ТУРКМЕНЫ
В. БАРТОЛЬД О ТУРКМЕНАХ
«Вопрос об отношении представителей власти к тому народу, из которого они вышли, был в государстве потомков Сельджука еще более сложен, чем в государстве Караханидов. …И все-таки они признавали себя не только огузами, или туркменами, но и выходцами из рода кынык (такое произношение указано у Махмуда Кашгарского), одного из 24 (по Махмуду Кашгарскому из 22) огузских родов…»
«Туркмены в большей степени, чем узбеки, сохраняли свой воинственный быт и свою поэзию; из всех турецких народностей только туркмены имели своего национального поэта, Махтум-Кули.»
«Туркмены жили в это время в том же состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории; характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной государственности.»
«С XVI в. отдельные части туркмен подчинялись то хорезмийским узбекам, то бухарским, то персам; во время войн между этими государствами присоединялись то к одной, то к другой стороне, боролись и между собой и тем не менее одерживали победы над своими врагами; даже русские встретили со стороны туркмен более упорное сопротивление, чем со стороны всех других, и только в борьбе с туркменами были случаи потери русскими войсками знамен и пушек.»
«12 лекций по истории турецких народов Средней Азии»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Благодаря политическому значению Сельджукской династии мы располагаем о народе, из которого она вышла, — туркменах — более подробными сведениями, чем о всех других тюркских народах в средние века.»
«У туркмен, переселившихся в Переднюю Азию, название туркмен постепенно вышло из употребления и сохранилось лишь в немногих местностях. Еще Ибн Баттута (II, 321) даже османов называл туркменами. В ІХ/ХѴ в. Халиль аз-Захири (см. Brockelmann, GAL, Bd II, S. 135) приводит список туркменских племен, живших в государстве мамлюков от Газы до Диярбекра (Халиль аз-Захири, 105). Из названных там племен только племя дулгадир приобрело некоторое политическое значение. Единственными действительно значительными туркменскими государствами в Передней Азии были государства династий Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Знаменитые и сейчас туркменские ковры впервые упоминаются на западе (у Абу-л-Фида, Таквйм, изд. Рено — де Слэна, 379, по Ибн Са'иду). Эти ковры изготовлялись только женщинами, преимущественно девушками.»
«Туркмены»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Мы знаем, что еще в XV—XVI вв. у османов живы были предания, вынесенные ими из их среднеазиатской родины, но позже они были утрачены. То же самое видим и в Персии, где еще в XVII в. упоминается культ героев тюрков домусульманского периода, но затем эти предания забываются, и в XVIII в. мы их уже совершенно не встречаем. Таким образом, происходит распадение огузов на три народности, из которых две раньше подчинились оседлой жизни, а третья оседает в настоящее время. Эти народности: османы, азербайджанцы и оставшиеся в Средней Азии потомки огузов — туркмены. Османы и азербайджанцы утратили кочевую жизнь, но у туркмен их кочевые традиции сохранялись еще некоторое время, и их народные песни и поэзия носят характер прежней воинственности до настоящего времени.»
«Обзор истории тюркских народов»
«Вопрос об отношении представителей власти к тому народу, из которого они вышли, был в государстве потомков Сельджука еще более сложен, чем в государстве Караханидов. …И все-таки они признавали себя не только огузами, или туркменами, но и выходцами из рода кынык (такое произношение указано у Махмуда Кашгарского), одного из 24 (по Махмуду Кашгарскому из 22) огузских родов…»
«Туркмены в большей степени, чем узбеки, сохраняли свой воинственный быт и свою поэзию; из всех турецких народностей только туркмены имели своего национального поэта, Махтум-Кули.»
«Туркмены жили в это время в том же состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории; характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной государственности.»
«С XVI в. отдельные части туркмен подчинялись то хорезмийским узбекам, то бухарским, то персам; во время войн между этими государствами присоединялись то к одной, то к другой стороне, боролись и между собой и тем не менее одерживали победы над своими врагами; даже русские встретили со стороны туркмен более упорное сопротивление, чем со стороны всех других, и только в борьбе с туркменами были случаи потери русскими войсками знамен и пушек.»
«12 лекций по истории турецких народов Средней Азии»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Благодаря политическому значению Сельджукской династии мы располагаем о народе, из которого она вышла, — туркменах — более подробными сведениями, чем о всех других тюркских народах в средние века.»
«У туркмен, переселившихся в Переднюю Азию, название туркмен постепенно вышло из употребления и сохранилось лишь в немногих местностях. Еще Ибн Баттута (II, 321) даже османов называл туркменами. В ІХ/ХѴ в. Халиль аз-Захири (см. Brockelmann, GAL, Bd II, S. 135) приводит список туркменских племен, живших в государстве мамлюков от Газы до Диярбекра (Халиль аз-Захири, 105). Из названных там племен только племя дулгадир приобрело некоторое политическое значение. Единственными действительно значительными туркменскими государствами в Передней Азии были государства династий Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Знаменитые и сейчас туркменские ковры впервые упоминаются на западе (у Абу-л-Фида, Таквйм, изд. Рено — де Слэна, 379, по Ибн Са'иду). Эти ковры изготовлялись только женщинами, преимущественно девушками.»
«Туркмены»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Мы знаем, что еще в XV—XVI вв. у османов живы были предания, вынесенные ими из их среднеазиатской родины, но позже они были утрачены. То же самое видим и в Персии, где еще в XVII в. упоминается культ героев тюрков домусульманского периода, но затем эти предания забываются, и в XVIII в. мы их уже совершенно не встречаем. Таким образом, происходит распадение огузов на три народности, из которых две раньше подчинились оседлой жизни, а третья оседает в настоящее время. Эти народности: османы, азербайджанцы и оставшиеся в Средней Азии потомки огузов — туркмены. Османы и азербайджанцы утратили кочевую жизнь, но у туркмен их кочевые традиции сохранялись еще некоторое время, и их народные песни и поэзия носят характер прежней воинственности до настоящего времени.»
«Обзор истории тюркских народов»
Comments
Post a Comment