ДРЕВНЕЕ ТУРКМЕНСКОЕ ПЛЕМЯ САЛЫР (САЛУР, САЛГУР, САЛГИР, САЛАР)

«САЛЫР, крупное огузо-туркменское племя, основная масса которого жила на территории Туркменистана. Значительная их часть в XI-XII вв. ушла вместе с другими огузо-туркменскими племенами на запад; в Малой Азии в XII-XIII вв. они образовали Караманское бекство (Караман огуллары). В XIV-XVI вв. салыры возглавляли крупнейшее племенное объединение внешних (дашкы) и внутренних (ички) салыров в Западном Туркменистане. В Южном Туркменистане были известны хорасанские салыры. Все салыры свою родословную ведут от Салыр Казана. В XVI-XIX вв. салыры жили на Мангышлаке и Северном Балхане, в Хивинском ханстве, в среднем течении Амударьи, в Мургабском оазисе и, наконец, в Серахсе – последнем месте их окончательного оседания в 1884 г. Часть салыров в 1470 г. переселилась из Самарканда в Кашгарию, т.е. Восточный Туркестан, где известные также под названием салары.

Салыры и до 1884 г. несколько раз пытались обосноваться у крепости Старого Серахса, но неудачно. В XIX в. в Туркменистане салыры были разделены на серахских и амударьинских. Серахские, в свою очередь, подразделялись на три основные материнские группы (эне болеклер) – караман, кичи ага и ялавач. Самой многочисленной была группа караман. Эти подразделения делились на многочисленные роды. У салыров были популярны генеалогические предания об их происхождении и родоначальнике Салыр Казане, который под именем Казан-алп является одним из основных героев эпоса «Горкут Ата». До недавних пор они сохраняли некоторые местные особенности.»

«САЛЫРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЛЕМЕН – военный союз пяти крупных туркменских племен: салыров, арсары, теке, йомудов и сарыков. Как и човдурское, это объединение возникло в XIV в. и существовало до XVI в., т.е. до тех пор, пока не перестала течь амударьинская вода по Узбою. Подобно другим,  Салырское объединение берет свое начало от древнетюркских племенных союзов (будунов) огузов.  Племенные союзы близких по происхождению племен в истории Туркменистана образовывались много раз для отражения нападений извне. Затем распадались.

Народные предания и родословные говорят о равных правах пяти племен-братьев, о том, что они были дружны. Хорошие отношения поддерживались и с Човдурским объединением - северным соседом. Салыры считались основателями объединения. но к XVI в. арсары занимали в нем ведущее положение. К югу от Мангышлака жили арсары, салыры и сарыки. Южнее их (на Балханах), в основном теке и йомуды. Эти племена, входившие в объединение внешних салыров. Почитали культ Салыр Казана, жившего в X веке.

Подробные сведения о расселении салыров содержатся в трудах Абулгази (XVII в.). Главной причиной распада Салырского объединения племен является прекращения тока воды по Узбою и оскудению доступных природных ресурсов Западного Туркменистана. На его развалинах в XVIII в.  на Балханах возникает теке-йомудский союз, вызванный калмыцкими набегами с севера. Племена, входившие в Салырское объединение племен, за исключением йомудов, переселились в оазисы Туркменистана.»

А.Джикиев, туркменский историк

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГАРАМАН – крупное подразделение племени салыр. Легенды связывают этноним с именем родоначальника. Абулгази упоминает имя Караман-бека, ушедшего во главе многих илей на Мангышлака (в X-XI в.) (см. Кононов, Родословная, с.68). Во времена Ходжа Ахмеда Ясави (1105-1166) два крупных туркменских племени акман и гараман жили в Туркестане и, по легенде абдалов, их родоначальники, Акман и Гараман, происходили из абдал (С.Агаджанов, 1969, с.227). Салары, переселившиеся в Китай, округ Синьхуа в 1370 г., из окрестностей Самарканда (Нурата), считают Акмана и Карамана своими родоначальниками. Даже в г. Гейцзы находится почитаемый ими мазар Карамана (Тенишев, 1976, с.25-26). По этимологии этнонима гараманакман) Д.И.Еремеев выдвигает интересную гипотезу. Вторую часть названия (а также этнонимы туркмен, сарман и бесермен) он объясняет как «человек, люди» (Еремеев, 1970, с. 135-136). По Н.А.Аристову, слово ман или бан, означающее в прошлом «земля», «страна», впоследствии превратилось в приставку собирательного значения как и в имени туркмен (Аристов, 1897, с.6). Этноним гараман часто встречается и в НРБ, Турции, Македонии, например, в Турции порода овец названа гараманская (Тенишев, 1976, с.46). Судя по этнотопонимии, туркменский этнос гараман жил и в Крыму (Лезина, Суперанская, с.85).    

С. Атаниязов «Словарь туркменских этнонимов», Ашхабад, Ылым, 1988 г.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Салгуриды, династия атабеков, правившая в Фарсе в 1148-1282 гг. Выходцы из туркменского племени Салгур, сыграли важную роль в создании Румского султаната в Малой Азии. Основатель — Сунгур б. Маудуд (1148-1161). Наибольшего расцвета Фарс достиг в годы правления Са’да I б. Занги (1198-1126). Первоначально — вассалы Сельджукидов, с XIII в. — Хорезмшахов и монголов. 

Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. М., «Наука», 1971
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Абу-ль-Гази-хан сообщил предание о переселении в ХIV в. из Ирана в Крым туркмен-салоров. Этноним салор (салгыр), вероятно, сохраняется в гидрониме Салгир.» 

А.Бушаков (Украина)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Однако, со временем, узы этого объединения ослабели, равные отдельные племена огузов начали выбирать себе отдельных правителей, и началась вражда племен, причем особо резкие резуль­таты дала вражда племен Салоров и Беджне. Побежденные Салоры, под предводительством Энкеша и с витязем Салор-Казаном бежали в VIII веке за Сыр-Дарью и, как мы уже знаем, были поселены арабами в Маверранагре. Эго было приблизительно около 40 годов…

... Общее это пере­движение совсем закончилось только в конце XI столетия, к каковому времени возвращаются на Мангишлак и вышеупомянутые племена Язир (позднейшее наименование Кара Дашли) и Салор, которые сразу (см. выше) отправились было, в Хоросан. Одних салоров как уже сказано, ушло тогда в Хоросан 10 000 кибиток, но они не могли там удержаться, и начались их мытарства по Ирану, Кавказу, Крыму и Уралу. Отов­сюду их вытесняли и, в конце концов,—они добрались до Мангишлака в количестве лишь 300 кибиток. Как видим Мангишлак все время являлся опорной базой в передвижениях туркмен того (XI в.) времени. Само название «Мангишлак» произошло от слов «Мынг-Кишлак», т. е. тысяча кишлаков (Кочевий): уже отсюда видно, сколь ве­лико тогда было на Мангишлаке скопление туркмен, давших ему это название.

Теперь надо отметить, что вышеописанные мытарства салоров про­исходили под руководством салорского богатыря и героя Салор-Огурд- жика. Именно он (Салор-Огурджик прямой потомок Салор-Казана, Эн- кеша и Огуз-Хана) и является родоначальником всех современных турк­менских племен салорского происхождения, причем главные родовые де­ления таковых—следующие: Салоры, Сарыки, Теке (текинцы), Иомуды и Емрили. Эти роды сразу же заняли видное место наряду с главными родовыми группами, перечисленными в таблице символического разме­щения вождей по палаткам еще в царстве Огузов.»

О.Туманович «Туркменистан и туркмены»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

«В «Родословной туркмен» повествуется о многолетних войнах меж­ду печенегами и салырами. В результате этой борьбы, продолжав­шейся в течение «пяти-шести поколений», печенеги одержали по­беду над салырским илем. Он пришел с войском, напал на салырский иль и, захватив в плен Джаджаклы, мать Салыр-Ка- зан-Алпа, ушел. Спустя три года он (Салыр-Казан-Алп), послал своего кетхуду Энкеша с богатым выкупом, и тот сумел вернуть Джаджаклы. Из этих слов следует, что когда захватчики обосно­вались в их юрте, то те из илей, которые подвергались нападениям и которым (удавалось) спасаться от врагов, бежали в Мавераннахр. Так, постепенно большинство туркмен оказалось в (этом) вилайете, (и лишь) немногие из них остались на прежнем месте».

В «Родословной туркмен» приведен также интересный отры­вок из старинной песни-тартыма о богатыре Салыр-Казан-Алпе. В ней говорится, что Салыр-Казан с тридцатью-сорока ты­сячами воинов двинулся в поход на печенегов. Благодаря храб­рости своих богатырей он наголову разбил и рассеял неприятель­ское войско. Лишь очень немногим из ит-беджене удалось спа­стись от смерти. В канун этого столкновения салыры, очевидно, занимали предгорья Казыкурта и верховья реки Бадам. На это указывают начальные строки тартыма о Салыр-Казане, где говорится, что салырский богатырь, испытывая силу, перекатывал камни в ущелье горы Казыкурт.

Предания о Салыр-Казане до сих пор бытуют среди туркмен- салыров Серахса. Свое имя, по туркменским легендам, Салыр-Ка­зан получил за то, что имел огромный котел, из которого постоян­но кормил свое войско. В одном из сказаний отмечается, что Салыр-Казан посватался к девушке из народа ит-беджене. Печенеги задумали погубить Салыр-Казана и позвали его к себе в гости. Салыр-Казан, прибыв к ит-беджене, был коварно убит врагами. После гибели Салыр-Казана его младший брат Эрсари жестоко отомстил печенегам.

В основе преданий о борьбе салыров с печенегами лежат под­линные исторические факты IX в. Рассмотрен­ные нами ранее сведения говорят о вытеснении огузами печенегов: и занятии ими междуречья Урала и Волги. Борьба салыров с пе­ченегами велась с переменным успехом и сопровождалась обоюд­ными внезапными нападениями. При одном из таких набегов и попала в неволю к печенегам мать Салыр-Казана. Перипетии борь­бы салыров с печенегами не совсем ясны. Туркменские родослов­ные предания говорят о поражении салыров, в то же время они от­мечают разгром печенегов богатырями Салыр-Казана. Судя по всему, салырам удалось оттеснить печенегов и обосноваться в присырдарьинских и прикаспийских степях».

С.Агаджанов «Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии в IX-XIII вв.»

------------------------------------------------------


«Cамый древний источник на пехлевийском (на староперсидском), где упоминается название   «салар»  (салыр) - это древний источник под названием  "Karnamag I Ardashir I Pabagan" ("Книга деяний Ардашира сына Папака) о первом царе Сасанидской империи с 227 г нашей эры. Второй абзац указанной книги излагается  так:"Spahan ud Pers ud kustiha awi-I  nazdiktarpad dast I Ardowan salar bud". Перевод: "Войско  (провинции) Парс  и ближайшие к ним  области находились под властью салыра  - Ардогана". Ардоган  - это последний царь огузо-туркменской Парфянской империи. Парфянская империя распалась в 227 году.»
Дж.Атаев, туркменский исследователь
________________________________________________

«После смерти Кутбеддина на престол взошел Шемседдин Илтутмыш (1211-1236 гг.) - представитель туркмен-салыров… Сын Алаеддина Кутбеддин Мубарак-шах Халадж правил всего пять лет, после чего к власти пришла другая туркменская династия Туглаков - представители салыров. В 1320 г. султаном Дели стал Гияседдин Туркмен Туглак (Тоголок), который еще при Алаеддине участвовал в военных операциях против монголов… Мухаммед Туглак умер внезапно от приступа лихорадки, и знать избрала султаном племянника Гияседдина Фирузшаха Салыра (1351-1388 гг. правления). Всю свою энергию Фирузшах Туглак направил на сохранение государства, которое пытались разорвать на куски как внешние, так и внутренние противники…»


О.Гундогдыев «Туркмены и народы мира» (Туркмены и народы Южной Азии. Индостанский субконтинент)


Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ