О ТУРКМЕНАХ-ОГУЗАХ НА СЫРДАРЬЕ В XI-XII ВЕКАХ

Сельджукские завоевания способствовали уходу большой массы огузов и туркмен в Переднюю и в Малую Азию (318; 599; 528; 744; 745). Несмотря на XI—XII вв. миграцию в страны Ближнего и Среднего Востока, в Закавказье и Малую Азию, значительная часть огузов и туркмен осталась в пределах Средней Азии. Во второй половине XI в. отдельные группы огузских племен обитали на территории нынешнего Западного и Южного Казахстана, где они жили вперемешку с кыпчаками. Карта Махмуда Кашгарского указывает на жилища огузов и кыпчаков к юго-востоку от Каспийского моря (266, I, с. 28). Места обитания огузов на этом атласе отмечены также в предгорьях Каратау, называемых "гора Карачык" {Т. Бангуоглу, полагает, что на карте Махмуда Кашгарского под названием "страна огузов" подразумевается долина Сыр-Дарьи вплоть до Аральского моря (498, с. 12)}. Огузскими городами Махмуд Кашгарский называет Сюткент, Карачык, Сыгнак и Карнак {Е. И. Агеева и Г. И. Пацевич утверждают, что Карнак соответствует развалинам Садык-Ата; лежащим недалеко от железнодорожной станции Сауран (28, с. 104, 105). Однако старое городище под названием Карнак расположено в 25 км к северу от города Туркестана, в центре поселка Атабай. Подъемный керамический материал, собранный нами совместно с А. А. Марущенко в 1961 г., свидетельствует о функционировании Карнака в XI—XIII вв. Сведения о Карнаке и Карачыке содержатся в русских источниках XVII—XVIII вв. (264, с. 236; 187, с. 28; 140, с. 110)}. Согласно "Диван лугат ат-тюрк", огузы жили также на Мангышлаке (266,1, с. 387). Огузы Северного Прикаспия, Сыр-Дарьи и Приаралья представляли собой относительно небольшие, но компактные группы. Это были остатки былой орды кочевых и полуоседлых огузов, некогда входивших в состав державы сырдарьинских ябгу. Они находились уже в зависимости от сельджукидских правителей Хорасана, половецких вождей Дешти Кыпчака и караханидов Мавераннахра.

В 60-х годах XI в. значительная часть сырдарьинских огузов, вероятно, подчинилась сельджукидам. Около 1065 г. султан Алп-Арслан совершил поход на Дженд и Сабран, которые сдались без сопротивления. "Когда он (Алп-Арслан), — пишет Ибн ал-Асир, — переправился через реку, его встретил правитель (малик) Дженда, выразил ему покорность и преподнес большие подарки. Алп-Арслан ничего не изменил в его правах: он утвердил за ним то, что было в его руках, и после того, как почтил его и оказал ему свои милости, возвратился от него, прибыл в Гургандж Хорезмский, а оттуда направился в Мерв" (265, с. 374).

Султан Алп-Арслан до покорения Дженда совершил поход из Хорезма в близлежащие полупустыни Мангышлака. В 1065 г. сельджукское войско направилось из Гурганджа против Кыфшата и Джази. Алп-Арслан осадил Кыфшата, засевшего в крепости Мангышлак (727, с. 28). Кыфшат вынужден был сдаться и изъявил покорность сельджукидам. Алп-Арслан, очевидно, напал затем на Джази и разгромил его тридцатитысячное войско (692, с. 90-92) {В "Раузат-ас-сафа" утверждается, что сельджуки вначале разгромили войско Джази. Лишь после этого Кыфшат выразил покорность Алп-Арслану, который, "не предав его вилайет набегу, ушел в Хорезм" (692, с. 90—92)}.

Зимой 1065 г. сельджукская армия двинулась из Хорезма в поход на Дженд. Местный правитель послал свою мать для заключения мира с султаном. В дар Алп-Арслану он прислал породистых лошадей, шкурки булгарских бобров, татарских гулямов и другие подарки. Султан согласился признать правителя Дженда своим вассалом и оставил за ним его владение (692, с. 94, 95). Покорив Дженд, Алп-Арслан совершил отсюда поход на Сабран и подчинил его своей власти. Султан вернулся затем в Ургенч и назначил Арслана-Аргуна управителем Хорезма (727, с. 28).

В результате военной кампании 1065 г. часть огузов и туркмен нижнего и среднего течения СырДарьи перешла под власть сельджукидов Хорасана. Огузы и туркмены, жившие в Мавераннахре, оказались в зависимости от караханидов и хорезмшахов… В XII в. группа туркмен жила в пригороде Байкенда (537, с. 27, 28), а часть огузов служила в войске караханидских правителей Самарканда (613, XI, с. 54); они подразделялись на две группы, одна из которых называлась учук, а другая — бузук (165, XI, с. 38; ср. 748, II, с. 907).

Огузские племена Мавераннахра, испытывавшие недостаток в пастбищах, нередко откочевывали в пределы Хорезма. Атсыз в своем письме огузскому вождю Тути-беку писал: "Всякий раз, когда (какое-нибудь) племя из связанных с богохранимой стороной и других видов войска гузов (хашам) Хорасана и Мавераннахра оказывались в печальном положении, они вследствие уверенности в милосердии и должном внимании этой стороны приходили в область Хорезм" (765, с. 29).

Передвижения сырдарьинских туркмен в XII в.

В XII в. остатки огузов и туркмен среднего течения Сыр-Дарьи и предгорий Каратау оказались в водовороте крупных миграций. В "Машайих-и тюрк" Наср ад-Дин Маргинани говорится, что при Ахмеде Ясави два туркменских племени (акманы и караманы) обитали в Туркестане. Маргинани отмечает, что акманы и караманы убили сына Ходжи Ахмеда, за что были прокляты этим "святым" шейхом (757, с. 316—318; 773, с. 311). Туркмены оставили после этого Туркестан и ушли в соседние области.

Различные варианты легенды о караманах и акманах до сих пор широко бытуют среди туркмен. В преданиях туркмен-абдалов рассказывается, что некогда в Туркестане жили два брата: Акман и Караман. Братья происходили из абдалов, которые уплачивали дань Ахмеду Ясави. Акман и Караман решили избавить свой народ от притеснений этого святоши. Они зарезали корову и подбросили ее в мечеть Ходжи Ахмеда, обвинив его в краже. Ахмед Ясави разгневался на братьев и проклял их. Акман и Караман превратились в собак и начали пожирать сородичей. Абдалы вынуждены были спасаться бегством и ушли на полуостров Мангышлак (136; 138).

Аналогичные исторические легенды записаны нами среди жителей Южно-Казахстанской области. Информаторы из местных туркмен сообщают, что при Ахмеде Ясави акманы и караманы населяли среднее течение Сыр-Дарьи {Записано со слов Салахаддина Рахматкулова (62 года) и Маннана Перман-Кули (60 лет) из поселка Шаш-Тюбе}. Они жили близ города Туркестана, в местностях под названием Чой-Тепе и Кул-Тепе. Потомки акманов, живущие сейчас в Шаш-Тюбе, близ поселка Атабай, считаются выходцами из Саурана {Записано со слов Мухаммадхана Мансурова (89 лет) из сельсовета Атабай}. Местные старики рассказывают, что караманы покинули Туркестан в результате вражды с Ходжой Ахмедом. Ссора произошла из-за отказа этого "святого" дать воду для орошения полей акманов и караманов. Ходжа Ахмед проклял их за клевету, и они превратились в собак-людоедов. Караманы и акманы вынуждены были оставить свои земли и бежать из Туркестана {Записано со слов Тохта Хальфы (90 лет) — жителя города Туркестана}.

Среди части нуратинских туркмен существует предание, что они являются потомками Акмана и Карамана. В далекие времена туркмены племен караман и акман кочевали в окрестностях города Туркестана. Однажды пропал конь из табунов Ахмеда Ясави, который заподозрил туркмен в краже. В ответ на это акманы и караманы подбросили лошадь в конюшню этого святого и обвинили его в хищении коня. Ходжа приказал выгнать туркмен из пределов Туркестана. Акманы и караманы ушли через Кизылкумы и осели в Нуратинских горах (420, с. 95, 96). В других версиях этой легенды отмечается, что Акман и Караман были родом из туркмен-теке {Информаторы из туркмен-теке современной Южно-Казахстанской области рассказывают, что их предки во времена Ахмеда Ясави населяли город Туркестан. Теке несли обязанности городских привратников и поэтому назывались дарвазалык. Спустя некоторое время они ушли отсюда и поселились близ родника Карачык. Туркмены-теке вырыли здесь каналы и начали заниматься обработкой земли. Потомки этих туркмен живут сейчас в Туркестанском районе, в колхозе им. Крупской. {Записано со слов местных старожилов: Мамедова Карвма, Хоматова Атахана и Алиярова Абдуллы}. Они собирали налоги с туркменских племен, живших в Туркестане. Акман и Караман решили заставить платить налоги и самого Ахмеда Ясави. Братья зарезали лошадь и положили ее тушу в мечеть "святого" ходжи. Ахмед Ясави обратил их в злых собак, набросившихся на собственный народ. Туркмены, преследуемые собаками, бежали из пределов Туркестана (ср. 148, с. 480).

Рассматриваемые исторические предания и легенды говорят о крупных миграциях туркмен, ушедших из предгорий Каратау и среднего течения Сыр-Дарьи в Нуратинские горы, Мангышлак и Хорасан. Среди этих туркменских племен упоминаются акманы, караманы, теке, човдуры и йомуды. Народные легенды относят эти события к периоду жизни Ахмеда Ясави. Ранняя биография этого мусульманского "святого" является предметом споров (676; 677). Достоверно известно лишь, что он скончался во второй половине XII в. Очевидно, миграция туркменских племен из Туркестана произошла в середине указанного столетия.

В исследуемых преданиях говорится о собаках, которые преследовали туркмен, бежавших из сырдарьинских областей. Культ собаки имел широкое распространение среди тюрко-монгольских народов эпохи средневековья. Собака почиталась также племенами киданей, потомки которых основали в XII в. обширную державу кара-китаев (100, с. 190). В 1137 г. правители кара-китаев разбили у Ходжента войска Махмуд-хана из династии караханидов (284, с. 292—505). Спустя пять лет они нанесли жестокое поражение армии Санджара в битве при Катаване {Рассказы об этих событиях приведены в трудах Ибн ал-Асира (165. XI, с. 37—40), Садр ад-Дина Хусейни (727, с. 65 и след.), Низами Арузи Самарканди (536, с. 26 и след.), Мухаммада Язди (548, с. 97 и след.) и других средневековых историков}.

Очевидно, экспансия кара-китаев способствовала уходу туркмен из пределов Туркестана. В пользу этого мнения говорит свидетельство автора XIV в. Зеркуба Ширази. Рассказывая о событиях 1145 г., он пишет, что "волны туркмен" хлынули в Хорасан и Фарс из областей кыпчаков (163, л. 63; 4, с. 48).

Источник: С.Агаджанов «Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв.» 

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

OGHUZ TURKS, TURCOMAN AND TURKMEN