ГОРКУТ-АТА


Горкут-ата (туркм. Gorkut Ata), Китаб-и Коркуд (Книга Коркуда), письменный эпический памятник огузо-туркменских племен, сложившийся около 1500 лет назад. Известен в трех записях. Впервые список был найден в рукописном фонде Дрезденской библиотеки в начале XIX века и стал широко известен в научных кругах благодаря немецкому исследователю Г. Дицу (1751-1817). В 1950 г. итальянским ученый Э.Росси обнаружил в Библиотеке Ватикана вторую рукопись (6 сказаний). В те же годы туркменский ученый Ата Рахманов нашел човдурский вариант эпоса (16 глав), записанный со слов бахши. Основой для переводов на европейские языки и публикаций на арабской графике послужила Дрезденская рукопись. С нее же академиком В.В.Бартольдом в 1922 г. был закончен полный перевод на русский язык, опубликованный лишь через 40 лет.

Эпос открывается введением, в котором неизвестный составитель привел все имеющиеся у него сведения о легендарном сказителе Горку- те. Это белобородый старец (аксакал), вещий певец-бахши и прорицатель, блюститель традиций степной жизни и древних военных обычаев. «Он не богатырь, а патриарх, писал В.В.Бартольд, — главный выразитель и хранитель народной мудрости; его нравственному авторитету подчинялся весь народ». Горкут Ата не столько персонаж эпоса, как рассказчик. В поэтической форме он повествует о славном прошлом огузов, хотя и сам иногда становится участником действия. В эпосе нет единого сюжета, каждая из его 12

В.Бартольд считал возможным связывать это имя с основателем династии Акгоюнлы. В многих былиинах повторяются также имена главного богатыря Салыр Газана, его сына Уруза (Ораза) и др. В текстах самих рассказов, как заметил проф. В.М. Жирмунский, участие Горкута время от времени отмечается обращением к аудитории, точнее к хану, перед которым сказитель выступает, можно предполагать, на праздничном пиру. Это обращение указывает на устный характер исполнения. Оно сложилось в постоянную формулу, вводящую прямую речь того или иного героя: «Он сказал — послушаем, хан мой, что он сказал».

«Основное содержание эпоса, — пишет другой крупный его исследователь Х.Короглы, — война огузских богатырей с «неверными»... за утверждение своей власти на завоеванных кавказских землях. Этой теме посвящено 9 глав. Десятая глава рассказывает о междуусобной войне среди огузов. Наибольший литературный интерес представляют «Сказание об удалом Домруле» и «Сказание о Кан-Турали». В первом случае речь идет о борьбе богатыря с ангелом смерти, а также о подвиге жены, отдающей свою жизнь как выкуп за мужа. Второе сказание о сватовстве Кан-Турали. Обе легенды имеют параллели в фольклоре многих народов, в т.ч. у греков и армян. Действие всех сказаний «Китаб-и Коркуд» связано, по-видимому, с завоевательными походами сельджуков на Ближнем Востоке, однако следы эпоса обнаруживаются на ранней родине огузов — в Средней Азии».

Действительно, в Х-ХII вв. эпос распространился у тех народов, которые вошли в состав туркменских государств. Куда бы ни приходили туркмены, они переносили на новую Родину места действия былин Горкут Ата, наполняя его разными географическими названиями. «Переносили» и могилу великого старца. Очень популярны предания о Горкуте среди казахов — от низовий Сыр-Дарьи до южносибирских степей. В.В.Бартольд писал: «Через посредство кыпчаков усвоили казахи от огузов  культ Коркута. С берегов Сырдарьи огузами были принесены на запад предания о народном патриархе и певце Коркуте, выразителе и хранителе народной мудрости.
У ногайцев Северного Кавказа, в этногенезе которых участвовали огузы, тоже сохранились отголоски культа Горкут Ата. Аул Коркут в начале XX в. был зафиксирован учеными в бывшей Ставропольской губернии. По рассказам ногайцев, село названо именем святого старца, который жил, якобы, «лет сто назад». «Горкутын дагы» («Горы Горкута») согласно данным профессора Б.Каррыева, показывали в Туркменистане в районе Гаррыгала. В «Китаб-и Коркут» (XV в.) и в «Огуз-наме» Рашид ад-Дина (XIV в.) говорится о том, что Горкут Ата происходил из огузов-баятов, а в труде Абулгази- хана (XVII в.) «Родословная туркмен» указывается, что он выходец из огузского племени кайы. Однако, если «Китаб-и Коркут» приводит имя его отца как Кармыш, то Рашид ад-Дин и Абулгази-хан называют отца Горкут-Ата именем Кара-ходжа.

Алишер Навои прямо указывает на то, что в XV-XVI вв. по всей Средней Азии был широко распространен туркменский эпос. Он считал, что не стоит писать о Горкуте, ибо «среди тюркского народа он слишком известен, чтобы нуждаться в еще (большей) известности».

В трудах средневековых авторов утверждается, что Горкут Ата был современником пророка Мухаммеда. В частности, Байбуртлу Осман (XVI в.) пишет, что когда Мухаммед появился в Мекке, Баяндур-хан отправил к нему огузских беков. Когда Салыр Казан во главе беков прибыл к Каабе и вошел в мечеть, где молился Пророк, то последний увидел толпу косматых и небритых людей. Тогда Мухаммед научил их истинной вере, молитвам и направил к ним Сельман-и-Фариси, который шейхом над огузами поставил Горкута. Известны и другие отождествления великого старца с конкретными историческими фигурами, жившими в разных местах и в разное время, однако все говорит о том, что это скорое собирательный образ и, как считал В.В.Бартольд, в легенде о нем как о мусульманском святом, сохранились следы домусульманских верований.

Этнограф В.Н.Басилов также указывает, что в мифах ряда тюркоязычных народов Горкут — первый шаман, покровитель шаманов и певцов, изобретатель струнного инструмента кобыз. В доисламский период он — божество, а с принятием ислама возникает легенда о смерти Горкута. По наиболее распространенному ее варианту, Горкут увидел во сне людей, рывших ему могилу, желая спастись от смерти, он отправился странствовать, но сон преследовал его. Наконец, решив, что смерть ждет его только на земле, Горкут разостлал на поверхности Сырдарьи одеяло и стал день и ночь сидеть на нем, играя на кобызе. Когда усталость сломила Горкута и он заснул, смерть в образе ядовитой змеи ужалила его. «Могилу» Горкут Ата (по- казахски «аулие Хорхут») в конце XIX в. видели и описали около десятка русских авторов. Она находилась в центре древнего расселения огузов на берегу нижнего течения Сырдарьи в 1,5 км от селения Хорхут между Кызыл-Ордой и Казалинском. Теперь Сырдарья практически поглотила ее. О другой «могиле» Горкут Ата близ города Дербент на Кавказе писал в XVII в. член германского посольства в Московию и Персию (1638 г.) Адам Олеарий. По его словам, она находилась в одной из больших пещер на побережье Каспийского моря и была окружена «почти языческим» культом.

Наиболее древние мифологические представления о Горкуте содержатся в генеалогических преданиях огузов, записанных, в частности, Рашид-ад-дином и Абулгази. В них Горкут ата выступает как проживший почти 300 лет патриарх племени, стоящий во главе старейшин и народа, избирающий и низлагающий ханов, которые оказывают ему почести и беспрекословно выполняют его советы. В эпосе певец Горкут Ата — советник и помощник ханов и богатырей (многим из них он нарекает имя и дает благословение). Вскормленного львицей Бисата он уговаривает вернуться в общество людей; отправляется послом к истреблявшему огузов великану-людоеду Депегёзу (убитому затем Бисатом) с предложением ежедневной дани; сватая богатырю Бамси-Бейреку невесту, путешествует в далекую страну, сражается с ее братом Карчаром, убивавшим всех сватов, и побеждает его. Образ Горкут Ата оказал влияние на формирование других мифологических персонажей покровителей пения и музыки Бабагамбара и Ашикайдына.

У какого-бы тюркского этноса (у казахов, азербайжанцев, турков и др.) не встречались легенды и мифы о Горкут Ата, источники прямо указывают на то, что он родом из огузов-туркмен, передавших в пору своего могущества все сказания другим народам. Между тем, дестаны Горкут Ата всегда оставались в реперутаре туркменских бахши, а сам легендарный сказитель и пророк фигурирует в целом ряде туркменских пословиц и поговорок.

Первые публикации в Туркменистане отдельных дестанов эпоса были осуществлены в 1940-х гг., но в начале 50-х «Горкут Ата» и ряд других народных дестанов были объявлены «чуждыми туркменскому народу», а их исследователи проф. М.Косаев, академик Б.Каррыев, филолог О.Абдалов и другие подвергнуты репрессиям. Лишь в 1990 г. подготовленный ими туркменский текст эпоса был, наконец, опубликован. Последовали новые издания, в том числе в пересказе для детей, вышли сборники исследовательских статей, состоялись научные конференции и международные симпозиумы, посвященные «Горкут Ата».

Р.Мурадов, Туркменистан
Энциклопедический словарь "Историко-культурное наследие Туркменистана"

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

КЮЗЕЛИГЫР – ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА