АРМЯНСКИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ О ТУРКМЕНСКИХ ГОСУДАРСТВАХ НА КАВКАЗЕ

Две страны – Туркменистан и Армения, разделенные горами и морем, и два народа – туркмены и армяне, каждый со своим языком и религией, национальными особенностями и культурными традициями, на самом деле связаны друг с другом гораздо больше, чем это известно сегодня широкой публике.

Знание истории среди неспециалистов в лучшем случае ограничивается школьным курсом, а уж то, что осталось вне общеобразовательных программ, зачастую становится настоящим откровением для взрослых людей, открывающих для себя интересные факты из прошлого своего народа.

Между тем, история древнего мира как наука к началу XXI века продвинулась далеко вперед по сравнению с веком минувшим, благодаря, прежде всего, археологическим открытиям, обнаружению неизвестных прежде письменных источников и, что немаловажно, отказу от идеологизации исторической науки. Не секрет, что старые учебники истории грешили европоцентризмом и рассказывали о прошлом стран Азии очень коротко и фрагментарно. Поэтому стоит ли удивляться, что в Средней Азии, на Кавказе выросли поколения, которые мало что знают о своих далеких предках?

Общие страницы истории туркменского и армянского народов относятся к числу таких почти забытых ныне знаний. Самый ранний пласт связан с эпохой Парфянского царства, созданного воинственными парнами – народом, входившим в кочевой союз дахов из сако-массагетского (скифского) круга племен. Парны населяли обширную территорию от степей Приаралья и Мангышлака до северных склонов Копетдага и оставили заметный след в этногенезе туркмен. Письменные упоминания о них есть у Геродота, Страбона и у многих других античных авторов.

В III веке до нашей эры один из вождей парнов, известный под именем Аршак, стал родоначальником династии Аршакидов, которая правила в Парфии без малого пять столетий. Парфянская держава в период своего расцвета была грозной соперницей Рима и подчинила себе земли Армении, Атропатены, Иберии и Кавказской Албании. Младшая ветвь парфянских Аршакидов под именем Аршакуни́ стала третьей династией, правившая в Великой Армении в I-V веках. При них Армения приняла христианство, появился армянский алфавит Месропа Маштоца, а народ обрел свою духовную независимость от персов и римлян.

Средневековая история, начиная с сельджукских завоеваний в середине XI века, полна драматических эпизодов во взаимоотношениях туркмен и армян. Но уже в конце XIII века венецианский путешственник Марко Поло описывая Малую и Великую Армению, поместил между ними Туркмению, имею ввиду государство, основанное в Малой Азии туркменами-сельджуками. Он свидетельствовал, что живут в этой стране три народа: туркмены занимаются скотоводством, разводят лошадей и выделывают, по его словам, «самые тонкие и красивые в свете ковры»; армяне и греки – горожане, занятые торговлей и ремеслами.

В середине XIV века на территории Малой Азии, Ирака, Ирана и Закавказья возникли туркменские племенные объединения Ак-Коюнлу (Акгоюнлы) и Кара-Коюнлу (Гарагоюнлы), соперничавшие между собой. Они оставили неизгладимый след в истории народов целого региона, но прежде всего в Армении. Первые документальные сведения о туркменских эмирах, правивших в Араратской долине, относятся к концу XIV века, когда Армения была сильно разорена ханами Золотой Орды, а затем Тимуром. Туркмены-бахарлы, жившие близ озера Ван на территории современной Турции, возглавили коалицию скотоводческих племен, поднявшихся на борьбу с Тимуром.

На их знамени был изображен черный баран, отсюда и название созданного ими в 1410 году государства Гарагоюнлы. В армянских хрониках упоминаются вождь бахарлы Саад (или Сахат), его сын Пир-Хусейн, внуки Пир Гаиб и Абдулла. Саму Араратскую область с начала XV века армянские источники стали называть Чухур-Сахат, что означает «Сахатова котловина», а все туркменские племена, на протяжении XIV века переселившиеся из Средней Азии на берега Аракса, уже именовались Сахатлы.

Эмиры Гарагоюнлы (Гара Юсуп и его сын Искандер) вели постоянные войны с Тимуридами и ширваншахами, значительно расширив свои владения. После убийства Искандера на престол вступил eго брат Джаханшах, сыгравший важную роль в жизни армянской апостольской церкви. Он не только освободил ее от налогообложения, но и способствовал возвращению в 1441 году престола армянских католикосов из киликийского города Сис в Эчмиадзин, где он находится до настоящего времени и где за тысячу лет до эпохи Джаханшаха зародилась эта одна из древнейших христианских церквей.

Целый ряд армянских летописей XV века содержит интереснейшие сведения о туркменских эмирах, Особенно тепло они пишут о Джаханшахе. Мовсес Арцкеци, Меликсет и другие авторы того периода посвятили страницы своих летописей Узын-Хасану — основателю государства Акгоюнлы, которое поглотило державу Гарагоюнлы и просуществовало до начала XVI столетия.

Двадцать лет назад ученые ереванского Матенадарана подготовили на основе этих материалов сборник документов и предоставили его в русском переводе в распоряжение туркменских коллег. В 1997 году книга «Армянские первоисточники о туркменских государствах Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу» была издана в Ашхабаде.

В те же годы специалисты Национального института рукописей Туркменистана обнаружили в фондах Матенадарана около 500 рукописей, в той или иной степени относящихся к истории туркмен. Среди них такие раритеты, как переписка Надир-шаха, «Тимурнама» Хатифи, «Ыкбалнама» Искандери (об истории Сефевидов), ряд других не менее ценных литературных памятников, еще неопубликованных.

Прекрасно, когда сохранились манускрипты, но немаловажную для историков информацию содержат еще и камни, особенно в такой стране, как Армения. В этом смысле трудно переоценить значение мавзолея туркменских эмиров династии Саадлы, который сохранился в селе Аргаванд близ Еревана. Это башнеобразное двенадцатигранное сооружение высотой 12 метров и диаметром 7 метров возведено из местного тесаного камня – туфа, в верхняя часть сложена из жженого кирпича. Шатровое венчание мавзолея очень давно разрушилось в результате землетрясения, а когда-то оно было целиком покрыто синими изразцами.

Не случайно старинное село близ мавзолея в прошлом называлось Геок-гумбез (Голубой купол) — этот туркменский топоним обязан своим появлением памятнику, который возвышался над всей округой и был, судя по всему, единственным ориентиром на местности. Но, самое главное, уцелела надпись, опоясывающая мавзолей на довольно значительной высоте. Ее перевод на русский язык еще в 1961 году опубликовал армянский ученый Акоп Папазян.

Судя по тексту, в котором приведены имена эмира Пир-Хусейна, сына эмира Саада, а также Пир-Будак хана и его отца эмира Юсупа, сооружение построено в 1413 году при жизни и по указу этих правителей. Под мавзолеем имеется подземный склеп, служивший фамильной усыпальницей семьи Саадлы. По рассказам местных жителей, совсем рядом когда-то стояли еще две усыпальницы поменьше, но их следы давно стерты.

По многим признакам, эмиру Сааду удалось распространить свою власть на левобережные районы Аракса и почти целиком подчинить центральную часть Араратской долины. Отсюда можно сделать вывод, что если не при нем, то, во всяком случае, при его сыне Пир-Хусейне Ереван стал административным центром области и резиденцией господствовавших там эмиров Гарагоюнлы. Иначе нельзя объяснить факт такой близости их родового кладбища к Еревану, от которого до села Аргаванд всего 8 километров. Несомненно, где-то рядом должна была находиться и крепость, в которой жили туркменские правители.

За последние два десятилетия мавзолей в Аргаванде не раз был объектом специальных исследований туркменских ученых. Изучать его приезжали доктора исторических наук, археологи Еген Атагаррыев и Хемра Юсупов, кандидат исторических наук, антрополог Ораз Бабаков, кандидат исторических наук, архитектор Мухаммед Мамедов с группой реставраторов. После первого официального визита в Армению Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, посетившего этот памятник, по его поручению был подготовлен проект восстановления шатра над мавзолеем.

Дальнейшее углубленное изучение письменных, археологических и архитектурных материалов о туркменах, живших на территории современной Армении, несомненно, позволит получить немало ценной информации, которая будет использована при написании объективной истории туркменского народа на подлинно научной основе.

Р.Мурадов

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ