», вокруг которого нашиты золотые или серебряные бляшки — «чапраз-чанга». Видимо, к началу нашей эры определяется локализация образа приданием ему местных черт как в трактовке лица, так и в изменении костюма».



Говоря о тысячелетних традициях туркменского национального костюма, следует сказать, что в пользу этого указывает значительный комплекс материалов разных эпох. Так, при раскопках на городищах Старая и Новая Ниса была обнаружена масса небольших бляшек из золота и бронзы, нашивавшихся на женскую и мужскую одежду парфян. Их датировка третий век до нашей эры — третий век нашей эры. При обследовании городища Старый Кишман в Мургабском оазисе в слоях шестого—седьмого веков была обнаружена скульптурка женщины в платье с нашивными круглыми бляшками. Эта традиция не нарушается и в более позднем времени и находит подтверждение в средневековом археологическом материале Туркменистана. Нашивные бляшки были встречены при раскопках городища Шехр-Ислам к северу от современного Бахардена. Исследовавший их член-корреспондент АН Туркменистана Еген Атагаррыев находит им прямые аналогии в современном женском туркменском костюме.



Поражают совпадения даже формы бороды мужских статуэток с формой бороды современных туркмен. На статуэтке,-найденной на городище Гяур-Кзла Старого Мерва она обрамляет лишь нижнюю челюсть, щёки и пространство вокруг губ тщательно выбриты или выщипаны, то есть даёт образец типично туркменской формы бороды. Это дало основание Г. А. Пугаченковой говорить о том, что здесь изображение представителя той этнической группы, которая составляла этнический массив Мерва в парфянское и сасанидское время.



Вряд ли кому придёт в голову отрицать, что предки современных туркменских коней, известных в античных источниках под именем нисийских или парфянских, были выведены на территории Туркменистана ещё более двух тысячелетий назад. Перечень подобных исторических параллелей между культурными явлениями древности и современной туркменской культурой можно продолжать достаточно долго. Они — неопровержимые свидетельства того, что культурные традиции туркменского народа уходят своими корнями в местную почву, что именно здесь — в подгорном Прикопетдагье, в степях Прикаспия, в изумрудных оазисах Мургаба и Хорезма они зарождались и развивались.»


Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ