ЗАКАДКИ МАВЗОЛЕЯ ТОРЕБЕГ-ХАНЫМ
Более шести веков стоит на
земле Конеургенча (Северный Туркменистан) прекрасное здание – предмет гордости
всех поколений живших здесь за это время людей и восхищения бывавших тут
чужестранцев. Даже Тамерлан – безжалостный покоритель соседних и далеких народов,
– полностью разрушив старый Ургенч в 1379 году, пощадил этот великолепный
памятник и еще несколько мавзолеев и минаретов былой столицы государства
Хорезмшахов. Он угнал отсюда в свои края лучших ремесленников, а в их числе и
мастеров-строителей, которым впоследствии суждено было вложить свой талант в
сооружение блестящих тимуровских построек в Самарканде и Шахрисабзе.
Мавзолей,
увековечивший имя золотоордынской принцессы Торебег-ханым – первый памятник на
территории средневекового городища, встречающий каждого, кто въезжает в этот
огромный археологический парк. Искусствоведы, историки, культурологи из разных
стран единодушны в том, что это здание относится к числу подлинных шедевров
мировой архитектуры. Не удивительно, что несколько лет назад вместе с другими
уцелевшими памятниками Конеургенча оно вошло в список всемирного наследия
ЮНЕСКО.Сочетающий в себе изящество и монументальность, уникальную
объемно-планировочную композицию и виртуозный декор, мавзолей Торебег-ханым
представляет собой ярко выраженный портально-купольный тип мемориального
сооружения. Что это значит? Все погребальные постройки Центральной Азии и
Ирана, которые гораздо старше мавзолея Торебег-ханым, являют собой разные типы
купольных сооружений, вход в которые со временем приобретал все более
впечатляющие формы. Его украшали как могли, используя не только особые
отделочные материалы, но и превращая простое обрамление входного проема в
пластически выразительный портал с арочным сводом над дверью, ведущей в
купольный зал. Это пештак, что означает в переводе с фарси «передняя арка» –
архитектурная форма, в средние века распространившаяся едва ли не во всем исламском
мире и дожившая до наших дней, став легко узнаваемым признаком архитектуры
Востока.
Мавзолей Торебег-ханым
демонстрирует зрелый пештак, доведенный до совершенства: его пропорции
настолько гармоничны, что не оставляют сомнений в высоком профессионализме
мастеров, сполна владевших математическими методами формообразования. Это
станет понятно, если посмотреть на свисающие гроздья керамических сталактитов
(мукарнас), которыми украшены потолки помещений и арочные ниши на фасадах, или,
если запрокинув голову, вглядываться в немыслимые переплетения арабесок –
геометрической сетки, построенной по принципу бесконечного развития, которую на
фарси называют гирих. «Как и какими методами был построен этот сложнейший
орнамент на поверхности опрокинутой чаши купола?» – вопрошал академик Митхат
Булатов, первым разгадавший многие секреты строителей Конеургенчского мавзолея.
Изначально все его фасады, включая подкупольный барабан, украшали фаянсовые
изразцы в четких кирпичных обрамлениях, но от этой облицовки остались лишь
незначительные участки: мозаичные заполнения углублений в стенах держались на
гипсовом растворе, поэтому давно осыпались из-за действия ветра, влаги и
мороза. Под сталактитовым поясом барабан охватывала широкая лента арабской
надписи. Составлявшие ее мозаичные глазурованные плитки почти полностью
утрачены, поэтому прочесть этот текст уже невозможно. Стены и потолки
интерьеров также обильно были украшены резной фаянсовой мозаикой.
На высоком барабане с
двенадцатью стрельчатыми проемами, дополнительно освещающими интерьер,
возвышался наружный купол, от которого остался лишь небольшой кусок с
глазурованной облицовкой чистого голубого цвета. О том, какой могла быть форма
этого купола, существовали два мнения. Большинство ученых считали, что здесь
имел место конус, аналогичный куполу соседнего мавзолея Текеша. Другие
придерживались гипотезы о сфероконической оболочке, подобной большинству
среднеазиатских куполов. Но все эти споры потеряли смысл, когда обнаружилось
одно важное письменное свидетельство, датированное 1840 годом. Его оставил
английский офицер Джеймс Эббот – он стал первым европейцем, которому удалось
попасть в Конеургенч в XIX веке. В его дневнике по поводу мавзолея Торебег-ханым
ясно сказано, что он имеет «остатки конического перекрытия». Стало быть, в то
время их сохранность была полнее и форма купола не вызывала сомнений.
Давно
исчез и северный торец здания, раскрыв наружу сталактитовое убранство под
маленьким куполом предполагаемой усыпальницы – гурханы. Она сохранилась только
наполовину своего объема, но была воссоздана десять лет назад бригадой мастеров
под руководством архитектора Игоря Зубанова из Национального управления
Туркменистана по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры.
Фасадная стена в виде глухого портала решена по аналогии с задним порталом
другого, более позднего Конеургенчского мавзолея, известного как Султана Али, а
он, в свою очередь, строился в подражание мавзолею Торебег-ханым.
В интерьере здания примечательна особая конструкция пола,
выложенного из того же кирпича, что и стены: она держалась на двухрядных
кирпичных столбиках, между которыми образованы каналы. Планировка этих
подпольных каналов в шестигранном зале не сохранилась, а их назначение не
выяснено. Может быть, это остатки отопительной системы, которая, судя по одному
из археологических объектов на Волге, была известна в золотоордынских городах.
Этот факт, выявленный реставраторами мавзолея Торебег-ханым четверть века
назад, вновь привлек внимание исследователей к давней дискуссии о первоначальном
назначении памятника.
Исчезнувшая
эпиграфика наверняка содержала сведения о том, кто и когда воздвиг его, однако
нельзя недооценивать такой важный фактор, как народные предания. Они не
возникают на пустом месте и в этом конкретном случае прочно связаны с Торебег-ханым
– покровительницей женщин, включенной со временем в число местных святых. Ее
мавзолей по крайней мере в XIX – начале XX века был центром массового
паломничества. Невесты со своими подружками являлись сюда накануне свадьбы,
испрашивая благословения на брак, а само имя Торебег было широко известно во
всем Хорезме и окружено романтическими легендами. Их сюжеты сводятся к тому,
что красавица принцесса пообещала выйти замуж за влюбленного в нее
мастера-строителя по имени Гулгердан, если он построит для нее самое прекрасное
в мире здание. Когда он сделал это, дочь падишаха коварно обманула его, и он
погиб. Основа этой печальной истории очевидна: всего в 30 метрах от мавзолея Торебег-ханым
еще сто лет назад можно было видеть другой, более скромный по размерам, но не
менее роскошно оформленный мавзолей, который молва связывала с несчастным
Гулгерданом. Сегодня о нем напоминает только фундамент, раскопанный
археологами.
Между тем Торебег-ханым – не только фольклорный персонаж, но
реальная историческая личность, дочь правителя Золотой орды Узбек-хана и жена
его наместника в Хорезме Кутлуг-Тимура, прославившаяся строительством
религиозных учреждений в Ургенче. Достоверно известно о ее патронаже над
соборной мечетью и ханакой – обителью суфиев.
Новые обстоятельства
открылись в ходе поздних исследований памятника группой реставраторов.
Во-первых, выяснилось, что на завершающем этапе строительство было неожиданно
приостановлено и это может быть связано с началом военных действий Тамерлана
против Хорезма. Во-вторых, расшифровка арабских надписей на сталактитах
главного входа показала, что они содержат слова, имеющие мистический смысл в
суфийской философии: «ал-ходи» («праведный»), «ал-мульк» («царство»), «ал-бади»
(«прекрасный»), «ал-малик» («владыка»), «ал-таваб» («покаяние»). «Ключ к
идентификации здания может находиться и в его плане, – считает канадская
исследовательница, куратор исламского искусства в Королевском музее Онтарио
(Торонто), профессор Лиза Голомбек. – Это двенадцатигранник – редкая форма для
иранских башенных мавзолеев, отражающая доктрину двенадцати имамов – духовных и
политических преемников пророка Мухаммеда».
Круг вопросов, которые ставит перед исследователями мавзолей Торебег-ханым,
всем сказанным выше далеко не исчерпывается. Несколько пытливых специалистов из
разных стран и сегодня ломают голову над загадками Конеургенчского шедевра, а
это значит, что появится еще немалых посвященных ему научных статей и книг.
Источник: Turkmen.Ru
Comments
Post a Comment